Конкурсы для педагогов и детей

Программа ФГТ. Фольклорный ансамбль.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Календарно-тематические планы по годам обучения (классам);
III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы, аудио и видеоматериалов
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов.

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фольклорный ансамбль» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Предмет «Фольклорный ансамбль» направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования на-родной песни и принципах ее воспроизведения.
Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение и собирание песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора России.
Программа по данному предмету является частью комплекса предметов предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и находится в непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное творчество», «Сольное народное пение», «Сольфеджио», «Музыкальная литература».
Программа разработана с учетом обеспечения преемственности дополни-тельной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а также с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений.
Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
Отдавая должное академическому способу обучения на классических об-разцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования личности, ее эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов других стран, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.
2. Срок реализации учебного предмета «Фольклорный ансамбль» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фольклорный ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения 8 лет 9 лет
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 1546 1777
Количество часов на аудиторные занятия 1184 1349
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 362 428

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Фольклорный ансамбль» проводится в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Примеры возможных форм проведения занятий по предмету «Фольклорный ансамбль» (с учетом введения в вариативную часть предмета «Сольное народное пение»):
Таблица 2
Классы
(годы обучения) Формы проведения занятий Примечания
Мелкогрупповые/ групповые Индивидуальные занятия
Начальные классы (1-2) Ансамбль В зависимости от количества обу-чающихся воз-можно перерас-пределение ан-самблевых групп.
Средние классы (3-5) Ансамбль Сольное народ-ное пение
Старшие классы (6-9) Ансамбль, свод-ное занятие Сольное народ-ное пение
1-9 классы Смешанный ан-самбль

Такая форма обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении, даёт возможность более точно определить перспективы развития каждого ребёнка, в том числе и профессиональные перспективы обучающегося.
Индивидуальная форма занятий позволяет средствами вокального искусства раскрыть творческую индивидуальность каждого учащегося. Занятия по постановке голоса на уроках «Сольное народное пение» позволят преподавателю лучше узнать ученика, его вокальные возможности (тембр, диапазон, интенсивность голоса), музыкальные способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Фольклорный ансамбль»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:
развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки;
получение учащимися необходимых знаний об аутентичных народных традициях и песенной культуре;
создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном, танцевальном и др.);
развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);
обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также навыкам импровизации;
освоение учащимися навыков и умений ансамблевого и сольного пения;
развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Фольклорный ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел про-граммы «Содержание учебного предмета».

7.Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Методика работы с фольклорным ансамблем, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков основано на изучении традиционного фольклора.
8. Описание материально-технических условий для реализации учебного предмета
Минимально необходимый для реализации в рамках образовательной программы «Музыкальный фольклор» учебного предмета «Фольклорный ансамбль» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- учебная аудитория для мелкогрупповых и индивидуальных занятий, фортепиано и баян;
- звукотехническое оборудование (магнитофон, видеомагнитофон, персо-нальный компьютер, DVD-проигрыватель, телевизор);

II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фольклорный ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 3
Срок обучения – 8 (9) лет
Распределение по годам обучения
Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Продолжительность
учебных занятий
(в неделях)
32
33
33
33
33
33
33
33
33
Количество часов на ау-диторные занятия
(в неделю)
4
4
4
4
5
5
5
5
5
Общее количество часов на аудиторные занятия по годам
128
132
132
132
165
165
165
165
165
Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю)
1
1
1
1
1
2
2
2
2
Общее количество вне-аудитор-ных/самостоятельных занятий по годам
32
33
33
33
33
66
66
66
66
Максимальное количе-ство учебных занятий в год
160
165
165
165
198
231
231
231
231

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Фольклорный ансамбль»:
- вокально-хоровые занятия;
-освоение основ народной хореографии;
-освоение приёмов игры на этнографических инструментах;
-постановка концертных номеров и фольклорных композиций;
-аудио/видео демонстрация записей подлинных исполнителей народных песен и др.

2. Требования по годам обучения
Процесс изучения предмета «Фольклорный ансамбль» делится на 3 этапа обучения: подготовительный, начальный и основной. Это позволяет распределять учебный материал на весь период обучения соответственно возрастным возможностям учащихся. Таблица 4
Этапы обучения Возраст Срок реали-зации Задачи
Подготовительный (1 класс) 6-8 лет
1 год Знакомство с допесенными фор-мами, с детским, игровым и мате-ринским фольклором
Начальный
(2-4 классы) 9-12 лет
3 года Развитие полученных в 1-м классе умений, навыков и знаний. Знакомство с календарными жанрами, хороводными, шуточными и плясовыми песнями.
Основной
(5-8/9 классы) 13-15 лет
4 года Комплексное освоение традици-онной музыкальной культуры. Знакомство с календарными и се-мейно-бытовыми обрядами и приуроченными к ним песнями. Освоение областных особенностей песенного творчества России.
Календарно-тематические планы по годам обучения (классам)
Календарно-тематические планы по годам обучения отражают последова-тельность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.
В репертуар предмета «Фольклорный ансамбль» включаются произведения народной песенной традиции различных жанров:
• песни календарных праздников (колядки, подблюдные, масленичные, вес-нянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);
• песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи);
• материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);
• музыкальные игры;
• хороводы;
• пляски;
• лирические протяжные песни;
• эпические песни (былины, исторические песни, духовные стихи, баллады).
1 класс
№ п/п Тема Количество часов
1. Основы вокально-хоровой работы:
певческая установка, навыки пения стоя и сидя. Постановка дыхания (дыхание перед началом пе-ния, одновременный вдох и начало пения, задержка дыхания перед началом пения). Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемой песни. Смена дыхания в процессе пения, развитие навыков цепного дыхания. Выработка естественного и свободного звука, отсутствие форсирования звука. Способы формирования гласных в различных регистрах. Развитие дикционных навыков, взаимоотношение гласных и согласных в пении. Развитие подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации губ и языка. Развитие диапазона и интонаци-онных навыков. Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесение текста.
В вокально-хоровой работе может быть использован следующий музыкальный материал: фрагменты из простейших народных песен, имитация зовов животных, специальные упражнения. 20
2. Малые фольклорные формы устной традиции: игры и считалки, дразнилки, страшилки, загадки, скороговорки 8
3. Музыкальные фольклорные игры (круговые формы) 16
4. Прибаутки и потешки в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь,баян) 16
5. Сказки с элементами музицирования (простейшие попевки – характеристики героев, инструментальное сопровождение). 16
6. Игровые хороводы в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь,баян) 20
7. Колыбельные в одноголосном изложении 8
8. Частушки, небылицы в одноголосном изложении и сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь,баян) 16
9. Игра на ударных инструментах (ложки, трещотки, шаркунок). 8
Всего: 128

2 класс
№ п/п Тема Количество часов
1. Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. 16
2. Игры/музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов). 8
3. Материнский фольклор - пестушки, потешки, прибаутки в одноголосном изложении без сопровождения. 16
4. Материнский фольклор – колыбельные в одного-лосном изложении с элементами обыгрывания 4
5. Частушки и небылицы в одноголосном изложении 8
6. Исполнение сказок и музыкальных сказок с эле-ментами хореографии и распределением по ролям персонажей 8
7. Хороводные и плясовые песни в одно-двухголосном изложении (терцовая втора) с эле-ментами народной хореографии и музыкальным сопровождением 16
8. Зимние календарные песни, колядки в одноголос-ном изложении, с распределением по ролям пер-сонажей 16
9. Масленичный цикл: песни встречи и проводов Масленицы, масленичные частушки и игровые песни. Одно-двухголосное изложение (бурдонное многоголосие) 16
10. Весенние заклички в одноголосном изложении 16
11. Игра на ударных и духовых (свирели, окарины) народных инструментах. 8
Всего: 132

3 класс
№ п/п Тема Количество часов
1. Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения 16
2. Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов) 8
3. Музыкальные сказки с распределением по ролям персонажей и театрализованной постановкой 8
4. Хороводные и хороводно-игровые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами 16
5. Шуточные и плясовые песни в двухголосном из-ложении без сопровождения, с хореографическими элементами 16
6. Частушки, шуточные припевки, небылицы в двухголосном изложении с сопровождением и a cappella, с элементами движения 8
7. Песни святочного периода – колядки, подблюд-ные, христославия, святочные хороводы в двухголосном изложении без сопровождения 16
8. Масленичный обряд - Проводы Масленицы. Песни, частушки, прибаутки и пляски. Театрализованная постановка 16
9. Весенние заклички и хороводы в одно-двухголосном изложении без сопровождения, с элементами хореографии 16
10. Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни 4
11. Игра на народных музыкальных инструментах. Ударные («дрова»), духовые (кугиклы и калюки), струнные (балалайка) 8
Всего: 132
4 класс
№ п/п Тема Количество часов
1. Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения 16
2. Загадки и дразнилки, музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов) 8
3. Частушки, небылицы, шуточные припевки в двух- и трёхголосном изложении с сопровождением 8
4. Хороводные и хороводно-игровые песни в двух- и трёхголосном изложении без сопровождения, с постановкой танца. Освоение простого и переменного шага 16
5. Плясовые и шуточные песни в двух- и трёхголос-ном изложении без сопровождения, с постановкой танца 16
6. Святочные календарные песни (колядки, таусень-ки, щедровки). Постановка обряда колядования 16
7. Весенние календарные песни: весенние заклички в гетерофонном изложении без сопровождения; приуроченные хороводы 16
8. Песни праздников осеннего календаря (Новолетие, Кузьминки) 16
9. Скоморошины в двухголосном изложении 8
10. Солдатские строевые песни в двухголосном изло-жении с постановкой движения 4
11. Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни 4
12. Игра на народных музыкальных инструментах. Ударные (ложки, трещотки, шаркунок, «дрова»), духовые (свирели, окарины, кугиклы и калюки), струнные (балалайка). Освоение исполнения в со-ставе малых ансамблей (2-3 человека) 4
Всего: 132
5 класс
№ п/п Тема Количество часов
1. Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения. Диалектные особенности песенного материала 20
2. Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов) 10
3. Хороводные и хороводные игровые песни в многоголосном изложении без сопровождения. Освоение областных особенностей хороводного шага («в две ноги», «в три ноги», «дробление», «пересек») 20
4. Шуточные и плясовые песни в многоголосном изложении без сопровождения. Постановка танцев 20
5. Песни и обряды святочного периода (колядки, Христославия, подблюдные, колядования, ряже-ные). Постановка святочного обряда 20
6. Частушки, шуточные припевки и небылицы без сопровождения (с аккомпанементом участников ансамбля) 20
7. Исторические и солдатские строевые песни в двух- и трёхголосном изложении, без сопровождения и в сопровождении духовых и ударных инструментов 15
8. Песни свадебного обряда. Величальные и корильные песни в двух- и трёхголосном изложении 10
9. Знакомство с эпическими жанрами – былины и старины 10
10. Парные танцы – кадрили, полька, краковяк 5
11. Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни 10
12. Игра на струнных народных музыкальных инструментах (балалайка). Освоение аккомпанемента 5
Всего: 165
6 класс
№ п/п Тема Количе-ство часов
1. Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух и трёхголосного исполнения. Диалектные особенности песенного материала 20
2. Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов). Вечорошные игры 10
3. Хороводные и хороводные игровые песни в трёх- и четырёхголосном изложении без сопровождения и в сопровождении этнографических инструментов. Постановка танцев 10
4. Плясовые и шуточные песни в трёх- и четырёхголос-ном изложении без сопровождения и в сопровождении этнографических инструментов. Постановка танцев 10
5. Песни свадебного обряда – величальные, корильные, лирические песни девичника. Причитания невесты 20
6. Традиции Рождества и Крещения, приуроченные к ним песни 15
7. Постовые и Пасхальные духовные стихи a cappella 15
8. Троицкие хороводы, кумицкие песни. Постановка об-ряда «Зелёные святки» 10
9. Протяжные лирические песни. 2-4-голосные партитуры (гетерофония и гомофонно-гармонический склад), сольный запев и хоровой подхват, без сопровождения 20
10. Вечорошные песни и кадрили, областные особенности танцев 15
11. Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни 10
12. Игра на духовых народных инструментах (жалейка, брёлка). Освоение навыков ансамблевого аккомпане-мента 10
Всего: 165
7 класс
№ п/п Тема Количество часов
1. Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения. Диалектные особенности песенного материала. Освоение областных стилевых особенностей манеры пения. 20
2. Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов). Вечорошные и поцелуйные игры 10
3. Хороводные и плясовые песни в одноголосном изложе-нии и сопровождение музыкального инструмента (бала-лайка, гармонь) 20
4. Частушки и небылицы песни в одноголосном изложении и сопровождение музыкального инструмента (балалайка, гармонь) 10
5. Протяжные лирические песни. 2-4-голосные партитуры (гетерофония и гомофонно-гармонический склад), соль-ный запев и хоровой подхват, без сопровождения, обла-стные стилевые особенности манеры пения 20
6. Исторические и строевые походные песни, баллады. Трёх- и четырёхголосные партитуры 15
7. Песни летнего земледельческого календаря. Купальские, жнивные песни. 15
8. Свадебные песни (песни девичника, величальные и ко-рильные, песни свадебного поезда и пира) и элементы свадебной игры. Постановка фольклорной композиции «Кукольная свадебка» 30
9. Волочебные песни и духовные стихи. Трёх- и четырёхголосные партитуры, областные особенности манеры пения 10
10. Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни 5
11. Ансамблевое исполнение наигрышей на изученных инструментах. Освоение навыков ансамблевого аккомпанемента 10
Всего: 132

8 класс
№ п/п Тема Количество часов
1. Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения. Диалектные особенности песенного материала. Освоение локальных стилевых особенностей манеры пения 20
2. Музыкальные игры в многоголосном хоровом изложении 5
3. Хороводные и плясовые песни в многоголосном хоровом изложении, постановка танца с учётом областных хореографических особенностей 10
4. Традиционный вертеп. Постановка Рождествен-ского спектакля, Рождественские духовные песнопения, Христославия, колядки. Обучение работе с вертепными куклами 20
5. Изучение песен, частушек и танцев масленичной недели, традиций гостевания, катаний и уличных забав на Масленицу. Постановка «Масленичного обряда» 20
6. Лирические, величальные, повивальные, шуточ-ные и плясовые песни свадебного цикла. Театра-лизованная постановка «Свадебного обряда» 20
7. Исторические и строевые походные песни в двух- и трёхголосном изложении, без сопровождения и в сопровождении ударных инструментов 10
8. Зелёные святки. Календарный обряд с исполнением Троицких, семицких и русальных песен, Троицких хороводов с движением 20
9. Духовные стихи в двух- и трёхголосном изложе-нии, без сопровождения 5
10. Протяжные лирические песни в двух- и трёхголосном изложении, с учётом областных особенностей песенного стиля 20
11. Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни 5
12. Знакомство с клавишно-духовыми (тульская, елецкая, саратовская гармони), духовыми (рожок), струнными (скрипка, гудок, колёсная лира), ударными (пастушья барабанка) инструментами. Освоение навыков ансамблевого аккомпанемента 10
Всего: 165
9 класс
№ п/п Тема Кол-во часов
1. Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками трёх- и четырехголосного исполнения. Совершенствование исполнения диалектных и локальных стилевых особенностей песенного материала 20
2. Музыкальные игры в многоголосном хоровом изложении, игры, входящие в календарные и семейно-бытовые обряды 5
3. Хороводные песни в многоголосном хоровом из-ложении, постановка танца с учётом областных хореографических особенностей. Усть-Цилёмская горка, «Вождение стрелы», Брянский хоровод «Заплетися плетень» и т.п. 20
4. Плясовые песни в многоголосном хоровом изло-жении, постановка танца с учётом областных хо-реографических особенностей. Курская «Тимоня», северное «Ланце», уральская «Барабушка», областные разновидности кадрилей, особенности мужской казачьей пляски и т.п. 20
5. Традиции осеннего календаря и приуроченные песни. Постановка осенних обрядов «Последнего снопа», «Похорон мух», «Капустных посиделок» 20
6. Протяжные лирические песни в трёх- и четырёх-голосном изложении, с учётом областных особенностей песенного стиля 20
7. Исторические песни «внешней» (военные победы и подвиги полководцев) и «внутренней» (бунтар-ские) политики в трёх- и четырёхголосном изло-жении 10
8. Строевые походные и рекрутские песни без сопровождения и в сопровождении ударных инструментов 5
9. Духовные стихи и притчи, традиционные право-славные песнопения в народных распевах 10
10. Обряды и традиции летнего календаря. Купаль-ские, Петровские, покосные и жнивные песни. Постановка Ивана-Купальского обряда 20
11. Совершенствование навыков импровизации на материале пройденных жанров народной песни 5
12. Совершенствование игры на клавишно-духовых (тульская, елецкая, саратовская гармони), духовых (рожок, жалейка, брёлка), струнных (скрипка, гудок, колёсная лира), ударных (пастушья барабанка, бубен, шаркунок) инструментах. Совершенствование навыков ансамблевого исполнения и аккомпанемента 10
Всего: 165

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результат освоения программы «Фольклорный ансамбль» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание начальных основ песенного фольклорного искусства, а также особенностей оформления нотации народной песни;
- знание характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;
- умение самостоятельно разучивать вокальные партии;
- умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;
- навыки фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;
- практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;
- навыки владения различными манерами пения;
- навыки аккомпанирования голосу в процессе работы, а также в кон-цертном исполнении вокальных произведений различных жанров;
- навыки публичных выступлений.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на опреде-ленном этапе обучения.
Формы аттестации - контрольный урок, зачёт, экзамен. В случае, если по предмету «Фольклорный ансамбль» промежуточная аттестация проходит в форме академических концертов, они могут быть приравнены к зачетам или контрольным урокам.
Виды промежуточной аттестации: академические концерты, исполнение концертных программ, прослушивания, творческие просмотры, творческие показы, театрализованные выступления.
Итоговая аттестация может проводиться в виде концерта (театрализованного выступления), исполнения концертных программ, творческого показа.
Контрольные требования на разных этапах обучения:
Таблица 5
Вид аттестации Форма атте-стации График проведе-ния аттестации
(по полугодиям) Материал
к аттестации
Текущая атте-стация Контрольные уроки 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 Песенный материал (согласно календар-но-тематическим планам)
Промежуточная
аттестация Академические концерты, за-четы, творче-ские смотры, прослушивания 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 Песенный материал (согласно календар-но-тематическим планам)
Итоговая атте-стация Экзамен в форме кон-цертного вы-ступления 16 (при 8-летнем сроке обучения) или 18 полугодие (при 9-летнем сроке обучения) Песенный материал
2. Критерии оценки
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, кото-рые включают в себя методы контроля, контрольные задания, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков.
Контрольные задания в рамках текущих аттестаций могут включать в себя индивидуальную сдачу отдельных песен или партий, индивидуальный показ других форм работ (элементы хореографии, игра на этнографических инструментах).
Методы контроля в промежуточных и итоговой аттестации должны быть направлены на оценку сформированных навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия.
Критерии оценки качества исполнения
Критериями оценки качества исполнения могут являться::
- точное знание слов песни;
- точное знание партии;
- стремление к соответствующей стилю манере пения;
- стремление к соблюдению диалектных особенностей;
- эмоциональность исполнения;
- соответствие художественному образу песни.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушива-нии или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 6
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») Выступление участников ансамбля может быть названо концертным. Яркое, экспрес-сивное выступление, блестящая, отточенная вокальная техника, безупречные стилевые признаки, ансамблевая стройность, выразительность и убедительность артистического облика в целом
4 («хорошо») Хорошее, крепкое исполнение, с ясным ху-дожественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество погрешно-стей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых
3 («удовлетворительно») Слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные недостатки звуковедения, вялость или за-крепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на низком уровне
2 («неудовлетворитель-но») Очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие

В связи с возрастными особенностями аттестуемых в 1-4 классах система оценки может быть скорректирована в сторону упрощения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является ос-новной. В зависимости от сложившихся традиций ДШИ она может быть отредактирована/дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок, обычно вклю-чающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся над песней, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы участников ансамбля. Урок может иметь различную форму:
- работа над вокальным и артикуляционным аппаратом;
- постановка дыхания;
- разбор музыкального материала по партиям;
- работа над партитурой;
- постановка концертных номеров и т.п.
Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с вокальным показом необходимых фрагментов музыкального текста, а также прослушиванием первоисточников.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, а также уровня подготовки.
На репетициях фольклорного ансамбля и на индивидуальных занятиях, входящих в вариативную часть курса, преподавателем должен решаться целый ряд задач:
- формирование вокально-исполнительского аппарата учащегося;
- воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания;
- овладение различными певческими стилями;
- работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации, ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки, диалекта, особенностей формообразования).
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Особенности работы с фольклорным ансамблем, предусмотренные данной программой, заключаются в подробном изучении подлинных народных традиций. Освоение материала в первую очередь должно идти через обращение к первоисточникам (аудио прослушивание, видеопросмотр, непосредственный контакт с носителями традиции). Важны также навыки работы с нотными и текстовыми расшифровками песенного материала.
Самая главная задача для участников процесса - научиться петь не строго заученными партиями, а создавать свою, каждый раз новую версию исполняемой песни в стилевых рамках заданного материала. Необходимо научиться музыкально-поэтической, а также комплексной импровизации, в рамках жанровых и стилистических особенностей песенного образца.
Значительное место в освоении программы занимает работа над изучением диалекта того или иного певческого стиля, поскольку диалект влияет на формирование певческой и тембральной позиции.
Музыкальный фольклор, как синкретический вид искусства, предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным, хореографическим и драматическим исполнительством. Такой подход позволит обучающимся по данной программе качественно усвоить пройденный материал, овладеть необходимыми певческими и исполнительскими навыками и принимать активное участие в творческой деятельности коллектива.

VI. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы, аудио и видеоматериалов
Список рекомендуемой методической литературы

1.Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству.
1-2 год обучения. Издательство «Родникъ».
Москва. 1996
2.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства.
Учебное пособие. Ростов. Феникс. 2008
3.Дяденко И.Н. «Народные песни» серия сборников «Репертуар
хорового класса» Москва. 2007
4.Кулыгин А. Детская опера «Теремок»
Серия «Я хожу в мир искусств №3»
Москва. 2001
5.Крылов П. Песни для народного голоса и вокальных ансамблей.
«Белый хоровод берез»
Белебей. 2006
6.Мекалина Л.А. Хрестоматия РНП для учащихся 1-6 кл. Москва.
Музыка. 1974
7.Мекалина Л.А. Хрестоматия РНП.выпуск 3 (для учащихся 7 кл.)
Издательство «Музыка». Москва . 1975
8.Няруй С.
Редактор Юнкеров.Ю. «Праздник тундры» сборник песен№1,2,3.
Москва. «Дижена» . 1995
9.Римский-Корсаков Н.А. «Сто русских народных песен» (для голоса)…
Москва. «Музыка». 1989
10.Пушкина С.И. Русские народные песни Иркутской области
Москва. Всероссийское музыкальное общество.
2002
11. Детские игровые песни с нотами. «Шла коза по
мостику». Бао-пресс рипол классик. Москва 2006
12. «Песенные узоры» выпуск№3 сборник Р.Н.П. и игр
Москва «Музыка» 1989
13. Сказочная кладовая детского фольклора «Радуга-дуга»
Календарные песни, заклички, игры.
Москва. Белый город.
14. Сказочная кладовая детского фольклора
«Во поле береза стояла»
Москва. Белый город.
15. «Русские народные песни». Мелодии и тексты.
«Музыка». Москва. 2001
16. «Исторические песни, баллады». Сборник.
Куйбышев. 1986
17. Сказочная кладовая детского фольклора «Солнышко-
колоколышко»
Потешки, песенки, стишки.
Москва. Белый город

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая программа по изучению Правил дорожного движения для школьников Программа дополнительного образования. Бумажные фантазии Программа ФГТ. Музыкальное народное творчество Примерная образовательная учебная программа по предмету по выбору: изучение духовых и шумовых народн
Программа ФГТ. Музыкальное народное творчество
Опубликовано: 378 дней назад (21 ноября 2015)
Просмотров: 1069
0
Голосов: 0
Альберт Шамильевич Гифатуллин # 21 ноября 2015 в 13:17 0
В форме таблицы (часы) могу отправить по почте.)
Светлана Викторовна # 21 ноября 2015 в 20:50 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы, поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблицах можно было прочитать.
Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта