Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Актуальность формирования ценностного отношения к русскому языку

Актуальность формирования ценностного отношения к русскому языку.
Автор: Бугров Алексей Евгеньевич
место работы:Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Лицей № 1557"

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Анна Андреевна Ахматова – поэтесса, писатель, литературовед,
литературный критик, переводчик

Что такое язык? Это не набор символов, а живой организм, живо откликающийся на любые изменения в окружающем мире. А что такое язык для каждого человека? Это первые слова, это возможность общения, связь с миром, память поколений. Не владея родным языком, невозможно быть частью общества, частью своей страны, понимать особенности своего народа и своей истории. Только понимая, какое значение имеет язык для человека, а особенно язык той страны, в которой человек живёт, можно стать полноценным членом общества.
Когда же закладывается отношение к языку? Конечно в детстве, с самого рождения ребёнок попадает в мир общения, он окружён голосами родных, родным языком. К сожалению, на сегодняшний день существует проблема воспитания ценностного отношения к русскому языку. Находясь ежедневно в родной языковой среде, ребёнок часто слышит исковерканные слова, неверное употребление выражений и различные речевые ошибки, пользуясь интернетом, дети читают различные тексты, также содержащие в себе ошибки. Даже в средствах массовой информации нет жёсткого контроля за речью и текстами. Поэтому задача взрослых, окружающих ребёнка, помочь детям овладеть классическим русским языком и сформировать ценностное к нему отношение. Кроме того дети, изучающие русский язык как иностранный, должны увидеть его красоту, понять важность владения русским языком для каждого человека, проживающего на территории нашей страны, т.к. без знания языка невозможно стать полноценным членом общества.
Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание», «Родина» и др. А так же совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство» и др., когда само отношение выступает в качестве ценности.
Понятие «ценностное отношение», появившееся в отечественной педагогике сравнительно недавно, хорошо «встраивается» в ряд понятий традиционных для российской культуры.
Русская народная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатства культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, Н.М. Карамзина, Д.С. Лихачева. Русский язык становится первым и главным инструментом познания родной культуры, истории своей страны, своего народа.
В наше время в педагогике понятие ценность определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, интересов, направленных на достижение общественных целей.
В философском словаре дано такое определение: «Ценности - сᴨецифически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное и отрицательное значение для человека и общества». В этом определении говорится о положительном или отрицательном значении ценности.
Исходя из этих определений, можно с уверенностью сказать, что русский язык является неоспоримой ценностью.
Рассматривая ценность русского языка, нельзя забывать великое литературное наследие нашей страны. Невозможно оценить благозвучность стихов великих русских поэтов, глубину мысли великих русских писателей, не владея русским языком. Помимо нравственной и философской составляющих, литературное наследие позволяет читателю наблюдать развитие русского языка, его изменения с течением времени. Здесь нужно подчеркнуть неразрывную связь развития языков на фоне исторических изменений, интереснейшую тему заимствований, этимологию слов.
Что происходит с русским языком сегодня? Как меняется строй языка? Как отражает речь современные изменения? Все эти вопросы подразумевают глубокий анализ и исследовательскую работу, но учитель может заинтересовать ими школьника, дать возможность ученикам в меру своего жизненного опыта и исследовательских возможностей ответить на них.
Невозможно сформировать ценностное отношение к русскому языку, не показав школьнику красоту языка, его величие. Уроки русского языка, литературы дают возможность учителю развить интерес к самостоятельному, глубокому изучению родного языка, т.к. в рамках школьной программы и урока не всегда есть возможность более подробного рассмотрения того или иного языкового явления.
Работая над формированием ценностного отношения к русскому языку у младших школьников, необходимо учитывать их возрастные особенности, т.к. именно в этом периоде у ребёнка формируется отношение к учёбе в принципе и первостепенная задача учителя - научить детей учиться, т.е. добывать знания. В то же время этот период школьного обучения даёт огромный простор для знакомства учеников с русским языком не только как со школьным предметом, но и как с достоянием своего народа, его гордостью.
Понимая, что в современном мире ребёнок часто окружён неграмотной речью, исковерканным использованием тех или иных слов, учителю необходимо в первую очередь самому владеть русским языком и русской речью и стараться не допускать ошибок и уметь мотивировать своих учеников к устранению ошибок в их собственной речи.
В младшем школьном возрасте очень хорошим способом решения этой проблемы является, конечно, игровая форма. К примеру, можно вместе с учениками просмотреть статьи и устроить соревнование на поиск речевых ошибок. Современные дети очень рано овладевают компьютером и умеют пользоваться интернетом, этот фактор можно также использовать для формирования ценностного отношения к русскому языку. Можно дать задание найти происхождение и значение тех или иных слов, разобрать значение современных сокращений, которыми пользуются дети, и показать красоту классического русского языка в сравнении с разговорным. Также можно помочь ученикам освоить эпистолярный жанр и провести конкурс писем для разных адресатов, здесь могут быть и сказочные герои и исторические личности, всё зависит от конкретного класса и интересов детей.
Так в чём же ценность русского языка? Это благозвучие, красота и напевность речи, конечно русский фольклор, часто непереводимый на другие языки в силу своей многозначности, русская литература и поэзия, и особенно история развития языка, которая неотрывно связана с историей русского народа. Русский язык – это гордость и величие России.
Подводя итог вышесказанному, нужно сказать, что современные дети остро нуждаются в формировании ценностного отношения к русскому языку и современный учитель имеет возможность удовлетворить эту потребность и должен это сделать, т.к. русский язык связывает ребёнка с русским народом, русской историей, русской культурой и даёт возможность стать полноправным и достойным членом современного общества.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Иван Сергеевич Тургенев – поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности

Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как:
приблизительно, неточно, неверно.

Алексей Николаевич Толстой – писатель, поэт, драматург, публицист

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,—
для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Константин Георгиевич Паустовский – писатель

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Опубликовано: 2696 дней назад (11 ноября 2016)
Просмотров: 3037
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!