Конкурсы для педагогов и детей

Развитие речи у дошкольников через игру

Развитие речевых навыков в ДОУ через игру
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
В настоящее время увеличилось число детей дошкольного возраста, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Л.С.Выготский считал, что «с помощью речи ребёнок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом».
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
Игры для развития и обогащения активного речевого словаря
А) Дополни предложения
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
- Зайчик летом …., а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Днем светло, а ночью...
Б) Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я помогу...
Я принесу...
Я спою...
В) Скажи какой
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...
Игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними
А) Веселая семейка
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой - малый
Подобрать ласкательное слово.
- Мама - мамочка,
- ваза - вазочка,
- кот - котик,
- солнце - солнышко,
- река - речушка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) Поймай мяч
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- весна - весенний,
- солнце - солнечный,
- береза - березовый,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение
А) Согласие - несогласие
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня будет дождь.
Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.
Б) Рассказ-небылица
Задача педагога - учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».
После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.
Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!
Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!
Игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха
А) Новое словообразования
В слове заменить гласный звук [у]:
белка - булка, река - рука, дать - дуть.
Заменить гласный звук [о]:
сам - сом, рама - Рома, касса - коса, раса - роса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ»
Автор: Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова.
2. Логопедия Е.Н. Краузе 2002год.
3. А.И. Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» 2005год.

Рекомендуем посмотреть:

Речевые игры для развития связной устной речи младших школьников Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Речевые игры для детей 5 - 9 лет Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Неделя детской книги в детском саду. Сценарий открытия
Опубликовано: 659 дней назад (18 февраля 2015)
Просмотров: 4195
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Татьяна Васильевна Полякова # 18 февраля 2015 в 21:05 0
Здравствуйте! Все игры ,представленные выше Вами , направлены на активизацию познавательной деятельности, развития умственных способностей. Малыши учатся делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры обогащают словарный запас, улучшают фонематический слух у детей. Чем больше Вы будете в садике правильно разговаривать с детьми ,тем легче им будет строить ответы на вопросы в начальной школе ,да и вовремя выяснятся дефекты речи ,если они есть.
Все упражнения нужные и полезные. +1!!!
Алёна Сергеевна Каргина # 18 февраля 2015 в 21:06 0
Спасибо за положительный отзыв!
Джанетта Геннадьевна Башкирова # 18 февраля 2015 в 22:19 0
Спасибо большое за интересный и полезный материал! Голосую.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 18 февраля 2015 в 22:22 0
Здравствуйте, Алёна Сергеевна! Отличный речевой материал, замечательная подборка игр по развитию речи дошкольников. Всё просто, легко, доступно и в то же время решаются важнейшие дидактические задачи (ГСР, ЗКР, обогащается словарь), активизируется познавательная деятельность, развиваются умственные способности.
Спасибо за предоставленный материал! Дальнейших Вам успехов!
Марина Андреевна Уварова # 18 февраля 2015 в 22:23 0
Анна Сергеевна, познакомилась с Вашим занятием. Задания мне очень понравились. Подобраны с учётом возраста детей. Носят развивающий характер, формируют словарный запас детей. Только в начале Вашей статьи нет никаких сведения об авторе, описания материала, целей, задач и т.д. Чтобы в следующий раз всё было правильно и красиво- почитайте, как вести записи в блоге. + 1. Желаю успехов ! v
Елена Михайловна Попова # 19 февраля 2015 в 06:08 0
Здравствуйте.Вы затронули очень важную тему - развитие речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее обучение ребенка. Очень актуальная и интересная работа. Спасибо.
юлия владимировна юдина # 20 февраля 2015 в 19:17 0
Здравствуйте! С первыми публикациями Вас!
Вы выбрали интересные задания, которые помимо указанных навыков, окажут влияние на формирование "я-концепции". Список литературы важен, поскольку выпускается много книг, можно пропустить новинку.
Светлана Вячеславовна Клокова # 9 февраля 2016 в 13:35 0
Такие речевые игры пригодятся в работе любому педагогу. Особенно понравились речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение. Буду использовать Ваши варианты.