Конкурсы для педагогов и детей

Обзор литературы по игровым методикам обучения пению

«Поем, играя!» (Обзор литературы по игровым методикам обучения пению).
Автор: Наумова Алена Борисовна, педагог дополнительного образования, руководитель младшего и подготовительного хора МБУДОД «Детская хоровая школа искусств мальчиков и юношей «Молодость» г. Челябинска.
Материал будет интересен педагогам-музыкантам учреждений дополнительного образования, учителям музыки начальных классов, хормейстерам, музыкальным работникам детских садов, которые заинтересованы в том, чтобы занятия музыкой, хоровое пение приносило детям большое удовольствие, и при этом было обучающим, полезным для формирования навыков. Частично материал будет интересен логопедам. Дефектологам, воспитателям детских садов.
Целью данной работы является показ, знакомство молодых специалистов в области работы с детьми с некоторыми игровыми методиками обучения пению.
Задачи:
1. Рассмотреть игровые методики следующих авторов: В.В.Емельянов и И.А.Трифонова, О.В.Кацер, Н.В.Рыбкиной, Е. и С. Железновых.
2. Сделать краткий анализ и вывод по каждому из источников.
Многие современные педагоги, учителя музыки, хормейстеры, при работе с детьми используют игровые приемы для привития детям вокально-хоровых навыков, но при этом каждый из них собирает материал для этого, что называется, по крупицам. В этой работе мы рассмотрим некоторые пособия, методики, в которых авторы опираются именно на игровой метод развития вокально-хоровых способностей. Рассматривать мы станем только современные методики, конца 20-го века, ведь жизнь не стоит на месте, идет вперед и необходимо двигаться по течению, а не заглядывать в прошлое!
1. Емельянов, В. В., Трифонова Е. Развивающие голосовые игры: методическая разработка по I уровню обучения Многоуровневой обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса» / Тюмень, 2010г.
Думаю, что нет сейчас таких педагогов, хормейстеров, музыкальных работников, которые не слышали бы про Фонопедический метод В.В.Емельянова. Появившаяся в 2010 году разработка по голосовым играм значительно облегчила работу по этой методике с маленькими детьми. В этой методической разработке, небольшой по размеру, приведены два варианта выполнения всех упражнений: абстрактный и конкретный. В работе с малышами мы используем именно конкретный вариант, потому что его всегда можно облечь в игровую форму, поставить перед ребенком конкретную задачу! Ведь гораздо проще сказать ребенку: «спой так, как будто у тебя полный рот и гортань горячей картошки», чем объяснять, что нужно опустить гортань, приподнять верхнее нёбо и послать звук в головной резонатор! В качестве бонуса, в конце этой разработки приведены различные сказки, основанные на этой методике, составленные студентами-учениками Е.Трифоновой.
Игры Е.Трифоновой по системе В.Емельянова помогут нам в развитии качественных показателей голоса: чистота интонации в верхнем и нижнем регистре, увеличение объема и тембральности голоса, расширение диапазона, активизация артикуляционного и дикционного аппарата, навыках глубокого абдоминального дыхания.
Внимание! Использование методики В.Емельянова без прохождения очных курсов у него или его учеников-последователей является опасным для голоса ваших подопечных! Я видела огромное количество загубленных детских голосов, педагоги которых недоумевают: они же прочитали все книжки, прослушали все аудиозаписи, почему же у ребенка пропал тембр и расшатан голос?!

"Выдувание" по системе В.В.Емельянова.
2. Методическая разработка О. В. Кацер «Основы игрового обучения пению»: учебно-методическое пособие / СПб: Музыкальная палитра, 2005г.
Именно эта работа стала для меня отправной точкой в мысли о том, что дети должны учиться в игре, а не в упражнениях и задачах. Главная мысль в этой методической разработке: ребенок абсолютно всему может научиться в игровой форме. Разработка О.Кацер опирается на труды таких маститых пелагогов-хормейстеров, работающих с детьми как К.Орф, З.Кодаи, Г.Струве. В ее разработке мы видим переосмысление методик великих хормейстеров на современный лад. О.Кацер доказывает нам в своей работе, что игровой метод в работе с детьми наиболее действенный для формирования всех необходимых нам навыков, а в качестве бонуса в конце книги дана чудесная сказка про путешествие Язычка, к которой не останется равнодушен ни один ребенок!
Используя методическую разработку О.В.Кацер, мы сможем сформировать у детей навык чистой интонации, воспитаем в них чувство ритма, разовьем их артикуляционный аппарат. Все это мы сделаем в легкой, веселой и непринужденной игровой форме!

Сказка про язычок. "А ротик зевнул, и открылся!"
3. Н.В.Рыбкина «Цикл упражнений при работе с детьми».
В свое время на глаза мне попались три цикла упражнений Н.В.Рыбкиной (самарского педагога), на семинаре которого присутствовал мой педагог по детской хоровой методики. Она-то и привезла нам эти замечательные упражнения, которые очень любят дети.
Дыхательно-звуковая гимнастика (каждый вдох и выдох сопровождается определенным действием).

"Машина поворачивает"
Двигательно-звуковая гимнастика (на каждое движение приходится определенный звук, формируется понятие о регистрах, фальцетном звучании).

"Буратино - Карабас"
Артикуляционные жесты (набор определенных фраз на каждую из гласных (А, О, У, И), сопровождающихся жестами, помогающими в певчески-правильном формировании гласных звуков).
Цикл упражнений Н.В.Рыбкиной поможет нам в игровой форме сформировать навыки правильного дыхания, артикуляции, понятия о регистрах.
Если кому-то будет интереснее подробнее об этом узнать, пишите в комментариях, попробую посвятить этому статью в блоге.
4. Сборники Железновых «Кошкин дом».
Совсем недавно открыла для себя эту методику. Про нее очень много написано в интернете, есть огромное количество записей, отдельный сайт в интернете, видеозаписи уроков. При работе по этой методике прекрасно формируется чувство ритма, а добавление в нее различных мануальных действий (движение руками, похлопывание по коленкам, какой-то поверхности) ведет к развитию мелкой моторики, а значит и к интеллектуальному развитию и формированию речевого аппарата.

Простукиваем ритм мелодии по коленочкам.
Несложные, понятные любому ребенку песенки, используемые в работе, дают возможность работать по этой методике с совсем маленькими детьми, которые делают первые шаги не только на музыкальном поприще, но и просто начинают ходить! Немаловажно, на мой взгляд, то, что все занятия проходят вместе с родителями, что формирует доверительное отношение к ним у ребенка, укрепляет связь между ними!

Итак, мы рассмотрели четыре таких разных, но одновременно похожих игровых методики музыкальной работы с детьми. Используйте ту, что вам ближе, или берите из каждой то, что вам хочется, объединяйте, сочиняйте на этой основе что-то свое, эксклюзивное, ведь главной целью нашей работы является счастливое детство наших подопечных, и их правильное музыкальное развитие. Используя эти методики, ваши дети гарантированно полюбят музыкальные занятия, а значит и будут заинтересованы в дальнейшем продвижении по такой сложно и одновременно интересной музыкальной лестнице!

Рекомендуем посмотреть:

Игровые методы и приёмы для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста Музыкальная гостиная в детском саду Игры и упражнения для формирования вокально-хоровых навыков у детей 4-6 лет Распевание для детей в игровой форме

Похожие статьи:

Обучение детей музыке. Полезные советы и рекомендации для родителей

Изучение нотной грамоты через сказку

Стихи о музыкально-развивающей среде в ДОУ

Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет

Участник №15 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 сентября по 31 октября 2014 года
Игры и упражнения для формирования вокально-хоровых навыков у детей 4-6 лет | Распевание для детей в игровой форме
Опубликовано: 810 дней назад (22 сентября 2014)
Просмотров: 4593
+39
Голосов: 39
Людмила Васильевна Мигунова # 23 сентября 2014 в 00:00 +6
Алена Борисовна! С интересом прочитала Вашу статью. Безусловно все методики заслуживают внимания. Единственно я незнакома с методикой Н.В.Рыбкиной. Но подобные упражнения есть а А.А. Евтодьевой. Это музыкальный руководитель, которая разработала игровые упражнения для развития детского голоса. Но на мой взгляд всё таки у этих методик есть определённые возрастные рамки. Например методикой Емельянова больше пользуются учителя школ. Кстати я и познакомилась с ней именно на конференции в школе. Дошкольникам ближе "Игровая методика" Кацера. Во всяком случае я ей пользуюсь. Но это сугубо мой мнение. Желаю творческих успехов. Примите мой голос.
Алена Борисовна Наумова # 23 сентября 2014 в 06:53 +6
Доброе утро, Людмила Васильевна! Спасибо Вам за отзыв! Обязательно попробую поискать Авдотьеву, очень заинтересовалась. Позволю себе не согласиться по поводу Емельянова. Дело в том, что я работаю в школе мальчиков, которая уже 20 лет живет по его методике, во всех абсолютно коллективах с 4 до 18 лет! Виктор Вадимович совсем недавно к нам приезжал, и приезжает с завидной регулярностью, проводит мастер-классы, слушает педагогов (даже концертмейстеров заставляет арии учить))). Раньше мы начинали работать по его методике с 5-6 лет, когда дети уже хоть что-то могли осмыслять, а сейчас, когда появилась целовая игровая книжка, Виктор Вадимович разрешил нам работать с 4-х лет. Самое главное - нельзя до 6-7 лет делать упражениня второго уровня, только 1-го, который доречевой!
Светлана Николаевна Крючкова # 23 сентября 2014 в 08:29 +8
Алена Борисовна, спасибо за обзор представленных методик, описание которых пригодится многим музыкальным руководителям и творческим , которых интересуют вопросы пения. Спасибо за ценные советы и рекомендации. ведь только на собственном опыте можно говорить о плюсах и минусах той или иной методики,подходящий для детей. Впервые открыла для себя методику Кацера. Заинтересовали. Мой голос!
Алена Борисовна Наумова # 23 сентября 2014 в 08:35 +6
Светлана Николаевна, спасибо вам за комментарий! Кацер - это женщина! у нее очень интересная методика, которая есть в свободном доступе с интернете! думаю, что все будет ее интересно почитать, не только музыкальным руководителям!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 23 сентября 2014 в 09:23 +8
Здравствуйте, Алена Борисовна!Спасибо большое за приглашение. С интересом прочитала очередную познавательную Вашу статью. Думаю, что обзор представленных методик пригодится музыкальным руководителям. На фотографиях детки Ваши просто чудо. Спасибо, что делитесь с коллегами своими наработками. Желаю дальнейших успехов. Примите мой голос.
Ирина Викторовна Бестик # 23 сентября 2014 в 10:01 +6
Здравствуйте,Алена Борисовна! Ваш материал очень полезен и познавателен. Вы познакомили своих коллег с методикой вашей работы. Благодаря этой методики дети достигают больших успехов в хоровом и вокальном пении. Тем более вы работаете с маленькими детьми и здесь без игр невозможно, поэтому талантливый педагог ищет и знакомится с разными методиками обучения. Включает их в свою работу, добавляя при этом из своего опыта работы. И только тогда можно достичь хороших результатов. Желаю вам успехов в работе.
Ольга Анатольевна Литвиненко # 23 сентября 2014 в 13:19 +6
Здравствуйте, Алёна Борисовна! Спасибо за приглашение. Вы познакомили коллег с разными музыкальными методиками и даже показали, как Вы их используете в своей работе. Думаю, что Ваш материал может пригодиться многим музыкальным руководителям. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Светлана Владимировна Бузмакова # 23 сентября 2014 в 13:21 +6
Алена Борисовна! Прочитала Вашу познавательную, интересную статья, в которой представлен обзор методик для развития детского голоса. Эта работа безусловно пригодится музыкальным руководителям. Спасибо за приглашение.
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 23 сентября 2014 в 13:59 +6
Алена Борисовна, огромное спасибо за приглашение Перечитала с интересом Ваш материал. Вы очень увлеченный человек. Думаю, что свою любовь к музыке Вы передаете своим детям, а это здорово! Творческих успехов Вам!!!
Любовь Викторовна Горобцова # 23 сентября 2014 в 14:09 +6
Спасибо, Алла Борисовна, за приглашение! Я тоже использую методику Железновых, Кацер, а о фонопедическом методе Емельянова читала, частично знакомились на курсах. Я тоже считаю, что играя с детьми, можно добиться наибольших успехов. Спасибо за материал, обязательно голосую.
С уважением, Л.В.
Вера Викторовна Янченко # 23 сентября 2014 в 14:39 +10
Добрый день, Алла Борисовна! Познакомилась с Вашей новой публикацией, хорошо оформленный, познавательный, для нас не специалистов, и очень полезный материал для педагогов по специальности! Я в данных методиках не очень компетентна, но было интересно познакомиться с ними, из фотоматериала, видно, что мальчики очень добросовестно и четко выполняют все Ваши рекомендации, и, конечно же, очень чудесно смотрятся они уже в концертных бабочках, я так понимаю, на выступлении! Это очень хорошо, что Вы делитесь своим опытом с нами, из комментариев видно, что заинтересованных педагогов немало! Голосую +1! Удачи Вам!
Надежда Владимировна Рябиченко # 23 сентября 2014 в 17:40 +4
Елена Борисовна, спасибо за приглашение ознакомиться с Вашим новым материалом - обзором литературы по игровым методикам обучения пению. Думаю, данной разработкой воспользуются многие специалисты в области музыки, работающие с детьми. Хочу сказать, что очень интересный обзор игровых методик Вы представили нашему вниманию. Благодаря данным методикам можно добиться больших успехов в обучении детей пению. Спасибо за интересный материал! Мой голос.
Елена Александровна Беляева # 23 сентября 2014 в 17:44 +4
Спасибо за предоставленный материал, очень интересно было познакомиться с предлагаемыми методиками. Интересные фотографии, Ваши мальчики старательно всё выполняют. Думаю многим будет полезен данный материал. Спасибо. Примите голос.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 23 сентября 2014 в 17:52 +3
Алл Борисовна спасибо за приглашение. Ваш материал о методиках обучения пению познавательный, с методикой Железновых знакома, проводим различные пальчиковые игры и игровые упражнения. С остальными не сталкивалась. Если Вам не составит труда хотелось бы что бы Вы поделились своим полезным материалом. Буду Вам признательна. Успехов Вам и творческого вдохновения. Голосую +1.
Алена Борисовна Наумова # 23 сентября 2014 в 20:20 +2
Татьяна Николаевна, спасибо! обязательно поделюсь! вот сейчас дозрею пару дней, и поделюсь!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 23 сентября 2014 в 18:27 +3
Добрый вечер, Алёна Борисовна!
Спасибо за приглашение вновь познакомиться с опытом вашей работы. Познакомившись с предложенным вами материалом, я пришла к выводу, что вы педагог, который очень любит свою работу и старается подойти к обучению детей разносторонне. Ваши игровые методики не только обучают основам правильного пения, но и оздоравливают детский организм. Безусловно, информация полезная и заинтересовала многих педагогов дошкольных образовательных учреждений. Успехов в вашем труде! Голосую+1
С уважением, Т.Н.
Ирина Александровна Подольская # 23 сентября 2014 в 19:40 +3
Добрый вечер, Алёна Борисовна. Спасибо за приглашение ознакомиться с Вашей статьей. Статья имеет, бесспорно, практическую ценность для музыкальных работников. Фотографии ваших детей, демонстрируют и доказывают, что Вы с большим удовольствием занимаетесь с детьми. Они счастливы, им нравится. Если начинать развивать творческие способности у детей уже в столь раннем возрасте, то через несколько лет Вы будете счастливым педагогом, который вместе со своими воспитанниками путешествуют по миру с концертами. Успехов. Примите мой голос.
Ольга Важова # 23 сентября 2014 в 20:05 +4
Алена Борисовна! Спасибо за интересную статью, она безусловно будет интересна музыкальным руководителям.
Раиса Ивановна Больба # 23 сентября 2014 в 20:40 +4
Алена Борисовна! Из комментариев видно, что многие заинтересовались методиками, которыми Вы пользуетесь. Я далека от музыки и не могу оценить методики, но то, что Ваша статья будет полезна музыкальным руководителям, не вызывает у меня сомнения. Удачи Вам!
Валентина Анатольевна Бронская # 23 сентября 2014 в 22:02 +6
Алла Борисовна! Ваша публикация познавательная, качественные фото. Наверняка заинтересует музыкальных преподавателей. +1
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 23 сентября 2014 в 22:51 +7
Алёна Борисовна, спасибо за приглашение на очередное знакомство с Вашей методикой. По фото видно, что она способствует развитию положительного эмоционального настроя детей. К сожалению, я не музыкант, и не знаю всех тонкостей обучению музыке, но для постановки голоса опять же возьму на заметку некоторые приёмы. Творческих Вам успехов, +1!!!
Валентина Николаевна Мельникова # 23 сентября 2014 в 22:56 +7
Алёна! Спасибо за приглашение! Последняя фотография в вашем фотоотчете вдохновляет!! Необыкновенно хороши ваши дети!! Дальнейших творческих успехов!!!+1!
Ирина Юрьевна Ручина # 23 сентября 2014 в 23:46 +7
Алена Борисовна, спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашими музыкальными методиками. Очень познавательный материал, который пригодится многим музыкальным работникам. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Вера Александровна Орехова # 24 сентября 2014 в 06:10 +7
Алена Борисовна, спасибо за приглашение. Вы просто молодец, интересный представили материал, думаю многим музыкальным работникам пригодится в работе.Ведь для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения доставляют детям много радости, так как в таких играх все дети чувствуют себя успешными. Спасибо за предложенные методики обучения пению. Примите мой голос +1. Желаю удачи!!!
Мария Михайловна Донюш # 24 сентября 2014 в 07:37 +6
Я, конечно, далека от музыки, но... мне очень понравилось! Вашим деткам повезло: у них прекрасный учитель!!! Творческих успехов Вам и дальнейшего развития!
Светлана Николаевна Никишова # 24 сентября 2014 в 09:59 +6
Спасибо за интересный и полезный материал.Игры, упражнения создают возможность для успешного обучения детей.
Инна Владиславовна Соколовская # 24 сентября 2014 в 21:56 +17
Жил на свете рыжий мишка,
Не любил читать он книжки,
В школу мишка не ходил,
Только мед он есть любил.
Вот однажды утром рано
Он присел на край дивана,
И решил учиться петь
И давай медведь реветь.
Испугались все в округе,
Что случилось, что за звуки,
Заяц думал что скандал,
Сразу в обморок упал.
У лисичек - у сестричек,
Слезки капают с ресничек,
Волк пустился наутек,
Ёж забился под пенек.
Стало белке не до смеха,
Растеряла все орехи…
Прилетел лесной комарик,
На большом воздушном шаре,
И никак он не поймет,
От чего ж медведь ревет?
Может мишка заболел,
Может меду переел,
Может доктора позвать,
Уложить его в кровать.
Может грелку на живот,
Та согреет – боль пройдет.
Может дать ему микстуру,
Чтобы сбить температуру?
Мишка, мишенька, медведь,
Ты заканчивай реветь,
Расскажи нам, в чем беда,
Отвечал медведь тогда…
Не зовите докторов,
Совершенно я здоров,
Просто я учился петь,
А уж вовсе не реветь.

Алена Борисовна, Вы подобрали интересный материал по обзору литературы по игровым методикам обучения пению. Вхождение ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Дети интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. Алена Борисовна, ваш обзор литературы по игровым методикам обучения пению с представленными фотографиями показывает, что игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Спасибо за приглашение посетить Ваш блог. Ждем новых работ. Творческого Вам вдохновения!
Алена Борисовна Наумова # 24 сентября 2014 в 22:02 +3
спасибо, Инна Владиславовна! завтра же на уроки своим мелким прочитаю этот стишок, очень здоровский!))) и спасибо за столько подробный отзыв!
Елена Алексеевна Перзашкевич # 26 сентября 2014 в 22:55 +5
Алёна Борисовна! Спасибо за приглашение. Ваша статья заслуживает внимания. Игра основной и ведущий вид деятельности для детей. В игре дети имеют возможность проявить активность, реализовать свои возможности.Самое главное интерес. Голос! Удачи!
Тамара Александровна Новичкова # 26 сентября 2014 в 23:11 +3
Здравствуйте, Алёна Борисовна! Спасибо за приглашение. Читала представленный вами материал и восхищалась вашим педагогическим мастерством, энтузиазмом, с которым вы работаете с малышами. Чувствуется, что вы отличный педагог, любите свою профессию. Вашим мальчишкам повезло! А они у вас такие забавные! Очень добросовестно выполняют все игровые упражнения и как настоящие артисты уже выступают на сцене. Материал оформлен грамотно, с яркими фото. Статья имеет практическую ценность для музыкальных работников. Удачи вам в конкурсе! +1
Наталия Генчева # 27 сентября 2014 в 13:37 +2
Алена Борисовна, спасибо за приглашение. Очень познавательный материал.Пригодится многим музыкальным работникам, руководителям вокальных кружков.Буду рекомендовать Ваш материал коллегам. Творческих Вам успехов. Мой голос. +1!!!
Лариса Викторовна Борисова # 30 сентября 2014 в 23:22 +2
Спасибо за интересный материал! Мой голос.
Любовь Анатольевна Судьбина # 1 октября 2014 в 08:57 +2
Алена Борисовна, замечательно , что Вы продолжаете знакомить коллег со своей методикой развития и становления детского голоса, развития самого ребенка по законам здоровьесбережения! Фотоматериалы (хорошего качества) наглядно демонстрируют применение на практике Вашей методики . Как показывают отзывы, то некоторые игры и упражнения доступны для использования воспитателями в своей работе. Несомненно, что сравнительный анализ исследуемых и применяемых Вами методик расширяет кругозор коллег и профессиональную палитру специалистов. Хорошо, что Вы особо отметили, что не все может быть применено лишь по прочтению, поэтому ко многим вещам нужно подходить с определенной профессиональной подготовкой (так же, как, чтобы психологом стать, недостаточно просто много книжек прочесть, есть много профессиональных нюансов).
Спасибо за интересный материал, желаю успеха!
С уважением Л.А.
Ирина Котова # 6 октября 2014 в 20:39 +1
Алена Борисовна, спасибо за приглашение! Интересный и полезный материал для музыкальных руководителей, особенно начинающих. Желаю успехов! +1
Елена Викторовна Афанасьева # 12 октября 2014 в 20:05 +1
Благодарю за приглашение!Ваш материал интересный и очень полезный,замечательная помощь для музыкальных работников,Примите мой голос!Желаю творческих успехов!
Матаева Татьяна # 6 ноября 2014 в 14:51 +1
Спасибо за материал. Для себя взяла многое. О некоторых методиках не знала.Спасибо. Удачи!
Зинаида Найш # 2 декабря 2014 в 23:19 0
Доброй ночи!
Ужасно понравилось!
Хочу посоветовать Ваш материал,
нашему музыкальному руководителю.
Мой голос!+1