Конкурсы для педагогов и детей

Психологическая методика для изучения классного коллектива

Выявление межличностных отношений  в классе методом социометрии
Социометрическое исследование проводится учителем или классным руководителем с помощью заранее сформулированных вопросов (критериев), которые связаны с учёбой, отдыхом, трудовой деятельностью, например:
1. К кому бы ты обратился, в первую очередь, встретив затруднения в учении?
2. С кем из товарищей, в первую очередь, ты хотел бы проводить свободное время?
3. Кого из своих одноклассников, в первую очередь, ты пригласил бы на день рождения? и т. д.
Цель социометрического опроса заключается в выборе каждым учащимся товарища (партнера) для совместной деятельности и отдыха. Сделанный школьником выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а математическая обработка данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: социометрический статус ученика в классе, взаимность выбора, степень удовлетворенности межличностными отношениями и другие.
Процедуру социометрического обследования можно проиллюстрировать на примере использования такого критерия как выбор школьником партнера по парте.
Учащимся изучаемого класса раздаются чистые листки бумаги и сообщается следующая инструкция: «Ребята, с начала новой четверти мы хотим рассадить Вас за партами так, как Вы сами пожелаете Напишите, пожалуйста, на листочке бумаги фамилии тех одноклассников, с которыми Вы хотели бы сидеть за одной партой. Причем под номером один укажите фамилию того ученика, с которым Вы хотели бы сидеть в первую очередь, под номером два – того, с кем бы Вы хотели сидеть, если нам не удастся посадить Вас с первым, под номером три – фамилию того ученика, с которым Вы тоже не возражали бы, сидеть в том случае, если не удастся посадить с первым или вторым номером, и т. д. Листки подписываются каждым учащимся и после заполнения, на что уходит минут десять, собираются учителем.
При обработке данных составляется матрица, которая по своей форме напоминает шахматную турнирную таблицу. По вертикали в ней указываются фамилии всех учащихся класса, а по горизонтали их порядковый номер по списку. На соответствующих пересечениях крестиком обозначают тех, кого выбрал каждый учащийся в качестве своего партнера по парте.
Затем в таблице подсчитывают количество выборов и взаимных выборов у каждого школьника (подсчет производят по вертикали). Количество выборов и является показателем популярности ученика в классе. На основании приведенных в таблице данных можно вычислить социометрический статус каждого ученика, который равен отношению суммы полученных им голосов к максимально возможному их числу:
С = ,
где С – статус ученика;
УR1 – сумма полученных выборов;
R – число учеников класса, участвовавших в выборах.
Так, статус ученика под № 3 (Иванова) равен 60% ; статус ученика под № 7 (Николаев) равен 10% .
В целях дальнейшего анализа данные, представленные в матрице, оформляются графически в виде социограммы (см.рисунок). Социограмма представляет собою четыре концентрические окружности, в каждую из которых помещают соответствующие номера учащихся класса.
Матрица выборов
№ п/п
Кого выбирают
Кто выбирает
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1.
Алферов


+
+





+


2.
Онегина


+
+



+



3.
Иванова
+



+





+
4.
Алексеева

+
+


+
+
+



5.
Петров

+









6.
Рябова



+
+






7.
Николаев
+

+





+

+
8.
Ермолаев

+
+

+






9.
Степанова
+
+









10.
Силаев


+

+






11.
Тимофеева




+







Количество полученных выборов
3
4
6
3
5
2
1
3
2
0
2

Из них взаимных
2
2
1
2
0
1
0
1
1
0
0


В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество выборов (в нашем примере учащиеся № 3 – Иванова и № 5 – Петров). Таких учащихся называют «социометрическими звездами» – они пользуются высоким авторитетом среди членов группы и вызывают у них наибольшую симпатию. Во второй круг заносят номера тех учащихся («предпочитаемых»), которые имеют среднее количество выборов (№ 1, № 2, № 4 и № 8). В третий круг – учащихся, имеющих число выборов меньше среднего, так называемых «пренебрегаемых» (№ 6, № 7, № 9, № 11) и в четвертый круг – «изолированных», т.е. не получивших ни одного выбора (№ 10 – Силаев).

Социограмма межличностных отношений в группе

Односторонний выбор обозначают на диаграмме сплошной линией с одной стрелкой (от того, кто выбирает, к тому, кого он выбирает), а взаимный выбор – сплошной линией с двумя стрелками. В результате получается графическая схема, которая дает наглядное представление о положении каждого школьника в структуре межличностных отношений класса, в частности, об отношениях между мальчиками и девочками. На основе социограммы можно также выяснить, является ли «звезда» фактическим лидером в данной группе или эту роль выполняет другой ученик, в каком отношении находятся официальная структура коллектива и неофициальная, реальная.
Кроме того, с помощью социограммы можно оценить состояние взаимных выборов (уровень взаимности межличностных отношений). С этой целью рассчитывают коэффициент удовлетворенности межличностными отношениями (КУ):
КУ =,
где N – общее число выборов, полученных в опросе;
N1 – число взаимных выборов.
По значению КУ ученики класса могут быть ранжированы по четырем группам:
Первая: КУ = 75–100%.
Вторая: КУ = 50–75%.
Третья: КУ = 25–50%.
Четвертая: КУ = 0–25%.
Если в классе преобладает первая и вторая группы, то уровень взаимности межличностных отношений благополучный, а если третья или четвертая, – то неблагополучный.
Полученные данные полезно сопоставить с результатами систематического наблюдения за жизнью класса и поведением учащихся. Важно, например, установить, что обеспечивает тому или иному ученику определенное место в системе межличностных отношений, почему некоторые учащиеся попали в число «пренебрегаемых» или «изолированных». Такое наблюдение – возможность внести коррективы в результаты социометрического обследования и наметить необходимые воспитательные мероприятия, направленные на изменение неблагоприятного социометрического статуса отдельных учащихся.

Рекомендуем посмотреть:

Цели и задачи воспитания школьников Проблемно-ориентированный анализ воспитательного мероприятия Самоуправление в начальной школе Методики изучения классного коллектива

Похожие статьи:

Воспитательная программа ОЭР в школе

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Функции классного часа

Внеклассная работа в школе

Внеклассное занятие в начальной школе на тему: Формула счастья | Шляпа игольница для мамы своими руками
Опубликовано: 984 дня назад (26 марта 2014)
Просмотров: 2888
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Наталья Николаевна Матафонова # 28 марта 2014 в 18:13 +2
Хорошая методика для изучения межличностных отношений в коллективе. Можно использовать с первого класса.Тоже применяю её. Ученикам даю следующую инструкцию: «Ребята, представьте, что ваш класс племя индейцев. Кто бы стал вождем? Напишите, пожалуйста, на листочке бумаги фамилии тех одноклассников, которыми бы Вы хотели видеть вождем класса. Причем под номером один укажите фамилии ученика, которого вы хотели бы видеть вождем в первую очередь, под номерам два  - фамилию того, если бы не удалось выбрать вождем первого, под номером три фамилию того, кого бы вы тоже не возражали видеть в роли вождя».
   Эльмира Зуфаровна, молодцы, что выложили данную методику!
Гульнара Радиковна Костюнина # 2 апреля 2014 в 21:17 +2
Эльмира  просто вы молодцы! Ваша статья очень интересная, определит лидера класса.