Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Детская агрессивность детей 6-12 лет

Детская агрессивность и преждевременная сексуализация в предподростковом возрасте (6-12 лет)
Предподростковый возраст в психологии называется латентным (скрытый, внешне не проявляющийся) периодом (6-12 лет). Также его называют «Спящая красавица». Этот период характеризуется изменением поведения ребёнка. У него формируется внутреннее пространство. Именно в этом возрасте складывается его внутренний мир, который в дальнейшем будет составлять « ядро личности». Иот этого зависит вырастет ли ребёнок уверенным, успешным, цельным человеком, либо « никаким», плывущим по течению, безвольным, зависимым от чужого мнения. И формирование его внутреннего пространства происходит только лишь через игры, фантазии, творческую деятельность.
В наше время к большому сожалению, дети перестали играть. Их внутреннее психическое пространство либо заблокировано, в связи с чем не происходит выход агрессии, либо заполнено виртуальным (дети, как правило, сидят за компьютером или у телевизора, либо перекачивают игры и песни через блютуз). Канули в лету детские дворовые подвижные игры: «Казаки-разбойники», «Прятки», «Войнушка», «Догонялки», «Тимур и его команда», как классика жанра. Благодаря этим играм, дети познавали окружающий мир, адаптировались к пространству, вынуждены были находить способы обуздать свои внутренние инстинкты, направить их в нужное русло, овладевали контролем над своими импульсами.
Весьма полезно для детей общение с разновозрастной группой, в ходе которого у ребёнка формируется «коллективное Я», он осваивает много разных вариантов поведения людей, разные роли, расширяет внутреннее пространство. Через общение со старшими товарищами ребёнок познает:
пути передвижения – «походы на помойку», освоение своей территории: «наша улица», «наш двор», страшные запретные места (подвал, чердак);
«злачные места» - добыть запретное, совершить недолжное, здесь дети осознают свои агрессивные желания (в виде лопнуть бутылку…);
«места встреч» - посиделки, где взрослые не докучают. Всё этоспособствовало естественному выходу детской агрессии.
Девочки делали «секретики» в земле (закапывали фантики, открытки под стеклышком и т.п.), а у мальчиков были «тайники» (ниши, щели, укрытия). Таким естественным и безобидным образом выражалась детская сексуальность.
А что сейчас?.. Взрослые постоянно ограничивают ребёнка: нельзя бегать, на улицу не пойдёшь, с тем не дружи… А должно быть - естественное поддержание отношений, взамен жёсткого контроля! Как только включается контроль, это говорит о нашей тревоге, мы не уверенны, а значит не доверяем своему ребёнку и он это чувствует! В результате – либо ребёнок слишком подавляет свою агрессию, превращаясь в жертву, изгоя, либо становится неуправляемым, «трудным», хамом (у некоторых детей как раз в этом возрасте случаются первые приводы в детскую комнату полиции). А ведь для ребёнка очень важно не остаться лузером! Если ребёнок склонен к бурной фантазии или что-то у него не получается, задача родителя (или педагога) – дать возможность ребёнку почувствовать свою успешность: выиграть матч, построить самую высокую башню, испечь больше всех блинов и т.п.
Основоположник психоанализа З.Фрейд и его последователи А. Адлер, К.Г.Юнг считали, что источником агрессии является - семья, недостаточные семейные связи.
Причины агрессии:
* недостаток внимания и заботы в семье;
* недополучение мамы;
* нехватка ощущения безопасности;
* травмирующий объект;
* телевизионные и компьютерные агрессивные, страшные фильмы и игры. Во время игры в компьютер, ребёнок получает всё то, чего ему не хватает в жизни. Но благополучного психического развития не происходит.
Также к причинам детской агрессивности относят – дефицит авторитетов, мужского влияния. Дефицит мужского влияния наблюдается и дома, если мама воспитывает ребёнка одна и в школе. В таком случае очень хорошо отдать ребёнка в секцию/кружок, где есть тренер/учитель-мужчина, или почаще общаться с родственниками-мужчинами.)
Отсутствие наказующего фактора также является одной из причин детской агрессивности.
Наказание святой Иоанн Златоуст называет « матерью спасения», говоря: «...подобно тому, как если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, то набрасываешь на уста её узду, с силой поднимаешь её на дыбы, нередко и бьёшь, что правда составляет наказание, но ведь наказание - мать спасения...».
Детская агрессивность — признак внутреннего неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка — не только большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза дворов», но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других и т.д. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответную реакцию, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников, они не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательно одеваться медленно, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя, пока не услышит её крик или не получит от неё шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокаивается. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но для данного ребёнка — это единственный механизм «выхода» психоэмоционального напряжения, снятия внутренней тревожности. И тем не менее присутствие агрессии — это нормально! Только поняв и приняв это, взрослые «догадаются», что ребёнок ни в чём не виноват и, если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.
Причины преждевременной сексуализации лежат в изменениях нашего общества. Современное общество ориентировано на инстинкт и потребление. Человек, подчинённый инстинктам не критичен, им легче управлять. До сих пор в обществе нет понимания какая же личность ему нужна? В Советском Союзе существовала чёткая идеология - воспитывали космонавтов, спортсменов… Одно остаётся понятным, творцы не нужны, приветствуются винтики. Школа не знает какую личность воспитывать, от социума нет запроса, нет понимания какая же личность будет успешной, авторитетной.
Порой, не каждый взрослый выдерживает сексуальные стимулы, транслирующиеся с экранов ТВ, а что говорить о незрелой личности?.. Есть реальные картинки – что нужно делать, как делать (нынешние идеалы – это Леди Гага и ей подобные). И нет истинного понимания – что такое сексуальность? И абсолютно нет понимания – зачем? Зачем люди занимаются любовью? Запрет на детскую сексуальность отсутствует полностью!
Когда ребёнок не находит любви, внимания, понимания, а есть для него только мир требований, ощущение ненужности, чувство одиночества, когда ничего другого у ребёнка не остаётся, он выбирает такой механизм защиты – как сексуализация. Это происходит, когда ему невыносимо, когда у него нет выбора! Он приносит себя в жертву. Он нуждается в правилах, которые не только запрещают, но и охраняют!
Отсутствие запрета на детскую сексуальность приводит к сексуальному насилию и тяжёлым психическим расстройствам.
Психосексуальное развитие предподросткового возраста должно сдерживаться механизмами защиты – символизация, сублимация (перенаправленность в спорт, учёбу, творчество, игру ( для малышей- это«Свадьба», «Доктор», Семья»).
Не стоит забывать, что проблема ребёнка – это всегда отражение проблем родителей!
Как вести себя родителям? Прежде всего помнить, что этот возраст характеризуется послушностью, обучаемостью и активностью. Самое главное - принятие ответственности на себя! И только в последнюю очередь винить учителей, общество и других людей. Во всём поддерживать своего ребёнка, быть с ним на одной волне.
Самый значимый объект для ребёнка в предподростковом возрасте – « дом-семья». Именно здесь он получает (либо не получает!) : защищённость, стабильность, ритуальность, «почву под ногами», устойчивость мира, безопасное пространство, домашний уклад. Основу для будущих отношений ребёнок наблюдает во время семейных обедов. Идеальным примером таких отношений является крестьянская семья - поведение за столом, где соблюдалась иерархичность-глава семьи дед, отец, затем мать и т.д., множество интроектов (внутренних идеалов), закладывалось уважение к старшим, непререкаемый авторитет. Игры с братьями, сёстрами в крестьянской семье также формировали у ребёнка понимание жизни: старшие заботятся о младших, младшие уважают и помогают старшим.
Поэтому, так необходимо в наше не простое время почаще устраивать семейные обеды, ужины, чаепития, семейные советы, где собирается много родственников, закрепляется родовая память, зарождаются и поддерживаются традиции и обычаи. В этом возрасте ребёнок должен учиться готовить, убирать свои вещи, мыть полы. Понимать, что у него появились обязанности.
Предподростковый возраст – это индикатор нашего отношения к ребёнку.
Ребёнок дерзкий, упрямый, неугодный – это нормально! Он выплёскивает весь негатив, психоз. Идёт формирование психологических защит, которые так пригодятся ему в дальнейшей жизни. Необходимо терпеливо пережить, ведь социальное одобрение способствует благоприятному развитию ребёнка!

Рекомендуем посмотреть:

Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школьного обучения Организация практического взаимодействия с окружающим миром у дошкольников с ОВЗ Работа с детьми с ОВЗ в массовой школе в рамках инклюзивного образования.
Формирование характера у младших школьников с ОВЗ в условиях современного реабилитационного центра
Опубликовано: 2717 дней назад (17 ноября 2016)
Просмотров: 1188
+2
Голосов: 2
Нина Николаевна # 7 декабря 2016 в 16:54 0
Добрый вечер! вы затронули очень злободневную тему. Я с вами совершенно согласна, что предподростковый возраст очень сложный и непонятный. У детей изменяется поведение, формируется внутреннее пространство, складывается его внутренний мир, который в дальнейшем будет составлять « ядро личности». И от этого зависит вырастет ли ребёнок уверенным, успешным, цельным человеком, либо « никаким», плывущим по течению, безвольным, зависимым от чужого мнения. И формирование его внутреннего пространства происходит только лишь через игры, фантазии, творческую деятельность.
Голос!
Творческих вам успехов!