Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по литературе 6 класс

Тема: Ф.М. Достоевский «Красота спасет мир…
Цели:
1) Показать художественные достоинства и нравственную глубину сказки «Русалочка»;
2) совершенствовать навык работы с текстом; развивать монологическую речь (её содержательность, точность), умения классифицировать материал и делать выводы;
3) воспитывать нравственную культуру учащихся: доброту, человеколюбие.
Задачи урока:
1) Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения;
3) формировать умения работы с текстом художественного произведения;
4) обобщить знания о сказке “Русалочка”, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром;
5) учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение;
Ход урок
1.Оргмомент
У:  Здравствуйте, ребята, садитесь.
- Перед  как озвучить тему урока, предлагаю  посмотреть на доску и подумать,  о чем мы сегодня будем разговаривать. Слайд1
- Пожалуйста, догадался кто-нибудь?( о красоте)
- Действительно, сегодня мы поговорим о красоте.
- Подумайте, что такое красота, что несет в себе, к чему побуждает?
(прекрасное, доброе, совершать поступки)
-  Согласна, а теперь обратите внимание на героинь из разных произведений, кстати, из каких? Подумайте, почему они здесь?  (они красивые, но злые)
- Верно, и темой сегодняшнего урока я выбрала слова Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир…»
- А как вы думаете, какая красота спасет мир? (   )
- А какая, в этом и предстоит нам сегодня разобраться, при анализе 2-х произведений:  Г.Х.Андерсена и А.Толстого.
-А сейчас откройте тетради,  запишите число  и тему урока.
2. Работа с произведением.
- Напомните, кто является главными героинями 2-х произведений? (русалочки)
- Верно.  Образ русалки пришел к нам из глубокой старины, из народных поверий, и всегда интересовал многих писателей и поэтов разных времен. А почему сейчас узнаем. (сообщение 1 ученика о русалке из УНТ)
- Итак, какой русалка предстает в УНТ? ( злой)
Почему  в представлении народа они всегда считались колдовской, демонической силой?
( Заманивают людей, губят корабли. Являются представителями царства смерти, тьмы. Они живут  в  холодной воде. Весной русалки выходят при свете луны из воды)
- У художника Константина Алексеевича  Васильева есть замечательная картина «Русалка».
На которой  с удивительной нежностью изобразил девушку, тоскующую о чем-то несбывшемся, о потерянном. Слайд
-У Ивана Николаевича  Крамского также великолепная картина. В мягких волнах лунного света расположился целый сонм утопленниц. Живописные позы их унылы, бледные лица полны безысходной тоски. Картина «Русалки» была написана Крамским по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» Слайд

- Теперь предлагаю обратиться к текстам Андерсена и Толстого, и посмотреть, как писатели создают образ русалок в своих произведениях. Работать будем в группах по следующему плану:  
1 группа – портрет Русалочки Г.Андерсена
2 группа – отношение к людям
3 группа-желания
4 группа – портрет Русалки Толстого
5 группа – отношение к людям
6 группа-желания
Играет музыка звуки моря.

- Делаем вывод,  есть ли  между 2-я героинями что-то общее?  (только внешняя красота)

- Верно. Вспомните, как меняется жизнь людей с появлением русалок? (с текстом работаем)
(У Андерсена она наполняется новыми радостными красками: любуются ее танцами, восхищаются ее красотой, она принесла счастье во дворец принца;
у Толстого жизнь деда Семена угасает (детали: ворочается-не спится-О ЧЕМ ГОВОРИТ ЭТА ДЕТАЛЬ? –вспомните, наверное, у каждого было такое чувство, когда не спалось, когда это бывает(тревожит что-то)-замкнулся-ходит мрачный-убил кота (о чем говорит этот поступок? (убил душу свою .

- Согласна, подумайте, что объединяет Русалочку Андерсена и деда Семена? (любовь)
- Что такое любовь? На этот вопрос можно рассуждать очень долго, и у каждого ответ будет свой.
- За что Русалочка полюбила принца? (за красоту, за доброту, а доброта есть душевное качество)  --И чем для нее  обернулась эта Любовь? Ради своей любви она отказывается от родного дома, от своего прекрасного голоса, она отказывается от своей сущности, от себя самой. Русалочка полностью отдает себя во власть судьбы во имя своей любви.
- Гибелью ли? Во что превратилась Русалочка? (в дочь воздуха)
Вывод: Русалочка не умерла, она обрела счастье,  душевный покой, к которому так стремилась.

- За что дед  Семен полюбил Русалку? (за внешнюю красоту). Чем для него обернулась эта  любовь? (гибелью, при том, неестественной смертью; обрела ли душа его покой после смерти?
(нет)
-Почему? (он влюбился во внешнюю красоту, а о душе забыл, о любви к ближним и родным, любовь погубила его..)
-На каком литературном приеме    (антитезе-противопоставление)

-Возвращаемся к теме урока: какая же красота спасет мир и возможно ли это?(Спасти мир может только истинно-душевная красота, которой ведома сила добра, любви, жертвы ради любимого, чем и обладала Русалочка Андерсена.) Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу.  - Не случайно в Капенгагене, на родине Андерсона поставлен памятник Русалочке в 1913 году.
- Действительно, Толстой же показал другую сторону красоты и любви- она может быть разрушительной
Вывод-рефлексия.
-А теперь в качестве вывода урока я попрошу вас построить, изобразить модель души русалочки.

Изобразите памятник Русалочке, который бы вы хотели поставить. На что вы обратили бы внимание в нем?
Защита работ.
Итог: И хотелось бы закончить урок словами Заболоцкого:
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Д.з. Написать сочинение «Красота в 21 веке».

Рекомендуем посмотреть:

Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский Конспект урока литературы в 6 классе Конспект урока литературы для 6 класса Конспект урока литературы для 6 класса. Пришвин "Кладовая солнца"

Похожие статьи:

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Конспект урока литературы для учащихся 6 класса по программе Г. Меркина

Опубликовано: 982 дня назад (2 апреля 2014)
Просмотров: 3814
+2
Голосов: 2
Марина Владимировна Муравьёва # 2 апреля 2014 в 21:22 0
голос!
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 3 апреля 2014 в 13:14 0
Ирина Алексеевна, мне очень понравился конспект Вашего урока. Сопоставительный анализ - дело нелегкое, особенно когда перед тобой ученики 6 класса. Но вы здорово справились с этой задачей. Все задания продуманы, соответствуют возрасту и интересу учащихся. Беру себе на заметку. Спасибо.
Ирина Александровна Абакумова # 3 апреля 2014 в 19:53 0
Спасибо! Так приятно!