Конкурсы для педагогов и детей

Конспект логопедического игрового занятия в подготовительной группе

План-конспект мастер-класса "С буквами играем, быстро их запоминаем"
Автор: Рябова Александра Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 20 компенсирующего вида «Золотой ключик», г. Красноуральск.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию план-конспект мастер-класса с описанием игр, направленных на профилактику нарушений письма и чтения у детей подготовительной группы детского сада. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, а также, родителям воспитанников.

План-конспект мастер-класса «С буквами играем, быстро их запоминаем»
Цель: познакомить родителей воспитанников с играми и упражнениями, направленными на запоминание зрительного образа буквы.
Оборудование: магнитная доска, по одной корзинке на каждом столе. Содержимое корзинок: картинка, насыщенная зрительными образами букв; печатная карточка с буквами; счётные палочки; трубочки; макароны-цветочки; бусинки; пуговицы; нитки.
Ход мастер-класса:
Шаг 1. Актуализация вопроса профилактики нарушений письма и чтения.
Шаг 2. Совместное выполнение игровых упражнений.
Шаг 3. Подведение итогов мастер-класса, рефлексия.

Шаг 1. Актуализация вопроса профилактики нарушений письма и чтения.

1. Участники мастер класса садятся на заранее подготовленные места (ребёнок садится за стол напротив родителя).
2. Слово учителя-логопеда.
Работая в дошкольном учреждении, в группе компенсирующей направленности, где основная масса детей имеет диагноз общее недоразвитие речи, мы достаточно серьезно занимаемся профилактикой дисграфии и дислексии.
Обследование детей подготовительной группы детского сада компенсирующего вида показало, что примерно 75% детей имеют предпосылки оптической дисграфии. Оптическая дисграфия - это нарушение письменной речи, проявляющееся в трудностях усвоения и запоминания образа буквы, в смешениях графически сходных букв и их взаимных заменах.
Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер. Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.
В школе оптическая дисграфия проявляется, как трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими:
• замена букв, состоящих из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Щ, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Ш и Т);
• недописывание элементов буквы;
• «зеркальное» изображение букв.

Накопленный практический опыт убеждает нас в том, что если в дошкольном возрасте проводится профилактическая работа по предотвращению оптической дисграфии и дислексии, то в школьном возрасте детям не требуется логопедическая помощь. Отсюда следует, что нужно сделать всё возможное для того, чтобы исключить предпосылки оптической дисграфии и дислексии до начала обучения в школе.
Шаг 2. Совместное выполнение игровых упражнений.
Слово учителя-логопеда.
Предлагаю Вашему вниманию следующие игры и упражнения, способствующие запоминанию зрительного образа буквы, что является одним из условий предупреждения оптической дисграфии. Данные игры можно применять как на занятиях по обучению грамоте, так и в свободное время, и в домашних условиях. (Логопед описывает каждое упражнение, затем совместно с участниками мастер-класса выполняет его).
Игры и упражнения:
1. «Из чего состоит буква?»
Внимательно рассмотреть букву. Сказать, из каких элементов она состоит (круги, полукруги, палочки и т.д.) Назвать количество этих элементов. Рассказать об их расположении.
2. «На что похожа буква?»
Внимательно рассмотреть букву. Пофантазировать, на какие предметы похожа заданная буква. Например, буква «В» похожа на очки, буква «Г» - на кочергу и т.д. Найти такие предметы в комнате (группе) и обвести их пальчиком.


3. «Буква на ладошке»
Ребёнок держит руку ладонью вверх. Глаза ребёнка закрыты. Взрослый «печатает» загаданную букву на ладошке ребенка, а ребёнок должен её угадать (буква не должна быть перевёрнутой или отражённой). «Печатать» на ладошке можно пальцем, кончиком карандаша, кисточкой  и т.д.

4. «Буква на спине»
Ребёнок поворачивается к взрослому спиной. Взрослый «печатает» на спине ребёнка загаданную букву (буква не должна быть перевёрнутой или отражённой), а ребёнок должен её угадать. «Печатать» букву можно также пальцем, кончиком карандаша, кисточкой и т.д.

5. «Буква из пальчиков»
Внимательно рассмотреть букву. Составить её из пальчиков одной руки или двух рук одновременно. Можно также составить букву из двух пар рук (с участием взрослого или ещё одного ребёнка). Следить, чтобы элементы буквы были повёрнуты в нужную сторону.

6.      «Строители»
Подумать, как с помощью собственных рук и ног можно изобразить букву (придумать несколько вариантов). Букву также можно построить вдвоём, втроём и т.д.


  

7. «Воображаемая буква»
«Печатаем» заданную букву в воздухе пальчиком, всей рукой, ногой, носом, глазами. Важно, чтобы при «печати» буквы глазами ребёнок не шевелил головой. Движения выполняются только глазами.
8. «Найди букву»
Найти букву на специальной картинке, насыщенной зрительными образами букв.
9. «Найди букву среди других букв»
Найти заданную букву в тексте книг или в заранее подготовленном материале (например, на карточках с напечатанной строкой различных букв).

10. «Мини-строители»
Внимательно рассмотреть или вспомнить букву. Выложить букву из мелких деталей – макарон, крупы, бусинок, пуговиц, конструктора, палочек, ниток и т.д.


Данные  упражнения следует проводить в виде игры. Они помогут ребёнку создать в своём воображении устойчивые образы букв, несмотря ни на какие «помехи». Это и будет являться наилучшим способом профилактики оптической дисграфии.

Шаг 3. Подведение итогов мастер-класса, рефлексия.
Посмотрите, пожалуйста, на картинку с изображенной пирамидой и отметьте, на какой ступени Вы находились, или ощущали себя, во время проведения мастер-класса.
Всем спасибо за работу!
(Учитель логопед выдаёт каждому родителю заранее подготовленный буклет)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Наши дети говорят
Опубликовано: 986 дней назад (22 марта 2014)
Просмотров: 1481
Рубрика: Конспекты
+4
Голосов: 4
Марина Александровна Горбачева # 22 марта 2014 в 17:00 0
спасибо за такую интересную тематику, замечательные игры и упражнения, которые позволяют в игровой форме научить ребенка буквам, очень хорошо, что все это сопровождается наглядным материалом (фотографиями), творческих вам успехов)))
Ольга Ивановна Марченко # 22 марта 2014 в 17:34 0
Очень интересный мастер-класс, прекрасные игры .Спасибо. Мой голос!
Елена Викторовна Гетманская # 22 марта 2014 в 18:02 0
Мой второй голос за прекрасный материал!
Ирина Васильевна Федотова # 22 марта 2014 в 18:40 0
Александра Юрьевна!!! Спасибо за очень интересный мастер-класс! Мой голос вам!
Марина Хамзаевна Баталова # 22 марта 2014 в 20:10 0
Спасибо, интересный материал!
Наталья Михайловна Пийтер # 22 июня 2014 в 13:24 0
Мне тоже очень понравилось!Умничка!И фотографии хорошо представляют игры и упражнения!Мой голос!
Наталья Михайловна Пийтер # 22 июня 2014 в 13:24 0
Мне тоже очень понравилось!Умничка!И фотографии хорошо представляют игры и упражнения!Мой голос!
Анна Павловна Фещенко # 29 октября 2015 в 18:05 0
Много хороших игр по обучению грамоте! Фотографии дополняют теоретический материал! Спасибо!