Конкурсы для педагогов и детей

Проект в детском саду. Робототехника

Проект «Детский сад – Центр начального технического творчества»
Данный проект является частью регионального проекта Департамента образования Надымского района «Совершенствование муниципальной системы дошкольного образования, направленное на развитие современных видов деятельности детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования».
Проект ориентирован на развитие образовательной среды и организацию базового муниципального Центра развития начального технического направления (базового Центра развития) для поддержки разнообразия детства «в формах, специфичных для детей данного возраста» .
Предполагается, что педагоги базового Центра будут обеспечивать тьюторское сопровождение педагогов дошкольных образовательных организаций муниципальной системы образования по выбранному направлению.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
I. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Обоснование проблемы……………….……………………………………………3
1.2. Основная идея проекта……………………………………………………………5
1.3. Цель и новизна проекта…………………………………………………………6
1.4. Основные задачи проекта………………………………………………………7

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
2.1. Актуальность проекта..……………………………………………………………7
2.2. Условия реализации проекта………………………………………………8
2.2.1. Уровень проработанности проекта………………………………8
2.2.2. Ресурсы учреждения……………………………………………………9
2.2.3. Кадровый потенциал учреждения……………………………………9
2.2.4. Сроки и этапы реализации проекта……………………………11
2.2.5. Краткая аннотация проекта программы……………….…………………………15
2.3. Технологические особенности организации образовательного процесса…15
2.4. Оценка эффективности реализации проекта………………………………………16

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1. Риски при реализации проекта………………………………………………………16
3.2. Эффекты от реализации проекта ……………………………………………16
3.3. Формы трансляции опыта………………………………………………………16

I. ВВЕДЕНИЕ
Данный проект является частью регионального проекта Департамента образования Надымского района «Совершенствование муниципальной системы дошкольного образования, направленное на развитие современных видов деятельности детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования».
Проект ориентирован на развитие образовательной среды и организацию базового муниципального Центра развития начального технического направления (базового Центра развития) для поддержки разнообразия детства «в формах, специфичных для детей данного возраста» .
Предполагается, что педагоги базового Центра будут обеспечивать тьюторское сопровождение педагогов дошкольных образовательных организаций муниципальной системы образования по выбранному направлению.
Одной и сверхзадач развития России ХХI века является достижение уровня экономического и социального развития, обеспечивающего национальную безопасность страны в условиях глобальной экономической конкуренции. Конкурентноспособность России возможна, если в основе инновационной экономики будут заложены инновационные технологии.
Мир стоит на пороге новой технологической революции, основанной на достижениях кибернетики, которая является одним из направлений развития современной науки, и в частности, робототехники. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, и в том числе и к ее образовательной составляющей.
Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является направление «начальное техническое творчество», т.е. деятельность, порождающая нечто новое, неповторимое и уникальное. А техническое творчество –это вид деятельности по созданию технических средств, вид творческой деятельности, ведущей к созданию значимых духовных продуктов - знаний, используемых в будущем во многих сферах производства.
Научно-техническое развитие – важнейшее составляющее современной системы образованиянаэтапе модернизации Российского образования. Включение базовых знаний из робототехники в образование детей является частью общего образования, что позволит дошкольному образовательному учреждению реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта.

1.1. Обоснование проблемы. Актуальность.
Качественный скачок развития новых технологий повлёк за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Одним из превалирующих условий формирования и развития такого общества является усвоение ими основ научно-технического творчества, творческого труда. Это поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, что приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению научно-технического развития. Робототехника представляет собой интегративное направление научно-технического прогресса, объединяющее знания в области физики, микроэлектроники, современных информационных технологий и искусственного интеллекта. История робототехники неразрывно связана с историей развития науки, техники и технологий, ее практически невозможно отделить от большинства изобретений, сделанных человечеством. Робототехника охватывает достаточно широкий класс систем: от полностью автоматизированных производств (производственные конвейерные линии, беспилотные космические корабли, автоматические подводные аппараты и т. д.) до бытовых помощников и детских игрушек. В некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в США, в странах Евросоюза робототехника является общеобразовательным изучаемым предметом в школе. Сегодня многие ведущие фирмы, производственные и научные организации в сфере высоких технологий занимаются разработкой и продвижением образовательных проектов в области IT-технологий и применения цифровой техники в школьном образовании.
В России же робототехника является пока лишь инновационным, не массовым направлением в развитии детей –ознакомление детей с основами робототехники сводится преимущественно к рамкам дополнительного образования в виде кружков, клубов, секций, факультативных и элективных курсов.
Однако, в последние годы в России, в связи с продвижением Общероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России», реализуемой с 2008 года по инициативе и под патронатом Федерального агентства по делам молодежи и Фонда поддержки социальных инноваций «Вольное Дело», достигнуты определенные результаты: организовано более 40 ресурсных центров программы во многих регионах страны, ежегодно проводятся для школьников робототехнические фестивали, соревнования и олимпиады всех уровней, проводятся летние образовательные площадки и т.д.
Включение вопросов робототехники в учебный процесс требует и соответствующей квалификации педагогов. Образовательная робототехника – это не только новое междисциплинарное направление в обучении, развитии школьников, но и новое направление в теории и методике обучения.
Как показывают результаты исследований, подготовка педагогических кадров по вопросам образовательной робототехники в данный момент осуществляется преимущественно в виде семинаров-презентаций, мастер-классов, либо краткосрочных курсов и учебно-тренировочных сборов, ориентированных на соревновательное (спортивное) направление, которое реализуют Ресурсные центры Общероссийской программы. Подобные мероприятия позволяют педагогам получить общее представление о робототехнических соревнованиях, базовых конструктивных решениях и используемых алгоритмах. Такое фрагментарное знакомство с робототехникой у педагогов зачастую порождает большое количество вопросов, ответы на которые не всегда может найти учитель-предметник, поскольку предполагают интеграцию знаний из разных предметных областей. Все это приводит к непониманию общеобразовательного и развивающего потенциала данного направления. Кроме того, на таких мероприятиях не рассматриваются возможности использования образовательных робототехнических конструкторов для организации на их базе научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Таким образом, современные дети живут в эпоху роботостроенияикомпьютеризации, а в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуютсяиметьбагаж знаний, а также и уметь добывать знания самостоятельно, оперировать ими, мыслить творчески и уметь трансформировать личный опыт.
Принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволяет образовательным учреждениям самостоятельно решать вопрос о том, каким образом они будут способствовать формированию высокообразованного «человеческого капитала».
Одним из перспективных направлений развития детей дошкольного возраста мы видим направление по начальному техническому творчеству дошкольников, по образовательной робототехнике, поскольку данные направления позволяют реализовывать компетентностный подход познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников. Формирование комплексных знаний в данных направлениях способствует развитию системности мышления, учат комплексно подходить к решению реальных практических задач.

1.2. Основная идея проекта
МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма» является дошкольным образовательным учреждением, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в основе которой лежит примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. ДОУ обеспечивает высокий уровень образования воспитанников по образовательной программе дошкольного образования, предоставляет стартовый набор дополнительных образовательных услуг. Фиксируется стабильность усвоения программы по всем образовательным областям до 100% в течение последних 3-х лет.
На протяжении последних нескольких лет ДОУ занимает одно из лидирующих позиций среди дошкольных образовательных организаций Надымского района. В 2014 году за большой вклад в развитие образования в Ямало-Ненецком округе ДОУ награждено Почётной грамотой департамента образования ЯНАО.По результатам работы за 2011, 2013г.г. ДОУ включено в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России», а официальный сайт Детского сада – победитель 3 степени во Всероссийском конкурсе образовательных сайтов «Педагогический рейтинг рунета». По итогам рейтингования за 2013 год, проведённого Общественным советом при Департаменте образования Надымского района, в кластере «Городские дошкольные образовательные организации» ДОУ занимает лидирующую позицию. За значительный вклад в успешное развитие инновационной деятельности в системе образования Надымского района учреждению присуждён грант в размере 80 тыс. рублей для пополнения развивающей среды (приказ Департамента образования Надымского района № 850 от 01.11.2014 «О присуждении Грантов в сфере образования образовательным организациям, внесшим значительный вклад в успешное развитие инновационной деятельности в системе образования Надымского района»).
За последние три года наблюдается тенденция количественного роста участия воспитанников в конкурсах:
- международный уровень - 13, из них результативных - 9/75%;
- федеральный уровень - 102, из них результативных – 60/59%;
- региональный уровень – 10, из них результативных – 10/100%;
- муниципальный уровень – 18, из них результативных – 78/100%.
В 2011-2013г.г. МДОУ являлось муниципальной инновационной площадкой и реализовало институциональный инновационный проект «Развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности дошкольников через внедрение авторской программы дополнительного образования «Новое поколение» в условиях обогащённой предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения». В рамках реализации данного проекта создан Центр интеллектуального развития «УникУм», образовательная среда которого оснащёна интерактивным и игровым развивающим оборудованием (интерактивная доска, документ-камера, система тестирования, интерактивный обучающий стол, Лего-конструкторы, Лего-роботы и др.).
В рамках проекта также разработана программа дополнительного образования «Новое поколение» (авторы - А. Л. Жигалова А.Л., О. Ю. Ваулина, Чиданова И.В., Лыкова Н.А.), направленная на интеллектуальное развитие воспитанников старшего дошкольного возраста 5-и – 7-и лет. Так как ДОУ с 2011 по февраль 2014 года находилось на капитальном ремонте, реализация программы началась с февраля 2014 года. Отличительной особенностью данной программы является наличие в её структуре направлений, отражающих различные виды детской деятельности - опытно-исследовательской, конструктивной через развитие естественно-научных представлений, элементарных представлений о космосе.
Реализатор программы воспитатель Лыкова Н.А. имеет неоднократный опыт участия в инновационной деятельности: является победителем муниципального и регионального этапов Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года - 2012), лауреатом Всероссийского конкурса «Призвание-воспитатель» (2011г.), дипломантом(II место по УРФО Всероссийского конкурса «Методика - 2011»), лауреат районного конкурса «Лучшее методическое пособие» (2011г.), соавтор и реализатор программы дополнительного образованияпо познавательно-исследовательской деятельности «Юный астроном» (2009-2011г.г.).
В течение 2013 и 2014 годов учреждение входило в состав активных участников муниципальной стажировочной платформы по теме «Научно-техническое творчество». Воспитатель Лыкова Н.А. презентовала инновационный проект ДОУ«Развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности дошкольников через внедрение авторской программы дополнительного образования «Новое поколение» в условиях обогащённой предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения», провела мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений Надымского района «Город для Смурфиков». На основе отчетно-аналитической информации руководителей и координаторов сетевых муниципальных платформ, по совокупности параметров (деятельность на всех сетевых мероприятиях) отмечается значительная активность в работе данной платформы педагогов из МДОУ «Детский сад «Журавленок» г. Надыма» (приказ Департамента образования Надымского района № 348 от 14.04.2014 г.).В 2014 году воспитанники ДОУ впервые приняли участие в выставке, организованной в рамках II районных открытых соревнованиях по робототехнике, где был представлен лего-конструированный проект «Неизведанное - рядом».
С целью повышения качества образовательной деятельности в учреждении создана интерактивная образовательная среда, применяются современные образовательные информационные технологии, технологии развивающего обучения.
Таким образом, в МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма» созданы материально-технические и кадровые условия, имеется практический опыт инновационной деятельности, позволяющий реализовывать проект «Детский сад – Центр начального научно-технического творчества», ориентированный на развитие образовательной среды и организацию базового муниципального Центра развития начального технического направления, педагоги которого будут обеспечивать тьюторское сопровождение педагогов дошкольных образовательных организаций муниципальной системы образования по данному направлению.

1.3. Цель и новизна проекта
Цель проекта: совершенствование инфраструктуры дошкольного образовательного учреждения, функционирование в ДОУ муниципального базового Центра развития начального технического творчества воспитанников в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования.
В основе реализации поставленной цели – деятельность ДОУ по разработке и реализации новой по своей технологичности и использованию форм организации, работы модели организации воспитательно-образовательного процесса (образовательной системы) через создание Центра начального технического творчества.
Конструктивной деятельности, которая обеспечит для воспитанников условия, открывающие возможности для их позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

1.4. Задачи проекта
1. Создать в дошкольном образовательном учреждении Центр развития начального технического творчества для удовлетворения индивидуальных интеллектуальных и личностных потребностей воспитанников.
2. Повысить квалификацию педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества детей.
3. Разработать рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников5-и-7-илетв условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования робототехнических и других видов конструкторов, способствующую повышению качества дошкольного образования.
4. Апробировать, внедрить рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников5-и-7-и лет.
5. Оценить эффективность рабочую программу, направленной на развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет.
6. Организовать работу по подготовке и диссеминации опыта работы ДОУ.
7. Совершенствовать материально-технические условия для внедрения разработанной системы педагогической работы.
5. Разработать систему сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями Надымского района, способствующую процессу тьюторского сопровождения педагогов по направлению начального технического творчества воспитанников.

Новизна проекта заключается:
- в реализации рабочей программы по развитию конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 5-и-7-и лет;
- в разработке методических рекомендаций по организации базового Центра развития начального технического творчества воспитанников.
Необходимо отметить, что выпускники МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» продолжают обучение в СОШ № 4, на базе которой функционирует научно-технический центр «Интеллект+» и МОУ ДОД "Центр детского творчества", в котором создан технопарк «ЭНИГМА».
Инновационность предлагаемого проекта будет заключаться в разработке и реализации рабочей программы, реализации системы взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями Надымского района.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
2.1. Актуальность проекта.
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина, др.) показывают, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном, в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, что возможно в ходе экспериментально-познавательной деятельности, где создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опытов на основе анализа, делает выводы, умозаключения, овладевая представлениями о том или ином законе, явлении.
Учёными (Лурия.А. Р., Рубенштейн С. Л., др.), занимающимися исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказана связь мелкой моторики с развитием речи и интеллектуальным развитием ребёнка в целом. Конструктивной деятельности, занятиям лего-конструированием, уделяется немало, внимания в реализации общеобразовательных программ дошкольных образовательных учреждений. Однако, как правило, педагоги активируют ребёнка к занятиям конструктивной деятельностью и деятельностью, направленной на развитие мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста, чаще организуется в свободной деятельности, и реже в специально организованной.
Тем не менее, ресурс выполнения множественных манипуляций во время занятий лего-конструированием, робототехникой, во время реальных экспериментов с использованием лабораторного оборудования, может служить основой не только для развития моторики, стимулирования развития интеллектуальных способностей ребёнка, но и достаточно высоким фактором мотивации для занятий интеллектуальной деятельностью, экспериментированием, конструированием, техническим творчеством, начиная уже с раннего дошкольного возраста.
Важно отметить, что в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года стратегической целью государства является достижение уровня экономического развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века. При этом одной из стратегических целей в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и государства. Развивать экономику страны, с учётом предъявляемых требований, сможет как раз личность, обладающая высоким интеллектуальным потенциалом, творческая, умеющая принимать решения в нестандартных ситуациях, обладающая качествами, которые мы, и предполагаем, развивать у воспитанников, начиная с периода дошкольного детства (5-7 лет) через реализацию данного проекта.
Безусловно, государство испытывает потребность в высококвалифицированных специалистах технического профиля. Также актуально это и в Ямало-Ненецком автономном округе, где инженерные профессии являются одними из наиболее приоритетных.
Так как дошкольный возраст является стартовым для активации интеллектуального развития, считаем важным развивать мышление, формировать интегративные качества личности именно с дошкольного возраста, что и определило необходимость поиска в решении обозначенной проблемы.

2.2. Условия реализации проекта.
2.2.1. Уровень проработанности проекта.
В настоящее время подписано четырехстороннее Соглашение между Департаментом образования Ямало-Ненецкого автономного округа, ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования, Департаментом образования Администрации муниципального образования Надымский район и учреждением о взаимодействии в рамках деятельности региональной инновационной площадки по теме «Совершенствование муниципальной системы дошкольного образования, направленное на развитие современных видов деятельности детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования», а также Соглашение о совместной деятельности с Российской Ассоциацией образовательной робототехники по объединению усилий в области внедрения новых образовательных технологий «Образовательная робототехника и конструирование».
Ведется работа по приобретению конструкторов на сумму более 300 тыс. рублей, а также оформляется рабочая программа по робототехнике для дошкольников.
2.2.2. Ресурсы учреждения. В ДОУ оборудован Центр интеллектуального развития, в группах имеются условия для организации интерактивной среды.
2.2.3. Кадровый потенциал учреждения. В реализации проекта предполагается задействовать 10 педагогических и руководящих работников учреждения: 6 воспитателей групп (старшие и подготовительные к школе группы), 1 педагог дополнительного образования, педагог-психолог, 2 заместителя заведующего (по УВР, по АХЧ), старший воспитатель.
Предполагается, что все задействованные в реализации проекта сотрудники пройдут КПК по использованию в работе робототехнического оборудования.

Информация об основных исполнителях проекта
Ф.И.О./общие сведения Должность в проекте Обязанности Место работы, занимаемая должность
1 2 3 4
Тропова Марина Анатольевна - первая квалификационная категория, Руководитель проекта в ДОУ Общее руководство проектом, создание условий управленческого содействия педагогам, осуществляющим инновации, создание нормативно-правового поля для реализации проекта, материально-техническое обеспечение инновационной деятельности педагогов Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма», заведующий
Жигалова Алла Леонидовна – первая квалификационная категория, Почетный работник общего образования Заместитель руководителя проекта Методическое сопровождение реализации проекта, разработка критериев оценивания эффективности работы по проекту, мониторинг реализации этапов внедрения проекта, подготовка методических материалов по теме проекта. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма», заместитель заведующего по УВР
Чиданова Ирина Владимировна Координатор, исполнитель Методическое сопровождение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения инновации. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»,
старший воспитатель
Мороз Алена Валентиновна Исполнитель Ежемесячно проводит мониторинг посещаемости воспитанников, анализ заболеваемости. ГБУЗ ЯНАО «Надымскаяцентральная районная больница»,
медицинская сестра
Темирева Ирина Александровна Исполнитель Непосредственно-образовательная деятельность по реализации программы дополнительного образования «Новое поколение» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма», педагог дополнительного образования
Гребеникова Людмила Анатольевна Исполнитель Психологическое сопровождение инновационного образовательного процесса в ДОУ. Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»,
педагог-психолог
Сафина Асия Гумановна, первая квалификационная категория, Почетный работник общего образования Исполнители Взаимодействие с воспитанниками, организация взаимодействия с семьями воспитанников.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»,
воспитатели

Губенко Елена Владимировна,первая квалификационная категория,
Лыкова Наталья Александровна, высшая квалификационная категория
Тимина Надежда Леонидовна, первая квалификационная категория
Менлимурзаева Алия Абдулаевна, первая квалификационная категория
Шмунк Ольга Владимировна, первая квалификационная категория
Дьяченко Надежда Степеновна, первая квалификационная категория
Класс Надежда Александровна
Казанцева Валентина Владимировна
Третьякова Ольга Александровна, первая квалификационная категория

2.2.4. Сроки и этапы реализации проекта

Алгоритм реализации проекта
«Детский сад – Центр начального технического творчества»

Этап проекта Сроки Содержание
деятельности Планируемые результаты и продукты Ответственные исполнители
Подготовительно - проектировочный Февраль 2015 г. Проведение маркетинговой кампании Выявление потребности родителей в получении дошкольниками услуг по дополнительному образованию Заведующий
Жигалова А.Л.,
заместитель заведующего УВР
Февраль 2015 г. Проведение рекламной кампании о начале реализации проекта Создание положительного имиджа о проекте в среде родительской общественности Заведующий
Жигалова А.Л.,
заместитель заведующего по УВР
Февраль 2015г. Завершение работ по оформлению проекта Готовый продукт Проект «Детский сад – Центр начального технического творчества» Заведующий
Жигалова А.Л.,
заместитель заведующего по УВР
Февраль 2015г. Разработка пакета локальной нормативной документации для реализации проекта Положение о Центре, приказы, распоряжения Заведующий
Жигалова А.Л.
2015г. КПК для педагогических работников по робототехнике Свидетельства о прохождении КПК Заместитель заведующего по УВР
Февраль 2015г. Разработка сетевого плана взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями Надымского по тематике «Начальное техническое творчество» План взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями Надымского по тематике «Начальное техническое творчество» Заместитель заведующего по УВР
Февраль 2015г. - август 2015 г. Разработка рабочей программы по робототехнике на институциональном уровне Рабочая программа по робототехнике Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель Чиданова И.В.
Сентябрь 2015 г. Утверждение рабочей программы по робототехнике на педсовете Утвержденная рабочая программа по робототехнике Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель Чиданова И.В.
Июль 2015г Получение развивающего оборудования, конструкторов по робототехнике для Получение и установка оборудования для Центра «УникУм» Заместитель заведующего по ХЧ Голомонзина Л.Н.
Аналитико-исследовательский Сентябрь 2015г. Самообследование: мониторинговые диагностические исследования, направленные на выявление интегративныхкачестввоспитанников на начало реализации проекта Критериальные показатели Педагог дополнительного образования, воспитатели
Содержательно-деятельностный Сентябрь 2015г.- май 2017 г. Реализация рабочей программы по робототехнике и программы дополнительного образования «Новое поколение» Усвоение воспитанниками программных требований Педагог дополнительного образования, воспитатели
Сентябрь 2015 – май 2017г. Реализация сетевого плана взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями Надымского по тематике «Начальное техническое творчество» Взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями Надымского по тематике «Начальное техническое творчество» Заместитель заведующего по УВР
Май 2016 г.
Май 2017 г.
Промежуточный мониторинг реализации усвоения воспитанниками программных требований Степень усвоения программы дополнительного образования «Новое поколение», программы по робототехнике воспитанниками, при необходимости внесение корректировки в содержание программы Старший воспитатель Чиданова И.В., педагог дополнительного образования, воспитатели
Май 2017 г. Мониторинг усвоения воспитанниками программных требований Степень усвоения программы дополнительного образования «Новое поколение», программы по робототехнике воспитанниками Заместитель заведующего по УВР, педагог дополнительного образования, воспитатели
Май 2018 г.
Мониторинг реализации проекта Отслеживание сроков реализации проекта, содержания поставленных проектом задач, продуктов Заведующий
Жигалова А.Л.,
заместитель заведующего по УВР
Рефлексивно-обобщающий Май 2017 г. Мониторинг реализации программы «Новое поколение», рабочей программы по робототехнике Степень усвоения программы дополнительного образования «Новое поколение» воспитанниками, рабочей программы по робототехнике Старший воспитатель Чиданова И.В., педагог-психолог Гребеникова Л.А.
Июнь 2017г. Мониторинг реализации проекта Отчет о реализации проекта Заведующий Жигалова А.Л., заместитель заведующего по УВР
2015- 2017 г. г. Обобщение позитивного педагогического опыта педагогов по тематике проекта Результативное участие педагогов в конкурсномдвижении различного уровня Заведующий
Жигалова А.Л.,
заместитель заведующего по УВР,
старший воспитатель Чиданова И.В., педагог дополнительного образования, воспитатели
2016 год Презентация результатов реализации проекта в рамках районных, региональных мероприятий Кейс по проблематике проекта Заведующий
Жигалова А.Л.,
заместитель заведующего по УВР
2016–2017учебный год Распространение успешного педагогического Опубликование педагогического опыта работы в СМИ различного уровня Заведующий Жигалова А.Л., заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель Чиданова И.В., педагог дополнительного образования, воспитатели

2.2.5. Краткая аннотация проекта программы по развитию конструктивной деятельности детей.
По итогам реализации проекта, в качестве продукта по результатам реализации проекта, будет создана программа по развитию конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 5-и-7-и лет, которая может быть интегрирована в общеобразовательную программу любого дошкольного образовательного учреждения.
Программа будет состоять из двух частей (теоретическая и практическая) и будет способствовать обеспечению индивидуализации образовательного процесса. В пояснительной записке к программе будет представлена информация о её концептуальной основе, содержании и структуре, принципах организации работы, предложены рекомендации по интеграции в рамках общеобразовательной программы ДОУ.
В первой (теоретической) части программы будет представлена система педагогической работы по теме проекта, обозначены её технологические особенности с учётом возрастных особенностей детей, содержание психолого-педагогической работы, представлены особенности организации работы по развитию детей в рамках темы проекта в режиме дня ДОУ. Отдельным разделом в программе планируется представить систему работы по раннему выявлению, поддержке и развитию интеллектуально одарённых детей. Будут представлены методические рекомендации по созданию условий для развития детей по направлению проекта: организация предметно-развивающей среды, организация работы с родителями, организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников.
Для распространения опыта работы будет разработана и предложена модель опорного Центра по начальному техническому творчеству, интеграции деятельности образовательных учреждений, научных институтов в вопросах развития конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников.

2.3. Технологические особенности организации образовательного процесса.
При разработке системы работы с воспитанниками мы опираемся на основные принципы современного дошкольного образования, способствующие повышению его качества:
- развивающего обучения;
- научной обоснованности и практической применимости технологий;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования воспитанников;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры;
- применение LEGO-технологии и робототехники;.
- наглядные (просмотр учебных презентаций, показ образцов деталей и способов действий, рассматривание таблиц, др.);
- словесные (проблемные и поисковые вопросы, инструкции, пояснения, объяснения др.);
- практические (игровые ситуации, поисковая деятельность, физкультурные минутки, др.).
Приёмы организации работы с воспитанниками в рамках проекта:
- наглядные (просмотр обучающих презентаций, рассматривание иллюстраций, схем, таблиц, фотоматериалов, дидактические игры, выставки, личный пример, др.);
- словесные (пословицы¸ загадки, чтение художественной литературы, вопросы, беседы, дискуссии, моделирование ситуаций, др.);
- практические (игровые ситуации, поисковая деятельность, опыты, обыгрывание построек, моделирование ситуаций, конкурсы, др.).

2.4. Оценка эффективности реализации проекта. Основной целью при реализации проекта является достижение показателей современного качества дошкольного образования в конструктивной деятельности воспитанников 5-7 лет, а также устойчивое функционирование в ДОУ Центра начального технического творчества, осуществляющего деятельность во взаимодействии c дошкольными образовательными учреждениями Надымского района.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1. Риски при реализации проекта.
1. Недостаточное финансирование. Минимизация риска - привлечение дополнительных финансовых источников (платные услуги).
2. Прохождение КПК педагогами (не заложены средств в бюджете ДОУ по статьям «командировочные расходы». Минимизация риска – прохождение КПК на дистанционной основе.
3.2. Эффекты от реализации проекта.
- для воспитанников – повышение доли детей с высоким уровнем готовности к обучению в школе (до 98%), доли детей с высоким и выше среднего уровнями развития психических процессов; сформированность у воспитанников устойчивого интереса к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством (до 85%);
- для родителей воспитанников - показатель удовлетворённости ДОУ родителями вырастет до 98 %;
- для Надымского района, родителей воспитанников - позитивный имидж ДОУ на рынке образовательных услуг в городе;
- для системы образования Надымского района – распространение опыта работы педагогов ДОУ по развитию начального технического творчества;
- для работников ДОУ – повышение профессиональной компетентности, профессиональный рост;
- для ДОУ – увеличение доли педагогов, имеющих первую и высшую категории (до 60%).
3.3. Формы трансляции опыта.
Опыт ДОУ будет распространяться через:
- семинары, мастер-классы;
- печатные материалы (статьи, публикации в СМИ);
- участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней;
- распространение опыта на образовательных форумах.
В качестве продукта будет представлена программа по развитию конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников 5-7 лет посредством использования и робототехники, которая может быть интегрирована в общеобразовательную программу любого дошкольного образовательного учреждения.
Опыт работы ДОУ может быть использован руководящими и педагогическими работниками дошкольного образования, родителями воспитанников.

Литература:
1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.:Просвещение, 2009.
2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
3. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб.пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия,2009. -230 с.
4. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
6. Емельянова, И.Е.,МаксаеваЮ.А.Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
7. Злаказов А.С., Горшков Г.А., ШевалдинС.Г.УрокиЛего-конструирования в школе. –М.: Бином, 2011. – 120 с.
8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
9. Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
10. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
11. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
12. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
13. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
14. ЛЕГО-лаборатория (ControlLab):Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
15. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
16. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
17. ЛуссТ.В.Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
18. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
19. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
20. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
21. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
22. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317– М., 2007г .-58с.
23. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.-44с.
24. Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
Скачать Проект «Детский сад – Центр начального технического творчества»

Рекомендуем посмотреть:

Робототехника в детском саду Творческий проект в старшей группе. «Все профессии нужны, все профессии важны. Дизайнер» Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детского сада. Старшая г
Участник №118 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Использование конструктора LEGO-DUPLO в конструктивно-модельной деятельности детей | Основная образовательная программа МДОУ
Опубликовано: 83 дня назад (19 сентября 2016)
Просмотров: 464
+3
Голосов: 3
Оксана Анатольевна Данильченко # 20 сентября 2016 в 19:44 +2
Здравствуйте!
Вами собран огромный материал, систематизирован опыт многих педагогов. Все это представлено в виде проекта, который представляет интерес для педагогов дошкольного образования и администрации школ (как пример организации работы). Вы молодец! Хотелось бы только увидеть фотографии, сделанные в процессе реализации проекта. Успехов! Голос!
Наталия Юрьевна Мурашова # 21 сентября 2016 в 01:31 +1
Отличный материал. Подробный и востребованный. Образец для оформления программ.
Спасибо за приглашение. Голосую с удовольствием.
Татьяна Николаевна Бунтури # 21 сентября 2016 в 08:56 +1
Алла Леонидовна, спасибо за приглашение! Вами проделана колоссальная работа, очень подробно расписаны все нюансы, грамотно и удобно оформлен материал, представлен объёмный список литературы. Думаю, Ваша разработка будет очень полезна для руководителей и методистов дошкольных учреждений. Тема перехода на новые государственные стандарты бесспорно актуальна. Мой голос Ваш!
Елена Владимировна Порфирьева # 30 сентября 2016 в 14:01 0
Спасибо за объемную работу! Отличный проект! Подробный, понятный и актуальный!Голос!