Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока чтения для 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конспект урока чтения для 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Автор: Ахмедова Зоя Рамисовна, учитель начальных классов ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №12 VIII вида» п. Юца Ставропольского края.
Описание материала: конспект урока чтения для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Данный материал будет полезен учителям начальных классов коррекционных и общеобразовательных школ. Учащиеся на уроке учатся выразительному чтению, учатся наблюдать над образами героев, анализируют, сравнивают, высказывают свое мнение, у детей формируются четкие представления о хороших и плохих поступках. Каждый учащийся на уроке получает возможность проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме.
Тема: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель:
Познакомить учащихся с произведением В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо"
Задачи:
Формировать четкие представления о хороших и плохих поступках;
Развивать мышление, навыки коммуникативного общения;
Воспитывать положительные черты характера: доброту, вежливость, честность.
Оборудование: компьютер, проектор мультимедиа, презентация к уроку .
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный.

Ход урока
Организационный момент.
Дыхательная гимнастика:
-Сделать глубокий вдох через нос, при выдохе произносим следующие звуки: и,у,о,е,а,м (повторить 3 раза)
Коррекционная минутка
Учитель: По каким признакам можно разделить эти картинки?
Актуализация опорных знаний и представлений
Учитель: -Ребята, какой раздел мы изучаем? (дети: «Буду делать хорошо и не буду плохо»)(на экран проецируется название раздела)
- Сегодня мы еще раз поразмышляем, что значит делать хорошо и что значит плохо?
Слова «хорошо» и «плохо» можно заменить другими, близкими по значению словами. Но все слова смешались, и вам придется разобраться, что близко по значению слову «хорошо», а что к слову «плохо»:
неплохо, дурно, отлично, славно, паршиво, превосходно, худо, нехорошо, здорово, нехорошо.
- А сейчас я предлагаю вспомнить произведения из этого раздела.
- Из какого произведения эта строчка: Жили два воробья … (дети: «Урок дружбы»)
Речевая разминка. (на экран проецируется картинка с воробьями, сидящими на ветке)
«Песенка воробья»: чио – чио чью – чью – чью
чик – чирик фью – фью – фью

Произнести грустно, весело
- Кто может пересказатьэтот текст?
- Назовите главных героев этого произведения.
- Кто из них настоящий друг?
-Узнай произведение по иллюстрации (дети:«Яблоко»)
- С чего начинается рассказ? (пересказ цепочкой)
- Чем похожи поступки Миши и Чирика?
- Как можно назвать Мишу и Чирика?
- Расскажите, что делал Жалейкин из рассказа «Жалейкин и пруд»?
- Какой вред принесли природе старания Жалейкина?
- Какими словами заканчивается это произведение? (дети: Всякое дело с умом делать надо. И если одно делаешь, то и другое не порть).
- Как называется рассказ, в котором говорится о том, как плохо быть нечестным? (дети: «Сказка про честные ушки»)Чтение рассказа.
Работа по вопросам:
-Как звали девочку из этого рассказа?
- Почему мама не поверила девочке?
- Почему девочка не захотела больше говорить неправду?
- Почему нельзя говорить неправду?
Чтение пословиц и анализ.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Жизнь дана на добрые дела.
Делать людям хорошее, хорошеть самому.
Называться человеком легко, быть им трудно.
Без добрых дел, нет доброго имени.
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Чему они нас учат?
- Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (дети: радость, счастье, восторг, умиление).
- Каким делает человека доброта? (дети: Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым).
Физкультминутка (показ дейсвий под музыку – как мы помогаем маме)
Изучение нового материала
Учитель: Ребята, вы знаете, что строчками раздела, который мы изучали, являются строчки стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Вы читали это стихотворение самостоятельно. Сегодня мы будем учиться читать его выразительно.
Гимнастика для глаз перед чтением стихотворения
– Скажите, кто ведет разговор в стихотворении? (дети: Отец и сын), (на экран проецируются иллюстрации соответствующие этому отрывку).

1часть Прочитайте начало стихотворения:
Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?-

У меня секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого ответ
помещаю в книжке.

- Что мы узнали о мальчике? (дети: кроха, малыш, маленький)
- Какой очень важный вопрос задал мальчик отцу? Какие слова надо выделить голосом? (хорошо, плохо)- отработка нужной интонации
- Как называют ребят, которые всем интересуются? (дети:любознательными)
- Найдите слова папы. Как он относится к детям? Какие слова помогают вам догадаться? (дети: секретов нет, детишки)

2часть Разговор отца и сына. (на экран проецируются иллюстрации соответствующие этому отрывку).
Чтение отрывков, где голосом надо показать осуждение плохих поступков и одобрение, радость при чтении о хороших поступках.
- Если ветер крыши рвет,
если град загрохал,-
каждый знает - это вот
для прогулок плохо.

Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это - очень хорошо
и большим и детям.

- Какую погоду для прогулок советует выбирать папа?

3 часть (на экран проецируются иллюстрации соответствующие этому отрывку)
Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице,-
ясно, это плохо очень
для ребячьей кожицы.

Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.

- Что вы можете сказать об одном и другом мальчике? С чем сравнивает автор лицо грязнули? Одинаково ли автор относится к ним? Какие слова помогают определить, что поэт одобряет, я что осуждает?
Словарная работа. Подбор близких и противоположных по значению слов: грязный, неряшливый, неаккуратный, чистоплотный, опрятный, аккуратный, соблюдающий чистоту.

4 часть (на экран проецируются иллюстрации соответствующие этому отрывку).
Если бьет дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого не хочу
даже вставить в книжку.

Этот вот кричит: - Не трожь
тех, кто меньше ростом!-
Этот мальчик так хорош,
загляденье просто!

- Какой мальчик вызывает осуждение? Какие слова находит поэт, чтобы передать к нему свое отношение? (дети:«я такого не хочу даже вставить в книжку») - дают почувствовать, что мальчик настолько плох, что даже говорить онем не хочется)
- Каким представляется второй мальчик? (дети: хороший, смелый, защищающий слабого)
- В каких словах поэт передает отношение к этому ребенку? (Этот мальчик так хорош загляденье просто!)

5 часть (на экран проецируются иллюстрации соответствующие этому отрывку).
Если ты порвал подряд
книжицу и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.

Если мальчик любит труд,
тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут:
он хороший мальчик.

- Отработка чтения отрывка так, чтобы слушатели поняли, что поэт осуждает тех ребят, которые не понимают, что небрежно относиться к вещам, не беречь их — это значит не уважать труд людей, которые их сделали, и одобряет поведение мальчика, который любит трудиться, любит читать, о котором можно сказать, что он трудолюбивый, любознательный.

6 часть (на экран проецируются иллюстрации соответствующие этому отрывку).
От вороны карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Это очень плохо.

Этот, хоть и сам с вершок,
спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
в жизни пригодится.

Один из мальчиков назван «карапузом». Как вы понимаете значение этого слова? ( дети: карапуз — это маленький ребенок, плотный и крепкий); другой мальчик «сам с вершок», т. е. очень маленький, даже ворона по сравнению с ним выглядит «грозной птицей». Если первый мальчик убежал от вороны да еще заохал, т. е. очень напугался и не скрывал своего страха, то второй не убежал, а спорит с «грозной птицей», не уступает ей, он решительный, смелый. Что значит «В жизни пригодится» ?
Задача: показать при чтении, какие поступки одобряются, соблюдать паузы между двумя контрастными картинами, выделить голосом слова хорошо, храбрый.

7 часть (на экран проецируются иллюстрации соответствующие этому отрывку).
Этот в грязь полез и рад,
что грязна рубаха.
Про такого говорят:
он плохой, неряха.

Этот чистит валенки,
моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
но вполне хороший.

Как можно охарактеризовать первого мальчика? (дети:мальчик неряха, неаккуратный, он не выбирает места для игры, он не понимает, как некрасиво выглядит. Такой мальчик не может никому нравиться).
Как можно охарактеризовать второго мальчика? (дети: хороший мальчик, очень милый, вполне хороший, загляденье просто.)
— С каким настроением надо читать слова о мальчике, который не ждет, когда его одежду приведут в порядок, а умеет все делать сам?

8 часть (на экран проецируются иллюстрации соответствующие этому отрывку).
Помни это каждый сын.
Знай любой ребенок:
вырастет из сына cвин,
если сын - свиненок,

Мальчик радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду делать хорошо,
и не буду - плохо".

— Какое впечатление произвел рассказ отца на мальчика? С каким настроением ушел малыш? Передайте при чтении свое отношение.
Перед выразительным чтением всего стихотворения учитель напоминает детям, чтобы они при чтении голосом показали, поступки каких мальчиков им нравятся, кому из ребят они хотели бы подражать, на кого они хотели быть похожими.

А сейчас предлагаю поиграть в игру “Хорошо или плохо”.
Ваша задача оценить поступки и сказать – хорошо это или плохо. Хороший поступок – сигнальный флажок зелёного цвета, плохой поступок – флажок белого цвета.
1. Быть грязнулей – ….(плохо)
2. Сажать деревья – ….(хорошо)
3. Помогать старшим – …(хорошо)
4. Подкармливать зимой птиц – ….(хорошо)
5. Играть с огнём – …(плохо)
6. Защищать слабого – ….(хорошо)
7. Пачкать и рвать книгу - ….(плохо)
8. Бегать по школе – …(плохо)
9. Поссориться с мамой – ….(плохо)
10. Здороваться при встрече - …(хорошо)
11. Уступать в автобусе место пожилому человеку – …(хорошо)
12. Здороваться с соседями – …(хорошо)

- Молодцы! Я думаю, что вы будете совершать только добрые дела и поступки, чтобы за них вам не приходилось краснеть и стыдиться. Надо быть вежливыми и воспитанными, не на словах, а на деле.
Подведение итогов.
Обобщение изученного:
- Кто написал стихотворение, которое мы сегодня читали?
- Как вы думаете, мы с вами должны стараться совершать хорошие или плохие поступки?
- Конечно, мы должны совершать только хорошие поступки. Потому что добрые, хорошие поступки делают людей добрее и лучше.
Рефлексия
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу что-то хорошее.
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения во 2 классе на тему: Литературные загадки Конспект открытого урока по чтению во 2 классе с презентацией Конспект урока чтения во 2 классе Конспект урока чтения для 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Декупаж деревянной кухонной лопатки. Мастер-класс с пошаговыми фото | Конспект воспитательного занятия для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Опубликовано: 626 дней назад (25 марта 2015)
Просмотров: 2296
+3
Голосов: 3
Татьяна Васильевна Свердлова # 25 марта 2015 в 17:33 0
Зоя Рамисовна ,Ваш урок мне показался очень интересным и познавательным! Все задания и этапы урока продуманы. Спасибо за урок! Удачи и творческих успехов Вам!
Ольга Владимировна Гудым # 2 апреля 2015 в 17:13 0
Добрый день, Зоя Рамисовна! С удовольствием побывала на вашем уроке чтения. Вспомнила произведение В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо". Очень понравился ваш материал: все последовательно выстроено, интересные вопросы, которые сопровождаются иллюстрациями на экране. Вы. действительно, формируете у ребят четкие представления о хороших и плохих поступках; воспитываете положительные черты характера: доброту, вежливость, честность. Очень актуальная тема и прекрасно преподнесена. С удовольствием отдаю вам свой голос.
Сидорова Зоя Григорьевна # 29 апреля 2015 в 00:02 0
Зоя Рамисовна! Хорошо продуманный конспект урока чтения. Вся организация урока сводилась к выполнению поставленных задач. В интересной форме организованы разные виды деятельности на уроке. Это дало возможность развивать устную речь учащихся, наблюдательность, совершенствовать культуру речи, воспитывать любовь к литературе, Формировать четкие представления о хороших и плохих поступках, воспитывать положительные черты характера, положительную мотивацию к учению. Спасибо, думаю, что это публикация будет полезна многим педагогам, я тоже скинула в закладки и буду использовать в работе. Голос!
Некоторые рекомендации по оформлению публикации:
- предлагаю посмотреть по ссылке:
http://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
- цель пишется в форме существительного, отвечает на вопрос ЧТО?, можно было бы написать: " Знакомство учащихся с произведением В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо"
- хорошо было бы оформить публикацию иллюстрациями , можно из интернета.
Всего доброго.
Зоя.