Из опыта работы учителя физики
Автор Овчинников Александр Александрович, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 78 Краснооктябрьского района Волгограда», г. Волгоград.
Описание материала: Предлагаю вам статью на педагогическую тематику, в которой излагаю свое видение одной из проблем при обучении физике в средней школе и свое решение этой проблемы.
В настоящее время сложилась такая ситуация с обучением физике, что экзамены сдаются только два раза, в 9 классе ОГЭ и в 11 классе ЕГЭ. То есть, опыта сдачи экзаменов у учеников практически нет.
Нет и понимания у большинства, что учить материал нужно не только на текущий урок, а так, чтобы знания сохранились на продолжительное время. Но экзамен по физике, как в девятом классе, так и в одиннадцатом, трудный, владеть нужно материалом за несколько лет обучения.
Анализ этой ситуации привел меня к мысли, что необходимо каждый год в начале года устраивать учащимся всех классов, начиная с восьмого, входной контроль по материалу, который был изучен ими в прошедшем учебном году.
В правильности такого подхода меня убеждает и тот факт, что при лицензировании школ комиссия устраивает срезы на проверку остаточных знаний учащихся по материалу прошлого года обучения по нескольким предметам. По крайней мере, у нас в школе было именно так.
В течение нескольких лет я пришел к такой схеме входного контроля:
1. На втором уроке в году проводится письменный опрос по теоретическому материалу прошлого года, т.н. «физический диктант» на 15 вопросов по правилам, законам и формулам примерно минут на 30.
2. На четвертом уроке физики проводится первая контрольная работа по задачам на темы, составляющие примерно половину учебника. На урок даю обычно 4-5 задач, от самых простых, в одно-два действия, заканчивая одной сложной, для тех, кто рассчитывает на отличную оценку.
3. На шестом уроке даю аналогичную вторую контрольную по второй половине учебника прошлого года, также обычно 5 задач.
Результаты меня радуют далеко не всегда, но в любом классе есть, и немаленькая, группа учеников, которые достаточно хорошо владеют ранее изученным материалом.
Работы по входному контролю я сохраняю, чтобы всегда можно было обосновать низкую оценку ученику, или его родителям, необоснованно претендующим на высокую оценку.
С администрацией школы такой вид контроля я так и не смог согласовать, говорят «не положено». Правда, я все равно провожу такие работы и недостатков не вижу. Сначала ученики совсем не радовались такому контролю, но постепенно привыкли, я проводил эту работу четыре года.
С нынешнего учебного года я перешел на работу в другую школу, сразу же столкнулся с такой же проблемой, хотя школа очень хорошая. Конечно же, в этом году такой входной контроль не проводил, ведь учеников необходимо заранее предупредить и настроить на такую работу, но на следующий учебный год планирую ввести в полном объеме.
Вот пример контрольной работы для 8 класса по материалу 7 класса:
Работа 1 вариант 1
1. Автомобиль двигался со скоростью 36 км/ч 30 минут, а потом 1 час со скоростью 15 м/с. Найти пройденный путь.
2. Какой объем будет иметь железная деталь плотностью 7800 кг/куб м, если масса детали 1 кг 560 г?
3. Какова масса шарика весом 560 Н?
4. Масса пустого сосуда 600 г, а с бензином 2 кг. Каков объем сосуда, если плотность бензина 720 кг/ куб м?
5. Сила тяги двигателя 5 кН, а сила трения 2 кН. Какова результирующая сила?
Работа 1 вариант 2
1. Автомобиль проехал 54 км со скоростью 36 км/ч, а потом 45 км со скоростью 15 м/с. Найти время в пути.
2. Какую массу будет иметь медная деталь плотностью 8900 кг/куб. м, если объем детали 20 куб см?
3. Сколько весит груз массой 560 г?
4. Масса пустого сосуда 600 г, в него налит бензин объемом 20 л. Какова масса сосуда с бензином, если плотность бензина 720 кг/ куб м?
5. Сила тяги двигателя 5 кН, а результирующая сила 2 кН. Какова сила трения?
Работа 2 вариант 1
1. Какое давление на грунт оказывает трактор массой 5 т, если площадь гусениц равна 2 кв м?
2. Площадь малого поршня 10 кв см, а большого 200 кв см, На малый поршень действует сила 100 Н. Определить силу на большом поршне.
3. Какое давление на дне моря на глубине 250 м, если плотность воды 1000 кг/куб м?
4. Какая сила действует на пробку площадью 2 кв см на глубине 2 м в керосине? Плотность керосина 800 кг/куб м.
5. Какой объем воды вытесняет плавающий деревянный брус плотностью 600 кг/куб м и размерами 3 м на 30 см и на 20 см?
Работа 2 вариант 2
1. Какова масса трактора, если давление на грунт 500 кПа, а площадь гусениц равна 1,5 кв м?
2. На малый поршень площадью 10 кв см, действует сила 50 Н, а на большом получают силу 100 кН. Определить площадь большого поршня.
3. Какова глубина моря, если давление на дне 10 МПа, а плотность воды 1000 кг/куб м?
4. Какая сила действует на дно аквариума площадью 200 кв см на глубине 50 см? Плотность воды 1000 кг/куб м.
5. Какой объем воды вытесняет плавающая льдина плотностью 900 кг/куб м площадью 5 кв м и толщиной 20 см?
Хотелось бы узнать мнение коллег, сталкиваетесь ли вы с такой проблемой, если да, то как ее решаете, как относитесь к моему способу решения?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока физики в 7 классе по теме: Строение вещества
Конспект урока физики для 7 класса по теме: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
Конспект урока физики в 7 классе по теме: Взаимодействия молекул
Конспект урока физики в 7 класса по теме: Агрегатные состояния вещества
Похожие статьи:
Конспект урока физики 8 класс
Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников
Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока
Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе
Методическая разработка урока по физике 9 класс