Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие для начальной школы с презентацией «Золотое кольцо» России

Автор: Чекарева Алена Алексеевна, учитель начальных классов, МОУ СШ №2 г.Ярославль
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия для начальной школы: «Золотое кольцо» России. Данный материал будет полезен учителям начальной школы. Конспект занятия можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время.
Внеклассное мероприятие для начальной школы
Тема: «Золотое кольцо» России.
Цель занятия: познакомить детей с достопримечательностями древних городов (Сергиев Посад, Ростов Великий, Ярославль, Кострома), вошедших в Золотое кольцо России.
Задачи:
Образовательные:
- расширять кругозор учащихся в области исторических ценностей древних городов России.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы, через ответы учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, через рассказ учителя.
Формируемые УУД:
личностные:
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
регулятивные:
- умение проговаривать результаты своей деятельности;
- формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- прогнозировать предстоящую работу;
- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
- умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
- на основе анализа объектов делать выводы.
коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение слушать и понимать других.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ресурсы: презентация «Золотое кольцо» России, «Листок юного путешественника», веер, видеозапись «Достопримечательности Ростова», фонограмма колокольного звона, смайлики.
Ход занятия:
1. Целеполагание
Здравствуйте ребята. Улыбнитесь друг другу. Сегодня мы проведем первое занятие кружка «Юный краевед».
- Тема нашего занятия «Золотое кольцо» России. (слайд)
- Недавно у вас были каникулы. Расскажите, как вы отдыхали во время каникул?
- Сегодня мы узнаем с вами ещё об одном способе отдыха. Для этого давайте отгадаем шифровку. Цифра-это порядковый номер буквы в русском алфавите, которая зашифрована. (слайд)
20 21 18 10 9 14
- Правильно, Что вы знаете о туризме? Кто такие туристы? (Туризм - путешествие по странам и городам с целью увидеть памятники старины природу, красивые места)
- Путешествуя, туристы не только узнают много интересного, но и укрепляют свое здоровье. Как? (Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, а находясь в пути туристы много двигаются)
- Каким видом транспорта могут пользоваться туристы? (Автомобиль, поезд, теплоход,
лошадь, лыжи, пешком, велосипед, мотоцикл)

- Какие из них являются наиболее полезными для здоровья?
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в туристическую поездку. А вот на чём, вам нужно отгадать. (слайд)
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.)
- Правильно, это автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на Золотом кольце.
- Почему кольцо? И почему Золотое? (Предположения детей) В конце занятия вы сами сможете ответить на эти вопросы.
- Сегодня мы будем с вами рассматривать достопримечательности, наблюдать, исследовать, изучать тайны древних городов России. Это значит, мы не простые с вами путешественники, мы путешественники – исследователи! Как и в любом путешествии, нам понадобится маршрут нашего путешествия.

2.Обобщение и систематизация знаний
- Посмотрите на доску, это карта «Золотого кольца» России. (слайд)
- Назовите, города, которые входят в «Золотое кольцо» России.
- «Золотое Кольцо» России – это один из самых популярных маршрутов, который объединяет древние города Центральной России: Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Города «Золотого кольца» принадлежат к шести областям: Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Тверской и Ярославской.
- Все они, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры.
Катись, катись, колечко,
По краешку Земли,
От Северного моря
И голубой тайги,
По рощам и долинам
До волжских берегов,
Где древняя Россия
В названьях городов.
Владимир, тихий Углич,
Залесский Переславль,
Жемчужина России –
Нарядный Ярославль.
Ростов Великий, Суздаль
И Сергиев Посад…
Их имена как песня
Народная звучат.
Колечко золотое
Скрепило города.
Здесь матушка Россия,
Здесь русский дух всегда!
«Золотое кольцо» - это название возникло не случайно. Сверкающее кольцо России образуется из прекрасных русских городов северо-восточной Руси. В России они занимают особое место. Здесь складывалось единое русское государство, ставшее потом великой империей. Мы расскажем о нескольких городах, составляющих славу «Золотого кольца».
Путешествие по «Золотому кольцу» начинается в столице нашей Родины - Москве. (слайд)
-А кто уже был в Москве?
- Какие впечатления? Что запомнилось?
- А вы знаете, кто основал Москву? (Юрий Долгорукий в 1147 году)
Едем на северо-восток.
Выполнение упражнения автобус. (приложение 3)
- И вот мы прибываем в город Сергиев Посад. (слайд)
Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь и назвал его Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает «главный», самый важный монастырь на всей Руси. И он действительно был главным. Здесь монахи писали летописи, расписывали иконы. (слайд)
- Сергиев Посад - «столица» русской игрушки.(слайд)Здесь изготовляли игрушки разных видов. Из обычного полена делали резные игрушки. Здесь же производили механические игрушки: дама заводит граммофон, мишка ревет. Широко развивалось производство лепной бумажной игрушки из папье-маше. Особое место занимали Сергиевские куклы. На гербе этого города изображены стена и купол монастыря. (слайд)
- У вас на партах лежит «Листок юного путешественника», ваша задача записать город, т.е Сергиев Посад, написать достопримечательность, которую запомнили и приклеить герб. (Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. Здесь находится большой монастырь Троице-Сергиева лавра)
- Затем наш путь лежит в Ростов. (слайд) Сейчас мы посмотрим видеозапись про достопримечательности Ростова. (видеозапись) (Приложение 2)
- Когда туристы въезжают в город они слышат колокольный звон, а вы услышали его, когда смотрели видеозапись?
- Давайте еще раз послушаем. (Звучит фонограмма колокольного звона)(Приложение 2)
- Какие чувства возникли у вас при прослушивании колокольного звона?
- Церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение.
- Сейчас мы узнаем, откуда разносится этот звон.
- Самая замечательная часть города - Ростовский кремль. 3а белыми стенами кремля видно множество куполов церквей. Их колокола очень мелодично звучат. Ростовские звоны записаны на кассеты, диски и известны во всем мире.
- Ростов Великий славился книжными богатствами, собранными в сокровищнице ростовских князей. Ростов Великий – один из старейших русских городов. Стоит он на живописном берегу озера Неро, сохранившего свое древнее имя, данное ему ещё до прихода на эту землю славянского народа. Город является одним из туристических центров России.
- На гербе города изображен олень.
- Возьмите «Листок юного путешественника», и заполните вторую строку. Какую достопримечательность вы запомнили? (Это один из самых древних городов Золотого кольца. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль)
– Мы снова садимся в автобус и продолжаем путешествие! (слайд)
- А сейчас мы въезжаем в Ярославль. Ярославль - один из самых крупных городов «Золотого кольца». Ярославль раскинулся на высоком берегу реки Волги. Там, где Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, зарубив боевым топором медведя.
- Собор Спасо-Преображенского монастыря – старейшее из сохранившихся зданий Ярославля. (слайд) Он был построен в 17 веке, у собора вытянутые главы и нет ни одного похожего фасада. Церквей в Ярославле много. И каждая - уникальна. Например, церковь Ильи Пророка – визитная карточка города – была построена в середине 17 века. Располагается она в центре старой Ильинской и нынешней Советской площади. (слайд)
- Церковь Иоанна Предтечи— один из знаменитейших памятников ярославской архитектуры. (слайд)
Храм был построен во второй половине 17 века и считался зимним, то есть для служб в холодное время года. Пятнадцать глав церкви разбиты на три группы. Оформление стен церкви заставляет восхищаться. Стены расписаны бесконечным числом библейских сюжетов и за счёт этого храм считается первым в христианском мире по числу стенописных изображений. Позднее была сооружена новая постройка, именно в этом стиле и была выполнена колокольня, состоящая из шести ярусов, а её высота достигает 45 метров. Храм и колокольня считаются самыми высокими в Ярославле. (слайд)
- Возьмите «Листок юного путешественника», и заполните следующую строку. Какую достопримечательность вы запомнили? (Ярославль - один из самых крупный город Золотого кольца. Собор Спасо-Преображенского монастыря – старейшее из сохранившихся зданий Ярославля)
- А сейчас мы въезжаем в Кострому. (слайд) Своё название город получил по имени славянской богини весны и плодородия. Улицы Костромы расположены в виде веера. (слайд) Есть легенда, которая это объясняет: когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город сделали таким необычным.
- Этот город считают родиной Снегурочки. (слайд)
- Гордость Костромы – каменная церковь Воскресения, построенная в средине семнадцатого века. (слайд) У неё богатая и пышная отделка. Особенно хорош храм со стороны парадных ворот ограды. Они немного массивные, но от этого и выглядят царственно и торжественно.
- Возьмите «Листок юного путешественника», и заполните следующую строку. Какую достопримечательность вы запомнили?
Выполнение упражнения автобус. (приложение 3)
- Откройте «Листок юного путешественника» на 3 стр. Ваша задача соединить город с его описанием и гербом.
- На гербе города изображен олень. (Ростов)
- На гербе этого города изображен медведь. (Ярославль)
- Этот город считают родиной Снегурочки. (Кострома)
- Звоны этого города записаны на кассеты и диски. (Ростов)
- Этот город - «столица» русской игрушки. (Сергиев Посад)
- В этом городе расположен собор Спасо-Преображенского монастыря. (Ярославль)
- Здесь находится знаменитая Троице-Сергиева Лавра. (Сергиев Посад)
- Здесь улицы расположены в виде веера. (Кострома)

3. Итог занятия
На этом наше путешествие заканчивается.
-Понравилось ли вам путешествовать?
- Как называют туристический маршрут, по которому мы с вами сегодня путешествовали?
Города старинные
К солнышку лицом,
Для России стали
Золотым кольцом.
- Перечислите города, которые входят в «Золотое кольцо» России.
-Чем славятся эти города? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, красивыми видами, чудесной природой)
-Какие чувства вы испытали? (чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости…)
- Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?
- У вас на партах лежат смайлики, кому понравилось занятие нарисуйте веселый смайлик, кому не понравилось, нарисуйте грустный смайлик. Затем смайлики приклейте к «Листку юного путешественника».
Молодцы ребята, всем спасибо, вы сегодня были внимательные, активными, занятие закончено, до свидания.
Презентация на тему: «Золотое кольцо» России

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению для 2 класса Конспект урока краеведения в 3 классе Развитие познавательного интереса у младших школьников Игра по краеведению для школьников
Конспект урока музыки, 1 класс | Конспект урока ИЗО в 1 классе к 8 марта
Опубликовано: 306 дней назад (5 февраля 2016)
Просмотров: 1190
+1
Голосов: 1
Ксения Константиновна Рогожникова # 5 февраля 2016 в 22:03 0
Здравствуйте,Алена Алексеевна!Мне понравилась ваша работа,внеурочная деятельность у детей это хорошо и разнообразно!Вам мой первый голос!Успехов Вам в Вашей работе! v
Алена Алексеевна Чекарева # 5 февраля 2016 в 22:21 0
Спасибо большое, очень приятно. smile
Ирина Давыдовна Михайлова # 7 февраля 2016 в 13:18 0
Здравствуйте, содержательный материал, с вашего разрешения воспользуюсь им на уроке Окружающего мира. Спасибо, удачи!
Павлова Татьяна Геннадиевна # 8 февраля 2016 в 08:50 0
Актуальная тема на сегодняшний день, воспитание патриотизма детей. Материал содержателен , разнообразен.Спасибо, успехов Вам в Вашей работе!
Алена Алексеевна Чекарева # 8 февраля 2016 в 17:19 0
Спасибо большое smile