Конкурсы для педагогов и детей

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка

Автор: Акберова Динара Рафаэлевна, методист, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества «Олимп».

Описание: Материал из опыта работы начинающего методиста и педагога дополнительного образования, руководящего объединением «Познай себя», предназначен для руководителей методическим объединением молодых педагогов УДО, педагогов дополнительного образования.

Цель: способствование развитию зрелой, целостной, гармоничной личности, способной к самореализации, самопознанию, овладевшей искусством эффективной коммуникации и гендерных отношений в контексте изменений.

Современная образовательная ситуация требует от педагогов – постоянного совершенствования их знаний и умений. Чтобы быть успешным, достичь профессионального мастерства, иметь признание у обучающихся, коллег, родителей, педагог системы дополнительного образования детей должен постоянно стремиться к саморазвитию и повышению своего мастерства. Развивать свое профессиональное мастерство, педагогу предоставляется возможным в труде, общественной жизни, творческой деятельности, в общении с коллегами и во взаимоотношениях с обучающимися. В дополнительном образовании как нигде выражается успешность личности обучающегося и профессиональное мастерство педагога. Важным звеном в системе межличностного взаимодействия является «возможность свободного выбора». Именно добровольность и желание эффективно выстраивать межличностное общение, с честью решать и находить пути из конфликтных ситуаций, найти свой жизненный путь и многое другое, приводит обучающихся в объединение «Познай себя».

На сегодняшний день общество требует от человека высокого уровня адаптации и накладывает ответственность личности за поступки и их последствия. В период обучения в школе и в объединении дополнительного образования важно сформировать у обучающихся свою точку зрения, умение сотрудничать, проявлять творческую и деловую активность. Занятия в объединении позволяет получить навыки успешной адаптации в дальнейшей жизни, сформировать требуемые для этого личностные качества. Свою педагогическую деятельность я начала 3 года назад с разработки адаптированной образовательной программы «Лабиринт моей души», для детей в возрасте от 11 -14 лет. Программа способствует усвоению основ психологии, развитию психических процессов и состояний. Также она направлена на развитие целостной личности, гибкости мышления на формирование многовариантного обзора возможного поведения в межличностных и внутриличностных проблемах. Содержание программы расширяет представления обучающихся о многообразии методов, техник, диагностики в психологии, о влиянии эффективной коммуникации в процессе межличностного общения, знакомит с методами снятия эмоционального напряжения, формирует умение позитивного отношения к себе и обществу. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт. Целью данной программы является способствование развитию зрелой, целостной, гармоничной личности, способной к самореализации, самопознанию, овладевшей искусством эффективной коммуникации и гендерных отношений в контексте изменений. Происходящих во всех сферах общества.
Основные задачи программы включают:
1. Создание условий для формирования стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентацию в нем;
2. Сформировать основу коммуникативной культуры;
3. Способствовать развитию способностей безоценочного принятия собственных чувств и эмоций;
4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Структура программы предусматривает следующие образовательные блоки, включающие в себя теоретические и практические занятия, индивидуальные и коллективные творческие задания и т.д. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий, тренинговых упражнений, написание сочинений, рисования, создание и проигрывание жизненных ситуаций, проведение профилактических бесед и дискуссий. Использование игровых методов позволяют ,развивать у обучающихся различные модели поведения и не допускает шаблонов, расширяет репертуар эмоциональных проявлений, а также формирует практические навыки работы в коллективе, что способствует сотрудничеству с проявлением личностных качеств. Уровень подготовки детей при приеме в группы определяется психолого- педагогической диагностикой. Основанием перевода обучающихся на следующий этап обучения является проведение контрольных заданий. Первое с чем мне пришлось столкнуться – это с несоответствием собственных ожиданий и возможностей обучающихся. Так как при приеме в свое объединение я еще использую метод наблюдения и психолого – педагогическую беседу, важным фактором при зачисление ребенка является активность и желание получать новые знания, узнать свои возможности и творчески реализовать себя. Уровень подготовки детей был разным в силу различных причин (низкая самооценка, низкий уровень развития коммуникации, неумение выражать свои чувства и переживания, иногда и плохая успеваемость). Со своей стороны я попыталась выстроить атмосферу доверия, что каждый, приходя на занятия, может поделиться со мной своими переживаниями, страхами и при этом не бояться быть не понятым. Следующая задача – сплоченность между детьми в группе, в процессе совместной деятельности. Особое внимание в объединении уделяется индивидуальному развитию и успешной социализации личности.
Поэтому я, как педагог обладаю определенными функциями: передача способов, на основе которых можно вынести собственные решения, умение совместно с обучающимися ставить цели, задачи и находить условия для их принятия и реализации, безоценочность суждений и поступков и формирование у каждого способности к самооценке. Именно межличностные отношения, возникающие между детьми и педагогом, нередко становятся первой и главной силой для обучающихся, которые еще точно не определили свой интерес в предметной деятельности, но при этом получают от педагога и сверстников в группе так необходимое для них общение.
Участие и работа в тренинговой группе позволяет обучающимся разобраться со своими чувствами и переживаниями. Именно неумение выражать собственные чувства(личностная рефлексия), это второе над, чем мне пришлось работать. Умение выражать свои эмоциональные переживания – это одна из важнейших составляющих процесса коммуникации. Так как нужно было действовать постепенно, то я решила провести с ними несколько занятий направленных на телесное проявление эмоций и чувств (использование телеснооориентированных упражнений и техник, методов релаксации и т.д.) и впоследствии проведение открытого занятия- тренинга «Эмоции в теле». Основные цели и задачи этого тренинга подробно описаны в конспекте и презентации занятия.

В самом начале я старалась как можно больше показывать свое педагогическое мастерство, курсы повышения квалификации педагогов дополнительного образования, прошла и получила диплом о профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая (медицинская) психология, участие в конкурсах методических разработок, выступления на методических советах, семинаре - практикуме для руководителей школьных методических объединений для классных руководителей – слушателей курсов ИРО РТ, проведение открытых занятий и КТД, активное сотрудничество с классными руководителями, выступления на родительских собраниях, организационно- массовая работа с детьми в период каникул и.т.д. пересмотре свое отношение и сделав выводы я поняла, что для дальнейшего развития объединения необходимо применять совместные участие в конкурсах методических разработок «1001 идея интересного занятия с детьми», дать некий толчок и объяснить обучающимся, что необходимо всегда развиваться, пробовать себя в различных конкурсах. По- скольку каждый ребенок является уникальной личностью и обладает творческими способностями( кто- то хорошо пишет и умеет выражать свои мысли, кому –то легче выразить свои мысли с помощью рисунка). Моя основная цель – донести каждому из них, что нужно творчески проявлять себя и не бояться быть неудач или недооценки. На своих занятиях я всегда оставляю право выбора формы выполнения творческого задания. Следующим шагом проявления себя - участие в художественной самодеятельности в школе (рассказывание стихов, пение в школьном хоре, танцах, ведение мероприятий) при активном сотрудничестве с педагогом- организатором школы и классными руководителями. Поначалу это были коллективные выступления в танцах или совместное пение, дальше происходило совместное обсуждение и обмен впечатлениями, что удалось сделать и над чем еще придется работать. Вскоре это активное участие в школьных праздниках принесло успех, многие начали выступать с индивидуальными номерами, весь педагогический состав заметил и обратил особое внимание на обучающихся, которые испытывали трудности в обучении и воспитании. В первую очередь ребята сами начали замечать произошедшие изменения, у них заметно повысился уровень самооценки, произошла переоценка ценностей, изменилось отношение к учебе.

В 2012/2013 учебном году у меня был первый выпуск, из 5 групп обучающихся. Поэтому для меня этот опыт дал очень многое, ребята участвовали и разместили в электроном СМИ свои творческие работы, активно проявили себя в волонтерском движении, некоторые стали городскими волонтерами на Всемирной летней Универсиаде 2013 и на практике применили полученные знания и теперь передают опыт своим младшим товарищам. Участие в подготовке, работа в команде городскими волонтерами и проведение Всемирных студенческих игр «Универсиада- 2013» в городе Казани как нельзя полно доказал взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешность личности ребенка в объединении «Познай себя».

Совместная работа в объединении научила их конструктивному диалогу, умению решать конфликтные ситуации, умению слушать и слышать собеседника. В связи с полученным опытом я пересмотрела некоторые блоки и разделы образовательной программы, стараясь сделать больший аспект на развитие творческих способностей личности и их практическое применение. В работе своего объединения ставлю одной из основных задач – совместное участие обучающихся в конкурсах, индивидуальных публикациях и размещение творческих работ в электронных СМИ. Главное как педагогу не останавливаться на достигнутом, а вновь и вновь ставить перед собой и обучающимися новые цели и искать пути их достижения. Ведь известно, что качества рождаются, утверждаются, развиваются в каждом человеке не только в процессе социально – организованного обучения, а в процессе его активного личностного самодвижения и самоопределения.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел Напутствие молодому специалисту – хореографу План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс

Похожие статьи:

Перспективно-тематическое планирование в детском саду

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка
Опубликовано: 1122 дня назад (13 ноября 2013)
Просмотров: 1431
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!