Конкурсы для педагогов и детей

Интеллектуальная игра для старшеклассников по естествознанию

Интеллектуальная игра «Три кита» для старших классов
1 слайд. Четверостишие А.С.Пушкина
Алла Ивановна:
Пушкин А.С. О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг».
На сцену выходят в той же последовательности ведущие: Дух, Опыт, Гений, облаченные в мантии и шляпы.
Дух: Добрый вечер, дорогие друзья! Все вы, безусловно, хотите стать современными, образованными людьми. Мгновенный результат здесь невозможен. Мы должны длительно, а иногда и всю жизнь, кропотливо постигать грани наук и тогда вершины знаний нам покорятся.
Опыт: Но человек по своей натуре эгоистичен, и порой ему кажется, что он знает всё и обо всём!
Гений: На самом деле это далеко не так! Сколько неизвестного, таинственного, загадочного скрыто в, казалось бы, простой формулировке «Природа».
2 слайд. Природа.
Дух: Природа - это до конца не изученный таинственный мир, который нас окружает.
3 слайд: слова Вернадского
Невозмутимый строй во всём.
Созвучье полное в природе…
Эти слова великого русского естествоиспытателя академика Вернадского предопределяют тему нашего сегодняшнего мероприятия.
4 слайд. Три кита.
5 слайд три ступени
Опыт: Мы начинаем интеллектуальную игру «Три кита». Это три науки: биология, химия и физика, на основе которых базируются все знания о природе – три первые ступени познания мира. Что же изучают эти три науки?
6 слайд. Физика.
7 слайд стихотворение
Гений: Физика изучает общие законы природы.
Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика опора и основа
Всех без исключения наук!
8 слайд. Биология.
Дух: Биология - наука о живых существах, населяющих нашу планету.
9 слайд. Храм науки
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он светл в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!

10 слайд. Химия.
Опыт: Химия - наука о веществах и их превращениях.
11 слайд стихотворение
Взор химика пытлив.
Ему порядок мил.
Среди своих реторт,
Мензурок и приборов
Таких загадочных для любопытных взоров,
Стремится он достичь каприза тайных сил.
12 слайд. Общие темы.
Гений: Как звенья одной цепи физика, химия и биология неразрывно связаны между собой.
13 слайд. Природа…
Дух: И объединяются в одну общую науку – естествознание. Науку о естестве, т.е. природе, которая нас окружает. Нам предстоит ещё многое познать, исследовать, открыть для себя
Опыт: И нам станут, понятны и доступны непостижимые сокровища жизни, скрытые от нас до сих пор…
14 слайд. Водопад.
Гений: Припадём же к вечному исцеляющему роднику радости по имени природа.
Дух: И насладимся её живительной чистотой!
Опыт: И утолим жажду познания мира! А помогут нам в этом наши знания в физике, биологии и химии!
15 слайд. Физика, химия, биология в содружестве.
16 слайд. Стих Р.Рождественского.
Гений: Божественен, природа, твой язык,
И кто - бы ни считал себя поэтом,
Пожизненно он твой лишь ученик,
Пусть ни на миг не усомнится в этом.
Дух:
Мы начинаем интеллектуальную игру «Три кита».
17 слайд заставка (Звучит музыка).
Команды приглашаются на сцену.
Ведущая: Наши гости: школа № 33, школа № 43 и школа № 38 (называет состав команд)
18 слайд. «Здравствуй физика»
Опыт: Ваше благородие, физика–удача
Для кого ты добрая, а кому иначе…
Это мы сейчас и выясним.
Предлагаем нашу игру начать с разминки.
Команды отвечают по желанию, кто быстрее поднимет руку. Вопрос не переходит по кругу, а сразу даётся правильный ответ.
Гений: В 1: Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объема?
(Нет, не воздух. Воздух – вещество. Физических тел без формы и объема не бывает. Если что-то не имеет ни формы, ни объёма – оно не физическое тело, а чёрт знает что).
Дух: В 2: Чем: красивыми словами, страстным шёпотом, громким криком, слезами, угрозами, кулаками, холодным оружием, горячими просьбами или чем-то другим можно убедить учёного с мировым именем в достоверности, выдвинутой гипотезы? (Достоверность гипотез проверяется и доказывается опытами. Ничем другим настоящего учёного не прошибёшь).
Опыт: В 3: Что мешает десятикласснику Игорю, пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
(Взаимное притяжение между молекулами).
Гений: В 4: В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных?
(В простуженных, т.к. температура выше).
Дух: В 5: Однажды физики хотели поручить одному Джоулю кое-какую работу. «Да за кого вы меня принимаете?!» - закричал он. Что ответили физики?
(В данном случае, сказали физики хором, - мы принимаем тебя за единицу работы).
Опыт: Ну, что ж, разминка закончилась и команды получают первое серьезное задание. Как известно, математика – царица всех наук и служанка… физики. В руках физиков математика становится мощным и грозным оружием. В Древней Греции Платон на вратах Академии написал «Да не войдёт никто, не знающий математики!»
19 слайд «Да не войдёт никто, не знающий математики!»
А вы умеете считать?
Вот мы сейчас и проверим. Командам даётся задание (раздает Дух)
20 слайд. задание
Гений: А пока команды решают задачу, мы проверим, умеют ли болельщики считать? Если да, то внимательно слушайте, а затем я задам вопрос.
Дух: Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Опыт: Парочка физиков мечтает вдвоём
Измерять температуру, плотность и объём.
Гений: Три физика, построившись в ряд
Меряют энергию, скорость и заряд.
Дух: Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом – ускорение.
Опыт: Пять физиков выбегают на площадь
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь.
Гений: Шесть физиков приходят к седьмому на именины
Измеряют какие-нибудь другие физические величины.
Дух: Итак, вопрос. Сколько физических величин названо в данном стихотворении?
Болельщики каждой команды предлагают свою версию (смотрит Влад)
(15 величин). После игры с болельщиками Гений собирает ответы
Дух: Команды решали задачу: Хватит ли 10-ти школьных лет для того, чтобы узнать друг друга? Говорят – это самое трудное и для того, чтобы узнать человека, надо с ним съесть пуд соли, т.е. 16 кг. Сколько времени понадобится, если норма потребления 5 г в сутки?
А теперь посмотрим на правильный ответ.
21 слайд ответ задачи
Конечно же, хватит даже 9 лет.
(5г· 365сут. = 1825г (за год)): 1000 = 1,8255кг· 10лет = 18,25кг → хватит 10 лет.
16кг: 1,825кг = 8,76лет – понадобится
Опыт: Итак, команды готовы к игре. Напоминаем, что в интеллектуальной игре «Три кита» ответ нужно дать за минуту
22слайд заставка
Внимание! Против вас играют великие ученые.
Гений: Музей, теория пяти механизмов, гибель римских кораблей. Какое имя объединяет эти словосочетания? 23 слайд музей или механизмы, Архимед
(Архимед. Музей Александрийский, где сосредотачивалась вся научная жизнь того времени, 5 механизмов – рычаг, блок, винт, болт, лебёдка. Гибель римских кораблей – гор. Сиракузы).
Дух: Долгое время знакомые Эдисона удивлялись, почему так трудно открывается его садовая калитка. Наконец, кто-то из друзей сказал ему: «Такой гений, как ты, мог бы сконструировать более удобную калитку». 24 слайд сад, дача
- Мне кажется – ответил Эдисон, - калитка сконструирована гениально!
В чём гениальность калитки Эдисона? (20 л воды накачивал каждый входящий).
Опыт: Космос, косметика – слова одного корня. Как вы считаете, причём здесь Пифагор? 25 слайд космос
(Именно Пифагор впервые назвал Вселенную космосом, что в переводе с греческого – украшенный мир, прекрасно устроенный).
Гений: Известный советский физик Ландау на вступительных экзаменах задавал вопрос: продолжите ряд букв: О, Д, Т, Ч,… Внимание вопрос! Как нужно было его продолжить? 26 слайд О, Д, Т, Ч,…
(Один, два, три, четыре, П, Ш, С,…).
Дух: Первым в России учёным – медиком, всерьёз изучавшим проблему детской близорукости, был Фёдор Фёдорович Эрисман. Он определил, что расстояние от книги до глаз, при котором глаза не уставали бы, должно быть 30-35 см. В связи с этим, он, не будучи инженером, разработал конструкцию, которая получила повсеместной использование. Что это за конструкция? 27 слайд ребенок в очках
(Школьная парта).

Опыт: Назовите 5 великих страстей Альфреда Нобеля.
28 слайд заставка
(Это медицина, литература, физика, химия, борьба за мир. Именно в этих областях человеческой деятельности и присуждается знаменитая Нобелевская премия).

Гений: Итак, наступило время музыкальной паузы. Просим жюри подвести первые итоги. музыка
Жюри подводит итоги
Дух: Команды немного отдохнут, а мы начнем следующий раунд с болельщиками команд.
(Влад смотрит) 29слайд здравствуй, химия
1. Процесс разрушения металлов под действием окружающей среды? (коррозия)
2. Металл, вызывающий «лихорадку»? (золото)
3. Недостаток этого металла вызывает заболевание щитовидной железы? (йод)
4. Простое вещество, светящееся на воздухе? (фосфор)
5. Сложные вещества, состоящие их двух элементов, одним их которых является кислород? (оксид)
6. Аллотропное видоизменение кислорода? (озон)
7. Наиболее активный неметалл? (фтор)
8. Какой металл придаёт нашей крови красный цвет? (железо)
9. Металл, который использовали служители церкви для получения «святой воды»? (серебро)
Гений: Как вы поняли, речь пойдет о химии. Каждой команде будет предлагаться вопрос, ответ на который она должна дать в течении 1 минуты. Вопрос 1 команде.
30слайд помойка
На Земле по приближенным подсчетам скопилось 6 – 8 млрд. отходов. Причем, невероятно, но отходы от одного человека составляют 1,5 тонн в год. Поэтому очень актуальна проблема уничтожения отходов и возможность использования, содержащихся в них полезных компонентов. Вопрос: Какие знаки на промышленных и хозяйственных товарах, продуктах свидетельствуют о возможности вторичной переработки?
31 слайд такие знаки?
Дух: Вопрос второй команде. 32 слайд озеро
Экология – это проблема не только нашей страны, но и других стран. Например, жители Стокгольма (Швеция) давно не употребляют выражение «чистый снег». Исследования показали, что в снеге, который сгребают со всех улиц и сбрасывают в озеро Маларен, содержится 30 тонн свинца, 6 тонн нефтяных отходов и 130 тонн соли. Вопрос: Каково происхождение данных химических веществ на улицах города?

Опыт: Вопрос третьей команде 33 слайд корабль
Известно, что морские суда очень тяжеловесны. И тем не менее, к днищу судов приваривают цинковую пластину массой 1 тонна. Вопрос: Для чего к днищу корабля приваривают цинковую пластину? 34 слайд заставка
Гений: Внимание! А теперь «черный ящик». музыка
Этот металл в переводе с шумерского звучит «упавший с небес», а у нас есть предложение, что нервы наших учителей сделаны как раз из этого металла. (Железо).
Дух: А теперь «черный ящик» для второй команды. При плавлении твёрдого вещества получили прозрачную жидкость, которая бурно реагирует со щелочными металлами, взаимодействует со многими оксидами. Она растворяет кислоты и щелочи, однако новых веществ с ними не образует. Самое распространённое вещество на земле. О каком веществе идёт речь? (Вода).
Опыт: И «черный ящик» для третьей команды. Это изобретение было сделано русским учёным. Основная его часть – активированный уголь. Широко применяется в армии. Что это за изобретение? (Противогаз).
Просим жюри подвести итоги.
Итоги. Музыка
35 слайд здравствуй, биология
Гений: За последние 30-40 лет (срок не такой уж и большой по историческим меркам) на планете людей исчезли многие виды растений и животных. Кислотные дожди губят почвы, тропические леса –«лёгкие» планеты – вырубаются со скоростью 20 га /мин, загрязняются водоёмы, разрушается защитный озоновый слой. Болезни, причиной которых являются экологические неурядицы, уносят ежегодно сотни тысяч жизней…
36 слайд экология
Дух: Всё в нашем сложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими! Чтобы сберечь нашу голубую планету, мы, новое поколение, должны постигать азы природы, учиться на уроках, которые она нам преподает!
Опыт: За 9 лет школьной жизни вы, надеюсь, научились быть экологически грамотными людьми. Давайте посмотрим, как вы сможете свои знания применить на практике! Наш конкурс называется «Заморочки из бочки» Просим капитанов подойти и вытянуть себе вопрос. Команды решают первое задание, затем второе. Н а каждое задание 1 минута.
Заморочки 37 – 42 слайды ответы
1. В древней Индии предполагали, что Земля, поддерживаемая тремя слонами, стоит именно на ней. Эндемичный вид Галапагосских островов. Её любимая пища – цветки и плоды опунции. Возраст данного вида определяется по аналогии с годичными кольцами на спилах деревьев. В природе живут относительно долго. Кто это?
(Черепаха)
2. Название этого в переводе с испанского означает «яблоко любви». В Европу завезен Колумбом. В большом количестве содержит редкие витамины К и РР. Ягода семейства пасленовых. Что это?
(Помидор)
3. Примитивно организованные, но самые загадочные существа. До начала 19 века считались растениями. У них нет органов чувств, а взрослые особи лишены способности передвигаться. Не имеют ротового отверстия, прием пищи осуществляют путем процеживания морской воды через каналы и лабиринты, которыми испещрены их тела. Они не уязвимы для большинства животных и не истребляемы. Используются аборигенами Новой Зеландии для лечения ран. Кто это?
(Морская губка)
4. Местообитание общественных насекомых семейства складчатокрылых. Строят его из «бумаги», получаемой из растительных волокон путем их обработки челюстями и специфическими ферментами. Личинок кормят «фаршем» из насекомых, обычно гусениц. Что это?
(Осиное гнездо)
5. В современной физиологии употребляют понятие сенсорная система. Ранее в физиологию был введен академиком Павловым под другим термином. Обеспечивает приспособительные реакции организма к изменениям во внешней и внутренней среде. В начале аккомодации получаем перевернутое изображение, которое корректируется в коре головного мозга. Что это?
(Анализатор)
6. У морского животного ученые – бионики «позаимствовали» идею устройства прибора, предсказывающего шторм. Назовите природный объект (неживой), который лежит в основе действия этого прибора.
(Камешек или несколько камешков в колбочке у медузы)
13 слайд естествознание
Опыт: Между тремя китами естествознания: физикой, химией и биологией существуют «мостики» - знания, которые изучаются в каждой науке, обогащаются и углубляются в отдельности взятой. Мы предлагаем вам в течение 1мин. найти такие «мостики».
Дух: Американский физик Фейнман предлагал своим студентам следующую ситуацию: 43слайд гибели планеты
Гений: Допустим, что наша цивилизация со всеми её плодами и признаками должна исчезнуть и нам дано право оставить для будущей цивилизации всего одну фразу (мысль). Конечно, мысль должна быть максимально полезной, чтобы будущие поколения быстрее и с меньшими потерями прошли до уровня нашей цивилизации. Какой должна быть эта мысль?
Опыт: Фейнман считал, что главным достижением естествознания является открытие 12 элементарных частиц, это и есть главная мысль, которую можно было бы оставить для будущей цивилизации. 44 слайд фраза Фейнмана
Дух: Наша игра подошла к своему завершению, и наступило время подвести итоги.
Сегодня интеллектуальная игра «Три кита» была выстроена в соответствии с концепцией развития естествознания. 13 слайд естествознание
Гений: В начале пути изучения природы была единая наука. Аристотель впервые выделил три направления в изучении мира: политика, природа, поэзия. Так появилась «peri physeos», что означало «о природе».
Опыт: Потом появились отдельные науки о природе, которые как бы разбили единый мир на фрагменты. Каждая наука способствовала прогрессу в накоплении знаний.
12 слайд «скованные одной цепью….»
три науки
Дух: Сегодня активно идет процесс интеграции наук. Успешно развиваются астрофизика, биофизика, химфизика, бионика и другие науки. Не придем ли мы когда-нибудь к единой науке, как это было вначале? Не исключено! И появится новое естествознание, что-то вроде Интернета Природы. 45 слайд гаджеты для выхода во всемирную сеть
Гений: Мир чрезвычайно разнообразен. Но как ни удивительно, вещество звезд точно такое же, как и вещество, из которого состоит Земля. Атомы, из которых состоят все тела Вселенной, совершенно одинаковы. Живые организмы состоят из тех же атомов, что и неживые. 3 слайд слова Вернадского
Опыт: В основе этого единства лежит материальность всех элементарных частиц. Различные элементарные частицы – это различные конкретные формы существования материи.
Дух: Но природа оказалась сложнее, чем предполагали вначале: ни единый закон не способен охватить всего многообразия процессов в мире. Три с половиной столетия назад Галилей сказал: «Здесь скрыты столь глубокие тайны и столь возвышенные мысли, что, несмотря на старания сотен остроумнейших мыслителей, трудившихся в течение тысяч лет, еще не удалось проникнуть в них, и радость творческих исканий и открытий все еще продолжает существовать». Эти слова Галилея нисколько не устарели.
Гений: И сегодня хочется сказать: «Госпожа природа! Некоторые ваши хитрости мы открыли вместе с Аристотелем, Галилеем, Ньютоном, Дарвиным, Менделеевым, Вернадским и нашими учителями. Вас нельзя перехитрить и обмануть, но вас можно познать и понять, чтобы жить с вами в мире и согласии. 46 слайд красивая природа
Опыт: А как это может получиться у вас, девятиклассников, вам расскажет наш одноклассник Вася.
Василий (открытое письмо будущим выпускникам)
Слово для подведения итогов и награждения предоставляется жюри.
Итоги.
Дух: Учёные подсчитали: чтобы жить на свете долго-долго, в день надо улыбаться минимум 17 минут. Одна минута смеха полезней, чем килограмм орехов. Нам хочется вам пожелать, чтобы в жизни у вас было больше радостей, счастливых моментов и хорошее настроение не покидало бы никогда. Всего доброго!
Звучит музыка.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная викторина для старшеклассников "Тридцать три" План - конспект урока естествознания для 5 класса Интеллектуальная игра для 10 - 11 классов. Естествознание Интеллектуальная игра по литературе для старшеклассников 9-11 классов

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра для старшеклассников к 23 февраля

Интеллектуальные игры для детей школьного возраста

Игровой интеллектуальный метапредметный конкурс «Россия и мир» для 9 - 11 классов

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе для старшеклассников «Что? Где? Когда?»

Интеллектуальная игра для студентов колледжа по немецкому языку «Полиглот»

Размышления современного педагога
Опубликовано: 579 дней назад (5 мая 2015)
Просмотров: 923
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!