Конкурсы для педагогов и детей

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку, 3 класс

Олимпиадные задания для 3 класса по теме:
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА
1. Чего нет в Калуге, найдете в Москве.
Нет в Петербурге, а видно в Неве.
2. Загадка не в столице, а в каждом уголке; в сарае не поместишь, а спрячешь в кошельке.
3. В старости один раз встречают, а в молодости три раза повторяют.
4. Даны слова: жир, цирк, щипчики, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же звук, что и в слове сыр?
5. Сколько общих звуков в словах серп и перс?
6. Даны пары слов: код – кот, нос – нёс, был – бил, пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
7. В каком слове ударный первый слог: удить, цемент, хвоя, ворота, щавель?
8. В каких из данных слов ударное окончание: свекла, брюква, скоба, скула, ампула?
9. Каким фонетическим признаком объединены слова?
Голубь, сыроежка, морковь, берег.
Сборы, молотьба, отдать.
10. В каком слове все согласные звуки глухие: чеснок, салат, капуста, картофель?
11. Определи, сколько раз встречается звук [ж] в предложении: Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит.
12. Определи, сколько раз встречается звук [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Ответы: ФОНЕТИКА. ГРАФИКА
1. Буква в.
2. Буква к.
3. Буква о.
4. Жир, цирк, дорожит.
5. Звуки р, э.
6. Нос – нёс.
7. Хвоя.
8. Скоба.
9. Оглушение, озвончение согласных.
10. Капуста.
11. 4 раза.
12. 4 раза.

Задания по подготовке к олимпиаде 3 класс
1. Разбери по составу слова: молчаливый, молчаливость, морщина, морщинистый, лиственница, лиственный, заплещет, подделка, ссора, воссоединение, конный, стульчик, перчик, переплетчик, огурчик, приозерный, голосистый, седоватый, подпол, вялость, настольный.
2. Выпиши слова с приставками: доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил; забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик; посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.
3. В каких словах пишется е:
в…сеть, на в…су, зав…сать, занав…с, в…сячий?
4. Даны слова: жир, цирк, щипчики, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же звук, что и в слове сыр?

5. Каждое словосочетание замени одним словом с суффиксом:
Человек, который любит шутить – …
Житель Москвы – …
Свойство доброго человека –
Человек, который богат на выдумки – …
Женщина-повар – …
Музыкант, играющий на скрипке – …
Специалист в области науки химии – …
Смелый человек – …
Человек, любящий мечтать – …
Жадная девочка – …
Участник игры – …
6. Слова рыбак, простак, чужак, казак оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается. Найди его.____________________________
7. В каком слове ударный первый слог: удить, цемент, хвоя, ворота, щавель?

8. В каждом предложении подчеркни однокоренные слова:
* Поучился он один годок, а уж лучше учителя всё знал.
* Этакого богатства ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.
* Царевна села на корабль, а царевич поехал кружным путём.
* Царевна купила себе поварскую одежду, нарядилась поварёнком.
(Из русских народных сказок.)
9. Определи, сколько раз встречается звук [ж] в предложении: Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит.

10. Подбери два глагола, чтобы в них были приставка, корень, суффикс и нулевое окончание.______________________________________________________
____________________________________________________________
11. Найди однокоренные слова. Выпиши их, выдели корень.
Дождик льёт – кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегучих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод.
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
Л. Яхнин
12. Выпиши группы родственных слов, выдели корень: бас, бассейн, басня, басить, басенный, баснословный, басовитый, басок, побасенки, басовый.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Отгадай слова, запиши отгадки.
Корень мой ищи в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
Корнем с «дорогой» роднится,
В «сборе» приставка таится,
Суффикс – как в слове «родник»,
Целым же в космос проник.
Мой корень – родственник «сраженью»,
Приставка – в слове «заявленье»,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь – тружусь я под землёй.__________________________________
14. Подчеркни слова, у которых корень совпадает с основой: хлеб, радуга, загар, ромашка, улов, страна, подъём, скала, орёл.
15. Найди и выдели слова с приставками: принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться, рассмеяться, научиться, отбежать, скользкий.
16. Найди слова с приставками: (за)брать, (у)летать, (за)грибами, (до)ехать, (до)дороги, (с)правиться, (с)другом, (в)окно, (на)правлять.
17. В каком слове все согласные звуки глухие: чеснок, салат, капуста, картофель.Подчеркни.
18. Выпиши родственные слова: бегемот, бегемотик, гиппопотам, бегемотиха; крокодил, аллигатор, крокодильи, крокодильчик.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Допиши к данным словам по два слова с таким же составом:
Стол – …….., …….., поездка – ………, ………., полёт – …..…,……. …,
Верхушка – …….…, ………….., стрела – …………, …………, мостик – ……..…,
………..….

Ответы:СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1.

2. Родственные слова – лес, лесник, лесной, перелесок, лесничество, лесничий.
Формы одного и того же слова – лесник, лесники, лесником.
3. Слова с приставками: доверить, добежать, докрасил; забрызгать, завитушка, загадка; посёлок, посмотрел, подарки..
4. На весу, занавес.
5. Человек, который любит шутить – шутник.
Житель Москвы – москвич.
Свойство доброго человека – доброта.
Человек, который богат на выдумки – выдумщик.
Женщина-повар – повариха.
Музыкант, играющий на скрипке – скрипач.
Специалист в области науки химии – химик.
Смелый человек – храбрец.
Человек, любящий мечтать – мечтатель.
Жадная девочка – жадина.
Участник игры – игрок.
6. Казак.
7. Замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, листок.
8. * Поучился, учителя.
* В сказке, сказать.
* Царевна, царевич.
* Поварскую, поварёнком.
9.
10.
11. Вода, вод, водоотвод, водоворот (корень – вод-).
12. Бас, басить, басовитый, басок, басовый (корень – бас-). Басня, басенный, баснословный, побасенки (корень – басн-).
13. Оценка, спутник, забойщик.
14. Хлеб, орёл.
15. Принести, спрятать, обрадоваться, рассмеяться, научиться, отбежать.
16. Забрать, улетать, доехать, справиться, направлять.
17. Выход, прилив, заплыв, вылет, проход.
18. Бегемот, бегемотик, бегемотиха; крокодил, крокодильи, крокодильчик.

Рекомендуем посмотреть:

Решение нестандартных задач в начальной школе Решение нестандартных задач по математике в начальной школе Решение нестандартных задач по математике в начальной школе. Движение гусеницы Решение нестандартных задач в начальной школе. "Задачи на уравнивание"

Похожие статьи:

Олимпиадные задания с ответами по математике для 1-4 классов

Олимпиадные задания по математике, 3 класс

Олимпиадные задания по математике, 4 класс

Олимпиадные задания по русскому языку, 3 класс

Олимпиадные задания по русскому языку, 4 класс

Успешность в обучении младших школьников | День Победы в начальной школе сценарий
Опубликовано: 1034 дня назад (8 февраля 2014)
Просмотров: 38274
+6
Голосов: 6
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 8 февраля 2014 в 11:27 +3
Очень интересный материал Вы подготовили. Некоторые вопросы можно использовать и на внеклассных мероприятиях, и на уроках по закреплению темы. Спасибо. Интересно!
Наталья Борисовна Годлевская # 8 февраля 2014 в 15:05 +2
Огромное спасибо!!! Как раз вовремя :)
Зоя Рамисовна Ахмедова # 8 февраля 2014 в 16:55 +2
Подборка материала позволяет учащимся без скуки повторить и закрепить пройденный материал, расширить кругозор. Спасибо!
Эльмира Зуфаровна Абдунагимова # 11 февраля 2014 в 16:49 +1
Спасибо,Зоя Рамисовна!
Наталья Валерьевна Нечаева # 29 января 2015 в 17:04 0
В марте у нас состоится районная олимпиада по русскому языку- начинаем готовиться! Спасибо за предоставленный материал, будем надеяться на неплохие результаты)))
Рамзия Нурмиева # 28 марта 2015 в 12:49 0
Задания содержит вопросы по разделам - фонетика, графика, состав слова, словообразование. Задания можно разделить на 2 группы. Первая группа -на которые устно отвечают, вторая группа - письменно. Материал можно использовать при закреплении знаний по данным темам или при подготовке к олимпиадам. Спасибо за Ваш труд!
илья # 15 января 2016 в 12:22 0
Сайт полный отстой, написано мелким шрифтом, ставлю пол звезды!!!