Конкурсы для педагогов и детей

Формирование характера у младших школьников с ОВЗ в условиях современного реабилитационного центра

Формирование характера у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного реабилитационного центра
В настоящее время более 4,4% процента детей, проживающих в России, относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым потребностям. По данным статистики, увеличивается число детей – инвалидов с различными формами задержек физического и психического развития. Несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и развития, значительная часть таких детей, став взрослыми, оказываются неподготовленными к интеграции в социально – экономическую жизнь.
Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий тот или иной дефект развития и способный к восприятию воспитательных воздействий, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. Однако, чтобы решить эту задачу, необходимо учитывать весь комплекс медицинских, педагогических, экономических, социальных, психологических и других проблем, касающихся социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, их обучения, реабилитации и адаптации в социальную среду.
Таким детям необходима помощь со стороны взрослых в создании специальных условий для нормальной адаптации и интеграции в жизнь общества. Она требует основательной профессиональной подготовки, поскольку, затрагивает судьбу растущего человека, причем отягченного дефектом. Чем больше мы будем знать особенности формирования характера ребенка с ограниченными возможностями, тем качественнее будут коррекционно-воспитательные воздействия, тем эффективнее результат реабилитации. Таким образом, изучение формирования характера детей с аномальным развитием остается актуальным и востребованным как со стороны (родителей, специалистов, работающих с этой категорией детей), так и всего общества в целом.
Проблема состоит в том, что существующие методы и технологии работы с детьми с ограниченными возможностями не могут широко использоваться в регионах, удаленных от таких центров, как Москва и Санкт – Петербург. Недостаточное оснащение материально – технической базы не позволяет применять на практике имеющиеся разработки. Вследствие этого, учреждениям, подобным РЦ Виктория приходится нарабатывать собственный опыт в области работы с детьми с ограниченными возможностями.
Противоречие заключается в том, что, несмотря на имеющиеся доказательства необходимости длительного срока реабилитации (социально- психологической), зачастую основной акцент делается на реабилитацию медицинского плана. Вследствие этого сокращается время пребывания детей в реабилитационных учреждениях и по этой причине интеграция в социум остается недостаточно завершенной.
Отсюда следует, что специалистам, занимающимся проблемами детей с ограниченными возможностями, приходится в максимально короткие сроки проводить реабилитационные мероприятия и добиваться положительной динамики в работе.
На основе вышеизложенного определена тема исследования:
«Формирование характера у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра «Виктория».
Объект исследования: характер младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: формирование характера у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра « Виктория».
Гипотеза исследования: специально созданные условия эмоциональной поддержки со стороны взрослых (специалистов РЦ, родителей) и сверстников, развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности во время занятий и свободной деятельности, коррекция навыков самоконтроля, а также инновационные формы работы («Проектная деятельность») способствуют формированию положительных черт характера у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы – определить и разработать способы и средства эффективного формирования характера у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья через систему коррекционно-воспитательной работы.Проблема характера занимает видное место в психологии начиная с древности, когда философ, мыслитель Теофраст, которого с полным основанием можно считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу «Характеры». Популярности изучения характера способствовало большое значение этой проблемы в жизни.
Характер - в переводе с греческого, означает «чеканка», «печать», «черта», «признак», «особенность». И содержит смысл определенного действия, поступка человека, являющегося для него типичным. Характер человека накладывает определенный отпечаток на его поведение, на его взаимоотношения с другими людьми. Понятие «характер» употребляется тогда, когда хотят оценить поведение человека.
В современной психологической науке не сложилось целостного представления о характере. Характер изучен недостаточно по сравнению с другими индивидуально-психологическими особенностями личности. До сих пор остаются открытыми вопросы о сущности и содержании понятия «характер», о его структурных компонентах и функциях, о его соотношении с другими психологическими образованиями человека. Любая серьезная болезнь – психическая травма для ребенка, ведь «всякий телесный недостаток…не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок, реализуется социальной ненормальностью поведения» (Выготский Л.С.). Дети, имеющие разного уровня проблемы психического и физического развития, начинают позже ходить, говорить, реагировать на окружающих, с трудом овладевают навыками общения, тяжело усваивают общественно -принятые нормы поведения. Специфической особенностью развития таких детей является задержка (индивидуальная для каждого ребенка, в зависимости от степени выраженности дефекта) появления всех новообразований, характерных для определенного возраста. При этом развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья подчиняется тем же закономерностям, которые характерны для обычного ребенка, но болезнь вносит свои коррективы.
Помимо проявлений конкретного заболевания – детского церебрального паралича, генетического нарушения, нарушения слуха, зрения – все это относится к первичному дефекту, в развитии ребёнка часто проявляется вторичный дефект – интеллектуальное, психическое нарушения и нарушение социального поведения. Также часто встречается третичный дефект – отклонение в эмоционально-волевой сфере, в формировании личностных качеств.
Практика показывает – чем дальше нарушение стоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции. Еще в 1927г. основоположник отечественной психологии Выготский Л.С. отмечал социальный характер дефекта и то, что любой физический недостаток сказывается, прежде всего, на отношениях с людьми и ощущается не биологически, а социально: «Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая организация».
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с большим количеством трудностей (ограниченность социальных контактов, двигательной сферы и т.п.). Чтобы успешно приспособиться к окружающей среде, ему необходимо обладать определёнными свойствами и качествами личности. Одним из таких свойств является характер.
Характер – это судьба человека, которая во многом определяется уровнем его адаптивности – врожденной и приобретенной способности к приспособлению, ко всему многообразию жизни при любых условиях…Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни, которые определяются внешними факторами. К таким факторам относятся – семья, сверстники, ближайшее окружение ребёнка, образ его жизни и т.д.На развитие характера ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (в нашем случае - ребенка с ДЦП) существенное влияние оказывают специфические отклонения в физическом и психическом развитии. Хронологическое развитие детей с церебральным параличом резко задерживается. При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы. У одних детей нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует отметить, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с ДЦП – у детей с сохранным интеллектом они встречаются реже, чем у детей с интеллектуальной недостаточностью. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У некоторых младших школьников отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Достаточное интеллектуальное развитие у детей с ДЦП нередко сопровождается отсутствием уверенности в себе, самостоятельностью, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Выраженные трудности социальной адаптации сказываются на формировании таких черт характера как робость, застенчивость и неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
Особенностью коррекционной деятельности педагогов любого центра является ориентация на конкретного ребенка, проходящего курс социально-педагогической и медицинской реабилитации. Работа педагогов РЦ направлена на достижение следующей цели – создание оптимальных условий для наиболее эффективной социально- педагогической реабилитации детей, находящихся в реабилитационном центре.
Формирование личностного развития, коррекция характерологических особенностей, эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование коммуникативных навыков, обучение их социальному поведению – являются основными задачами в коррекционной работе педагогов РЦ « Виктория». В ходе коррекционно-педагогического процесса также решаются и другие задачи:
• изучение и коррекция особенностей развития детей с ДЦП на разных возрастных этапах;
• самообразование, с целью повышения уровня педагогической и психологической компетентности;
• популяризация педагогических и психологических знаний среди педагогов и родителей, с целью достижения наиболее эффективного результата реабилитации детей;
• профориентация воспитанников;
• экспериментальная работа – адаптация и применение разработанных занятий и тренингов;
• использование инновационных технологий.
Для достижения цели и поставленных задач, используются разные формы и виды работы:
• диагностика;
• коррекционные занятия (индивидуальные и групповые), воспитательские часы и индивидуальные беседы с воспитанниками;
• праздничные и тематические мероприятия;
• свободные виды деятельности;
• консультации для специалистов и родителей.
Особенности личностной сферы младших школьников (в том числе их характерологических особенностей) позволяет проанализировать диагностика тревожности Спилберга- Ханина. Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Проблема страхов и тревожности занимает видное место в психологии дошкольников и младших школьников. Этим и обусловлен выбор данной методики.
Наиболее важным направлением коррекционно-педагогической работы является не просто сглаживание проявлений болезни и восстановление здоровья, но и формирование различных свойств и качеств личности, которые помогут детям приспособиться к окружающей среде. Одним из таких свойств является характер. Как уже говорилось, характер - это судьба человека, которая во многом определяется уровнем его адаптивности - врожденной и приобретенной способности к приспособлению, ко всему многообразию жизни при любых условиях. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни, которые определяются внешними факторами. Для успешной адаптации ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен обладать определенными чертами характера.
Попадая в реабилитационный центр, дети оказываются в новой для них «социальной ситуации развития» - расширяется диапазон общения: ровесники, взрослые, сама обстановка, новые требования и т.п. Сам период адаптации к условиям центра является первой ступенью социализации. Задача педагога в этот период – создать благоприятную атмосферу, способствовать расширению и закреплению коммуникативных навыков.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ строится с учётом необходимости специально организованного и свободного их общения друг с другом. Впервые оказавшись среди ровесников, дети не всегда могут выбрать правильную стратегию действий. В результате они чувствуют себя неуверенно, демонстрируют агрессивное и деструктивное поведение, которое может быть направлено как на других, так и на себя самого. В таких случаях педагог обязательно должен быть рядом, для того, чтобы вовремя разрешить конфликт (и помочь преодолеть возможные чувства: вины, угнетения, обиды, непонимания). Для младших школьников педагог, как известно, является авторитетом. Ребёнок открыт и доверчив к учителю (в нашем случае - воспитателю, так как дети постоянно находятся в группе с воспитателем), он стремится находиться с ним в контакте, эмоциональном общении. Первый педагог тем самым формирует зачатки личности, закладывая и прививая ей любовь к трудолюбию, природе, культуре, своей стране и малой родине. Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность ребёнка стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для младшего школьника с ОВЗ должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с неизбежными трудностями и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляет общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности. Педагог как руководитель детского коллектива реализует свои функции относительно всей группы в целом и каждого воспитанника в отдельности. Воспитательные задачи решаются в соответствии с учётом возраста детей и взаимоотношений внутри группы, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого воспитанника. Как известно, процесс воспитания сложнее и труднее, чем обучение, он требует от педагога более тонкого подхода к ребёнку. Воспитание – это процесс постоянного творчества и воспитателю необходимо приспосабливать свои знания и опыт к постоянно изменяющимся педагогическим ситуациям. Результаты обучения легче обнаружить и сразу же внести необходимые коррективы в учебный процесс, а результаты воспитания обнаруживаются со временем. Воспитательная работа требует от педагога постоянного напряжения всех духовных сил, мудрого терпения и великой любви, любви к детям, любви к своему делу. Для взаимоотношений детей не безразлично, умеют ли они вместе коллективно работать, играть. Неумение детей младшего школьного возраста с ОВЗ согласовывать свои действия, помогать друг другу часто вызывает нежелание быть вместе, отрицательно сказывается на взаимоотношениях. Чтобы дети научились действовать сообща – планировать работу, распределять обязанности, выполнять порученное каждому и иметь в виду всю работу в целом отчитываться за общую работу, воспитатель инструктирует и показывает детям, как все это надо делать. Обучение детей с ОВЗ приёмам коллективной деятельности составляет особую, специальную педагога. Возникающие в коллективной работе деловые отношения между детьми во многом регулируются взрослыми. Воспитателю необходимо предъявлять чёткие требования не только к качеству труда, к процессу игры, проведению мероприятий, но и к отношениям которые возникают между участниками совместной деятельности. Дети должны научиться понимать эти требования.
Изучив особенности каждого ребёнка, педагог может обнаружить много положительных качеств, определённых, свойственных только ему (ребёнку) интересов, знаний, навыков, способностей и т. д. Эти знания используются при организации совместных бесед, занятий, в свободной деятельности. В младшем школьном возрасте развиваются и закрепляются психические процессы детей такие, как: мышление, речь, внимание, воображение, восприятие. Поэтому их необходимо постоянно обогащать и развивать, так как они играют главную роль в целостном развитии личности. Такое возможно только благодаря благоразумному и творческому подходу педагога.
Процесс формирования характера младших школьников с ОВЗ – непрерывный и часто монотонный труд. То, что для здорового ребёнка является обычным минутным делом – подняться по лестнице, завязать шнурки на ботинках, переписать упражнение из учебника в тетрадь, для ребенка с ДЦП – трудная задача, требующая затраты немалых усилий и воли. Присутствие педагога при этом – важное условие. И взрослому здесь необходимо запастись терпением и точно рассчитать «вес» оказываемой помощи. Главное, чтобы ребёнок самостоятельно (пусть и с пятой попытки) справился с задачей. В таких вот ежедневных и обычных ситуациях как раз формируются и закрепляются волевые качества ребенка – настойчивость, самостоятельность, целеустремленность (стремление завершить начатое дело) и т.п.
« Хорошее в человеке всегда приходится проектировать», - писал А.С.Макаренко, и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с риском ошибиться. На многочисленных примерах своего практического опыта А.С.Макаренко доказал, что только в коллективе у ребёнка могут быть воспитаны такие качества характера, как умение подчиниться товарищу, целеустремленность в практической деятельности, сила воли, честность, деловитость, дружелюбие, гуманные чувства.
Проведение праздничных, массовых мероприятий также способствует формированию и закреплению необходимых черт характера младшего школьника с ОВЗ. В обязательном порядке дети с ограниченными возможностями здоровья должны принимать в них посильное участие. Публичные выступления, пусть даже и перед знакомой аудиторией специалистов и воспитанников центра, способствуют формированию смелости, настойчивости, уверенности, самообладания, успешности. В результате подобных мероприятий повышается самооценка ребёнка и как показывает практика, частично корригируется личностная тревожность. Тематические занятия и развлечения, посвященные историческим событиям страны, края, города способствуют формированию и закреплению нравственно-патриотических чувств и моральных ценностей младших школьников. Коллективные выступления формируют в ребёнке ответственность, отзывчивость, чувство товарищества и сплоченности.
Специально организованные занятия, во время которых разбираются проблемные ситуации (дня и жизни ребенка в целом), истории из их личного опыта, служат для закрепления представлений детей о нравственном и безнравственном поведении. Литературные герои, любимые актеры также служат ярким примером для закрепления положительных и конструктивных черт характера.
Необходимым условием при формировании характера детей младшего школьного возраста с ОВЗ является постоянный контроль и наблюдение со стороны педагога за внешними проявлениями поведения детей. В характере ребёнка закрепляются и сохраняются в основном, такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление). Любые положительные моменты – помог ровеснику (младшему товарищу, взрослому) в чем-либо, высказал доброе пожелание, организовал совместную деятельность, просто поддержал беседу – должны обязательно быть отмечены. И наоборот, негативные высказывания, проявления физической агрессии и т.п. должны пресекаться взрослым немедленно.
Таким образом, формирование характера у детей младшего школьного возраста с ОВЗ является процессом, который предполагает определённые изменения в жизни и развитии детского коллектива, отдельных детей, взаимодействующих друг с другом. Дети проживают в реабилитационном центре огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ребёнка переживаются детьми совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни. Можно проводить в группе и центре массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, воспитание становится безнравственным и вредным, а формирование характера детей будет иметь негативные проявления. Проходит время, но и через годы воспитанники вспоминают, какой была жизнь в их группе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с воспитателями, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь группы и центра.
Накопленный в последние годы опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, говорит о том, что существует эффективный путь компенсации дефекта. Такая возможность возникает тогда, когда акцент в работе с ребёнком делается не на дефект сам по себе, а на работу с человеком в целом, на развитие его как личности, а «компенсация дефекта», в такой ситуации становится как бы побочным результатом. Этот факт учитывается педагогами при работе с детьми.
Планируя работу, специалисты РЦ опираются на особенности формирования характера ребёнка с ограниченными возможностями, включённого в систему социально-реабилитационных воздействий и различные виды деятельности, общение и отношение со сверстниками и взрослыми.
Как уже было сказано выше, построение работы происходит с учётом исследования Л.С.Выготского о том, что, во-первых, психика ребёнка и качества его характера формируются только в деятельности и общении, в результате проявления активности самой личности.
Во-вторых, личность ребёнка, имеющего жизненные ограничения, развивается на основе одних и тех же закономерностей, что и у «нормальных» людей.
В-третьих, те или иные жизненные ограничения в развитии ребёнка можно преодолеть, снизить их последствия, если научить его самостоятельно преодолевать и компенсировать дефекты, быть равным с так называемыми «здоровыми» людьми. Изучая специфику процесса развития нормального и аномального ребёнка, Л.С.Выготский обратил внимание на то, что «всякий телесный недостаток вызывает в поведении ребенка как бы социальный вывих». Ребёнок, родившийся с физическими или психическими недостатками, даже в своей семье приобретает особую социальную позицию и его отношения с окружающими людьми, начинают протекать по-иному, чем у нормальных детей. То есть, имеющийся дефект у ребёнка влечёт за собой не только нарушение деятельности по отношению к физическому миру, но прежде всего, происходит разрыв всех тех систем, которые определяют функцию общественного поведения ребёнка в дальнейшем.
Иначе говоря, противопоставление нормальных детей и инвалидов возникает вследствие среды чуждой для психики ребёнка с ограниченными возможностями. Такие дети не приспособлены к окружающей среде потому, что не они её создают. Среда создаётся здоровыми людьми без учёта потребностей людей с «особыми» потребностями. Дети с ограниченными возможностями очень уязвимы и обострённо воспринимают воздействия различных социальных факторов. В зависимости от условий воспитания и микросоциального окружения, у таких детей по мере их взросления возникают нарушения, представляющие собой характерологические отклонения.
Ведущая роль в формировании характера младшего школьника принадлежит социальному фактору. Характер, как и личность – продукт социального развития.
Коррекционно - педагогический процесс по формированию характера детей младшего школьного возраста – одно из направлений реабилитации и нацелен на раскрытие и реализацию творческого потенциала ребёнка.
Практика показывает, что все перечисленные противоречия у детей, имеющих жизненные ограничения, протекают более остро, чем у их здоровых сверстников. Причем дети с ограниченными возможностями не могут их разрешить самостоятельно, им необходима помощь взрослых. В этом случае помощи со стороны родителей явно недостаточно, требуется участие специалистов, имеющих опыт работы с такими детьми.
2.1.1Этапы построения коррекционно-педагогической работы.
Коррекционная работа проводится в три этапа:
1.Диагностический (констатирующий срез): выявляются проблемы детей в эмоциональной и личностной сферах.
2.Коррекционный: непосредственно коррекционная работа с детьми – индивидуальные и групповые занятия, сеансы эмоциональной разгрузки, консультации, беседы.
3.Диагностический (контрольный срез): повторная диагностика, с целью выявления эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы.

В соответствии с теоретическими положениями Л.С.Выготского, а также с помощью подобранного инструментария, был рассмотрен коррекционно-педагогический процесс по формированию характера у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра «Виктория».
Получены результаты диагностики, которая проводилась в течение трех лет. После проведения коррекционной работы, которая заключается в создании ситуации позитивного общения с ровесниками а затем, когда закрепятся коммуникативные навыки и навыки саморегуляции, рефлексии – в свободное время), эмоциональный фон детей стабилизировался. Такие результаты уверенно подтверждают значимость общения и эффективность коррекционно-педагогической работы.
Высокая тревожность детей, поступающих на реабилитацию в РЦ, объясняется отсутствием положительного опыта общения с внешним миром. Дети младшего школьного возраста уже способны осознавать собственную «непохожесть» на других. Это является фрустрирующим фактором. Отношение родителей – завышенные, либо заниженные требования к ребёнку с ограниченными возможностями формируют у него чувство неполноценности, неуверенности в себе. Поддержка со стороны взрослых (специалистов РЦ), ровесников позволяет закрепиться положительным ощущениям в сознании ребёнка. У младшего школьника с ОВЗ начинает формироваться чувство собственной значимости, удовлетворенности самим собой. В течение коррекционно-педагогического процесса проводятся различные мероприятия, способствующие формированию конструктивных черт характера (этому как раз и способствует коррекция уровня повышенной тревожности). Младший школьный возраст – важный период в развитии человека, время сильных психических изменений, становления самостоятельности, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Поэтому, обучение позитивным навыкам имеет для детей особый смысл. Серьёзное значение в формировании растущей личности приобретает группа. Поэтому, одной из форм организации коррекционно-педагогической работы в РЦ являются групповые занятия. Психологи центра особое внимание уделяют коррекции эмоциональной сферы, так как она является базисом личностного развития. Они считают, что успешное разрешение адаптационных задач, встающих перед ребёнком в ходе взаимодействия с окружающим миром, может произойти лишь при разработке специальных механизмов регуляции поведения в различных ситуациях. С целью обучения детей навыкам саморегуляции и мышечной релаксации, с детьми проводились сеансы эмоциональной разгрузки. Для того чтобы реализовать полученные навыки на практике, педагогами организуются групповые и индивидуальные занятия в группе, так как только общение со сверстниками, пусть даже искусственно организованное, способствует формированию положительных черт характера. Занятия в группе позволяют детям учиться правильно определять себя, собственное поведение, впечатление, которое они производят на окружающих.
Достаточно интересной стала, проводимая в этом году в рамках эксперимента, проектная деятельность. По завершении работы над проектом « Хлеб – всему голова!», в ходе которого дети проявили большую самостоятельность, ответственность и творческое начало, была проведена презентация. Дети лишний раз получили возможность выступить перед большой аудиторией (сверстниками, родителями, специалистами РЦ, гостями), что, конечно же, помогло преодолеть застенчивость, робость, неуверенность. В этот момент каждый из них был успешным! Ведь презентация проходила в атмосфере безусловного принятия каждого ребёнка, доверия и эмоциональной поддержки.
Таким образом, в данном исследовании, при помощи рассмотрения результатов констатирующих и контрольных диагностик было выявлено, что многие дети младшего школьного возраста с ОВЗ имеют высокую степень тревожности, что вызывает у них проблемы во взаимодействии с окружающей действительностью. Однако, специально созданные условия эмоциональной поддержки со стороны взрослых и ровесников, развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, коррекция навыков самоконтроля, а также использование инновационных форм работы, в соответствии с выдвинутой гипотезой, способствуют формированию конструктивных черт характера у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение.
Данная работа была посвящена исследованию формирования характера у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра «Виктория».
Выдвинутая гипотеза о том, что специально созданные условия эмоциональной поддержки со стороны взрослых (родителей, специалистов РЦ), сверстников, развитие коммуникативных навыков, снижения уровня тревожности, коррекция навыков самоконтроля, а также инновационные формы работы, подтвердилась полностью. Были изучены результаты диагностики детей за последние три года, позволяющие говорить об эффективности коррекционно-педагогической работы.
Также была изучена специфика работы педагогического блока, которая заключается в создании ситуации безусловного принятия каждого ребёнка и организации коррекционной работы с ним внутри ведущего вида деятельности – учебная деятельность и общение со сверстниками.
Практическая значимость исследования заключается в том, чтобы более глубоко изучить специфику работы с детьми с ограниченными возможностями для последующего проведения более эффективной коррекционной работы.
Таким образом, выделена перспектива для дальнейшего изучения данной проблемы - определение наиболее эффективных способов реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях их пребывания в специальных учреждениях.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие познавательного интереса у младших школьников Эмоциональная сфера младших школьников Развитие познавательной самостоятельности младших школьников Использование инновационных технологий для развития личности ребёнка
Портфолио педагога | Детская агрессивность детей 6-12 лет
Опубликовано: 23 дня назад (17 ноября 2016)
Просмотров: 123
Рубрика: статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!