Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тренинг для преподавателей на тему «Технология проектного обучения и его сущность»

Тренинг для преподавателей на тему «Технология проектного обучения и его сущность»
Описание работы: Данный материал предназначен для проведения методической работы с преподавателями и мастерами производственного обучения колледжей по изучению технологии проектного обучения. Проводится в форме тренинга.
Цель: повышение мотивации педагогов к применению метода проектов, знакомство с приемом, помогающим в работе над проектом - «звездочкой обдумывания».
Оснащение занятия: ПК, проектор, электронная презентация, раздаточный материал в виде «домино», доска магнитная, «бабочки» трех цветов, изображение на листах голубого ватмана «поляны».
Форма проведения: тренинг.
Ход тренинга
Уже наступила весна, греет солнышко, природа потихоньку просыпается, скоро зацветут цветы, появятся красивые, маленькие, нежные бабочки. У вас на столах бабочки разного цвета.
Уважаемые коллеги, я попрошу вас оценить в данный момент собственное эмоциональное состояние при помощи тест–бабочек. Возьмите ту бабочку, цвет которой вам наиболее импонирует и поднимите её так, чтобы её было хорошо видно.
А теперь попробуем оценить состояние всей группы. Цвет каких бабочек преобладает? (ответы участников).
Зелёный – активность, настроены на восприятие материала
Жёлтый – приятное, очень спокойное настроение
Красный – возбуждённое, немного нервозное состояние
По характеристике цветов Макса Люшера.
А сейчас свою бабочку, посадите, пожалуйста, на ладонь. А я расскажу вам одну легенду.
Жил был на свете один мудрец, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил: ….
Как вы считаете, что ответил мудрец?...
“Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках наш студент чувствовал себя комфортно, психологически спокойным – защищенным, нужным, а главное – востребованным и успешным после окончания нашего учебного заведения.
Сегодня учить так, как мы учили вчера, не получается.
Если меняются требования к результатам обучения, то и должны меняться требования к методам и технологиям преподавания.
Нам кажется, что мы работаем все лучше и лучше, приобретаем новые знания и опыт, а проблем меньше не становится.
Современная реальность такова, что только одного педагогического опыта прошлых лет недостаточно, чтобы подготовить сегодняшних студентов к успешной жизни завтра.
Вывод очевиден: технологии преподавания не должны отставать от требований современного информационного общества.
Сегодня такое большое внимание привлекают к себе интерактивные методы обучения - методы такого взаимодействия преподавателя и обучаемого, когда обучающиеся являются субъектом учебного процесса, а преподаватель выполняет консультационную, стимулирующую и наблюдательно-корректирующую функцию.
И одним из направлений нашей деятельности является проектная деятельность или метод проектов.
Проектная деятельность все глубже проникает в нашу профессиональную сферу. Мы каждый раз сталкиваемся с тем, что нам необходимо составить или разработать программу, пособие, сценарий и т.д., а начинаем мы это с плана, в результате работы над реализацией которого автор должен получить что-то новое: продукт, это и является проектом, т.е. Проект – это то, чего пока нет.
Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап.
Не каждый урок должен проходить с использованием «проектной технологии».
При планировании обучения на год преподаватель может выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование».
Далее нужно сформулировать несколько примерных тем на группу (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта.
Проект от латинского - брошенный вперёд, выступающий, выдающийся
Замысел, план.
Предварительный текст какого-либо документа.
Специально организованный комплекс действий обучающихся совместно с педагогом для решения значимой задачи, завершающийся созданием продукта.
Метод проектов возник давно. Основоположник метода проектов – американский философ – прагматик Джон Дьюи (1859 – 1952).
Идея метода: вовлечь каждого обучающегося в активный творческий процесс.
Приступая к выполнению проекта, автор (студент (группа), преподаватель) должен поставить перед собой несколько вопросов:
-Почему необходим данный проект?
-Какие проблемы могут возникнуть при его выполнении?
-Кому адресован проект?
-Что планируется сделать в рамках проекта?
-Как будет реализовываться проект (способы, методы)?
-Кто будет реализовывать проект?
-Какие ресурсы понадобятся для его выполнения?
-Какой срок предполагается для его выполнения?
-Каков планируемый результат?
В педагогике при проектировании можно воспользоваться специальным приемом, называемым “звездочкой обдумывания”.
Берется чистый лист бумаги. В центре его записывается подлежащий решению основной вопрос. Затем вокруг него указываются возможные решения других вопросов, без которых невозможно решение главного. Внешне это напоминает звезду с расходящимися в разные стороны лучами.
Используя приём “Звездочка обдумывания” можно выделить этапы работы над проектом и определить понятие «анатомия проекта», который заключается в 6-ти П: Проблема - Проектирование – Поиск - Продукт – Презентация - Портфолио
Однажды Хаджа Насреддин обратился к прихожанам: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Нет», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать»,- сказал Хаджа и ушел.
На следующий день Хаджа снова пришел в приход и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Знаем», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Хаджа и снова ушел.
На третий день пришел Хаджа и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» И ответили прихожане: «Часть людей знает, а часть – нет». «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает», - и ушел.
Как на ваш взгляд, какая фраза, отображает суть темы нашего тренинга «Метод проектов в формировании исследовательских навыков обучающихся» - «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает».
Давайте используем это высказывание Хаджи Насреддина. У нас образовалось 4 команды, группы.
Задание группам: Игра «Домино»: расположите этапы организации проекта в нужной последовательности. Время на выполнение – 7-10 мин.
(Каждой группе выдается набор разрезных карточек-домино.
(Пока участники выполняют задание, звучи музыка Шопена «Душа плачет»)
Сравните результат с эталоном.
Правильно выделить проблему - наиболее трудная задача. Проблема – это социально значимое противоречие. Она должна быть интересна, носить исследовательский характер.
Далее определяется объект и предмет исследования.
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Проблема преобразуется в личностно значимую цель.
Цель проекта – модель желаемого конечного результата.
Цель проекта может быть определена с помощью глаголов: доказать, записать, измерить, изобрести, изучить, иллюстрировать, исследовать, классифицировать, наблюдать, нарисовать, обнаружить, объяснить, определить, описать, организовать, оценить, подготовить, проверить, продемонстрировать, проследить, разработать, рассчитать, собрать, создать, сравнить, установить и т.д.
Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.
Далее выдвигается гипотеза. Гипотеза в проекте – предположение о возможных результатах исследовательской работы. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над проектом.
Следующий этап работы над проектом – это планирование (проектирование), процесс разработки проекта. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.
Затем, этап работы – поиск или сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации:
-Поиск информации в Интернете;
-Справочная, учебная литература, документальные источники;
-Вопросы коллегам (преподавателю), специалистам;
-Интервью с участниками событий, анкетирование и т.д..
Результат работы над проектом или конечный результат разрешения поставленной проблемы, т.е. Продукт проектной деятельности – это следующий этап работы. Обращаю ваше внимание на то, что в нашем случае в связи с дефицитом времени этапы планирования и реализации практически совпали, что, несомненно, сказалось на качестве продукта.
Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, видеофильма, выставки, газеты, игры, костюма, макета, модели, мультимедийной презентации, праздника, серии иллюстраций, справочника, словаря, статьи, сценария, учебного пособия, дидактического материала, экскурсии и т.д.
Обычно после выполнения проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также то, что цель проекта достигнута и проблема решена в настоящий момент – т.е. Следующий этап - презентация.
Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта. В течение всей работы над проектом его разработчики собирают проектную папку (портфолио).
Для многих, желающих заняться исследованиями, одной из важных проблем становится проблема выбора темы. Существуют правила выбора темы исследования.
Выбор темы исследования
-Тема должна представлять интерес для учащихся и педагога;
-Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях;
-Тема должна быть сформулирована лаконично;
-Указать, почему именно эта тема и именно на данный момент является актуальной;
-Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования;
-Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы, литература, необходимая исследовательская база.
Какова же роль преподавателя в проектной деятельности?
Энтузиаст - вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
Специалист - обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;
Консультант - организующий доступ к информационным ресурсам;
Руководитель - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей;
Координатор - группового процесса;
Эксперт - анализирующий результаты выполненного проекта.
Что дает метод проектов обучающимся?
-Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи
-Умение работать в команде и обладать навыками общения
-Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
-Эффективно использовать знания реальной жизни
-Компьютерная грамотность
-Повышение мотивации обучения
Что дает метод проектов преподавателю?
Метод проектов позволяет:
-Обучить учащихся находить некую значимую для них проблему и решать её путем творческого поиска и применения интегрированного знания;
-Подвести учащихся к осмыслению значимости предполагаемых результатов в практической, творческой и познавательной деятельности;
-Развить творческие, исследовательские способности и применить их на практике;
-Научить учащихся алгоритму выполнения этапов проекта;
-Создать условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.

В результате можно сделать следующие выводы:
-Необходимость применения проектной методики в современном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности студента (учащегося), его подготовки к реальной деятельности.
-Применение проектной методики даёт высокие результаты на всех этапах обучения, т.к. Сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
Прежде всего, это обусловлено:
-Проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;
-Неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.
В целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию, уровень самостоятельности обучающихся, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Рефлексия.
А сейчас, я предлагаю оценить мою работу сегодня.
Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.
-Понравился тренинг. Буду применять проектный метод в своей работе пусть прилетят бабочки зеленого цвета.
-Было неплохо. Но о том, буду ли я применять проектную технологию среди учащихся не знаю, пусть прилетят бабочки желтого цвета.
-Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки красного цвета.
(Пока приклеивают бабочек, звучит музыка «От улыбки станет всем светлей…»)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического тренинга с педагогическим коллективом детского сада Полемика с самим собой. В записную книжку учителя Социально - психологические тренинг. Ребенок и его развитие Тренинговое занятие для педагогов

Похожие статьи:

Психологический тренинг для педагогов

Проектная деятельность на уроках английского языка

Проектная деятельность в школе

Проект: Наше будущее, 7-9 класс

Семинар практикум для учителей школы. Проектная деятельность

Опубликовано: 3587 дней назад (2 июня 2014)
Просмотров: 8881
Рубрика: Сценарии
+3
Голосов: 3
Айгуль Масхудовна Касимова # 2 июня 2014 в 21:43 0
Очень интересная и полезная разработка. Все написано на доступном языке. Спасибо Вам!
Акалтын Турешовна Турмаганбетова # 6 июня 2014 в 11:37 0
Спасибо за отзыв, данное мероприятие я провела с молодыми преподавателями.
Анна Александровна Мальцева # 3 июня 2014 в 06:15 0
На мой взгляд разработка полезная и содержательная. Сейчас в школе мы сталкиваемся с процессом перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт на уровне основного общего образования, при этом учителя - стажисты, со сложившейся системой работы, испытывают явные затруднения. Спасибо Вам за Вашу разработку, которой я обязательно воспользуюсь в начале следующего учебного года.
Акалтын Турешовна Турмаганбетова # 6 июня 2014 в 11:47 0
Спасибо, мне очень приятно, что Ваше внимание привлекла моя работа. Данный тренинг был мною проведен в рамках областного обучающего семинара с молодыми преподавателями колледжей и также высоко оценен. Вам удачи!
Лариса Дорогина # 3 июня 2014 в 07:54 0
Интересный материал. Проектирование в данный момент очень актуально. не всегда получается воплотить замыслы. Ваша консультация поможет решить эту проблему.Спасибо за материал. Голос.
Акалтын Турешовна Турмаганбетова # 6 июня 2014 в 12:18 0
Спасибо за оценку работы. Проектная технология у нас в Казахстане,также актуальна. Мы сегодня участвуем и сами, педагоги, и наши учащиеся во всех областных, республиканских и международных конкурсах, связанных с проектированием.Удачи!
Ольга Важова # 3 июня 2014 в 15:03 0
Огромное спасибо за интересный и полезный материал. Думаю, воспользуюсь Вашими советами. smile
Акалтын Турешовна Турмаганбетова # 6 июня 2014 в 12:19 0
Спасибо и Вам, УДАЧИ!
Алёшина Марина Леонидовна # 4 июня 2014 в 08:08 0
Статья очень интересна,подробно объяснен трудный, но полезный материал!Творческим педагогам обязательно нужно попробовать внедрить метод проектной деятельности!!!Спасибо!!!+1
Акалтын Турешовна Турмаганбетова # 6 июня 2014 в 12:23 0
СПАСИБО за оценку! Прежде чем заниматься проектной технологией мы с коллективом прошли курсы по программе Intel.
Елена Викторовна Терехова # 4 июня 2014 в 21:15 0
Как говорится всё новое - это забытое старое. Надо вспомнить и пользоваться.