Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Работа воспитателя по развитию разговорной речи у детей

Тема «Планомерная работа воспитателя в организации и построении работы по развитию разговорно-обиходной речи»
Выступление
Слайд 1. Тема «Планомерная работа воспитателя в организации и построении работы по развитию разговорно-обиходной речи".
Воспитатель: Белозёрова Т.Б.
Целью работы по развитию речи неслышащих школьников является организация словесного общения, создание речевой среды.
Поэтому встаёт необходимость создания общей системы работы по развитию устной речи учащихся. В работе принимают участие все педагоги, работающие с детьми. Учитель формирует речь, учитель слухоречевой реабилитации работает на своих занятиях над коррекцией речи и произношением, воспитатель обобщает и закрепляет знания, умения, навыки детей, активизируя их речь на всех режимных моментах и воспитательских занятиях.
Грамотно спланированная и своевременно выполненная работа — гарантия не только интеллектуально-речевого, но и общего всестороннего развития ребенка.

Слайд.2 При составлении планирования совместной работы педагогов, работающих в нашем классе мы руководствуемся следующим:
1. Предъявление единых требований по составлению и использованию речевых фраз в разных видах деятельности
2. Подбор речевого материала с учётом возрастных особенностей детей.
3. Учёт индивидуального психофизического развития ребёнка.

Для успешной работы, педагоги специально организовывают речевую среду и используют свободное время с воспитанниками, т.е. работа по развитию слуха и речи неслышащих детей проходит постоянно в течение дня на протяжении всех лет обучения в школе-интернате: на уроках, в режимных мероприятиях, где можно условно выделить три «зоны»: спальня; столовая; прогулка. В соответствии с этим определяется тематический речевой материал, содержание которого определяется возрастом детей и уровнем их речевого развития. Предусмотренный речевой материал у нас размещен на тематических плакатах с фразами, которые мы используем в разговорной речи, в спальнях речевые уголки, которые предлагают различные виды речевой деятельности - чтение, называние картинок, самостоятельные высказывания. Содержание материала, представленного в таких уголках, периодически обновляется. На воспитательских занятиях обязательно включаем материал по РСВ, для проведения организованного начала и окончания используются фразы разговорно-обиходной тематики. Методика проведения экскурсии также требует использования определенного речевого материала - перед экскурсией проводится беседа о ее цели, а после проведения обобщается и закрепляется речевой материал по содержанию экскурсии. Когда во время экскурсии наши дети задают вопросы и отвечают, нас это очень радует, у них возникает желание и потребность в общении;
К примеру, фразы, используемые во время экскурсии:

Куда мы пойдём на экскурсию?
Обратите внимание, цель нашей экскурсии ..., поэтому нужно будет ...
Что мы делали на экскурсии?
Что было интересного во время экскурсии?
Какое впечатление осталось об увиденном ...?

Речевой материал разговорно-обиходного характера и наиболее употребляемый бытовой мы планируем с начала учебного года. Как я уже говорила выше, в слуховую тренировку на занятиях и внеурочное время включается речевой материал обиходно-разговорной речи, организующий деятельность учащихся.
Основным способом восприятия речевого материала во время режимных моментов является слухозрительное. Дети в индивидуальных слуховых аппаратах или в наушниках ЗУА стационарного типа с утра до вечера учатся слышать и понимать речь педагогов, отвечать на неё, участвуют в диалоге, поддерживают беседу.
В организации и построении работы по развитию разговорно-обиходной речи необходимо взаимодействие педагогов класса в ходе организации слухоречевой среды.
С целью повышения качества произносительной стороны речи учащихся у нас устанавливается тесное взаимодействие между педагогами, работающими с конкретным ребёнком.
Слайд 3.При выборе речевого материала мы используем метод сквозного планирования, т.е. работа педагогов проводится одновременно примерно на одном материале. Например, используем фразы, отрабатываемые учителями – предметниками, во время самоподготовки. Тем самым закрепляем и тренируем речь и память учащихся.
Учитель-дефектолог нашего класса доводит до воспитателя сведения о состоянии произношения и слуха, а так же участвует в составлении речевого материала на четверть. Поэтому внеурочная деятельность у нас планируется с утвержденным речевым материалом. Так же учитель-дефектолог помогает в речевой подготовке учащимся для участия в различных мероприятиях.
Слайд 4. Виды работы по развитию разговорно-обиходной речи, которые используем с целью контроля качества усвоения речевого материала учащимися.
1. Проведение разнообразных видов игр дидактических и ролевых с
целью контроля накопления пройденного тематического словаря. Например, на внеклассном занятии «В гостях у Флоры и Фауны», была проведена дидактическая игра «С чем нельзя в лес ходить?». Детям раздавались карточки с иллюстрацией предметов, дети с помощью полных ответов объясняли, почему нельзя брать эти предметы с собой.
Слайд 5. На другом занятии была проведена экологическая игра «Пищевые цепочки на лугу, в водоёме, в лесу». Учащимся предлагались карточки с силуэтами обитателей луга, водоёма, леса. Ребята раскладывали и рассказывали, кто кем питается. Во время викторины «Знатоки права» проводилась дидактическая игра «Собери лото», для закрепления знаний детей об их правах и обязанностях, которые записаны в Конституции. На занятии «Суд над хулиганством» между детьми были распределены роли, где один выступал в качестве подсудимого, другой был свидетелем защиты, а кто-то судьей. Усваивая речевой материал, проговаривая его в разных ситуациях, у школьников развивается речевое общение. Совместная игровая деятельность даёт возможность к усвоению речевых высказываний, расширяет и обогащает их словарный запас.
Слайд.6.
2. Проведение контрольной проверки фраз по РРОР(развитию разговорно-обиходно речи), связанных с разнообразной деятельностью учащихся.
Речевой материал контрольных работ связан с темами рабочих программ: «Атамекен» (патриотическое воспитание), «Я - гражданин» (гражданско-правовое воспитание), «Как прекрасен этот мир» (духовно-нравственное воспитание), «Земля - наш общий дом» (экологическое воспитание), «Семейный очаг» (семейное воспитание), «Школа Мойдодыра» - воспитание здорового образа жизни, календарными датами, а также необходимый в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию, знакомый им по значению.
3. Создание и обыгрывание ситуаций, создаваемых на основе режимных моментов, и типовых ситуаций из личного опыта школьников. Например, мы с ребятами обыгрывали ситуации поведения школьников в свободное время, во время занятий, при встречи со взрослыми людьми, так же работу дежурных в столовой, в спальне, а потом они обыгрывали и рассказывали ситуации из личного опыта, как они помогают дома, встречают друзей, проводят свободное время и т.д.
4. Проведение экскурсий и целевых прогулок с последующим обсуждением и иллюстрированием.
Слайд 7-8.
Например, после посещения в музее Ф.Достоевского выставок «Узоров зимних вернисаж», «Люди и куклы», выставки в шк.№1 им. Н.Г. Чернышевского «Коты небесной красоты» посвященной Всемирному дню кошек, экскурсии к памятнику воинам Афганцам ребята активно обсуждали увиденное и написали маленькие отзывы.
5. Индивидуальная работа проводится с каждым ребёнком с учётом его личностных особенностей и потребностей.
6.Использование различных видов диалогов. Работа воспитателя
предполагает активное речевое общение в течение всего рабочего дня. Диалог между воспитателем и воспитанником начинается с приема детей и продолжается до конца рабочего дня, так как именно эта форма является основной самой распространенной формой общения. В ходе диалога осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому воспитаннику, при этом один и тот же диалог для одного ученика несколько упрощается, для другого – усложняется.
Слайд 9.
7.Совместная работа с родителями по развитию речи.
С самого начала обучения неслышащего ребенка педагоги нашей школы устанавливают прочный контакт с его семьей, знакомят родителей с основами специальной психологии, сурдопедагогики, указывают роль семьи в воспитании и обучении неслышащего ребенка. При этом просвещение родителей носит целенаправленный, планомерный характер – только тогда оно приносит хорошие результаты в формировании личности неслышащего ребенка, его готовности к социальной адаптации в будущем. Именно поэтому на сегодняшний день в нашем классном коллективе установлены тесные контакты с родителями в виде переписки (так как большинство иногородние), телефонных звонков, взаимных поздравлений, посещений на дому городских семей и их участие в школьных мероприятиях.
Слайд 10.
8. Специально организованное общение со слышащими людьми;
Для наших детей очень важен выход за пределы школы-интерната, социализация в среду сверстников. В процессе индивидуальных занятий формируются умения детей вести диалоги на различные темы. Эти умения дети могут реализовать при общении с малознакомыми слышащими людьми. С этой целью организуются экскурсии в магазин, парикмахерскую, встречи спортивного и культурного назначения. Например, когда возникает необходимость посещения парикмахерской, то предварительно в классе проводится подготовительная работа по оформлению речевых высказываний, которые будут необходимы в этой ситуации, например: -Я бы хотел подстричься, но не знаю, как... Какую стрижку вы могли бы мне посоветовать? Сколько будет стоить такая стрижка? И т.д.
Социализация неслышащих школьников стирает границы между разными системами обучения, объединяет всех ребят независимо от их способностей и возможностей.
Радуют успехи и достижения учащихся в различных видах деятельности. Жизнь коллектива учащихся становится осознанной, интересной, значимой. Мы расширяем воспитательное поле школы, включая воспитанников в самые разные виды деятельности, в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Презентация на тему: Планомерная работа воспитателя в организации и построении работы по развитию разговорно-обиходной речи

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по развитию речи в начальной школе на тему: Загадки Речь как средство общения. Психология. Реферат Памятка родителям младших школьников. Дисграфия

Похожие статьи:

Скороговорки на отработку звуков русского языка

Сценарий общешкольного праздника с презентацией на тему: Осень | Внеклассное занятие для детей 4 класса с нарушением слуха. Тема: «Я не похож на других»
Опубликовано: 2677 дней назад (29 ноября 2016)
Просмотров: 1814
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!