Конкурсы для педагогов и детей

Художественное слово о воспитании детей

Художественное слово о воспитании детей
Художественная литература и фольклор являются одним из средств развития и обогащения речи детей. И нам, воспитателям, предстоит важнейшая задача – привить детям чувства любви и уважения к книге, к художественному слову, к фольклору. Мы должны в дошкольные годы ввести ребенка в прекрасный мир художественного слова, открыть и объявить ему жизнь общества и природы.

Художественное слово обогащает эмоции детей, воспитывает воображение. Художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, формируют правильное звукопроизношение, делают речь ребенка более яркой и выразительной.

А показать детям красоту родного языка можно через устное народное творчество, отраженное в потешках, песенках, припевках, сказках.

Мои наблюдения показали, если окружающие ребенка люди употребляют и поговорки, и пословицы, и прибаутки, и потешки, то ребенок запоминает эти выражения, усваивает их смысл, и сам их употребляет.

Когда ребенок еще мал, для него самым распространенным и действенным жанром являются потешки. Их главное назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. Они развивают детскую фантазию, интерес к новым словообразованиям, являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма, мы, в дальнейшем, формируем интонационную выразительность речи. Предлагая детям потешку, прибаутку, я исполняю ее в разном темпе, подчеркивая ее характер. Дети реагируют на интонацию, мимику, жесты. Поэтому, чтобы взволновать, захватить их воображение, стараюсь использовать наглядный материал, который тоже влияет на остроту впечатлений.

Особенно важна колыбельная песня, которая является началом народной педагогики. Напев матери в ней завораживает, убаюкивает, превращается в певчую сказку. Колыбельная песня включает в себя могучую силу, позволяющую развить речь детей. Она обогащает словарь ребенка, потому что содержит широкий круг сведений об окружающим мире. Слова «заинька», «котик», «котинька» способствуют освоению однокоренных слов, к тому же вызывают положительные эмоции, связанные с тем или иным знакомым образом и делают это освоение прочным. Колыбельная песня позволяет запоминать слова и форму слов, словосочетания. Она – неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. В младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательности, на котором строится постижение тайн природы, величие человеческого духа, И начало этого пути освещается солнцем народного поэтического творчества.

Знакомя детей с потешками, прибаутками, песенками, подвожу их к восприятию простых сказок, их пересказу, а затем и к драматизации. Русская народная сказка - это гениальное произведение русского народного творчества. Детство и сказка – понятия неразделимые. Народная сказка близка мышлению, воображению маленького человека. Придя к нему однажды, она остается с ним навсегда как чудо, как память. Я каждый раз задумываюсь, что же в ее содержании лежит - чему научит, чему удивит, чему позабавит. Для меня главное - раскрыть произведение так, чтобы сказка воспитывала добрые чувства, побуждала к положительным поступкам. Знакомя детей со сказкой, я акцентирую внимание на добрых поступках, на воспитании гуманного отношения к окружающей действительности.

В младших группах для ознакомления со сказкой использую больше наглядности - настольный театр, игру-инсценировку, красочно-оформленные книжки, иллюстрации. Затем учу слушать сказку без опоры на наглядность, например в записи. А часто рассказываю полюбившиеся детям сказки, сидя на ковре в сопровождении спокойной музыки.

Сказка - неизменный спутник детства. Очень велико ее познавательное значение. Она открывает первые человеческие отношения, через которые дети приобретают опыт социального поведения. Воображаемые ситуации роднят ее с игрой - главным видом детской деятельности. Сопереживая героям, разделяя их чувства, живя вместе с ними в мире сказки, дети легче устанавливают связь с любимым произведением, с героями, знакомятся с окружающим, что способствует их интеллектуальному развитию.

Особое внимание в своей работе я уделяю народным праздникам. Почти каждый из них связан с какими-то приметами или обычаями. Такие праздники, как Рождество, Масленица, Старый год дети знают. Особенно нравится им праздник Масленицы: «Здравствуй, Масленица! Дай нам маслица! Мы блинов горячих напечем, нам метели и морозы нипочем!». Ребята водят хороводы, провожают Зиму, встречают Весну, просят Масленицу унести все плохое, затем, ликуя, смотрят, как горит чучело, унося все хвори. Участие в праздниках дает детям почувствовать вкус народной песни, народных традиций. Как хорошо, что мы задумываемся над этим, ведь велико стремление возродить в детских душах прекрасное. В таких праздниках ясно ощущается взаимосвязь прошлого и настоящего, любовь к Родине, к своему народу.

Поэтому, давайте как можно чаще дарить детям такую радость. Ведь любовь к прекрасному не только обогащает ребенка, но и делает его лучше, направляет на добрые поступки.

Творческое использование фольклора вызывает у детей радость, удовольствие, способствует развитию детского мышления, обогащает речь, развивает чувства любви к родному краю, умения видеть и познавать окружающий мир.
Литература:
А. Викулина – «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения». Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1995 г.
М. Большакова – «Фольклор в познавательном развитии», ж. «Дошкольное воспитание», 2004 г. № 9.
О. Шорохова – «Играем в сказку». Москва, «Творческий центр», 2006 г.

Рекомендуем посмотреть:

Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия Сценарий открытия литературного уголка в подготовительной группе Причины плохого поведения детей Какие книги выбрать для ребенка дошкольника

Похожие статьи:

Воспитание детей. Педагогические идеи Платона

Воспитание детей. Педагогические теории Аристотеля

Воспитание детей. Воспитываем спартанцев (Воспитание детей в Спарте)

Вальдорфский детский сад

Вальдорфская школа

Консультация для родителей детского сада «Растим детей патриотами»
Опубликовано: 913 дня назад (9 июня 2014)
Просмотров: 1890
+3
Голосов: 3
Людмила Анатольевна Панова # 9 июня 2014 в 19:53 +1
В дошкольном возрасте художественное слово носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями. И отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении.
Вы куда плывёте?
Что в себе несёте?
– Мы несём пушистый снег.
Хватит снега вам на всех:
Строить горку, крепость, дом
И скатать огромный ком.
Ну, спасибо облака,
Хватит снега нам пока.
Замечательная статья, а главная нужная всем педагогам. Вы справились со своей задачей. Голос!!!
Александра Михайловна Ларина # 10 августа 2014 в 19:40 +1
Уважаемая Людмила Анатольевна! Спасибо за положительный комментарий! Я рада,что Вы оценили мою работу!
Елена Владимировна Герасимова # 14 июня 2014 в 01:33 +1
Только живое слово может подарить эмоции, переживания, настроение....спасибо, Александра Михайловна
Александра Михайловна Ларина # 10 августа 2014 в 19:48 -1
Уважаемая Елена Владимировна! Спасибо за замечательные слова о моей работе!
Елена Владимировна Хмара # 9 ноября 2014 в 19:39 0
"Как хорошо уметь читать....." так и хочется добавить: Люди!!!!!! Читайте для себя!!!! Читайте вслух!!!!! Читайте детям!!!! Общайтесь!!!!! Спасибо, Александра Михайловна!
Александра Михайловна Ларина # 10 ноября 2014 в 19:44 0
Спасибо за прекрасный комментарий,уважаемая Елена Владимировна!