Конкурсы для педагогов и детей

Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников

Дидактическая игра «Прочитай по первым буквам"
Автор: Максимова Альбина Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ № 106 «Кораблик» г. Чебоксары.
Данное дидактическое пособие может быть использовано подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Рассчитано на детей, имеющих представления о звуковом анализе слова и знающие алфавит. Кроме того, данное пособие может использоваться при обучении малышей к чтению.
Родителям пособие будет полезно в качестве помощника для открытия детям мира звуков, букв.

В комплект игры входят: игровое поле с буквами на деревянной доске, фишки с цифрами от 1до 5, карточки с рисунками (на карточке три, четыре, пять рисунков).
Основной целью данной игры является активизация мыслительной деятельности, закрепление навыков звукового анализа, обучение к чтению.
Пособие помогает решать следующие задачи:
- Упражнять выделять первый звук в слове,дифференциации гласных, согласных звуков.
- Учить подбирать звук к букве на игровом поле.
- Развивать мыслительные операции, подготавливать детей к чтению.
- Развивать пространственные представления.
- Воспитывать самостоятельность, смекалку.
Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Ему необходимы знания, которые помогут ознакомится с окружающей действительностью. Используя игру как средство расширения круга представлений, развиваем у детей любознательность, содействуем умственному и общему их развитию. Чтобы выполнить такие задания, ребенок в данной игре должен преодолевать активную мыслительную работу, правильно выделить звук в начале слова и после прочитать слово по первым буквам. Находя выход из усложненной ситуации без прямой подсказки, он делает шаг в умственном развитии, так как проблемная ситуация требует от него активного использования уже усвоенных им знаний, самостоятельного действия.
Игра «Прочитай по первым буквам» для дошкольников интересная, увлекательная тем, что он угадывает и видит результат своего труда. Материал дается в игровой форме (например:предложить помочь Буратино отгадать слово в карточке).Задания выстраиваются с постепенным усложнением, и опираются на ранее изученные материалы. По мере усвоения игры ребенок уже сам самостоятельно определяет слова из четырех, пяти букв. Педагогу, такой подход, дает возможность варьировать задания с учетом уровня развития детей и их индивидуальных способностей.





Ход игры.
Первый вариант.
Рассмотреть и назвать четко слова на карточке. Назвать первое слово выделяя первый звук в слове. После определения звука найти на поле игры такую букву и закрыть ее фишкой с цифрой № 1. Затем проделать такую же работу с другими двумя фишками. Теперь нужно прочитать и отгадать слово из трех букв.

После того как ребенок с легкостью угадывает слова из трех букв, то можно уже усложнять задание.

Второй вариант.
Предложить обозначить звуки в угаданных словах на игровом поле с фишками:
красным – гласные звуки;
синим – твердые согласные звуки;
зеленым – мягкие согласные звуки.


Играйте с удовольствием! Желаю всем успехов!ха!

Рекомендуем посмотреть:

Математическая игра с палочками Кюизенера для детей 5-6 лет Игры для развития визуального мышления у детей 5-7 лет Дидактические игры на развитие внимания у детей 5 - 7 лет Игры на прогулке с детьми от 5 лет

Похожие статьи:

Игра «Капуста» для детей старшей группы

Игры весной для детей старшей группы в детском саду

Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Дидактическая игра для детей подготовительной группы (6-7 лет)
Опубликовано: 617 дней назад (28 марта 2015)
Просмотров: 4529
Рубрика: Без рубрики
+28
Голосов: 28
Татьяна Равилевна Байбекова # 28 марта 2015 в 16:23 +1
Очень интересно, сейчас я веду подготовку к школу с детьми 6 лет. И мы учимся читать и учим буквы. В игровой форме это будет наиболее продуктивно. Можно еще зашифровать слово и найти его из предложенных картинок. Или по картинке составить слово, каждую букву нумеруя. Это поможет слышать и распознавать звуки . СПасибо за идею
Елена Владимировна Максимова # 28 марта 2015 в 16:52 +1
Очень актуально в подготовительной группе. Все просто. Фишки придуманы замечательные. Отрабатывается звуковой анализ слова, поможет детям в школе. Быстро научатся читать, и все это в игровой форме!
Наталья Петровна Мамедова # 28 марта 2015 в 17:01 +1
Очень понравилось ваше замечательное пособие, которое поможет ребенку научиться читать. Спасибо за идею. Голосую.
Марина Герасимовна Ларченко # 28 марта 2015 в 17:19 +1
Очень понравилось ваше пособие, Спасибо за идею. Голосую.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 28 марта 2015 в 17:28 +1
Какая же вы молодец, составляете дидактические игры, которые используете в работе с детьми и, которыми уверена воспользуются многие педагоги. Познакомилась с большим интересом, спасибо за приглашение!+1
С уважением, Т.Н.
Татьяна Геннадьевна Битюгова # 28 марта 2015 в 17:39 +1
Альбина Васильевна, вы замечательно трансформировали пособие «Прочитай по первым буквам" в очень интересную, развивающую и решающую много разных задач игру для детей. Идея ОТЛИЧНАЯ! Небольшой совет: использовать в игре крышки-фишки без надписей и увеличить размер букв на игровом поле, т.к. крышки закрывают буквы, а дети должны прочитать слово используя буквы. Спасибо за идею! Голосую ЗА!! И ваш материал беру себе в копилочку.
Альбина Васильевна Максимова # 28 марта 2015 в 18:09 0
Спасибо за совет Татьяна Геннадьевна я с вами согласна по поводу фишек, просто я здесь хотела показать, что можно использовать бросовый материал, который у каждого найдется.
Альбина Васильевна Максимова # 28 марта 2015 в 18:19 +1
Благодарю за отзывы! Буду очень рада, если кому-то пригодятся мои игры.
Мария Юрьевна Жиличкина # 28 марта 2015 в 19:30 +2
Здравствуйте, Альбина Васильевна! Очень хорошая идея игры, которую можно использовать и горизонтально при индивидуальной работе, и вертикально - при групповой. Обязательно возьму ее в свою копилочку. Игра не только развивает навыки чтения, но и мелкую моторику. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю творческих успехов!
Оксана Михайловна Жидикина # 28 марта 2015 в 23:23 +2
Альбина Васильевна, спасибо за приглашение. Дидактическая игра по обучению грамоте развивает мыслительную деятельность, подготавливает детей к чтению. Пособие поможет родителям, воспитателям в игровой форме обучить чтению. Замечательные фотографии, хорошего качества. Примите мой голос!
Зульфия Алиевна Хамидулина # 29 марта 2015 в 00:39 +1
Замечательная игра и идея очень хорошая!
Ирина Анатольевна Князева # 29 марта 2015 в 02:11 +2
Альбина Васильевна! Замечательная, интересная дидактическая игра! Видно, что все сделано грамотно и с любовью к делу! Отлично, а Вам мой голос!
Елена Павловна Чешкова # 29 марта 2015 в 09:45 +1
Альбина Васильевна, дидактическая игра "Прочитай по первым буквам" интересная и эстетически оформлена. Убрать надписи с фишек, по совету Татьяны Геннадьевны Битюговой, можно с помощью кружков, вырезанных из бумаги самоклейки: быстро и легко. Желаю Вас дальнейших творческих успехов и голосую за данное пособие!
Александра Евгеньевна Чежегова # 29 марта 2015 в 09:54 +1
Благодарю за игры. Очень полезные.
Ирина Владимировна Ашмарина # 29 марта 2015 в 10:12 +1
Добрый день,Альбина Васильевна! Спасибо за приглашение. Очень интересные,занимательные игры.Все цели и задачи были выполнены. Творческих Вам успехов!Примите голос!
Светлана Александровна Лемешко # 29 марта 2015 в 15:18 +1
Добрый день, Альбина Васильевна. Спасибо за приглашение посетить Ваш блог. Для меня особенно актуальна тема подбора дидактических игр по обучению грамоте. Ваша игра мне очень понравилась, она хорошо оформлена, замечательная, увлекательная для детей. Обязательно буду использовать в работе. Беру в закладки. Голос!
Любовь Михайловна Верхотурова # 29 марта 2015 в 19:28 +1
Альбина Васильевна, вы очень аккуратно оформили своё пособие, подобрали, яркие картинки. Дети с удовольствием будут учиться читать Голос!
Ирина Владимировна Ельцина # 29 марта 2015 в 20:32 +1
Здравствуйте, Альбина Васильевна! Игра проста в изготовлении, но несет огромную пользу в подготовке детей к школе, дети могут называть первый звук, составлять слова и слоги. Примите голос!
Лилия Ахмадхановна Александрова # 29 марта 2015 в 20:51 +1
Альбина Васильевна,дидактическая игра по обучению грамоте развивает мыслительную деятельность, подготавливает детей к чтению. Пособие полезное и интересное. Фотографии хорошего качества. Мой голос!
Сидорова Зоя Григорьевна # 29 марта 2015 в 22:25 +2
Альбина Васильевна! Важно, что Вы создаете в игре проблемную ситуацию и ставите перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения. Детям просто необходимо мыслить, рассуждать. В результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями. А результат - развитие мыслительных способностей. Это главное, чему мы должны научить детей - самостоятельно мыслить и находить решение. Спасибо за чудесную игру, подробное описание. Пригодится в подготовке к школе. Голос.
Зоя.
Альбина Васильевна Максимова # 31 марта 2015 в 20:22 0
Зоя Григорьевна, вы точно уловили мою идею. Мне нравится когда дети на основе полученных знаний сами самостоятельно выполняют задания. Конечно после поставленной темы перед ними.Я вижу в этом результат своего труда. Спасибо за подробный комментарий.
Светлана Сергеевна Утюжникова # 30 марта 2015 в 13:36 +2
Уважаемая Альбина Васильевна,ваши дидактические игры очень интересные,яркий наглядный материал.Обучение грамоте,потребность узнать что-то новое,учиться-это актуально для детей и взрослых.Голосую за увлекательные,познавательные игры,желаю Вам удачи.
Ираида Юрьевна Башлыкова # 30 марта 2015 в 18:58 0
Здравствуйте, Альбина Васильевна! Дид. игра "Прочитай по первым буквам" очень занимательна. Действительно дети играя в эту игру упражняются и учатся выделять первый звук в слове; определяю гласные и согласные звуки; учится подбирать звук к букве; одновременно развиваются мыслительные операции. Эту игру можно предложить и родителям для игры дома. Я в восторге от Вашей игры! Примите мой голос! v
Ольга Третьякова # 30 марта 2015 в 19:07 +2
Столько игр разработано педагогами по обучению дошкольников грамоте, я думала, что больше и придумать нечего... но ваш вариант меня поразил))) так все интересно, столько возможностей, столько вариантов))) СУПЕР)))
Ольга Ивановна Марченко # 30 марта 2015 в 21:49 -1
Альбина Васильевна, спасибо за приглашение. Очень интересная обучающая дидактическая игра. Ваша игра станет прекрасным путеводителем в обучении грамоте дошкольника. Примите мой голос!!!
Надежда Викторовна Виноградова # 1 апреля 2015 в 21:53 +1
Альбина Васильевна, очень полезная информация и прекрасно оформленная игра! Спасибо за публикацию, возьму себе в копилку. Мой голос Вам!
Оля # 2 апреля 2015 в 18:45 +1
Пособие мне очень понравилось. Я не воспитатель, но как логопед скажу, что нарушение звуко-буквенного анализа лежит в основе многих речевых логопедических нарушений и в школьном возрасте. Думаю, что ваш опыт пригодится и логопедам. У меня только одно предложение. Когда ребенок отгадал все слово, думаю, что перед глазами должна появиться картинка-отгадка и слово целиком, которое должно быть воспроизведено в целом виде. Так завершится мыслительная операция анализа и синтеза, и ребенок сможет перейти от конкретного, предметного мышления к образному, что так необходимо ему будет при освоении грамоты. С найденным словом можно поиграть и дальше. Игра интересная. Спасибо, что поделились с нами Вашим опытом.
Альбина Васильевна Максимова # 2 апреля 2015 в 20:00 0
Оля, спасибо и правда можно предложить картинку или слово.
Мария Леонидовна Осипова # 4 апреля 2015 в 17:59 +1
Также замечательное пособие! Мой сын не очень любит читать, но с вашим пособием, у нас исчезли проблемы. С удовольствием теперь занимается. Благодарю вас!
Ульяна Вилевна Рыбалкина # 4 апреля 2015 в 18:00 0
Очень интересная дидактическая игра. В прошлом году выпустила подготовишек. Жаль, что не зашла на этот сайт раньше. Думаю, что эта игра очень бы им понравилась. Всегда стараюсь найти что то новое и оригинальное в речевой центр. Вот нашла, но к сожалению поздно. Но ведь лучше поздно, чем никогда)))
Екатерина Борисовна Фимина # 4 апреля 2015 в 20:31 +1
Альбина Васильевна, благодарю за приглашение! Ваша дидактическая игра очень интересная и полезная, дети будут быстрее овладевать навыком чтения. Всё описано подробно и доступно, данное пособие легко изготовить с минимальными затратами. Удачи! Примите мой голос. С уважением, Фимина Е.Б.
Людмила Александровна Лопина # 4 апреля 2015 в 21:08 +1
Творческий подход к обучению чтению. Спасибо,Альбина Васильевна. Я сама люблю создавать игры для детей. Когда знакомилась с Вашей игрой, то стали появляться мысли. Если сделать в крышечках дырочки и попросить ребенка нанизать все слово на шнурочек(слить все буквы в слово, то игра станет еще более универсальной, т.к. будет еще развиваться и мелкая моторика. Нанизывая крышечку ребенок держит шнурок так называемым "пинцетным захватом" (именно так держат ручку при письме)и перехватывает шнурок другой рукой (так обеспечивается межполушарное взаимодействие), что очень важно для развития ребенка вообще, а дошкольника в частности.
Ирина Анатольевна Болтачева # 4 апреля 2015 в 21:14 +1
Альбина Васильевна, рада знакомству с вашими идеями. Вы предлагаете очень интересные пособия, с помощью которых будет интересно обучать ребенка грамоте, а также даете подробные рекомендации по организации дидактических игр.Желаю ВАМ творческих идей и ГОЛОС!!!
Ольга Эдуардовна Пшеничная # 5 апреля 2015 в 17:32 +1
Пособие на самом деле замечательное. Его применение поможет закрепить навыки чтения и звукобуквенного анализа слова, разовьет внимание, память, логическое мышление. Здорово.
Лариса Васильевна Калугина # 7 апреля 2015 в 19:43 +1
Добрый вечер,Альбина Васильевна! Как детей сложно научить читать, заставлять нельзя, так можно отбить желание не только читать, но и вообще учиться. А после такого занятия, детям не только захочется продолжать учиться познавать новое, но и сами,я думаю, будут стремиться к знаниям. Красочно, интересно, познавательно, замечательно + 1
Лилия Масагутова # 11 апреля 2015 в 09:26 +1
Здравствуйте, Альбина Васильевна! Замечательное, дидактическое пособие! Спасибо за интересный материал! Примите мой голос!Желаю успехов!
Ирина Геннадьевна Чиркова # 11 апреля 2015 в 16:00 +1
Очень интересно! Мой голос!
Ольга Ивановна Кривобок # 17 апреля 2015 в 11:11 +1
Добрый день Альбина Васильевна!!! Спасибо Вам за приглашение на Ваш сайт, Очень интересное и полезное пособие.
Вам мой голос.Успехов Вам в творчестве.
Елена Анатольевна Таносова # 17 апреля 2015 в 12:46 +1
Здравствуйте, Альбина Васильевна! Яркое интересное дидактическое пособие! Молодец! Ваши детки точно придут в школу с отработанным навыком звукового анализа слова. Спасибо за опыт!Успехов!
Татьяна Владимировна Сысолятина # 5 мая 2015 в 07:04 +1
спасибо вам за ваш труд , что делитесь информацией.Это пособие очень нужная штука.И детям будет не скучно,а очень интересно
Татьяна Владимировна Сысолятина # 5 мая 2015 в 07:08 +1
Подскажите пожалуйста здесь конкурсы бесплатные? Но наверно очень много требований и трудно всё правильно оформить?
Олеся Анатольевна Маник # 1 сентября 2015 в 19:16 -1
Очень интересная игра. Самое главное детям такие игры очень нравятся. Занимательно и интересно. Голос ваш.