Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

О применении входного контроля по физике

Из опыта работы учителя физики
Автор Овчинников Александр Александрович, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 78 Краснооктябрьского района Волгограда», г. Волгоград.
Описание материала: Предлагаю вам статью на педагогическую тематику, в которой излагаю свое видение одной из проблем при обучении физике в средней школе и свое решение этой проблемы.

В настоящее время сложилась такая ситуация с обучением физике, что экзамены сдаются только два раза, в 9 классе ОГЭ и в 11 классе ЕГЭ. То есть, опыта сдачи экзаменов у учеников практически нет.
Нет и понимания у большинства, что учить материал нужно не только на текущий урок, а так, чтобы знания сохранились на продолжительное время. Но экзамен по физике, как в девятом классе, так и в одиннадцатом, трудный, владеть нужно материалом за несколько лет обучения.
Анализ этой ситуации привел меня к мысли, что необходимо каждый год в начале года устраивать учащимся всех классов, начиная с восьмого, входной контроль по материалу, который был изучен ими в прошедшем учебном году.
В правильности такого подхода меня убеждает и тот факт, что при лицензировании школ комиссия устраивает срезы на проверку остаточных знаний учащихся по материалу прошлого года обучения по нескольким предметам. По крайней мере, у нас в школе было именно так.
В течение нескольких лет я пришел к такой схеме входного контроля:
1. На втором уроке в году проводится письменный опрос по теоретическому материалу прошлого года, т.н. «физический диктант» на 15 вопросов по правилам, законам и формулам примерно минут на 30.
2. На четвертом уроке физики проводится первая контрольная работа по задачам на темы, составляющие примерно половину учебника. На урок даю обычно 4-5 задач, от самых простых, в одно-два действия, заканчивая одной сложной, для тех, кто рассчитывает на отличную оценку.
3. На шестом уроке даю аналогичную вторую контрольную по второй половине учебника прошлого года, также обычно 5 задач.
Результаты меня радуют далеко не всегда, но в любом классе есть, и немаленькая, группа учеников, которые достаточно хорошо владеют ранее изученным материалом.
Работы по входному контролю я сохраняю, чтобы всегда можно было обосновать низкую оценку ученику, или его родителям, необоснованно претендующим на высокую оценку.
С администрацией школы такой вид контроля я так и не смог согласовать, говорят «не положено». Правда, я все равно провожу такие работы и недостатков не вижу. Сначала ученики совсем не радовались такому контролю, но постепенно привыкли, я проводил эту работу четыре года.
С нынешнего учебного года я перешел на работу в другую школу, сразу же столкнулся с такой же проблемой, хотя школа очень хорошая. Конечно же, в этом году такой входной контроль не проводил, ведь учеников необходимо заранее предупредить и настроить на такую работу, но на следующий учебный год планирую ввести в полном объеме.
Вот пример контрольной работы для 8 класса по материалу 7 класса:
Работа 1 вариант 1
1. Автомобиль двигался со скоростью 36 км/ч 30 минут, а потом 1 час со скоростью 15 м/с. Найти пройденный путь.
2. Какой объем будет иметь железная деталь плотностью 7800 кг/куб м, если масса детали 1 кг 560 г?
3. Какова масса шарика весом 560 Н?
4. Масса пустого сосуда 600 г, а с бензином 2 кг. Каков объем сосуда, если плотность бензина 720 кг/ куб м?
5. Сила тяги двигателя 5 кН, а сила трения 2 кН. Какова результирующая сила?
Работа 1 вариант 2
1. Автомобиль проехал 54 км со скоростью 36 км/ч, а потом 45 км со скоростью 15 м/с. Найти время в пути.
2. Какую массу будет иметь медная деталь плотностью 8900 кг/куб. м, если объем детали 20 куб см?
3. Сколько весит груз массой 560 г?
4. Масса пустого сосуда 600 г, в него налит бензин объемом 20 л. Какова масса сосуда с бензином, если плотность бензина 720 кг/ куб м?
5. Сила тяги двигателя 5 кН, а результирующая сила 2 кН. Какова сила трения?
Работа 2 вариант 1
1. Какое давление на грунт оказывает трактор массой 5 т, если площадь гусениц равна 2 кв м?
2. Площадь малого поршня 10 кв см, а большого 200 кв см, На малый поршень действует сила 100 Н. Определить силу на большом поршне.
3. Какое давление на дне моря на глубине 250 м, если плотность воды 1000 кг/куб м?
4. Какая сила действует на пробку площадью 2 кв см на глубине 2 м в керосине? Плотность керосина 800 кг/куб м.
5. Какой объем воды вытесняет плавающий деревянный брус плотностью 600 кг/куб м и размерами 3 м на 30 см и на 20 см?
Работа 2 вариант 2
1. Какова масса трактора, если давление на грунт 500 кПа, а площадь гусениц равна 1,5 кв м?
2. На малый поршень площадью 10 кв см, действует сила 50 Н, а на большом получают силу 100 кН. Определить площадь большого поршня.
3. Какова глубина моря, если давление на дне 10 МПа, а плотность воды 1000 кг/куб м?
4. Какая сила действует на дно аквариума площадью 200 кв см на глубине 50 см? Плотность воды 1000 кг/куб м.
5. Какой объем воды вытесняет плавающая льдина плотностью 900 кг/куб м площадью 5 кв м и толщиной 20 см?

Хотелось бы узнать мнение коллег, сталкиваетесь ли вы с такой проблемой, если да, то как ее решаете, как относитесь к моему способу решения?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики в 7 классе по теме: Строение вещества Конспект урока физики для 7 класса по теме: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах Конспект урока физики в 7 классе по теме: Взаимодействия молекул Конспект урока физики в 7 класса по теме: Агрегатные состояния вещества

Похожие статьи:

Конспект урока физики 8 класс

Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников

Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока

Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе

Методическая разработка урока по физике 9 класс

Опубликовано: 2716 дней назад (11 ноября 2016)
Просмотров: 1642
+3
Голосов: 3
Наталья Викторовна Курилова # 27 ноября 2016 в 20:15 +1
Александр Александрович! Сталкиваюсь с этой проблемой уже 15-ый год. Пробовала разные способы. Остановилась на тестовой работе, включающей от 10 до 24 заданий в зависимости от класса по нарастающей. В начале года провожу повторение 3 часа. На этих уроках повторяем пройденный материал. а на 4-ом - пишу тест. Самое сложное правильно организовать первые 3 урока, чтобы повторить и теорию и практику. Ваша система мне очень понравилась тем, что не сразу повторяется весь материал. а по частям. Но у меня проблема с почасовкой по физике: по 2 часа от 7 до 11 класса. Времени катастрофически не хватает, а тут надо потратить только на проведение контрольных работ не менее 3-х часов, плюс подготовка хотя бы 2 часа на каждых раздел. Получается на повторение надо 1,5 месяца. Я себе такого позволить не могу. А идея правильная! Так и надо делать! Работы я тоже сохраняю, чтобы показывать в основном администрации. Но их это мало волнует - нет результата - плохой учитель. Вот такая беда! Спасибо. что дали повод для дискуссии.
Александр Александрович Овчинников # 27 ноября 2016 в 21:06 +2
Наталья Викторовна, спасибо за комментарий.
У меня тоже было 2 часа во всех классах. И времени не хватало. Но я не провожу повторение в форме напоминания или объяснения материала! Ученики должны сами подготовиться по конспектам. Поэтому трачу только 3 часа на проведение и 1-2 часа на анализ работ.

У Вас тоже интересная форма, но 24 задания, хоть и в тестовой форме, за 1 урок не проведешь, а спаренных уроков у меня нет.
Как Вы выходите из положения?
Светлана Анатольевна Савостьянова # 1 декабря 2016 в 12:54 +1
Александр Александрович, здравствуйте. С интересом прочитала вашу публикацию, вы затронули очень серьёзную тему. Я преподаю физику и математику в техникуме, работаю в основном с группами, получающими профессию, раньше бы своих ребят назвала учащимися ПТУ. Конечно же, к нам приходят ребята, не для того чтобы делать успехи в общеобразовательных предметах, но так обидно бывает за предмет, когда дети изучают физику три года, а на вопросы: «По какой формуле вычислить силу тяжести, чему равно ускорение свободного падения?» в ответ – тишина, а если один – два ответят - это уже за радость. Не учат дети, не запоминают, это больной вопрос многих. Излюбленные вопросы: «А где мне это в жизни пригодиться? Зачем мне учить вашу физику и уравнения решать в математике» и твоих ответов они и не слышат. Мне понравился ваш способ повторения, вы правильно делаете, и прекрасно, что есть группа учеников, которая хорошо пишет работы, значит не зря работали, да и остальные при таком подходе что-то да повторят и лучше усвоят. Согласна с вами, что ученики сами должны повторить материал. Спасибо за публикацию!
Александр Александрович Овчинников # 1 декабря 2016 в 20:26 +1
Светлана Анатольевна, большое спасибо за комментарий и поддержку. Да, вы правы, ситуация с обучением, особенно точным наукам, тяжелая.
Вот и приходится искать разные формы для повышения качества.