Конкурсы для педагогов и детей

Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы)

Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы)

Автор: Снигирева Алена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Кулигинская СОШ»
Данная разработка будет полезна для учителей русского языка и литературы, преподающих в 9 классе литературу по программе В.Я Коровиной. Урок литературы в 9 классе «Ода  на день восшествия на всероссийский престол Ее  величества  государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Особенности жанра оды.
«Литературу, прозу и поэзию, Ломоносов любил не как развлечение. Он испытывал и исследовал всё, о чём горела душа» . Б.В. Шергин
Слова учителя: «Ода – один из любимых жанров М.В. Ломоносова – занимает в его творчестве особое место. Это торжественное стихотворение, посвящённое историческому событию или герою. Ода, по мнению Ломоносова, «должна быть громкой, с использованием гласных О,А, И, Е», эмоциональной, торжественной и убеждающей слушателя «в величии изображаемого». С этой целью используются ораторские приемы речи (обращения, риторические вопросы, высокая церковно-славянская лексика).
Учитель читает отрывок из «Оды на день восшествия..».
- Какие признаки оды сразу можете отметить в отрывке?
- Найдите ораторские приёмы речи, проследите за лексикой оды.  
- Как писал и какими приёмами речи пользовался М.В. Ломоносов мы познакомились. Теперь познакомимся с понятием «стилизация».
«Стилизация – это художественное, представляющее собой стилистическое, жанровое или другое подражание чему-либо». (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).
Учитель предлагает разделиться девятиклассникам  на 4 группы. Три группы по 7 человек – группы разработчики  оды, «писатели». Одна группа – эксперты-теоретики, «критики».  «Писателям» предлагается сочинить стилизацию под оду любому школьному предмету (например: Царице Математике, Императору Русскому языку), используя приемы написания оды и основные стилистические черты, ей присущие. Группам раздаются инструкции по написанию стилизации под оду. «Критики» изучают инструкцию и разрабатывают свои критерии оценивания стилизации (что должно быть в ней, а чего не должно быть). Даётся время на написание оды и критериев, после чего зачитывают оды, которые написали «Писатели», после чего «Критики» зачитывают свои критерии оценивания стилизации и устно оценивают, написанные оды.
В конце занятия создается круглый стол, где обсуждаются вопросы, что получилось, а что не получилось, делаются замечания и предложения.

Инструкция по написанию стилизации под оду

Ода есть не что иное как стихотворение, которое написано в честь чего-то. Можно написать оду о человеке, месте, объекте, который обычно определяется через ее название.
1.  Вы должны начать с выбора темы для Оды.
Вы можете написать оду о городе, человеке, цветке или даже ручке. После принятия решения по вопросу об оде, остановитесь, чтобы проанализировать все те атрибуты, которые вы будете хвалить в оде. Для этого вы должны сделать список всех атрибутов, которые вы можете употребить в теме Оды.
2. После этого, вам придется рассмотреть, каким образом вашу оду можно использовать в качестве метафоры для иллюстрации конкретной ситуации или проблемы. Затем вы должны создать стихотворение таким образом, чтобы читатели получили подсказку о выводе, который вы собираетесь отстаивать в оде.
3. Следующим шагом является планирование структуры оды, что вы собираетесь написать.
Затем вы должны решить, какое количество строк, будет содержать каждая из строф. После принятия решения о числе строк в каждой строфе, вы должны подумать о количестве строф в оде. Здесь вы должны иметь в виду, что большинство од содержат несколько строф, и типичную схему рифмы в них. Вы также должны определить схему рифм вашей оды.
4. Теперь от процесса планирования, который вы провели, вы должны собрать идеи в определенные фразы и строфы, в оду.
Используйте высокую лексику, риторические вопросы и восклицания, обращения. Найдите время, чтобы сделать несколько изменений и правки, и только тогда вы сможете быть в состоянии написать хорошие стихи.
5. После завершения проекта написания вашей оды, вы должны прочитать ее вслух, чтобы понять является ли поток вашего стихотворения бесшовным и что он имеет смысл. Если вы не слишком довольны размещением отдельных слов и фраз, то вы можете изменить их позиции или, еще лучше заменить их на более подходящие фразы и слова.
Для укрепления вашей оды, Вы можете добавить аллитерации и внутренние рифмы. Это действительно сделает вашу оду хорошей работой.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Стихотворение. Ода торту Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ

Похожие статьи:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Маска из кефира для волос | Как быть всегда молодой и красивой
Опубликовано: 1100 дней назад (30 ноября 2013)
Просмотров: 3320
+1
Голосов: 1
Любовь Сергеевна Резанова # 22 июля 2014 в 17:10 0
Очень интересная идея урока-проекта. К сожалению, у меня слабый класс, думаю, не справятся. Возьму в закладки. +1
Вера Владимировна Марьина # 8 сентября 2014 в 18:47 0
Замечательная работа! Сразу видно, что творческий педагог. Обязательно проведу в своем классе)