Музыкальное воспитание детей

Музыкальное воспитание детей

Когда стоит начинать обучение ребёнка музыке? Занятия музыкой с детьми дома.

Все дети от природы музыкальны. Дошкольный возраст — лучший период для формирования и развития у детей музыкальных способностей.

Как же можно развивать музыкальные способности у детей дома?

Первое, на что нужно обратить внимание, это развитие у ребенка ритмического слуха. Так как ритмический слух развивается сложнее, чем музыкальный, внимание ему нужно уделить больше. Карл Орф, немецкий композитор XX века, внес большой вклад в развитие музыкального образования, он стал известен своей работой «Шульверк» на русский язык это можно перевести как «Обучение в действии», это пятитомная антология музыки для детей. Идеи Орфа совместно с Гунильд Кеетман были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей. Они считали, что дети должны «играть в музыку», а музыка— является основой этой игры и соединяет вместе движение, пение и импровизацию.

Карл Орф считал, что ребенок должен слушать разную музыку, а не только классику и был убежден, что для детей нужна своя особая музыка. Такая музыка неразрывно связана с речью и движением. Нужно петь и в то же время плясать, читать стихи и чем-нибудь звенеть. Ребенок должен чередовать речь, пение и движение.

Такая «особая» музыка есть у всех народов мира. Карл Орф считал, что детям дошкольного возраста, нужно играть не на сложных, требующих долгих лет подготовки инструментах, а на простых. Лучше всего для таких занятий подходят шумовые инструменты.

1. Ударные — звуковысотные инструменты: ксилофоны, металлофоны, глокеншпили («колокольчики»), а также маленькие литавры.

2. Ударно-шумовые инструменты: деревянные и кожаные барабаны, бубны, бубенцы, тамбурины, треугольники, маракасы, трещотки, кастаньеты, румбы и другие подобные инструменты.

Как можно построить занятия

Занятие 1. «Звуковая иллюстрация стихов»

Цель занятия: музицирование с помощью элементарных звуков и движений.

С помощью хлопков, шлепков, щелчков или притопов можно отстучать любое стихотворение.

Для начала возьмите небольшое детское стихотворение, например, стихотворение Агнии Барто «Зайка» или «Мишка».

В лесу на поляне, на белом ковре

(Хлопки в ладоши на каждое слово.)

Рисунок оставили звери.

(Хлопки по коленям обеими руками.)

Тут зайчика след — он бежал от лисы.

(Похлопывание по плечам в такт слов, как будто успокаиваешь сам себя.)

И белок, их домик на ели.

(Притопывание ногами.)

Потом выберите другое детское стихотворение, пусть Ребенок сам придумает для него движения.

Занятие 2. «Шумовой инструмент»

Цель занятия: разучивание простых ритмических рисунков.

Возьмите любой шумовой инструмент. Например, любимые детьми деревянные ложки. Покажите, как можно на них играть, придумайте различные движения с ними и простучите простые ритмические рисунки. Маленькие дети смогут постучать ложкой по ложке, например, встречные движения ложками или попеременные движения от себя и к себе. Детей постарше можно научите держать ложки в одной руке. Если ребенок правша, то он ложки держит в правой руке, если левша — то в левой.

Можно ложки держать так: одна ложка кладется чашечкой вниз на указательный палец и прижимается сверху большим, другая, нижняя ложка, кладется на средний палец чашечкой вверх и придерживается указательным пальцем.

Выберите песню, простую и легкую. Очень хорошо для этого подойдут известные всем с детства «Во саду ли, в огороде», «Во кузнице», «Калинка-малинка», «Веселые гуси», «Маленькой елочке холодно зимой» и т. д.

Рассмотрим возможный ритмический рисунок под песню «Во саду ли, в огороде».

Во саду ли, в огороде

(Нога на ногу, удары в такт по ноге.)

Девица гуляла,

(Удары, о ладонь левой руки, круговые движения рук перед собой.)

Невеличка, круглоличка,

(Ноги вместе, удары, то по одной ноге, то по другой.)

Румяное личико.

(Удары, ложками по ноге, постепенно опускаясь по ней вниз.)

Занятие 3. Копирование «чужих» ритмов

Цель занятия: развитие слухового восприятие и слуховой памяти.

На таких занятиях ребенок учится различать громкие и тихие звуки (нюансы), отрывистые и протяжные (характер звуков), высокие и низкие (тембровые различия), все это помогает развивать музыкальный слух ребенка, а копирование шумов способствует развитию мелкой моторики.

Например, прохлопайте в ладоши ребенку ритм. Пусть для начала это будут всего три хлопка. Потом четыре и так далее. Обычно дети с удовольствием выполняют это задание.

Затем добавляйте в схему удары по столу или по барабану. Например, три хлопка в ладоши и три по столу.

Можно копирование ритмов повторять полностью с помощью шумовых инструментов.

Меняйтесь с ребенком местами, пусть он вам тоже задаст ритм, а вы повторите его. Это вырабатывает в ребенке чувство ритма. Иногда специально допускайте ошибки, пусть ребенок сам их услышит и исправит.

Занятие 4. Простучать ритм под музыку

Цель занятия: развитие чувства ритма.

На этом занятии можно использовать как классическую музыку, так и современную, даже музыку природы.

Можно положить перед ребенком несколько видов шумовых инструментов, пусть это будут и колокольчики, и барабаны, и маракасы. Сначала прослушайте мелодию, разберите ее с ребенком. Потом выясните, что почувствовал ребенок, когда ее слушал: было ли ему грустно, или наоборот — весело?

Включите и проиграйте эту мелодию еще раз. Теперь пусть ребенок попытается выбрать подходящий инструмент и отстучать ритм этой мелодии. Он может пользоваться всеми инструментами по очереди, а может выбрать только один. Не ругайте его и не говорите, что он не прав. Он учится, познает, сравнивает. Помогите ему творить.

Если у вас нет под рукой ударно-шумовых инструментов, их можно сделать самим, своими руками. Вот то, что всегда может оказаться под рукой:

■ стеклянные бутылки с водой;

■ жестяные банки с сухими крупами;

■ пластиковые бутылки с сухими крупами (лучше брать рис или гречку);

■ ложки;

■ крышки от кастрюль;

■ кастрюли;

■ железная кружка;

■ детские погремушки;

■ свистки;

■ стиральная доска.

Даже металлические подставки под горячее могут воспроизводить звонкие звуки, если по ним несильно постучать металлической ложкой.

И главное не забывайте о руках, которыми можно хлопать, ногах, которыми можно топать и, конечно, о голосе: пойте, щелкайте языком, пищите, шипите. Главное — делайте это ритмично.

Постепенно усложняйте задания, давайте ребенку творить самому — это будет началом развития его творческих способностей.

Рекомендуем посмотреть:

Гиперактивный ребёнок

Как вести себя родителям, когда у ребёнка истерика

Детские страхи

Разрешение конфликтов с детьми

Воспитание ребёнка в семье

Оксана Владимировна Креймер # 13 февраля 2017 в 13:56 0
Браво! очень правильные упражнения, очень правильный подход к занятиям с опорой на ритм, именно ритм оказывает на организм самое сильное воздействие. Развивая ритмические навыки, автоматически происходит развитие и певческих, и слуховых и т.д. Для себя отметила несколько заданий, спасибо!
Лариса Владиславовна Забегина # 31 марта 2018 в 08:14 0
Спасибо за актуальный материал! Использование методики Карла Орфа с работе с дошкольниками и, впоследствии, детьми младшего школьного возраста дает очень хороший результат в развитии образного мышления, музыкального слуха и целого спектра способностей ребенка. Без музыкальных инструментов не представляю себе занятий в группе раннего музыкального и вокального развития детей. Еще раз спасибо, заберу в копилку)