Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока чтения для 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конспект урока чтения и развития речи для 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Автор: Ахмедова Зоя Рамисовна, учитель начальных классов ГКС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №12 VIII вида» п. Юца Ставропольского края.
Описание материала: конспект урока чтения для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида.  Данный материал будет полезен учителям начальных классов коррекционных и общеобразовательных школ. Учащиеся на уроке  знакомятся с новым звуком и буквой  Цц, учатся  соотносить  новый звук  с буквой, читать слова с новой буквой.  Каждый учащийся на уроке получает возможность  проявить активность, применить на уроке имеющиеся у него знания.

Тема: Согласный звук [ц], буква Ц ц
Цель: Познакомить с новым звуком и буквой  Цц, учить соотносить  новый звук  с буквой.
Задачи:
1. Образовательная: учить  правильно произносить звук ц, соотносить с буквой «Цц» и печатать её, находить среди других букв
2. Коррекционно-развивающая: совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения.
Оборудование:
Учебник “Букварь ” (автор: В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина),  компьютер, проектор,  презентация к уроку, карточки со словами на букву Ц, текст стихотворения «Цып-цып, цыплятки».
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный.
Ход урока.
Организационный момент.
Коррекционная минутка.
Составьте слово из букв: у  к  р  о   (урок)
Учитель: Ребята, давайте скажем, зачем мы пришли на урок?
Дети:
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться
Слушаем внимательно, работаем старательно.
Учитель: Каждый день, всегда, везде,
     На уроках и в игре
     Громко, четко говорим
    Никогда мы не спешим.
Учитель: Значит и сегодня на уроке, как мы будем говорить?
Дети:
Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Все звуки четко, внятно,
Чтоб было всем понятно.
Учитель: А для этого проведем дыхательную разминку, чтобы привести органы дыхания в рабочее состояние.
Дыхательная гимнастика.
- медленный вдох через нос – медленный выдох через рот;
- быстрый вдох через нос – задержка дыхания – медленный выдох через рот;
- вдох по частям через нос – выдох по частям выдох через рот;
- медленный вдох через нос – быстрый выдох через рот;
Учитель: А чтобы привести в рабочее состояние органы речи проведем  артикуляционную разминку.
Артикуляционная гимнастика.
(на экран проецируется: длинная змея)
Учитель: Вы видели такую длинную змею?
Произнесите с удивлением: О-о-о!
(на экран проецируется: большой торт)
Учитель:  Нравится вам этот торт?
Произнесите с восхищением: А-а-а!
(на экран проецируется: сердитое лицо мальчика и ветка с шипами)
Учитель: Мальчик поранил  палец о ветку розы – у него царапина.  Как  вы думаете, сердит ли мальчик?
Произнесите сердито: У-у-у!
(на экран проецируется:  лошадь с жеребенком)
Учитель: Как мама-лошадь подзывает своего жеребенка?
Произнесите радостно: И-и-и!
Упражнение на дикцию.
Работа со скороговоркой:
Ученица-озорница получила единицу.
- чёткое проговаривание каждого звука.
- повторяем скороговорку шепотом, затем в полный голос.
Игра « Вопрос – ответ».
Учитель: Ученица-озорница получила единицу?
Дети: Ученица-озорница получила единицу.
Учитель: Ученица-озорница получила единицу?
Дети: Ученица-озорница получила единицу.
Учитель: Ученица-озорница получила единицу?
Дети: Ученица-озорница получила единицу.
Физкультминутка
«Как  живете?»
-Как  живете?
-Вот  так!
-А  с оценками у вас?
-Вот  так!
-Как бежите?
-Вот  так!
-Как  глядите?
-Вот  так!
-Обед  как  ждете?
-Вот  так!
-Как  берете?
-Вот  так!
-Как  вы  спите?
-Вот  так!
-А  как  шалите?
–Вот  так!
-Как сидите?
–Вот  так!
-А читаете?
-Вот  так!
Работа над новым материалом.
Определение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым звуком, узнаем, какой буквой он обозначается, будем читать слова и предложения с новой буквой.
Отгадайте загадку:
На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
                           (Цапля)
Учимся произносить звук [ц]
Учитель: Смотрим на соседа, как он произносит звук:
а) губы в улыбке, зубы видны;
б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;
в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
г) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя. (Если  поднести ладошку, тыльной стороной ко рту, почувствуете толчок воздуха)
Знакомство с буквами Ц, ц.
Вот какая буква ц –
С коготками на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Учитель: - Ребята! Твёрдый согласный звук [ц] обозначаются на письме вот такой буквой. (Показ буквы). Её называют буква «цэ». Она бывает большая и маленькая.
Для чего нужна большая? А маленькая?
Печатание буквы Цц на доске мокрой кисточкой (выходят по цепочке)
Определение места новой буквы в алфавите.
Выделение согласного звука [ц] с опорой на схему (с. 118 букварь)
Цапля, отец, палец, яйцо, заяц
Чтение слогов с буквой ц
Прежде чем, мы начнем читать слоги с буквой ц, давайте вспомним, что обозначают гласные первого ряда? Что обозначают гласные второго ряда?
а    о   у    ы
и   е    ё    я    ю
Игра «День - ночь»
Инструкция: Если в слоге вы услышите мягкий согласный, то наступает ночь – вы закрываете глаза, а если вы услышите твердый согласный, то наступает день – вы открываете глаза. (Ха, ми, ня, ро, ве, ты, пу, лё, сю, га)
ЦЕ ЦО ЦУ ЦА ЦИ
– хоровое чтение слогов постепенно увеличивая громкость голоса;
- хоровое чтение слогов постепенно, уменьшая громкость голоса;
- читать с вопросительной интонацией;
- читать «как будто по крыше капает дождик»
- Дайте характеристику звука [ц].
Вывод: [ц] – согласный, глухой, всегда твердый  звук.
- соотнесение слого-звуковой структуры и слого-звуковых схем:
цветы
цыган
Чтение текста
Учитель:  я прочитаю сказку, а вы догадаетесь, о ком пойдет речь в сказке, если отгадаете загадку:
Тук – тук – тук!
Тук – тук – тук!
Вдруг раздался тихий стук
Из яйца как из пеленок,
Вылез жёлтенький ….. (цыпленок)
(на экран проецируются иллюстрации к сказке)
  Цыпленок Цып
      Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.
  - Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
  Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
  - Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду,  прогуляюсь.
  Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
  - Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
  Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
  - Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
  - А как же надо? – удивилась гусеница.
  - Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
  Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
  - Эй, цапля, ты неправильно ловишь! Смотри, как надо!
  И как прыгнет в болото.
  Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.
  - Чтобы учить,- говорит цапля,- надо самому что- нибудь знать. Понял, Цып?..
Подумал, подумал Цып и вернулся к маме.
1. Работа по тексту.
- Давайте вспомним, с чего начинается сказка?
- Кого встретил Цып первым?
- Какой совет он дал цветку?
- С кем он встретился потом?
- Что посоветовал он гусенице?
- Что произошло с Цыпом на болоте?
- Что сказала ему цапля?
- Как вы думаете почему,  Цып давал такие глупые советы? (потому что он был еще совсем маленьким и ничего не знал).
2.Игра «Поймай звук». При повторном чтении сказки, дети хлопают в ладоши, если слышат слово со звуком [ц].
3. Игра «Запоминай - ка».  Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?
Учитель: Ребята, кто знает,  как подзывают цыплят?
Работа с текстом.
Чтение стихотворения учителем.
Цып – цып,   цып-лят-ки,
Есть  во-ди-ца в  кад-ке.
Кто  ме-ня  бо-ит-ся,
Тем  не  дам во-ди-цы.
Вот  бе-гут  цып-лят-ки,
Не  бо-ят-ся  кад-ки!
Воз-ле  кад-ки  блюд-це,
Все  о-ни  на-пьют-ся.
- «жужжащее» чтение
- чтение «цепочкой»
- выразительное чтение
- хоровое чтение
Итог урока.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
- Какой звук обозначает эта буква?
- Дайте характеристику этому звуку.
Рефлексия. (Самооценка учащихся).
«Лесенка успеха»:
- я старался и работал на уроке активно
- я мог бы работать лучше

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока ООМ для 1 класса УМК "Школа России" Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон» Конспект урока по обучению грамоте и письму в послебукварный период, 1 класс Конспект урока по чтению, 1 класс. Осеева "Синие листья"

Похожие статьи:

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?»

Конспект урока «Многообразие грибов» 1 класс по УМК «Гармония»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Конспект урока трудового обучения для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида | Рисование пластилином на стекле. Пошаговая инструкция
Опубликовано: 979 дней назад (3 апреля 2014)
Просмотров: 7068
+4
Голосов: 4
Ирина Ивановна Жабина # 18 марта 2015 в 00:35 0
Спасибо за интересный подробный конспект, Ваш материал пригодится воспитателям ДОУ при разработке конспектов по развитию речи и родителям при подготовке детей к школе. Мне очень понравилась артикуляционная гимнастика с опорой на наглядность и игра "День-ночь" (обычно при анализе мягкости-твёрдости звуков соотносят зелёный-синий цвет). Примите мой голос.
Галина Станиславовна Бердник # 1 апреля 2016 в 08:43 0
Здравствуйте! Данный конспект урока направлен на развитие речевой деятельности учащихся, которая проявляется как в устной, так и в письменной формах. Это и умение произносить звук, печатать букву, давать характеристику звуку, находить его место в алфавите. Все этапы урока взаимосвязаны, логичны. На уроке Вами предложено много игр и заданий, направленных на коррекцию зрительного и слухового восприятия, в виде артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики.