Конкурсы для педагогов и детей

Развитие певческих навыков у детей 2-3 лет

Статья «Развитие певческих навыков у детей раннего возраста»
Автор: Назаренко Ирина Николаевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад № 144 комбинированного вида «Сказкоград» г. Новосибирска.
Описание. Данная статья будет полезна музыкальным руководителям ДОУ, педагогам, воспитателям, родителям.
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах музыкального воспитания; воспитание интереса и любви к детской песни; повышение педагогической культуры родителей
Статья «Развитие певческих навыков у детей раннего возраста»
Пение является самым доступным исполнительским видом музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Дети очень любят петь. Поют с удовольствием, охотно, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста.
В соответствии с ФГОС ДО художественно – эстетическое развитие предполагает:
развитие предпосылок целостно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природа;
становления эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).

Основные задачи образовательной области «Художественно эстетического развития» в разделе «Пения»
Группа раннего возраста от 2 – 3 лет
Вызвать активность при подпевании и пении, петь по фразам совместно со взрослым.
Постепенно приучать ребенка к сольному пению.
Группа раннего возраста от 3 – 4 лет
Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре(ми) – ля(си),в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни.
На третьем году жизни певческий голос только начинает формироваться. Певческого звучания пока еще нет. Дыхание у детей короткое. В то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.

Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться. Поэтому ставится задача развивать и укреплять певческие интонации у детей. Ребенок трех лет еще не может петь песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов. Дети четвертого года жизни уже могут пропеть несложную песню. У детей появляется крикливость. Необходимо стремиться, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения. Рекомендуемый диапазон ре – ми – ля первой октавы.

Большое внимание следует уделять подбору детских песен. Песни должны быть несложными, мелодичными, понятными для детей, удобными для дыхания, не¬большого диапазона, с короткими музыкальными фразами. Правильно подобранную песню, соответствующую всем выше перечисленным требованиям, дети четырех лет смогут спеть всю.

Важная задача при обучении детей пению – это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку. Научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также научить радовать других своим пением.

Основным приёмом является выразительное эмоциональное исполнение песни педагогом. Необходимо продумать и передать характер песни, её особенности, её настроение.

Во время первого исполнения песни хорошо использовать игрушки, картинки, помогающие раскрыть содержание песни. Чтобы вызвать у детей желание петь, нужно использовать разнообразные методические приёмы, игровые, зрелищные моменты.

С детьми раннего возраста большое внимание уделяется работе над дикцией. Дети часто не понимают смысла слова, поэтому произносят его неправильно, а, следовательно, и неправильно будут его петь. Необходимо разъяснить значение непонятных детям слов, научить их правильному произношению.

С детьми раннего возраста начинают работать над выработкой певческого дыхания, так как певческое дыхание является главным звеном певческого процесса. Это могут быть различные дыхательные упражнения: «сильный ветер – слабый ветерок»; дуем на снежинки; сдуваем с одуванчика волшебные зонтики и т. д.
Среди всех певческих навыков большое внимание надо уделять звукообразованию: петь без напряжения, естественным, светлым, высоким звуком, без крика. Обращать внимание на правильное формирование гласных звуков. Обучая детей пению, надо учить хорошо раскрывать рот, не зажимать звук. Требуется работать и над протяжным пением, потому что в этом возрасте многие дети поют говорком. Педагог пропевает долгие звуки и просит детей помочь ему. Дети с удовольствием соглашаются.
Игровые приёмы в работе с детьми раннего возраста используются постоянно. Всё детские песенки можно обыграть, так как они содержат какой – либо сюжет. Например, знакомя детей с песней «Машина» Т. Потатенко при первом знакомстве можно показать детям игрушечную машину. После пения спросить у детей: «Какую песенку поёт машина?» «Би –би – би» – вот песенка машины.
«Дети, помогите мне спеть песенку, подпевайте: «Би – би – би!» Это побуждает детей подпевать припев песни. На следующем занятии предложить детям стать водителями машины. Дети «крутят руль» и подпевают песенку, а на припев – нажимают на сигнал и подпевают припев: «Би – би – би!»
В работе с детьми раннего возраста можно используются и обучающие при¬емы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню 2—3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним.
Детям раннего возраста трудно петь в общем темпе. Одни могут петь медленно, в другие могут торопиться. Поэтому надо постоянно следить за этим, приучая детей к коллективному пению.Необходимо упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню. Учить детей петь дружно, не опережая друг друга и не отставая. Учить слышать друзей, которые поют с тобой одну песню.
Во время обучения пению необходимо слышать каждого ребенка. Подбадривать и поощрять детей, тем самым ободрять и укреплять веру в их силы. Хорошо поющим можно предложить спеть небольшой группой, наградить аплодисментами. С интонирующими неточно позаниматься отдельно.

Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Она оказывает воздействие на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Пение хором объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения.

Список литература
Т. С. Бабаджан. Музыкальное воспитание детей раннего возраста, Москва, «Просвещение», 1967.
И. Л. Дзержинская. Музыкальное воспитание младших дошкольников, Москва, «Просвещение», 1985.
В. А. Петрова. Музыка – малышам, Москва, «Мозаика – синтез», 2001.
Г. П. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М. : Прометей., 1992.
М.Б. Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва, «Мозаика – Синтез»,2006.
О. В. Кацер. Игровая методика обучения детей пению. Санкт – Петербург, «Музыкальная палитра», 2005.
М. Ю. Картушина. Вокально – хоровая работа в детском саду. М., Издательство «Скрипторий 2003» 2010.
Ресурсы интернета.
Презентация на тему: Развитие певческих навыков у детей раннего возраста

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по рисованию с детьми раннего возраста Развитие процессуальной игры в раннем возрасте Конспект занятия и презентация по развитию речи для детей группы раннего возраста Опыт взаимодействия педагога и родителей в решении задач образования. Группа раннего возраста

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Подвижные игры для детей раннего возраста в детском саду

Конспекты занятий в группе раннего возраста детского сада

Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок

Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик

Участник №31 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Осенняя ярмарка для детей младшей группы детского сада
Опубликовано: 140 дней назад (9 февраля 2017)
Просмотров: 740
Рубрика: Статьи
+19
Голосов: 19
Валентина Эмильяновна Киппес # 9 февраля 2017 в 15:42 +1
Добрый вечер.Я работаю воспитателем с детьми раннего возраста и поэтому эта тема мне близка .В группе мы часто заучиваем песни и дети стараются петь, но получается у всех по разному.Но дети в восторге от своего пения и поют во время игры, в свободное время .Статья мне очень понравилась .Отдаю свой голос .
Марина Дмитриевна Солодова # 10 февраля 2017 в 13:04 +1
Добрый день, Валентина Эмильяновна! Понравилось содержание статьи «Развитие певческих навыков у детей раннего возраста». Этапы ознакомления и привлечение детей к певческому направлению выстроены грамотно и доходчиво. Полезная методическая рекомендация! Примите голос!
Елена Валериевна Овсянкина # 10 февраля 2017 в 17:26 +1
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Спасибо Вам за приглашение, с большим интересом ознакомилась с Вашей презентацией. Нужный и полезный материал, что будет очень полезно начинающим педагогам-музыкантам. Развитие певческих навыков у малышей - очень кропотливая, можно сказать, ювелирная работа. Главное в ней- не навредить. Ваш материал поможет грамотно и последовательно, весело и интересно научить малышат петь. Примите голос!
Мария Анатольевна Блинова # 10 февраля 2017 в 19:34 +1
Только педагог с большим мастерство и опытом,может взяться за данную работу. Сама работаю начиная с детьми от1.5лет
и знаю,что это такое.В работе использую аккордеон и фортепиано,много акапельное пение.Голос.
Ксения Александровна Ерошенко # 10 февраля 2017 в 21:54 0
Интересный материал. Подробно, доступно и актуально все изложено. Думаю, что данная методическая разработка многим пригодится в практической работе. Примите голос.
Ирина Анатольевна Гавриленко # 11 февраля 2017 в 05:41 0
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Большое спасибо за приглашение. Очень интересная статья. Доступно интересно, а главное поучительно. Обязательно использую в работе представленный материал. Спасибо! Творческих успехов. Голос!
Лариса Владимировна Валитова # 11 февраля 2017 в 16:30 0
Здравствуйте Ирина Николаевна. Хорошая подробная статья, напоминающая правила обучения детишек пению. Всегда полезно повторять то, что, казалось бы, всегда знаешь. Но некоторые моменты все же в памяти ослабевают. Спасибо за напоминание. Голос.
Юлия Борисовна Лоленко # 12 февраля 2017 в 20:18 0
Спасибо за приглашение. очень приятно было прочесть Вашу статью, нужная информация. Примите голос.
Любовь Владимировна Лычангина # 16 февраля 2017 в 15:58 +1
Здравствуйте, увааемая Ирина Николаевна! Спасибо за приглашение на статью «Развитие певческих навыков у детей раннего возраста», которая, безусловно, будет полезна специалистам Вашего профиля.
Вы способствуете повышению компетентности педагогов в вопросах музыкального воспитания; воспитываете интерес и любовь к детской песне; повышаете педагогическую культуру родителей.
В публикации положительно отмечаю наличие яркой наглядности, повышающей педагогическую ценность материала.
Голосую безусловно!
Юлия Владимировна Козлова # 19 февраля 2017 в 08:48 0
Статья содержит очень много полезной информации по развитию вокальных навыков у детей раннего возраста. особенно она будет полезной для начинающих музыкальных руководителей детского сада. Ведь самое главное в работе не навредить голосам детей, суметь грамотно подобрать репертуар, упражнения. Беру вашу статью в закладки.. Спасибо!
Галина Сергеевна Калинина # 15 марта 2017 в 09:11 0
Добрый день! Статья очень интересная и познавательная! Голос!
Наталья Юрьевна Ремизова # 18 марта 2017 в 11:59 0
Спасибо за приглашение. Ознакомилась с вашей статьёй, так как работаю с маленькими детьми, то подчерпнула из Вашей статьи много полезной информации. мой голос Вам.
Надежда Федоровна Петрик # 3 апреля 2017 в 09:54 0
Спасибо за приглашение, Ирина Николаевна! Статья "Развитие певческих навыков у детей раннего возраста "интересная, полезная для музыкальных руководителей. Развивать навыки у маленьких детей ежедневная и кропотливая работа. Оформлена статья красочно, материал доступен, интересная подборка упражнений. Голос!
Анна Леонидовна Грибанова # 3 апреля 2017 в 16:22 0
Здравствуйте! Ирина Николаевна, спасибо за приглашение. Ознакомилась с вашей статьей, хоть нет соответствующего образования было все понятно и доступно, спасибо за материал. Голос!
Олеся Николаевна Рындо # 3 апреля 2017 в 17:37 0
Добрый день! по части пения я не сильна, но то, что занимаетесь с такими малышами достойно уважения! Голос!
Юлия Николаевна Митяшина # 3 апреля 2017 в 21:13 0
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Я не музыкальный руководитель, но статья и для меня очень интересная, полезная, понятная. Музыкальное занятие проходит два раза в неделю у нас. Больше с детьми музыкальный руководитель в течение недели не занимается. Поэтому в нашем саду воспитателей можно назвать второй рукой музыкального работника, так как мы прилагаем больше усилий при разучивании песен с детьми. При этом учим не только слова, но работаем над выразительностью, эмоциональностью. Упражняем детей петь вместе, дружно, в одном темпе. Это и сложно бывает, так как мы поём без музыкального сопровождения, но очень интересно и весело. И во время разучивания слышно голос каждого ребёнка. И сразу проводим индивидуальную работу. Значит ваша статья очень ценна для меня. Отдаю голос за! Спасибо!
Константин Юрьевич Плотников # 6 апреля 2017 в 17:12 +1
Спасибо за добротный, проработанный по источникам и на собственном опыте (что чувствуется) материал!
Может быть, для более чёткой картины стоит:
- показать вариант репертуарного списка (а),
- отметить особенности инструментального сопровождения (очень тонкий, но важный аспект!; в т.ч. использование педагогом-пианистом конкретных тембров синтезатора и пр.),
- приложить практические рекомендации для родителей.
Дальнейших успехов и свершений!
Ирина Николаевна Назаренко # 6 апреля 2017 в 17:56 +1
Константин Юрьевич, спасибо за хорошие советы.
Филиппи Надежда # 28 апреля 2017 в 13:07 0
Интересный материал. Подробно, доступно и актуально все изложено. Думаю, что данная методическая разработка многим пригодится в практической работе. Примите голос.