Конкурсы для педагогов и детей

"Психология" последней парты. Что это такое?


Можно ли ребёнку, который не может справиться с неусидчивостью и рассеян, сидеть за последней партой?
Насколько «последняя» парта влияет на успеваемость и другие «благополучные» показатели?

Положение дел может быть обусловлено неврологией ребенка, а может носить характер личностных особенностей в сочетании с неврологией. Чтобы исключить (либо подтвердить) синдром дефицита внимания и минимальные мозговые дисфункции, необходимо ребенка обследовать у врача.

Что касается «психологии» последней парты, то здесь тоже есть свои особенности. Часть из них зависит от ребенка, часть – от учителя. На последней парте ребенку часто кажется, что он менее заметен учителю, он в меньшей степени вовлечен в учебный процесс. Происходящее у доски кажется далеким и не имеющим отношения к самому ребенку. С последней парты бывает трудно удерживать фокус внимания на доске, тем более, что гораздо ближе появляются значительно более привлекательные объекты.

Вот Петя с третьей парты прицепил Васе со второй на спину записку «Иго-го!». А вон Лена с ряда у окна пытается не шуршать шоколадной оберткой, а у нее ничего не получается: я внимательный, я заметил! Другими словами, между ребенком с последней парты и доской значительно больше отвлекающих объектов, чем между доской и тем, кто сидит на первой парте. Следовательно, учебная мотивация ученика за последней партой, чтобы его успеваемость была на должном уровне, должна быть в разы выше, чем у «приближенных» к доске одноклассников.

Если ученику, который долгое время сидел на последней парте, предложить на некоторое время занять место учителя, он, как правило, бывает удивлен тем, насколько хорошо виден класс с учительской кафедры. Учитель в силу личностных особенностей также может отсекать части класса в работе. Например, очень показательна работа класса, когда учитель ходит по рядам: ученики началки обычно с усиленным рвением начинают работать, когда учитель приближается к ним, а уж если останавливается... Даже не заглядывает в тетрадь, просто проходит мимо.

В методике преподавания есть прием мотивации и включения ребенка в учебный процесс путем объяснения нового материала от его парты. Учитель может просто стоять рядом с партой, либо обозначить в еще большей степени свое присутствие, положив руку на парту.
Включенность ребенка в объяснение нового материала может стать запредельной, если учитель апеллирует к нему как к эксперту.

Другой вопрос, что до последней парты учитель часто не доходит, материал объясняет, обращаясь к ученикам первых парт. Вспомните школьное детство и быстро без раздумий ответьте на вопрос: кто сидит на первой парте? Ответ: отличник, учительский любимчик.

Обычно школьный психолог учителю начальной школы рекомендует ротацию детей в классе. В первом классе это могут быть и еженедельные пересадки, затем более редкие, например, раз в четверть. Тогда каждый ребенок посидит за каждой партой, и у учителя не возникает застывшей картинки класса. В первом классе все дети – малыши, которые хотят учиться, хотят быть ближе к учителю, быть в фокусе его внимания, независимо от того, насколько их голова возвышается над партой.

Рекомендуем посмотреть:

Консультирование родителей на тему «Успеваемость школьников» Как развивать внимание школьников. Советы для родителей Рекомендации родителям. Как сохранить здоровье школьников Консультация для родителей школьников. Маршрут выходного дня
Как повысить обучаемость и способности школьника? | Уходить ли из школы после 9 класса?
Опубликовано: 776 дней назад (26 октября 2014)
Просмотров: 849
+3
Голосов: 3
Екатерина Рауш # 26 октября 2014 в 16:02 +1
Добрый день! очень познавательная информация, что касается ротации в классе- это просто необходимо. Иногда просто забывают про значимость пересадки детишек! Желаю Вам успехов в Вашей работе. +1 голос
Евгения Анатольевна Шатунова # 26 октября 2014 в 17:08 0
хороший материал, буду использовать в своей работе, спасибо!
Елена Александровна Володина # 26 октября 2014 в 18:36 0
Неплохой материал.Но хочу не согласиться с тем ,что на задней парте много отвлекающей информации.всегда сидела за последней партой и училась очень хорошо,наоборот мне никто не мешал,не толкал в спину ,чтобы списать,не слышала за спиной разговоры одноклассников,самостоятельно выполняла задания ,не полагаясь на соседа сзади.Но это мой опыт.
Марина Александровна Смирнова # 26 октября 2014 в 19:05 0
Добрый день! Спасибо за информацию, очень познавательная! Всегда стараюсь следить за пересадкой детей...Вашу информацию обязательно возьму в работу!
Файруза Амировна Зарипова # 26 октября 2014 в 20:36 0
Материал хороший, хочу добавить, что в методике преподавания любого предмета предусмотрены особенные приемы для работы с последними партами.
Алла Василевна Рощупкина # 27 октября 2014 в 21:18 0
ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ!Раньше такое применяли,а теперь подзабыли.Хорошо что напомнили!!!
Вера Валерьевна Ляпина # 5 июля 2015 в 08:13 0
Согласна полностью!
Лина Валерьевна Аверина # 16 декабря 2015 в 11:05 0
Спасибо за такой взгляд! Чувствуется Ваша психологическая подкованность в построение процесса обучения. И это ЗДОРОВО!Очень большое значение имеет место каждого отдельно взятого ученика в пределах группы как территориально, так и его социально-психологическое место. То, о чем вы пишите - это основа индивидуального подхода, который так необходим во взаимодействии педагога с детьми.