Конкурсы для педагогов и детей

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-семантических компонентов речи в старшей логопедической группе. Путешествие в зимний лес

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-семантических компонентов речи в старшей логопедической группе на тему: "Путешествие в зимний лес".
Описание материала: Предлагаю Вам конспект фронтального занятия по формированию лексико-семантических компонентов речи в старшей логопедической группе на тему: "Путешествие в зимний лес". Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям детского сада.

Цели:
- тренинг речевого общения на основе лексической темы "Дикие животные";
- активизация словаря: наработка словаря существительных, прилагательных, глаголов; работа над фразеологизмами, многозначными словами;
- тренинг коррекции мышления на основе операций сравнения распознавания;
- коррекция артикуляционного аппарата на основе проговаривания, работы над просодикой, ритмом;
- знакомство с образом жизни диких животных в лесу зимой (жилище, питание, детеныши).

Оборудование:
Имитация устройства жилищ животных в лесу: дупла белки, норы лисы, норки ежика, логова волка, берлоги медведя; картинки с изображением диких животных и их следов; новогодняя елка; мягкая игрушка "ежик"; атрибутика для создания зимнего леса; музыкальный фон.
Ход занятия:
I Организационный момент
Влетает сорока (девочка подготовительной группы в костюме сороки):
Ребята! Ребята!
Скорее! Скорее сюда!
У нас в лесу стряслась беда,
К вам елка в садик торопилась,
Наверное, где-то заблудилась.
Мы не найдем ее нигде.
Боюсь, боюсь я быть беде.
Найдите елочку скорей,
Прошу вас от лица зверей.
Дети размышляют, что могло случиться с елочкой и как можно ее спасти.

II Основная часть
1. Отправляемся в зимний лес спасать елочку (имитируем надевание лыж).

2. Звучит голос Лешего
Дорога в лес закрыта.
Кто посмел в мой лес зайти?
Хотите елочку спасти?
Я хозяин леса - Леший
Это я заколдовал елочку, чтобы она не пришла к вам на праздник.
Я все лето наблюдал за детьми и взрослыми
Мало вы знаете о лесе, о нас - лесных жителях!
Дети говорят о том, что они - друзья леса и предлагают Лешему рассказать о всех животных, которых увидят в лесу.

3. Звучит музыка
Сколько здесь в лесу дорожек,
Обежать не хватит ножек.
По которой нам идти,
Чтобы елочку спасти?
Вот по этой мы пойдем,
Может елочку найдем.

4. Следя лося около кустов. Дети рассматривают их, следы большие, кто бы это мог быть? Здесь, наверное, прошел лесной великан.
Кто это? (лось - выставляется картинка). Чьи это следы? Какой лось? Где он отдыхает? Чем питается?

5. Следы белочки около дерева (на верху - дупло белки).
Чьи это следы? (белка - выставляется картинка). Сравнение следов белочки и лося. Описание белочки. Сравнение белочки и лося.
Белочка очень много трудится, чтобы прокормить свою семью. Значит, как можно сказать, какая она? (трудолюбивая). Белка очень хорошая хозяйка, как можно сказать, какая она? (хлопотливая, хозяйственная).
Объяснение выражения: "крутится, как белка в колесе".

6. Логоритмическое упражнение: "Проказник ветер".
Проказник ветер прилетел
И ветки закачал быстрей.
Совсем плутишка разошелся
И по стволам уже прошелся.
Тут закачался целый лес,
Не видно стало и небес.
Скрипят, качаются деревья.
Потом шалить он перестал,
И лес спокойным снова стал.

7. Рассматривание бугорка, у которого нет следов (норка ежика).
Отгадайте загадку и узнаете, кто это.
В густом лесу под елкой
Осыпанный листвой
Лежит клубок с иголками
Колючий и живой (ежик - выставляется картинка).
Почему нет следов? Описание ежика: какой ежик по внешнему вид? Если его потрогать, какой он? Почему? (тело его покрыто иголками).
Ежику нужны иголки для житья, а кому для шитья? (швее, портнихе, маме). Где мы можем еще увидеть иголки? (у елки, у сосны).
Объяснение многозначности слова "иголка".
Игра про ежика (с музыкальным сопровождением).
Маленький ежик, четвероножек,
Ежик по лесу идет, песенку поет:
Фуфты-фуфты-фуфты-фу
На спине листок несу.
Самый сильный я в лесу.
Лишь боюсь одну лису.
...
Самый сильный я в лесу,
Победил саму лису!

8. Рассматривание следов зайца на снегу.
Загадка:
По снегу бежит, петляет,
К зиме шубку меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно (заяц -выставляется картинка).
Описание зайца: где живет, чем питается, почему меняет шубку? Как это называется? (линька). Кого заяц боится?
Объяснение выражения "труслив, как заяц".
Стихотворение "Заинька" (прихлопывание ритма).
Ходит зайка босой
Под высокой сосной.
А зайчишка маленький
Топает в валенках.
Каблучками он стучит,
На друзей своих глядит.

9. Рассматривание следов лисы около норы.
Загадка:
В лесу обитает.
Дичью питается,
Да в курятник забирается.
Хитрым зверем называется (лиса - выставляется картинка).
Описание лисы. Почему ее называют "хитрой"?
Объяснение выражения "хитрая, как лиса".
Подвижная игра "Лисонька, выходи!"

10. Следы волка около логова.
Это следы еще одного из обидчиков зайца. Кто это? (волк - выставляется картинка).
Описание волка. Сравнение лисы и волка, их следов.
Объяснение выражения "волка ноги кормят".

11. Около берлоги.
А это что за огромный дом, а следов нет? Кто там может быть? (медведь - выставляется картинка). Как называется этот дом? Описание медведя: образ жизни зимой.

12. Релаксация "Отдых в зимнем лесу" (вспоминаем всех зверей, которых видели в лесу).

13. Выставляется картинка с изображением всех зверей на поляне, вокруг елочки, которая спрятана под покрывало.
"Вышли звери на полянку, и каждый подумал, что это его детеныш".
Дети называют детенышей этих животных.
(Под музыку дети имитируют движения животных).
- Вот белочка прыгает с ветки на ветку;
- лисичка-сестричка по лесу бежит;
- волк голодный и страшный добычу себе ищет;
- по-лосиному красиво ходит лось в лесу густом;
- по-ежиному трусливо семенит ежонок в дом;
- и по-заячьи зайчишка все спешит запутать след;
- по-медвежьи ходит мишка, косолап он с детских лет.
В это время с елки снимается покрывало, дети видят красиво наряженную елку (под елкой подарки для детей). Дети благодарят Лешего за то, что он расколдовал елочку и подарил ее детям.

14. Возвращение в детский сад.
Задание: дорисовать по точкам недостающие предметы для животных и раскрасить их (вечером).

III Подведение итогов занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект НОД в старшей группе. Лесная прогулка Конспект НОД для старших дошкольников по автоматизации звука [л]

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Конспект занятия по развитию лексико-семантических компонентов речи детей логопедической подготовительной группы | Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе
Опубликовано: 565 дней назад (19 мая 2015)
Просмотров: 909
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Ольга Михайловна Кочура # 19 мая 2015 в 22:28 0
Здравствуйте, Алла Николаевна!
Ваш конспект интересен. Его можно брать для закрепления данной лексической темы. Много грамматических заданий. Каждая часть плавно перетекает в последующую. Я бы добавила дыхательное упражнение и упражнение на развитие мелкой моторики.
Спасибо.
О.М.