Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку в 4 классе

План-конспект интегрированного урока по литературному чтению и русскому языку.
Тема: «Осень в произведениях русских писателей и поэтов. Части речи. Повторение»
Технологическая карта изучения темы
Цель:
1. Создание условий для интересного и результативного повторения темы «Части речи» через использование на уроке стратегий чтения («слова-магниты» или «паутинка ассоциаций», « мозговой штурм», «чтение с пометками», «синквейн»)
Задачи:
Образовательные:
2. - Повторить понятия «словосочетание», «нераспространенное предложение».
3. - Формирование умения использовать метафоры и сравнения в речи.
4. - Познакомиться с фрагментами литературных произведений русских писателей, в которых имеются описание картин осени.
Воспитательные:
- воспитание положительной мотивации к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность;
- формирование умения работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Развивающие:
- развитие речи (обогащение словарного запаса), мышления, памяти;
- развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность.
Межпредметные связи Литературное чтение, русский язык, музыка

I этап. Самоопределение к деятельности.
У нас сегодня необычный урок: в одном уроке сольются и русский язык, и литературное чтение. Этот урок, я надеюсь, даст возможность получить вам эстетическое наслаждение.
А еще вы видите необычные тетради.
Ребята, посмотрите на обложку тетради (фото осеннего пейзажа). Как вы думаете, а с какой темой будет связан наш урок? (осень)

- Какое ваше любимое время года? Почему?
II этап . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
А вот великий русский поэт А.С. Пушкин больше всего любил осень. Вот как он говорил об этом:
… я не люблю весны;
Скучна мне оттепель;

Ох, лето красное! Любил бы тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
- Вы еще со мной не согласны?
- Тогда послушайте еще одно стихотворение А.С.Пушкина.
(Унылая пора очей очарованье)
- Какое время года с такой любовью описывает поэт?
- Мы теперь с уверенностью можем сказать, что любимое время года поэта – осень.
III этап. Постановка учебной задачи
Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.
И.А. Бунин «Лес точно терем расписной» (Полина)
Б.Л. Пастернак. «Золотая осень» (Лера)
Д.Б. Кедрин. «Бабье лето» (Арина, Юра)
С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»
Нивы сжаты, рощи голы...
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой - метафора
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком- эпитет
Запрягался в наши сани.

- Сколько строф в этом стихотворении?
- Что такое строфа?
- Прочитайте вторую строфу?
- О чём пишет Есенин во второй строфе?
- Какой прием он использует? (олицетворение)
- Что такое олицетворение?
- Найдите олицетворение.
Просмотр видео – ролика «Краски осени» (автор музыки П.И.Чайковский, название муз. Произведения «Октябрь» из цикла «Времена года»)
- Осень, осень: “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Посмотрите вокруг! Разве можно все это великолепие назвать унылым: ярко красные гроздья рябины; желтые, багряные листья деревьев, хороводы листвы.
IV этап. Построения проекта выхода из затруднения.
Какие цвета мы можем назвать осенними? (ответы детей)

Найди лишнее слово, аргументируй ответ.
ЖЁЛТЫЕ, ЖЕЛТИЗНА, ПОЖЕЛТЕЛИ, ЖЕЛТОК, ЖЁЛТЕНЬКИЙ, ЖЕЛАТЬ, ЖЕЛТЕЮТ.

(Лишнее слово ЖЕЛАТЬ, так как все слова родственные, а слово желать – нет.)

- Лексическое значение слова- желать
• - Какие слова называются родственными? (Это слова с одинаковым корнем, несущим одинаковую лексическую нагрузку).
• - Выделите корень в родственных словах.

• - С помощью каких частей слова образованы родственные слова. (С помощью приставок и суффиксов).
• - Какие вы знаете способы образования слов.(приставочный, суффиксальный, прис-суф, способом сложения).

• - Участвует ли окончание в образовании родственных слов? (Нет. Окончание меняет форму слова)

• - На какие три группы можно распределить оставшиеся родственные слова? (По частям речи).

- Запишите слова в 3 столбика: 1 – имена существительные, 2 - имена прилагательные, 3 – глаголы.
V этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы повторим тему: «Части речи». Но, чтобы это делать было интересней, я предлагаю наш урок превратить в творческую лабораторию.

Работа с текстом.
Я предлагаю вам поработать с отрывками текстов, в которых есть описания природы осенью. И пометить простым карандашом олицетворение _____, сравнение.
Записать последнее предложение из отрывка Николая Сладкова. Разобрать по членам и указать какими частями речи являются члены предложения. Устно синтаксический разбор.

Морфологический разбор
В лесу – сущ., лес, нариц, неодуш, м.р, 2 скл, ед.ч, П.п., обст.
Золотой – прил, золотой, относит, м.р, ед.ч, И.п., опред.

ФИЗМИНУТКА
- Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы – осенние листья (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Игра «Слова-магниты»
А теперь, когда мы посмотрели на замечательные картины осени, прочитали прекрасные мысли великих писателей, давайте поиграем в игру «Слово-магнит». Я предлагаю взять основное слово нашей темы – ОСЕНЬ. Только я усложняю задачу. Мы будем не просто «примагничивать» слова-ассоциации к основному слову. Мы еще будем их классифицировать по частям речи.
- Что такое существительное?
- Что такое прилагательное?
- Что такое глагол?
(птицы, перелетные, летят; Листья, жёлтые, окружаться и т.д.)
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Работа со словами из таблицы.
- А теперь, ребята, я предлагаю вам составить несколько нераспространенных предложений, используя слова из таблицы.
- Давайте вспомним, что такое предложение.
- Какое предложение считается нераспространенным. Чаще всего главные члены предложения выражены какими частями речи? (именем сущ-м и глаголом).
Записываем 2-3 нераспространенных предложения.

А теперь давайте составим словосочетания, используя слова из нашей таблицы. Но для начала давайте вспомним, что такое словосочетание.
Словосочетание –это два слова, одно из которых главное, а другое – зависимое. От главного слова к зависимому можно построить мостик-вопрос-связку.
- Скажите, а почему нераспространенные предложения нельзя считать словосочетаниями? (оба слова главные)
Задание. Составить словосочетания, используя слова из таблицы.
- Как называется связь в словосочетаниях прилаг. и сущ?

Записываем словосочетания, разбираем, анализируем (главное слово, зависимое, вопрос-связка, части речи)
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
А теперь, когда мы повторили главное о частях речи, я предлагаю закончить наш урок написанием синквейна.
Давайте вспомним, что такое синквейн, как он строится. (Памятка)

1.Осень.
2. Цветная, золотая.
3.Шуршит, украшает, печалит.
4.Поражает своей дивной красотой.
5.Сказка.

– А сейчас, листопадом своих приподнятых настроений закончим наш урок.
Если на уроке вам было интересно и комфортно зелёный листочек.
На уроке иногда было скучно и неинтересно- жёлтый
Было скучно и неинтересно – красный. [/h3]

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и искусству в 4 классе Конспект интегрированного урока по произведению Куприна «Слон», 4 класс Система занятий, направленных на формирование у учащихся 4 класса устойчивого интереса к жизни и тво Конспект урока по литературному чтению (в соответствии с ФГОС) в 4 классе

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе (Школа 2100)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Басни Толстого для 4 класса

День Знаний в 1 классе
Опубликовано: 2970 дней назад (30 января 2016)
Просмотров: 7276
0
Голосов: 0
Людмила Петровна Репешко # 5 декабря 2016 в 17:46 0
Отличный , насыщенный урок! Цели и задачи выполнены. Использованы различные виды деятельности. Спасибо!