Конкурсы для педагогов и детей

Экологическое воспитание на уроках английского языка

Статья. Из опыта работы учителя английского языка «Экологическое воспитание»
17 мая 2012 г. приказом Министерства образования и науки РФ утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, который направлен на обеспечение развития системы образования в соответствии с реальными условиями. Одно из них – это создание условий «для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся».
Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Поэтому не только на уроках биологии, физики, химии, географии, но и на уроках английского языка сообщаются знания в области экологии, формируется бережное отношение к природе в целом. Школа – идеальный центр для воспитания и формирования экологической культуры.
Чтобы вызвать у ребёнка интерес к учебе необходимо использовать современные образовательные технологии: компьютерные презентации, диалоговые формы общения, проектная деятельность, исследовательские работы.
В образовательном отделе ГБУДО ДСООЦ «Лазурный» работа с обучающимися построена таким образом, чтобы не только приобретать новые знания, но и принимать участие в преобразовании окружающей среды, иметь активную жизненную позицию, чувствовать себя сопричастным к международному экологическому движению, развивать навыки исследовательской деятельности, что отражено в ФГОС второго поколения. Именно универсальные учебные действия, в соответствии с новыми стандартами, должны стать основой структурирования содержания образования, выбора приемов, методов, форм обучения, а также проектирования образовательно-воспитательного процесса.
Образовательные стандарты второго поколения нормативно закрепляют деятельностный подход в системе школьного образования, провоцирующий на активную самостоятельную работу ученика.
В плане экологического воспитания в образовательном отделе ведется следующая работа:
Предметные недели.
- иностранный язык: «Сохрани природу», «Экологический светофор», «Природа и мы», «Занимательная фитотерапия».
Экологические беседы:
- «Поможем природе» - 7кл.;
- «Экология в современном мире» - 8 кл.
Экологическая мастерская:
- изготовление поделок из природного материала.
Выставки:
- рисунки учащихся «Край родной»;
- фотоработы учащихся и их родителей «Как прекрасен этот мир!»; «Фото-факт»
Буклеты:
- «Это надо знать всем»;
Внеклассные мероприятия:
- «В гостях у Осени», «Здоровье, красота и доброта»;
- «Веселые игры на серьезные темы»
- Экологический бумеранг
Экологическое воспитание школьников через предмет Иностранный язык идет на уроках во время изучения тем «Мы живем на чудесной планете» и «Лучший друг в мире – это ты» в 8 классе, где обучающиеся знакомятся с лексикой по темам: «Погода. Климат», «Глобальные катастрофы», «Экологические проблемы», «Человек и природа».
В конце изучения данных тем ребятам предлагается поучаствовать в игре, целью которой является проверка знаний и умений учащихся по теме «Экология». В ходе этого урока решаются следующие задачи: закрепить изученный материал, повысить мотивацию к изучению английского языка, развивать творческие способности у учащихся через выполнение творческих заданий, привить чувство такта, учить слушать и уважать друг друга при работе в группах.
В 5-м классе раздел «Животные в опасности» (Animals in Danger) предполагает знакомство с проблемой исчезающих видов животных с акцентом на роли человека, красной книгой, мерами по спасению вымирающих животных, организациями, занимающимися этой проблемой. Цель урока — привлечь внимание обучающихся к важности сохранения биологического разнообразия.
Проектная деятельность в 6-9 классах основывается на разработанном автором учебно-методическом пособии «Мир вокруг нас» (World around us), включающем следующие разделы:
1. Дикая природа – рядом со школой (Wildlife – next to your school).
В этом разделе учащиеся знакомятся с различными проявлениями природы, с которыми они сталкиваются, выйдя за порог школы. Рядом со школой протекает живописная речка Ока, а также расположен сосновый лес. Ученики делают зарисовки, фотографии природы.
2. «Зеленые» в Соединенном Королевстве (Green in the UK).
Учащиеся знакомятся с экологическими традициями Великобритании, в частности, праздновании Дня Окружающей Среды (5 июня) и о том, какие мероприятия в этот день проводятся, о разделении мусора, о гостиницах для животных, колокольчиках на шеях у кошек, и так далее.
3. Вымирающие животные (Disappearing World).
Здесь делается акцент на программах помощи вымирающим животным, в частности, организации мероприятий по приспособлению животных, создании заповедников и национальных парков и т.д.
В 9-м классе ученики работают над разделом «Глобальное потепление» (Global Warming) и его составной частью – исследованием «Машины и дороги в нашем регионе» (Cars and Roads in our Region). В этом разделе учащиеся изучают влияние выхлопных газов на здоровье людей, а также планируют мероприятия по снижению загрязнения воздуха, включая более разумное планирование дорог и зеленых зон.
В отдельных классах организуется научно-исследовательская и проектная деятельность в рамках темы «Экологическое воспитание».
Обучающие 7-го класса представили работу «Город моей мечты» (The town of my dream). В этой работе дети описывают воображаемый город, уютный и комфортный для жизни. В этом городе машины работают только на экологичном топливе и передвигаются по воздуху, а улицы города отданы велосипедистам и пешеходам. В большом парке много животных и птиц, которые не боятся людей, а по чистой речке приятно плавать на лодках и небольших корабликах. Таким образом, дети реализуют свою мечту о возможности дружелюбного сосуществования природы и человека.
В старших классах основным направление работы является изучение глобальных проблем современного мира и приложение этих знаний к конкретной ситуации и окружению ребенка.
В 10 классе автором разработан курс, направленный на изучение катаклизмов, природного и антропогенного характера и их последствий, а также отдельных социальных проблем глобального характера, который называется «Глобальные проблемы».
В рамках этого курса заложены три исследовательских проекта.
1. «Мысли глобально — действуй локально!» (Think globally – act locally!)
2. «Я здесь живу» (I live in the area).
3. «Экологические катастрофы» (Ecological Catastrophes).
Задачами этого курса являются:
1) Воспитание в подростке способности воспринимать чужую боль и желания откликнуться на нее.
2) Развитие умения стратегически мыслить, решая масштабные задачи возрождения страны.
3) Осознание себя членом мирового сообщества, где все взаимосвязано.
4) Воспитание уважения к себе как к личности, способной влиять на порядок вещей и менять его к лучшему.
Экологическому воспитанию способствует также работа над материалом уроков по изучению экологической ситуации за рубежом в 9,10 классах. Проводятся беседы, в процессе которой учащиеся отвечают на вопросы. После этого демонстрирую видеофильм о защите окружающей среды в США и о переработке мусора за рубежом. Сопровождается показ рассказом, в который включено лишь небольшое количество незнакомых слов, записанных с переводами на русский язык. Далее обучающиеся сравнивают состояние окружающей среды в нашей стране и за рубежом с помощью представленных на доске ключевых слов. В процессе работы над материалом уроков по теме «Экология» изучается и закрепляется в вопросно-ответной работе в предлагаемых авторами учебника упражнениях, ситуациях, а также диалогах, которые ученики составляют сами. Когда лексика по данной теме хорошо усвоена я предлагаю ребятам задание: подготовить небольшое сообщение о редких исчезающих животных, занесенных в красную книгу. Прошу принести на урок иллюстрации по теме сообщения. Ребятам очень нравится участвовать в уроке «Телемост», где они играют роли журналистов, ведущих телемостов, где обсуждаются экологические вопросы. Такие формы работы развивают навыки аудирования устной речи, кроме того они способствуют формированию экологической культуры у ребят, расширению их кругозора.
В 10 классе в разделе «Страноведение» изучаем проблемы экологии в Австралии. Это страна с уникальной природой и удивительным животным миром и ребята изучают экологическую ситуацию в Австралии на основе ранее изученной лексики по данной теме. На уроках ребята изучают газетные статьи и статьи из журналов о Международных экологических организациях Green PeaceWorld Wide Fund и др. и чем занимаются их сверстники, участвуя в этих организациях. Занимаются художественным переводом. Переводят стихи австралийских поэтов о природе на русский язык, развивая при этом свое эстетическое чувство, чувство любви к природе.
Таким образом, экологическое воспитание школьников на уроках иностранного языка необходимо и возможно. Если умело использовать языковые игры в качестве самостоятельной технологии, это дает значительный скачок в усвоении новых или закреплении уже изученных знаний, повышает мотивацию к изучению данной темы или изучению иностранного языка в целом, позволяет получать удовольствие от процесса общения на изучаемом языке. Указанные приемы и формы развивают познавательные способности школьников, вызывают любовь к природе, вызывают умение общаться на равных по этой теме со своими сверстниками за рубежом, повышают их экологическую культуру.

Рекомендуем посмотреть:

Употребление определенного артикля THE с географическими названиями Проба пера Инновационные технологии на уроках английского языка Формирование лексических навыков на уроках английского языка.
Формирование семейных ценностей на уроках английского языка
Опубликовано: 274 дня назад (12 марта 2016)
Просмотров: 588
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Любовь Владимировна Лычангина # 13 марта 2016 в 08:00 +1
Александра Николаевна, здравствуйте! Ознакомилась с Вашей статьёй «Экологическое воспитание на уроках английского языка». Вы представили отчёт о работе, проводимой Вами в соответствии с заявленной темой в колоссальном объёме. Ваш материал может быть полезен специалистам Вашего профиля, методистам. У меня только рекомендации по оформлению на будущее - всегда прописывайте цель, задачи, автора, размещайте описание к публикации. Это требования сайта. Иллюстрационный материал способен "оживить" даже самую сухую статью. Это только приветствуется. Примите мой голос за ценную публикацию! Желаю Вам удачи и всего наилучшего!
Александра Николаевна Старостина # 14 марта 2016 в 19:19 +1
Спасибо,буду стараться!