Конкурсы для педагогов и детей

Размышления современного педагога

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить.
(А. Дистерверг)
Мысли вслух.
Если театр начинается с вешалки, то школа начинается с учителя. Школу делает школой в прямом смысле именно он. Вы скажете: «…не боги горшки обжигают», и в некоторой степени вы будете правы. Но только другой учитель знает, сколько труда, терпения и душевных сил ушло на освоение ступеней к Олимпу педагогической деятельности, пока каждый её шаг не стал приносить существенные результаты. Конечно же все мы разные, и по-разному пытаемся достичь своих собственных вершин. Но я уверена, у каждого учителя есть свои особые рычаги, наработки, ключики к детским сердцам, с помощью которых он открывает перед учениками новые, непознанные миры.
Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало замечательных профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж и много. Часто хороший профессионал применяет всего два-три «секретных кода». Педагогические технологии и приемы деятельности могут во многом отличаться, ведь у каждого свой путь к Олимпу. Но суть учительского труда едина – научить учиться постигать неизведанное.
Но можно ли научиться писать, не взяв в руки ручку? Как узнать, что такое Жизнь, не соприкасаясь с ней?
Перед нами стоит постоянная дилемма, что важнее: знать или уметь? Как развивать мышление ученика в процессе обучения? Умения – это знания в действии. Без знаний нет умений, но и сами по себе знания не могут быть усвоены и сохранены без умений.
Часто к конечному результату ученик подводится посредством выполнения требований учителя: слушай, думай, спрашивай, повторяй. А как именно думать? Как повторять? От ученика скрыты действия и порядок их выполнения. Раскрываем приемы ученикам. Обнажаем каркас действий приема (состав) и последовательность, в которой надо каркас собирать (структуру приема).
«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик А.Л. Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». В качестве примера вспомним выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс на свой первый урок. Его знания по дидактике и методике не опирались на каркас деятельности. И результат такой подготовки становится ясен для всех и каждого.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ним активно работать. Что же значит работать со знанием? Вывод один. Это значит его применять, искать границы и условия применимости, преобразовывать, находить новые связи и логические соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах, расширять и дополнять.
Процесс формирования умений исследовательской деятельности начинается уже с 5 класса. Например, в процессе работы с натуральными объектами формируются умения ставить учебные опыты, проводить наблюдения, сравнивать и классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы.
Результаты своей плодотворной деятельности школьники фиксируют в виде описаний, таблиц, схем, учебного рисунка, выводов и обобщений. При отработке таких приемов у ученика вырабатывается: осознание целей работы, умение выделять и ставить перед собой конкретные задачи, объединять разрозненное в целое, отделять основное и выделять главное.
Учебные приемы сравнения, анализа, классификации формируют у учащихся аналитическую деятельность. Усвоение различных приемов можно выявлять по следующим показателям:
а) ученик может рассказать, из каких действий состоит прием;
б) ученик правильно выполняет все действия;
в) ученик может осуществить перенос усвоенных действий из теории в практику.
«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. Наши благополучные выпускники утверждают, что хорошо знают химию, физику, биологию… А ведь они не знают главного – чего они не знают.
Очень туманно представляет сегодняшний ученик границы своей информированности, и уж совсем смутно – границы познания наук. Совершенно неоткуда взяться любознательности, без которой любое обучение – лишь формальное воспитание ограниченных исполнителей.
Далеко не сумма аккуратно уложенных в голову стандартных ответов на стандартные вопросы – основное достояние ученика. Только жажда познания и саморазвития есть его достояние.
И что же может ему предложить современная школа? Так называемые «закрытые» задачи типа «… из пункта А в пункт Б», которые предполагают единственно верный ответ. А жизнь человека ставит перед ним задачи совершенно другого типа, «открытые» задачи, которые, к сожалению, он пока не научился решать. И в эту расщелину, со временем превращающуюся в непреодолимую пропасть, проваливаются интересы учеников и наши, далеко не скромные педагогические усилия. Поэтому необходимо большое внимание уделять открытым, творческим задачам. Вот пример одной из них. Известный ученый предложил гипотезу: гениальность связана с заболеванием остеохондрозом (подагрой). Основание для такого вывода – изучение биографий великих людей. Действительно, подагрой болели великий скульптор Микеланджело и великий скрипач Паганини, мы найдем, при желании, жалобы на эту болезнь в воспоминаниях известных писателей и ученых, художников и композиторов… Попробуйте выдвинуть аргументы за и против гипотезы. В споре рождается истина.
Чем сложнее система, тем больших усилий требуется для её контроля. Чем она более развита, тем больше механизмов обратной связи в ней. Капитан противолодочного корабля отслеживает по приборам множество параметров: от скорости передвижения до присутствия в поле досягаемости радаров подлодки противника. Без этого успешные учения трудно представить. С успешным уроком та же ситуация. Только учителю приходится отслеживать другие параметры: уровень понимания материала и критического мышления, степень умения мыслить логически и отделять главное от второстепенного, заинтересованность в познании нового, а также настроение учеников.
Пробуйте заинтересовать детей не абстрактными для них понятиями, а ищите привлекательную цель в сфере их непосредственных интересов. Пусть сами ученики чаще подсказывают вам направление, куда нужно двигаться. Если учитель ориентирует урок на применение личностного аспекта при освоении знаний, он обязательно заинтригует школьников, так как сеет доброе, вечное не для всех и вообще, а для конкретных Алены, Дениса, Олеси и Димы.
Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами времени, сил, нервов, денег… КПД его тем выше, чем больше польза и меньше затраты? В данном контексте идеал недостижим. Так как всегда для успешного учителя прежде всего будет успешность его учеников!

Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо.
Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо,
лучше совсем не делай.
(Лев Николаевич Толстой).

Рекомендуем посмотреть:

Рассказ "Как бы поступили Вы?" Не дают работать... Мои мечты Размышления педагога об образовании
Интеллектуальная игра для старшеклассников по естествознанию
Опубликовано: 588 дней назад (30 апреля 2015)
Просмотров: 453
Рубрика: Дидактика
+1
Голосов: 1
Наталья Владимировна Клюева # 7 мая 2015 в 21:07 0
Спасибо вам за ваши мудрые рассуждения. Во многом с вами согласна. Школа начинается с учителя, а настоящий учитель стремится мотивировать своих учеников, развить в них интерес к учебе. Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность. Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души.
Желаю вам дальнейших творческих успехов и голосую за вашу работу.