Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по литературному краеведению 5 класс

Урок. А. Л. Вальдю. «Друг зверей и птиц».
Класс 5
Продолжительность урока: 45 минут
Тема раздела: Человек и природа
Номер урока в данной теме: 2
Цели:
• познакомить учащихся фактами биографии писателя, с героями сказки;
• учить анализировать произведение, постигать его глубокий смысл.
• воспитывать любовь к родному краю, к творчеству писателей Дальнего востока
• развивать коммуникативные навыки.

Формы и методы работы на уроке, используемые технологии (элементы технологий): беседа, анализ произведения, самостоятельная поисковая работа, самостоятельное целеполагание элементы технологии критического мышления: «чтение с взаимоопросом», синквейн, творческое домашнее задание.
Оборудование: диск с записью звуков леса, компьютерная презентация.
Эпиграф:
За добро природа всегда платит добром
Ход урока
1. Орг. момент
2. Тема урока. Целеполагание (включается диск с записью лесных звуков)
Учитель: Ребята, слышите, птички поют, а вот дунул ветерок, зашелестели листья.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о природе).
Ребята, посмотрите на доску, прочитайте слова эпиграфа. Как вы их понимаете?
Приведите примеры художественных произведений, случаи из жизни, которые можно отнести к словам эпиграфа.(ответы)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с ульческой сказкой, в которой тоже раскрывается идея доброго отношения к природе.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на тему урока-« Алексей Леонтьевич Вальдю. Сказка «Друг зверей и птиц».
Учитель: Давайте сформулируем цели нашего урока. Чем мы сегодня будем заниматься? (познакомимся с некоторыми фактами биографии писателя, прочитаем его сказку «Друг зверей и птиц», подумаем, чему учит это произведение, какие выводы можно сделать после прочтения сказки)
Запишите тему урока в тетрадь.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, посмотрите на портрет первого ульческого писателя Алексея Леонтьевича Вальдю. Он родился в 1915 году в селе Монгол Ульческого района Хабаровского края. (презентация).
Дома вам нужно было самостоятельно поискать информацию о писателе в библиотеке, в интернете. Что вы можете сказать о жизни и творчестве этого писателя. (дети по очереди называют по одному предложению). (их ответы сопровождаются презентацией).
Учитель: Молодцы, ребята! Теперь давайте обобщим все, что было сказано. Откройте хрестоматию по Дальневосточной литературе на странице 20. Давайте прочитаем статью, с которой предлагают нам познакомиться авторы хрестоматии. Отметьте на полях восклицательным знаком информацию, которая для вас стала новой.( самостоятельное чтение статьи об писателе).
Учитель: Что нового вы узнали? (отвечают)
Учитель: Ребята, в статье вы прочитали такие строчки: «Вы познакомитесь с древними обычаями ульчей. Вам откроется мудрая душа народа, его готовность к самопожертвованию во имя добра». А что же это за народ такой Ульчи? Об этом нам расскажет (____________). (небольшое сообщение ученика о народе).
Учитель: Какими вы представили ульчей? Какие качества отличают этих людей? (огромная любовь к родной земле, природе, справедливость, доброта, верность и т.д.).
4. Чтение, осмысление и анализ сказки. (звучат птичьи голоса, шелест листьев, журчание ручья).
Учитель: Давайте познакомимся со сказкой ульческого писателя А. Л. Вальдю. (2 ученика читают по абзацу, после каждого абзаца задают друг другу вопросы,(взаимоопрос) остальные следят по тексту.) ( в тексте 6 абзацев, работают 12 учеников).
Словарная работа.
Учитель: Посмотрите на экран, вам в тексте встретятся незнакомые слова, давайте посмотрим, что они обозначают.
Боекон-медведь, юкола-вяленая рыба.
Пример работы с текстом:
Жили в одном стойбище два мальчика. Одного звали Улэн, другого Оркин. Улэн никогда не стрелял из лука по пташкам, всех зверушек и пташек кормил, когда зимой им было трудно корм доставать. Оркин-озорник был, в птиц из лука стрелял, в бурундуков, в белок камнями швырял. Улэн в большой дружбе жил с птицами и зверями. Оркина птички и зверушки боялись.
Примерные вопросы: Как звали мальчиков? Где они жили? Какой мальчик бережно относился к зверушкам и птичкам? Кто стрелял в птиц из лука?
и т.д.
Анализ текста.
Выявление первоначального восприятия.
1. Что вам понравилось в сказке, а что-нет?
2. Кто является героями сказки?
Учитель: На доске нарисована таблица, начертите ее в тетрадь и выполните предложенное задание.
Задание: Охарактеризуйте героев произведения, запишите их нравственные качества.
Улэн-
Оркин-
Учитель: Ребята, давайте проверим работу.(несколько человек зачитывают свои записи, учитель с другими учениками корректируют)
Учитель: В чем разница между Улэном и Оркином?
Докажите примерами из текста, что за добро природа всегда платит добром.
Как отношение к природе помогает мальчикам?
Чему научил Оркина поход за черемшой? Чему нас учит эта сказка?

5 Рефлексия. Составление синквейна. (каждый ученик самостоятельно на отдельном листочке).
Учитель: Ребята, давайте послушаем несколько синквейнов.
6.Домашнее задание. Нарисовать обложку к сказке.
Найти пословицы, о том, что за добро природа всегда платит добром.
7. Выставление оценок.

Рекомендуем посмотреть:

Итоговое занятие элективного курса в 5 классе на тему «Мой дом-моя школа» Рассказ по краеведению для учащихся 5-6 классов
Методы и приемы работы по развитию орфографической зоркости и навыков грамотного письма | Проект по русскому языку. Синонимы и антонимы в просторечной лексике
Опубликовано: 866 дней назад (24 июля 2014)
Просмотров: 2241
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!