Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Метод проектов на уроках информатики

Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, помогающих содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. В этом плане мое внимание привлек метод проектов, используемый в организации учебной деятельности учащихся. Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. В своей работе я рассматриваю использование метода проектов на уроках информатики.
Главной целью школы является – формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде ключевых компетенций выпускника.
Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей.
Почему именно уроки информатики, а не математики, я рассматриваю как среду формирования ключевых жизненных компетентностей, наиболее важной из которых можно назвать самообразование и самосовершенствование?
Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Ни для кого не секрет, что именно учитель информатики вынужден в силу специфики преподаваемого предмета, постоянно учиться сам (у него даже нет выбора):
• ученые установили, что каждые 1,5-2 года информация устаревает;
• еще быстрее устаревает, а точнее сказать обновляется техническая составляющая нашего предмета (hardware);
• постоянно появляется новое программное обеспечение (software).
А узнавая и находя что-то новое, учитель постоянно своим примером “провоцирует” учащихся к самообразованию. Наличие компьютеров и Интернета предоставляют неограниченные возможности для реализации потребностей ребенка в самореализации, общении и самообучении. Наличие разнообразных сетевых сообществ и сетевых сервисов предполагает наличие или овладение определенными умениями и навыками в использовании предоставляемых возможностей. Поэтому особую значимость для развития детей приобретают умения собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Выполнить эту задачу, призвана школьная информатика.
При работе с детьми я заметила у них сложности при работе с информацией, даже с традиционными источниками. Это побудило меня заниматься проблемой формирования информационной компетентности учащихся в основной школе. Изучив литературу по проблеме модернизации образования на основе компетентностного подхода и методу проектов, пройдя курсы по проектам, приняв участие во Всероссийской видеоконференции по данному вопросу, я сделала вывод, что наиболее эффективно информационная компетентность у учащихся формируется при совместном выполнении трех условий: проблемного обучения, использования информационных технологий и метода проектов.
Что такое метод проектов? Сейчас достаточно много литературы, где можно найти полную информацию о методе проектов, начиная с истории возникновения метода проектов и заканчивая технологиями использования и вопросами и проблемами, возникающими при его внедрении и применении.
Если вернуться на три года назад - в то время, когда я только начинала вплотную работать в области информатики в 5-7 классах, мне вспоминается изучение с семиклассниками программы Power Point. На первом занятии учащиеся осваивают технологию создания презентации, а именно учатся создавать новые слайды, размещать на них текст, рисунки, графики, выбирать дизайн презентации, анимационные эффекты, звуковое сопровождение. В течение одной четверти на практических занятиях они должны были изучить эту программу, ее назначении, узнать как можно больше о ее возможностях. Каждый урок преподносить порцию теоретического материала, а затем закреплять полученные знания на компьютерах и отрабатывать навыки и умения мне показалось скучным. Тогда перед учащимся была поставлена цель: выбрать любую тему и создать в среде Power Point мультимедийный (с использованием звука, видео) продукт. Другими словами началась работа по методу проектов. То, что происходило дальше, стало увлекательнейшим процессом. Ребята увлеченно, с интересом начали собирать материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области. Мало собрать информацию надо ее «отжать», т.е. оставить самое важное и значительное, надо ее так подать, чтобы твоя презентация не была скучной, и зрители смотрели бы, не отрываясь. Как это сделать? Вот вопрос, который каждый решал, работая над своим проектом. А что если вставить звуковое сопровождение? А клип? Как разместить объекты на слайде? Какое применить цветовое решение? На эти и многие другие вопросы дети искали ответы. Это была действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа мозга.
Когда работы были закончены, мы решили в качестве итога провести фестиваль творческих презентаций. На фестивале учащиеся продемонстрировали свои работы и каждый победил в какой-либо номинации.
В этом году, когда я начала вести уроки в 8-11 классах, эта работа была продолжена еще более активно. Учащиеся нашей школы часто выступают на научно – практических конференциях, делают доклады, сообщения, защищают рефераты. При подготовке к устным ответам они используют компьютерные презентации, создают которые в программе MS Power Point.
Метод проектов применяется не только при изучении именно этой программы. Например, при прохождении темы «Растровый редактор Paint» учащиеся среднего звена получают задание (краткосрочный проект) – создать праздничную открытку, приглашение, визитную карточку и др. Здесь акцент делается на творческие способности учащихся.
При изучении языка программирования Turbo Pascal учащиеся, к примеру, делают проекты «Ошибки языка Паскаль», «Графика в Паскале», «Музыка в Паскале».
Практика показала, что метод проектов даёт положительные результаты. Работы выполняются с большим интересом и азартом, качественно. Ребёнок чувствует себя комфортно. Он сам видит, насколько удачно поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Таким образом, создаётся положительная мотивация учащихся при повторении пройденного материала.
Проектный метод активизирует познавательные способности, учитывая интересы учащегося. Но каждый урок не может быть ориентирован только на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Проектную деятельность учащихся я применяю на уроках повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям. После этого переходим к выполнению проектов.
Согласно техническому оснащению кабинета информатики в рамках базового курса информатики, много внимания уделяю начальному освоению информационных технологий – текстового и графического редакторов, электронных таблиц, баз данных, Интернет-технологий. Затем практическим занятиям, цель которых – систематизация знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики. А затем переходим и к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое применение.
Например: после изучения темы “Электронные таблицы” предлагаю учащимся выполнить следующее задание: представить себя в роли директора компании, принять на работу несколько сотрудников (не менее 10), указать должность сотрудников, начислить заработанную плату, рассчитать подоходный налог, построить диаграмму. Подобная работа очень нравится учащимся и позволяет осознать преимущество технологий работы с электронными таблицами и увидеть возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.
Далее приводятся примеры проектов, которые учащиеся выполняют на уроках информатики.
Проект “Кроссворд – проверь свои знания” или проект «Создай свой кроссворд». В проекте кроссворд служит средством, с помощью которого можно проверить знания не только того, кто его разгадывает, но и того, кто его создаёт. Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в табличном процессоре Excel. Длительность проекта: два урока
Ход проекта:
1. определение темы вопросов для кроссворда
2. отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами
3. создание макета кроссворда на бумаге
4. создание кроссворда на компьютере, оформление кроссворда
5. запись вопросов и ответов
6. представление результата работы
В ходе проекта учащиеся могут обратиться за помощью к своим товарищам. Лучшие работы распечатываются и используются на уроках.
Проект «Новости компьютерного мира» рекомендуется для учащихся 7-9-х классов. Планируемый результат: создание учеником презентации с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы. Цели: закрепить навыки учащихся управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации. Формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Учащиеся, используя материалы Интернет, собирают и анализируют собранный материал, создают презентацию об устройствах ввода и вывода информации, представляют свою работу, обосновав критерии отбора материала.
Я организую постоянную проверку презентаций, собирая их и выставляя оценки. Ученики делают сообщения по новому материалу. В конце четверти или года лучшие проекты представляются классу и также занимают почётное место в кабинете информатики, для их последующего использования на уроках. В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.
Проект «В мире интересного» рекомендуется для 9-х классов. Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты «Это интересно» на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов в школьной стенгазете. Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.
В настоящее время учащиеся профильных физико-математических 10-11 классов на каникулах занимаются долгосрочными проектами. Темы разные, например, проект «Компьютер: друг или враг?», «Выбери компьютер», «Компьютер и здоровье», «Работа в сети Интернет» и другие.
Навыки, полученные учащимися на уроках информатики, ребята охотно используют при подготовке материалов по другим школьным предметам. Они создают интересные тематические сайты и презентации, пишут хорошо иллюстрированные рефераты, применяя информацию, найденную в Интернете и книгах, по всем правилам оформляют результаты своих исследований, выступают на конференциях и семинарах. Например, ученицы 10 «б» класса Мадасова Лена, Черных Юлия и Серебренникова Таня выступали 14 марта 2012 года на семинаре «Школа молодого специалиста» со своими проектами по биологии и получили хорошие отзывы учителей района.
Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов.
Для учащегося:
1.Формируются и отрабатываются:
• Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
• Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
• Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
• Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
• Умение работать в группе, в команде
• Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.
Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, творческой, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.
Для учителя:
1. Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества
2. Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях
3. Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта
4. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.
На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.

В результате обобщения опыта по проблеме использования метода проектов на уроках информатики можно сделать следующие выводы:
1. Необходимость применения метода проектов в образовательном процессе обусловлено тенденциями к более полноценному развитию личности, его подготовки к реальной деятельности
2. Широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у учащихся.
3. Применение метода проектов даёт результаты на всех этапах обучения
В целом метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, общее интеллектуальное развитие, способствуя развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.
Литература
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
2. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 класы – М.: ВАКО, 2011. – 288 с.
3. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009. - 432 с
4. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интеллект-Центр». 2008 – 96 с.
5. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Программная и методическая поддержка курса ИИТ. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения Что такое ИКТ Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня

Похожие статьи:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Характеристика современного урока

Система посещения уроков

Использование интерактивной доски Мимио
Опубликовано: 3310 дней назад (3 апреля 2015)
Просмотров: 7179
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!