Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по ИЗО для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) на тему:
«Знакомство с деревянными игрушками мира. Роспись Далекарлийской лошадки»
Автор: Ефимова Александра Валентиновна.
Назначение: конспект для воспитателей подготовительных групп детского сада (6-7 лет) и их воспитанников.
Описание: знакомство детей с деревянными традиционными игрушками разных народов, роспись традиционной игрушки Швеции Далекарлийской лошадки.
Цель: Познакомить детей с деревянными традиционными игрушками разных народов и выполнить роспись далекарлийской лошадки.
Задачи: Сформировать у детей представления о традиционных деревянных игрушках мира: матрешке, кукле-кокэси, петушке из Португалии и Далекарлийской лошадке.
Развить умение различать элементы узора, работать кисточкой. Развить умение при составлении декоративной композиции на выделенной игрушке на основе использования характерных для него элементов узора.
Воспитать любовь к искусству, традиционным игрушкам мира.
Материалы и наглядность:
фотографии деревянных игрушек мира, картинки с изображением узоров Далекарлийской лошадки, шаблоны красных Далекарлийских лошадок, гуашь, кисточки белка №2.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Ход занятия:
1 Водное слово
Ребята вы любите играть в игрушки?
Дети: Да!
Игрушки изготавливают из разных материалов, а какие игрушки вы знаете?
Дети: Пластмассовые, тряпичные, деревянные.
Молодцы, сегодня мы с вами будет изучать деревянные игрушки. Игрушки бывают современные, а бывают выполненные в традициях народов. Отгадайте загадку про одну традиционную деревянную куклу?
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
(Матрешка)
Дети: Матрешка
2 Знакомство с матрешкой.

Молодцы! Матрешка – традиционная русская деревянная игрушка, в виде расписной куколки, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Они имеют яйце подобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции это девушка в сарафане и платке. О матрешках мы с вами уже многое знаем, поэтому лучше поиграем и будем знакомиться с другими традиционными игрушками мира.
3 Физкульт-минутка «Мы весёлые матрёшки»
Мы весёлые матрёшки — (руки согнуты в локтях, указательным палец правой руки упирается в правую щёку.)
Ладушки, ладушки. ( дети хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками.)
Ладушки, ладушки. ( дети хлопают в ладоши)
В сарафанах наших пёстрых, (показывают «сарафаны»- одежду берут за края, как платишки.)
Ладушки, ладушки, ( дети хлопают в ладоши)
Мы похожи, словно сестры, (кружатся, руки на поясе.)
Ладушки, ладушки. ( дети хлопают в ладоши)
4 Знакомство с Кокэси
Но в других странах тоже есть традиционные, характерные только для них игрушки.

Вот например японская куколка Кокэси, которая также изготавливается из дерева. Какую особенность у куклы можете выделить.
Дети: По форме напоминает матрешку. Вытянутая цилиндрическая, голова выделяется. Нет рук и ног.
Родина кокэси северо-восточном регион Тохоку в Японии. Этих кукол изготавливают на специальных станках. Форма традиционных кокэси простая, особенностями являются узкое туловище и круглая головка. У популярной «наруко кокэси» головка может поворачиваться, при этом кукла издаёт звук, напоминающий плач, поэтому такой тип кокэси также называют «плачущей куклой». Традиционные кокэси всегда изображают только девочек. Каждая кукла раскрашивается вручную и на нижней части имеет подпись мастера. Происхождение кокэси покрыто большой тайной. Существует легенда ,что ее ставили в дом, где умер младенец. По-другой легенде она наоборот является оберегом младенцев и символом семейного благополучия.
Вот куколка кокэси-
Нашей матрешки сестра!
В ярких цветах кимоно,
Нету рук и нету ног.
Зато крутит головой,
И поет нам: «Ой-ой-ой».
5. Знакомство с петушком из Португалии
Еще одна традиционная игрушка – это яркий и веселый петушком из Португалии.

Петушок – символ Португалии. По-португальски его называют “кукарелла”.Родина его город Барселуш. Примерно в 17 веке там произошел вопиющий случай - у судьи из дома украли столовое серебро. Подозрение пало на чужака галисийца, зашедшего в город. Его осудили и приговорили к смертной казни через повешение. Обвиняемый попросил отвести его к судье, чтобы еще раз поклясться в своей невиновности и попросить оправдать его. Застигнутый во время обеда, судья был неприклонен и тогда осужденный галисиец указал на лежащего на столе жареного петуха и воскликнул: «Если я невиновен, то пусть этот петух споет, когда меня повесят!». Так и произошло - во время повешения петух вскочил и прокукарекал. К счастью, осужденного успели спасти. В честь этого события на той площади воздвигли каменный памятник знаменитого Петуха Барселуш.
Вот волшебный петушок,
Из Барселуша он, дружок!
Хоть и жареный лежал,
А «кукареку» он прокричал!
6 Знакомство с Далекарлийской лошадкой.
А вот и традиционная игрушка Швеции - .Далекарлийская лошадка.

Традиция вырезать деревянных лошадок родилась в провинции Даларне, а еще точнее деревушке Нюснес, где лошадь во все времена являлась незаменимым помощником человека. Долгие зимние вечера мужское население этого района любило коротать у огня, вырезая из частей поваленных днём деревьев маленьких лошадок.

Традиционно раскрашивали лошадок - вернее, рисовать на них волнистые узоры - исключительно женщины.

Первоначально Далекарлийская лошадка была предназначена для детских игр. Но со временем эти лошадки стали символом региона и превратились едва ли не в главную достопримечательность и главный символ Швеции. Обычно в качестве фонового используется красный цвет - это классика жанра. Иногда за основу берется зеленый, черный или синий; голубые и розовые лошадки дарятся маленьким мальчикам и девочкам в день их Крещения. На лошадках зелёным, белым, голубым, жёлтым и коричневым рисуют все необходимые атрибуты - седло, поводья, грива.
А сейчас давайте встанем и сделаем физкульт-минутку.
7. Физкульт-минутка «Одной рукой я травку рву»
Одной рукой я травку рву,( дети встают, выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками с наклонами вперед)
Другой рукой я тоже рву.
Я травкой накормлю коня. (выпрямляются, вытянуть руки вперед)
Вот сколько пальцев у меня!(и повернуть ладонями вверх)
(Повторить 2 раза.)
8.Мастер-класс педагога по разукрашиванию лошадки.
Сегодня мы с вами сделаем роспись Далекарлийской лошадки.
У вас на столе лежат заготовки красных лошадок. Как вы думаете что нужно рисовать в первую очередь?

Дети: седло, сбрую, уздечку.
Правильно. Сначала вы карандашом нарисуете на них седло, подпругу, нагрудник, гриву, уздечку. Затем белой гуашевой краской их закрасите кончиком кисти.

А уже сверху нанесете узор. Давайте изучим классические узоры. Традиционно в узоре используются волнистые линии, кружочки, листики, капельки, то есть линии, которые видели мастерицы в природе.

Цветовая гамма разнообразна. По краю седла, нагрудника, подпруги идет окантовка . Обычно она одного цвета, рисуется кончиком кисти, воды нужно брать немного, чтобы рисунок не растекся.

Седло: в центре цветочек или листочки, кружочки, палочки. Нагрудник и подпруга: волнистая линия, изогнутые капельки, кружочки. Грива: изогнутые линии, точки, капельки, с двух сторон имеет окантовку. Уздечка может иметь сложную изогнутую форму, может быть и простой формы.В своей работе вы можете использовать наброски ,а можете проявить фантазию. Не забываем , что рисунки наносятся кончиком кисти, с небольшим количеством воды. Кисточки держим правильно. а сейчас можете делать наброски карандашом и наносить узоры на ваших лошадках.
9. Индивидуальная работа детей.
Воспитатель следит за процессом, помогает тем, у кого, что-то не получается.
10 Итог занятия.
Молодцы, ребята, какие красивые получились у вас лошадки.


Что мы сегодня изучали.
Дети: Деревянные игрушки народов мира. Традиционную игрушку Швеции – далекарлийскую лошадку.
Сегодня вы покажете своих лошадок родителям и расскажете о ее истории.


Использованная литература:
Колдина Д.Н. Рисование с детьми 6-7 лет, - М.: Издательство: Мозаика - Синтез, 2010

Рекомендуем посмотреть:

Урок рисования в подготовительной группе по теме Весна Урок рисования в подготовительной группе. В зимнем парке Урок рисования в подготовительной группе Урок рисования в подготовительной группе
Участник №27 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Объемная аппликация из бумаги для детей 6-7 лет. Цветы в вазе | Конспект занятия на тему: День Победы для детей 1 младшей группы
Опубликовано: 694 дня назад (17 января 2015)
Просмотров: 2360
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Татьяна Ансаровна Спиченок # 17 января 2015 в 18:29 0
Здравствуйте, Александра Валентиновна! Очень познавательный материал! Даже и не знала о таких интересных игрушках! Конспект очень подробный, представлены узоры и последовательность росписи лошадки - можно с легкостью использовать в своей работе с детьми. Спасибо!
Светлана Ивановна Куприй # 17 января 2015 в 20:48 0
Здравствуйте, Александра Валентиновна. Только что побывала на Вашем занятии. До чего же интересно! А какой наглядный материал подобран - просто загляденье! Мне было очень интересно узнать, что это за Далекарлийская лошадка. Думаю дети слушали Вас затаив дыхание. Именно поэтому расписные Далекарлийские лошадки получились замечательными. Голос такому интересному, познавательному, творческому занятию.
Александра Валентиновна Ефимова # 17 января 2015 в 23:07 0
Далекарлийская лошадка-традиционная игрушка Швеции. вкратце о ней написано в занятии. Если интересна история игрушек, тов конспекте представлены в списке литературы интернет книги о игрушках мира, можете почитать.
Алла Ивановна Ефимова # 8 февраля 2015 в 09:24 0
Очень интересно и познавательно. Яркие, красочные, насыщенные цветовой гаммой - получились лошадки.Все подробно и грамотно расписано.Думаю, дети были в восторге от выполненных работ.Удачи и примите голос.
Татьяна Валерьевна Заводчикова # 4 июля 2015 в 16:07 0
Добрый день, Александра Валентиновна! Спасибо за ваше увлекательное и очень познавательное занятие! Маленьким детям всегда интересно в игровой форме знакомиться с чем то новым, у вас -это традиционные народные игрушки мира.Даже и не знала о таких лошадках, ну просто как то не довелось...а теперь с удовольствием добавлю в свою копилку занятий по декоративной росписи в Изостудии в начальной школе.Здесь уместно было бы провести параллель с дымковской лошадкой и росписью городецкой лошади.Материал интересный и простой.Спасибо за вам и дальнейших творческих успехов!