Конкурсы для педагогов и детей

Примерная образовательная учебная программа по предмету по выбору: изучение духовых и шумовых народных инструментов

Рецензия на примерную образовательную учебную программу по предмету по выбору «Изучение духовых и шумовых народных инструментов» для учащихся фольклорного отделения
Народная культура и творческие достижения многих поколений являются важной составляющей национального самосознания. Это культурное богатство – не просто опыт прошлого, оно неразрывно связано с современностью. Музыкальная культура – один из аспектов национального самовыражения, к которому может прикоснуться каждый ребенок.
При изучении духовых и шумовых народных инструментов у детей возникает возможность приобщиться к истории и культуре своей страны, почувствовать их присутствие в современном мире.
Структура программы составлена подробно и последовательно, в ней присутствуют все необходимые разделы. В пояснительной записке дана характеристика, место, роль учебного предмета в образовательном процессе, сформулированы его цели и задачи.
Основное время отведено на изучения игры на блокфлейте. Освоение в таком возрасте «большого» духовых народных инструментов (дудка, окарина, рожок, жалейка и.т.д.) является задачей практически невыполнимой, ввиду недостаточности физических кондиций ребёнка. Поэтому блокфлейта - замечательная альтернатива своим большим собратьям. Мы привыкли говорить о блокфлейте лишь как о вспомогательном инструменте, подготавливающем юного исполнителя к переходу на «большой» инструмент. В то же время блокфлейта является инструментом вполне самостоятельным и самодостаточным. Стоит лишь вспомнить, что для неё писали свои произведения величайшие композиторы: А. Вивальди, Г.Ф. Телеман, Г.Ф. Гендель, И.С. Бах. Блокфлейта в европейских странах зачастую звучит на лучших концертных площадках!
Актуальность создания данной программы продиктована современными объективными условиями. При лёгкости как самого инструмента, так и звукоизвлечения на нём, блокфлейта даёт возможность знакомить учащегося со всеми общими основными правилами и принципами духового исполнительства. Это и постановка дыхания, и понятие об атаке звука, и принципы работы амбушюра (от фр. bouche - рот). И это не говоря уже о том, что аппликатура блокфлейты весьма схожа с аппликатурой многих деревянных духовых инструментов. Блокфлейта позволяет в полной мере изучить все разновидности «штрихов», все возможности нюансировки.
Педагогическая целесообразность введения данной программы в том, что она дает возможность всем желающим, независимо от их природных данных, получить начальное музыкальное образование.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
2. Срок реализации учебного предмета;
3. Объем учебной нагрузки и ее распределение;
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
5. Цель и задачи учебного предмета;
6. Методы обучения;
7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета
1. Требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценок.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Списки рекомендуемой учебной и нотной литературы
1. Методическая литература;
2. Нотная литература.

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Настоящая программа предмета по выбору «Изучение духовых и шумовых народных инструментов» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор». Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы составляет 7 – 13 лет.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на шумовых и духовых народных инструментах, позволяющих в дальнейшем участвовать в работе различных творческих коллективах (ансамблях, оркестрах).
2. Сроки реализации учебного предмета
Срок освоения программы – 5 лет.
3. Объем учебной нагрузки и ее распределение, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета по выбору «Изучение шумовых и духовых народных инструментов»
Сроки обучения – 5 лет
Предлагаемая аудиторная недельная нагрузка по предмету «Изучение шумовых и духовых народных инструментов» 1 час в неделю, в соответствии с учебным планом детской школы искусств.
Таблица 1
Срок обучения 5 лет
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 616
Количество
часов на аудиторные занятия 246
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 370

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальные занятия. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 для 1-2 класса минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета по выбору «Изучение шумовых и духовых народных инструментов»
Основными целями и задачами курса являются:
• знакомство с историей создания и бытования народных инструментов (рожок, жалейка, бубен, трещотка рожок из бересты, кугиклы из тростника, «калюки», дудка из тростника, трещотки, ложки, бубен, трензель (треугольник), коробочка).
• знакомство со звуковой палитрой инструментов;
• овладение элементарной техникой исполнения на шумовых и духовых народных инструментах, сочинение и воспроизведение различных ритмов и мелодий;
• исполнение разных по характеру музыкальных произведений;
• исполнение песен в сопровождении баяна, фольклорного ансамбля;
• знакомство со штрихами, постановка дыхания у исполнителей на духовых инструментах (блокфлейта);
• сочинение несложных пьес и звуковых сцен для изученных народных инструментов;
• овладение навыком коллективной игры в ансамбле.
Музыкальные занятия проходят, как правило, на высоком творческом, эмоциональном и познавательном уровне. Процесс обучения игре на народных музыкальных инструментах включает в себя следующие этапы:
• Знакомство с инструментом – историей создания, конструктивными особенностями, исполнительскими возможностями.
• Постановка исполнительского аппарата – корпуса, рук.
• Освоение основных приемов звукоизвлечения.

Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания.
Входя в мир народной музыки и инструментов, ребёнок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.
Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа.
Программа представляет собой пятилетний курс обучения. На каждый учебный год ставятся свои педагогические, музыкальные, психологические цели и задачи, которые направлены на реализацию её основной идеи – формирование и развитие творчески активной личности, знающей и понимающей культуру своего народа, уважительно к ней относящейся.
В процессе обучения дети знакомятся с культурными традициями русского народа, приобретают необходимые знания и навыки игры на народных музыкальных инструментах, создания для них аранжировок и оригинальных произведений.
Педагогическая концепция рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкально – эмоционального восприятия, фантазии, общей сенсорной культуры, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество.
В процессе исполнительства на народных инструментах создается благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных свойств личности ребёнка, и он осознаёт себя частью коллектива, учитываются природные особенности детей разного возраста, формируется механизм обратной связи между детьми и педагогом.

6. Обоснование структуры программы «Изучение шумовых и духовых народных инструментов»
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение);
• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
• метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
• объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
• частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
I. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Изучение шумовых и духовых народных инструментов» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано, пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета по выбору «Изучение шумовых и духовых народных инструментов»», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения 5 лет
Распределение по годам обучения
Класс 1 2 3 4 5
Продолжительность учебных занятий (в неделях) 32 33 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия в неделю 1 1 1 1 1
Общее количество
часов на аудиторные занятия 164
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю 2 2 2 2 3
Общее количество
часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам 64 66 66 66 99
Общее количество
часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия 361
Максимальное количество часов занятия в неделю 3 3 3 3 3
Общее максимальное количество часов по годам 96 99 99 99 99
Общее максимальное количество часов на весь период обучения 492


Учебный материал распределяется по годам обучения классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам
Срок обучения – 5 лет
Первый класс (1 час в неделю)
В течении первого года обучения учащиеся знакомятся с простейшими русскими традиционными инструментами, с их значением в повседневной жизни и быту наших предков. Слушают записи наигрышей на традиционных инструментах. В игровой форме узнают о способах звукоизвлечения на простейших шумовых инструментах. Осваивают простейшие способы применения шумовых инструментов в исполняемых вокальных произведениях.
В течение учебного года ученик должен освоить несложные ритмические рисунки, состоящие из четвертей и восьмых с использованием ритмослогов (ТА – четверть, ТИ - восьмая). Определять сильные и слабые доли. Освоить навык ритмического сопровождения к мелодии на изученных шумовых инструментах. Должен уметь распознавать быстрые и медленные темпы, а также исполнять произведения в одном выдержанном темпе. Уметь различать тембры простейших ударных инструментов: погремушек, бубна, ложек, коробочки.
Практическое освоение инструментов.
Приемы игры: трещотки (тремоло, стаккато), бубен (удары по коже, короткое тремоло, чередование ударов по обручу), ложки (игра на двух, трех ложках, короткий форшлаг, тремоло).
Прослушивание фонограмм и грамзаписей со звучанием народных музыкальных инструментов.
В процессе знакомства с ударными инструментами дети:
• узнают об истории его создания;
• изучают конструктивные особенности, исполнительские возможности;
• устанавливают принадлежность к подгруппе по звукообразующему элементу:
• познают, как образуется звук;
• познают свойства звука (неопределенная или определенная высота, тембровые характеристики, динамические возможности);
За учебный год учащийся должен исполнить на блокфлейте:
Таблица 4
1 полугодие 2 полугодие
Декабрь – контрольный урок
(2 разнохарактерных пьесы). Май – зачет
(2 разнохарактерные пьесы).

1. Р.н.п. «Сорока-сорока»
2. Е. Тиличеева «Небо синее» сборник И.Пушечников «Азбука начинающего блокфлейтиста»
Второй класс (1 час в неделю)
Знакомство со звуковой палитрой простейших духовых инструментов.
Наряду с освоением более сложных ритмических рисунков, включающих четверти, восьмые, шестнадцатые, дети придумывают и исполняют на шумовых инструментах свои собственные ритмы. Во время музицирования дети должны особое внимание уделять точному и осознанному показу сильной и слабой долей такта.
Блокфлейта. Начальная подготовка учеников игры на блокфлейте. Исторические сведения и бытование инструмента. Уделить особое внимание при начальном обучении на духовых инструментах. Это обусловлено тем, что ребенка следует подготовить: объяснить природу дыхания, научить правильному исполнительскому дыханию, правильной постановке с инструментом и расположению пальцев рук, способу извлечения звука и изучению аппликатуры.
Обучение приемам игры на блокфлейте:
а) аппликатура инструмента;
б) способ извлечения звука;
в) приемы игры
Обратить внимание ученика на знак цезуры, указанной в нотном тексте (запятая или галочка). Цезура – момент смены дыхания (делаем вдох).
Практические занятия.
Начальные упражнения на темы русских народных песен.
Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Андрей-воробей», «Дин-дон», «Ходит зайка по саду», «Петушок», «Дятел», «Ку-ку».
Прослушивание фонограмм с записями народных исполнителей на блокфлейте.
В течение второго года обучения у детей формируются следующие умения:
• различать инструменты по тембру;
• научить ученика правильной постановке с блокфлейтой, постановке пальцев рук, губ, языка.
• освоить навыки звукоизвлечения на блокфлейте.
• определять классификационные признаки у применяемого музыкального инструмента;
• сравнивать музыкальные произведения, определять их строение (количество и характер частей), особенности мелодики и ритмики.

За учебный год учащийся должен исполнить на блокфлейте:
Таблица 51 полугодие 2 полугодие
Декабрь – зачет
(2 разнохарактерных пьесы). Май – зачет
(2 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
1.Р.н.п. «Ходит зайка по саду»
2. Р.н.п. «Как под наши ворота»
3. Р.н.п. «Как под горкой, под горой»
Примерный репертуарный список зачета в конце 2-го класса:
1. Укр. н.п. «Веселые гуси»
2. Р.н.п. «Ах вы.сени»

Третий класс (1 час в неделю)
Освоение более сложных ритмических рисунков. Пунктирный ритм.
Совершенствование навыков ритмической импровизации и ритмического сопровождения на шумовых инструментах.
Блокфлейта. Закрепление навыков правильного исполнительского дыхания, точной постановки пальцев рук. Извлечение нот «до» второй октавы, «фа-диез» первой октавы, «си-бемоль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

Обратить внимание на точное выдерживание присутствующих пауз, при исполнении пьес. Знак ферматы. Фермата (fermata) – удлиняет звук, над которым он поставлен, условно на половину длительности, а также допускает удлинение звука по желанию исполнителя, в зависимости от музыкального содержания.
Практические занятия.
Прослушивание фонограмм с записями народных исполнителей на блокфлейте.
Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Василек», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Как под горкой, под горой», «Во саду ли, в огороде», «По дороге жук, жук», В.Калинников «Тень-тень»
В течение года дети:
• знакомятся со звуковой палитрой изучаемых инструментов;
• совершенствуют технику игры на блокфлейте;
• знакомятся со штрихами (стаккато, легато, деташе);
• сочиняют несложные пьесы;
• овладевают навыком ансамблевого исполнения.

За учебный год учащийся должен исполнить на блокфлейте:
Таблица 6
1 полугодие 2 полугодие
Декабрь – зачет
(2 разнохарактерных пьесы). Май – зачет
(2 разнохарактерных произведения).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
2. Вик. Калинников «Тень-тень»
3. Р.н.п. «Котик»(детская песенка)

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Белорусская полька «Янка»
2. Д. Кабалевский «Наш край»
3. Р.н.п. «Я на камушке сижу»

Четвертый класс (1 час в неделю)
В течение года дети знакомятся с традициями музыкальной культуры, музыкальными инструментами, бытующими в разных регионах России.
В течение года дети:
• знакомятся с историей создания и бытования жалейки, брелки,
владимирского рожка;
• знакомятся со звуковой палитрой изучаемых инструментов;
• совершенствуют технику игры на блокфлейте;
• знакомятся со штрихами (стаккато, легато, деташе);
• сочиняют несложные пьесы;
• овладевают навыком ансамблевого исполнения.
Совершенствуют навык музицирования на блокфлейте. Формируется мотивация к творческой деятельности, сочинительству.
Сочиняют мелодии на заданный ритм, продолжение мелодии, начатой преподавателем. На базе приобретенных знаний и навыков создаются установки на индивидуальное и коллективное творчество детей.
Дети продолжают знакомиться с традициями народной музыкальной культуры.
За учебный год учащийся должен исполнить на блокфлейте:
Таблица 7
1 полугодие 2 полугодие
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения). Май – зачет
(2 разнохарактерных произведения).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Р.н.п «Там, за речкой»
2. Р.н.п. «Под горою калина»
3. Р.Н.П. «Пойду ль я, выйду ль я», обр. А. Гречанинова
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Р.н.п «В темном лесе»
2. Р.Н.П. «Как под яблонькой»
Укр.н.п. «Ой, за гаем, гаем»
Пятый класс (1 час в неделю)
Дети играют несложное сопровождение на баяна, фольклорного ансамбля. Во время музицирования дети должны особое внимание уделять точному и осознанному показу сильной и слабой долей такта.
Свирель. Исторические сведения и бытование инструмента.
Обучение приемам игры на свирели:
а) аппликатура инструмента;
б) способ извлечения звука;
в) приемы игры (трель, форшлаг и т.д.).
Практические занятия. Наигрыши, плясовые песни
«За реченькой диво», «Уж как по лугу, лугу». Ноты есть??? или на слух???
Прослушивание фонограмм с записями народных исполнителей на
свирели.
В течение обучения у детей формируются следующие умения:
• различать инструменты по тембру;
• определять классификационные признаки у применяемого
музыкального инструмента;
• сравнивать музыкальные произведения, определять их строение
(количество и характер частей), особенности мелодики и ритмики.
Совершенствуют навык музицирования на шумовых и духовых инструментах.
Закрепляются приобретенные слуховые навыки.
Формируется мотивация к творческой деятельности, сочинительству.
Сочиняют мелодии на заданный ритм, продолжение мелодии, начатой преподавателем.
Повторение и закрепление пройденного материала. На базе приобретенных знаний и навыков создаются установки на индивидуальное и коллективное творчество детей.

За учебный год учащийся должен исполнить блокфлейте:
Таблица 12
1 полугодие 2 полугодие
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения). Май – экзамен
(2 разнохарактерных произведения).

Примерный репертуарный список (сборники есть)
1. «Ты поди, моя коровушка, домой» А. Гурелёв
2. «Пчелка» Литовская народная песня
3. «Сарабанда» А. Вивальди
4. В.Моцарт Менуэт
5. Р.н.п. «Лебёдушка»
6. Р.н.п. «Калинка»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
• знать основные исторические сведения об народных инструментах: шумовые (трещотки, ложки, бубен, трензель (треугольник), коробочка);
духовые (
• знать конструктивные особенности блокфлейты;
• знать элементарные правила по уходу за блокфлейтой
• знать основы музыкальной грамоты;
• знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
• знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
• знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
• знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на шумовых и духовых инструментах;
• знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
• уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
• уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
• уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
• уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
• иметь навык игры по нотам;
• иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
• приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;
• приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в фольклорных ансамблях.
Реализация программы обеспечивает:
• наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
• знание художественно-исполнительских возможностей шумовых и духовых инструментов;
• знание музыкальной терминологии;
• знание репертуара для шумовых и духовых инструментов, ЕСТЬ ТАКИЕ ДЛЯ БЛОК-ФЛЕЙТЫ, СВИРЕЛИ, ТРЕЩЕТОК????) в соответствии с программными требованиями;
• наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
• навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
• навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по предмету по выбору «Изучение шумовых и духовых народных инструментов»
охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Таблица 19
Вид контроля Задачи Формы
Текущий контроль - поддержание учебной дисциплины,
- выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,
- повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. контрольные уроки
Промежуточная аттестация определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения Контрольные уроки, зачеты
Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета экзамен проводится в выпускных классах: 5

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по предмету по выбору: изучение духовых и шумовых народных инструментов. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускном 5 классе: в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Таблица 20
Оценка Критерии оценивания исполнения
5 («отлично») Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.
4 («хорошо») Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.
3 («удовлетворительно») Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.
2 («неудовлетворительно») Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.
Зачет (без оценки) Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:
1. Оценка годовой работы учащегося.
2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:
1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.
2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.
3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по предмету по выбору: изучение духовых и шумовых народных инструментов будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальный фольклор, музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению дыхания.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения обработки русских народных песен, произведений, написанных для других инструментов или для голоса
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы, в связи с определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей (народные инструменты и др.).
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
• самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
• периодичность занятий - каждый день;
• объем самостоятельных занятий в неделю - от 1 до 2 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя предмету по выбору «Изучение шумовых и духовых народных инструментов»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Сборники для изучения шумовых и духовых народных инструментов
1. Буданков О. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах, М.: Музыка, 1991.
2. Васильев Ю. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1976.
3. Газарян Г. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение, 1985.
4. Евтушенко Ю. Практический курс игры на гуслях звончатых. М.: Музыка, 1989.
5. Ивановский В. Оркестр гусляров. Л.: Музыка, 1976.
6. Кирюшина Т. Традиционная русская инструментальная культура. М., 1989.
7. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. М.: Музыка, 1976.
8. Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра. М.:
9. Музыка, 1983.
10. Кононова Н. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
11. инструментах. М.: Просвещение, 1995.
12. Петров В. Русские народные наигрыши. М.: Музыка., 1985.
13. Попонов В. О переложении для русских народных инструментов. М.: Сов.Россия, 1986.
14. Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. М.: . Знание, 1984.
15. Руднева А. Курские танки и карагоды. 1975.
16. Смирнов Б. Искусство владимирских рожечников. М., 1959.
17. Смирнов Б. Народные скрипичные наигрыши, записанные на родине Глинки. М.: Сов.композитор, 1961.
18. Соколов Ф. Гусли звончатые. Сборник народных гусельных наигрышей М., 1959.
19. Щуров В. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве. Музыкальная фольклористика. Вып. 3.
Рекомендуемые сборники педагогического репертуара
1. Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты, 2000 г.
2. Пушечников И. Школа игры на блокфлейте, М. 1991 г.
3. Пушечников И. Азбука начинающего флейтиста, М. 1997 г.
4. Пушечников И. Хрестоматия для блокфлейты 1-3 класс ДМШ, ч. 1, 2. Пьесы, М. 2004 г.
5. Новикова Л. Шедевры классической музыки для блокфлейты и фортепиано, М. 2005 г.
6. Худяков О. Старинная музыка для блокфлейты, М. 1984 г.
7. Сборник «Музыкальный калейдоскоп», 1994 г.
8. Сборник «Музыкальная мозаика» для блокфлейты и фортепиано, М. 1994 г.
9. Сборник «Волшебная флейта». Альбом популярных пьес для блокфлейты и фортепиано, М. 2006 г.
10. Гендель Г. Три сонаты для блокфлейты и фортепиано. 1991 г.
11. Ефимов В.Музыкальный серпантин. Пьесы для блокфлейты, флейты, гобоя и фортепиано, М. 2001 г.
Зарубежные издания сборников для) блокфлейты.
1. М. Клемент. Сборник пьес для сопрановой блокфлейты.
2. Г. Гендель. Сюиты «Танцы Терпсихоры» и «Музыка на воде» для блокфлейты и клавира.
3. Пять легких сюит эпохи барокко для альтовой блокфлейты и клавесина. Сост. Д.
Деген.
4. Г. Телеман. Маленькие трио-сонаты для сопрановой (альтовой) блокфлейты и клавесина.
5. А. Валентино. Двенадцать сонат для альтовой блокфлейты и фортепиано.
6. И. Пёпуш. Шесть сонат для сопрановой блокфлейты и клавира.
7. С. Джоплин. Десять рэгтаймов для блокфлейты и фортепиано.

Сборники русских народных песен для игры в сопробождении фольклорного ансамбля и баяна.
1. Римский-Корсаков Н. «Сто русских народных песен» Голоса для сопровождения фортепиано. Общ. редакция М. Иорданского, М.: «Музыка» 1985г.
2. Библиотека фольклора. Песни, припевки, частушки. Для среднего голоса с аккомпанементом фортепиано и гитары. М.:изд. В.Н. Зайцева, 2004. -96 стр.
3. «Народные песни» учебное пособие сост. И.Н.Дяденко, репертуар хорового класса, М.:ООО «Издательство Кифара» -48 стр.
4. «Хрестоматия русской народной песни» для учащихся I-IV классов, сост. Л.А.Мекалина, изд. М.: «Музыка» -120стр.
Скачать Примерная образовательная учебная программа по предмету по выбору: изучение духовых и шумовых народных инструментов

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая программа по изучению Правил дорожного движения для школьников Программа дополнительного образования. Бумажные фантазии Программа ФГТ. Фольклорный ансамбль. Программа ФГТ. Музыкальное народное творчество
Особенности работы концертмейстера в классе домры | Материнский фольклор
Опубликовано: 384 дня назад (21 ноября 2015)
Просмотров: 673
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!