Конкурсы для педагогов и детей

Использование интерактивной доски Мимио

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ MIMIO
Автор: Матюкина Александра Михайловна, учитель информатики МОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» Лотошинского района Московской области

В нашу жизнь активно входят информационно-коммуникативные технологии, помогая человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. И школьники, выросшие на ТВ, компьютерах, мобильных телефонах, нуждаются в темпераментной визуальной информации и зрительной симуляции, да и по стандартным методикам работать уже не хотят. Нынешние технологии обучения и развития детей позволяют более полно реализовать личностный потенциал каждого ребенка. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности учителя, органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Современные технические средства позволяют реализовать самые смелые идеи коррекционной и развивающей работы с детьми. Одно из таких средств – электронная интерактивная доска. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно реализуются для обучения.
Установлено, что около 80 % информации воспринимается через органы зрения, около 15 % - через слух и оставшиеся 5 % через осязание, обоняние и вкус. Но когда важно не только восприятие, но и запоминание информации, то повышается роль моторной памяти. Лучше всего ребенок усвоит материал занятия, когда его увидит, услышит, «потрогает», сам воспроизведет (запишет, нарисует). Поэтому важно во время занятия давать ребенку возможность действовать самостоятельно. Работа на интерактивной доске дает возможность ребенку поверить в себя, повышает его активность и мотивацию к занятиям.
Возможности электронной доски Мимио как средства коррекции и развития детей по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств, применяемых в процессе развивающих занятий. За счет большей наглядности легче привлечь внимание ребенка к содержанию занятия, к процессу взаимодействия с учителем как посредником в освоении новых форм работы.
Если в качестве фона доски задать поверхность клетчатой тетради, то можно осуществить «эльконинский» диктант. Выведение тестов, опросников крупными буквами на экран делает доступным диагностику детей. Возможно рисование ребенком по заранее нанесенным и пронумерованным точкам. Выбрав в меню нужную функцию, движением руки по диагонали он «рисует» геометрические фигуры, изменяя их размеры, поворачивая и перемещая на любой участок доски, комбинирует их сюжетную картинку. Становится доступным рисование как способ снятия эмоционального напряжения.
Все ошибки и неточности удаляются благодаря функции отмены или электронному «ластику». Рисование пальцами способствует развитию моторики кистей рук. Управлять объектами (перемещать, вращать, масштабировать) с помощью пальцев полезно, особенно в младшем возрасте. Подобный метод задействует все способы восприятия информации, в том числе и кинестетический, активизирует моторную память.
При наличии цветного принтера самые удачные работы ребенка можно распечатать и дать ему возможность порадовать своими успехами близких.
Наглядные материалы готовятся заранее и записываются. На занятии происходит последовательное предъявление заданий, в которых ребенок по указанию взрослого осуществляет необходимые действия: располагает материал в логической последовательности, исключает, обобщает, производит корректировку, классифицирует, дорисовывает и пр.
Задания в файлах представляют собой крупные красочные карточки. Их невозможно случайно уронить, помять или разорвать неловким движением. На карточках-заданиях можно рисовать стрелки, перемещать картинки и фигуры, дорисовывать недостающие детали, закрывать или зачеркивать лишнее, не опасаясь повредить стимульный материал, который легко восстанавливается с помощью стрелок возврата.
При подготовке занятия материал размещается на нескольких страницах, каждая из которых соответствует определенному этапу. Подготовленные материалы хранятся в электронных папках в виде дидактического материала. Сочетанием и компоновкой заданий определяется уровень сложности занятия для каждой группы детей. Занятия могут быть направлены на тренировку одного или нескольких познавательных процессов, включать работу с эмоциональной сферой, развивать воссоздающее и творческое воображение. Включение различных спецэффектов (например, «прожектор», «шторка» и др.) позволяет акцентировать внимание ребенка на наиболее важных фрагментах занятия.
Для развития планирующей функции мышления, мелкой моторики и координации «глаз-рука» готовим заранее странички с системами самых причудливых «лабиринтов». Ребенок, касаясь маркером доски, проводит линию – путь выхода из лабиринта.
Интерактивную доску Мимио можно использовать как тренажер для развития памяти и внимания. Подготовленные заранее рисунки или фигурки разных цветов располагаются в верхней части доски и закрываются с помощью активации функции «шторка». Время экспозиции и количество задаваемых для запоминания объектов выбирается соответственно возрасту. Открывая маркером, даем ребенку задание запомнить фигуры и шторку закрываем. Ребенок за отведенное время запоминает предъявляемый материал и затем воспроизводит фигуры в нижней части доски, используя стандартный набор фигур и цветов.
Как только ребенок сообщает о своей готовности, открываем шторку, давая возможность ребенку сравнить свою работу с заданием и исправить ошибки. Во втором варианте зданий на тренировку памяти, после того как ребенок запомнил все фигуры, он закрывает глаза, а учитель удаляет одну из фигур, давая возможность ребенку определить, какую именно фигуру удалили.
Для развития устойчивости внимания и увеличения его объема готовится материал с картинками, на которых специально что-то не дорисовано. Ребенок находи недостающие детали и восстанавливает целостность картинки с помощью маркера. С этой же целью используются парные картинки с незначительными отличиями, которые надо найти и устранить с помощью маркера так, чтобы картинки стали одинаковыми. В облегченном варианте ребенок просто с помощью маркера отмечает то место на картинке, где, по его мнению, не дорисовано изображение.
Развитию способности сосредотачиваться способствует поиск среди множества изображений двух абсолютно одинаковых. Найденные изображения ребенок помечает с помощью маркера. В этих упражнениях, помимо внимания, развивается способность выделять признак, сравнивать и идентифицировать предметы и объекты.
Доступными формами заданий, развивающими операцию рядоположности, являются упражнения на составление возрастающих и убывающих рядов. Ребенку предъявляются фигуры одной формы, но разных размеров (или оттенков одного и того же цвета). Дается задание с помощью функции «перемещение» расположить фигуры от меньшей к большей (или наоборот), либо расположить предметы в порядке убывания (возрастания) интенсивности окраски.
Занятия с помощью доски Мимио существенно отличается от привычных развивающих методов работы, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, это четкий план и структура, конкретно обозначенные цели и ожидаемые результаты.
Среди основных этапов можно выделить следующие:
• подготовка к началу занятия, установление доверительного контакта;
• объяснение целей занятия, мотивация ребенка;
• реализация целей, выполнение заданий, упражнений;
• обсуждение результатов совместной работы, рефлексивный этап.
Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно «привязать» к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Подготовка к занятию на основе одного главного файла помогает планировать занятие и благоприятствует его течению.
На интерактивный экран можно выводить компьютерные игры, развивающие координацию, реакцию, логическое мышление, аналитико-синтетическое мышление, пространственное воображение.
Интерактивная доска является мощным инструментом визуализации. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем та, которую учитель может обеспечить на рабочем пространстве стола для занятий.
Следует заметить, что использование интерактивной доски Мимио требует от педагога серьезной подготовки, навыков работы с компьютером. Доска позволяет создавать авторские развивающие программы, переводя работу учителя на качественно новый уровень, избавляя его от рутины и освобождая время для творчества. Педагог может динамично управлять процессом коррекционного занятия. Всю проведенную в ходе занятия работу ребенка можно при необходимости сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа динамики, в том числе в виде видеозаписи.
Яркое задание на экране – всего лишь способ подачи материала. А самое важное – это живое взаимодействие учителя и ребенка, постоянный контакт и поле информационного обмена между участниками развивающего занятия. Учитель поощряет желание ребенка вносить поправки, комментировать свою работу.
И, наконец, всем детям независимо от возраста просто нравится работать с интерактивной доской Мимио, это интересно и увлекательно.

Рекомендуем посмотреть:

Использование интерактивной доски в начальных классах Возможности интерактивного оборудования программного обеспечения «Aktiv Inspir» Использование интерактивной доски на уроках английского языка

Похожие статьи:

Формирование интереса учащихся к математике при решении задач

Использование информационных технологий на уроках | Метод проектов на уроках информатики
Опубликовано: 611 день назад (3 апреля 2015)
Просмотров: 1333
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!