Конкурсы для педагогов и детей

Методы обучения

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:
конспект урока и его обоснование
Приложение № 11

Методы и приемы обучения
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения
в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.

Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. –
М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.

Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.

Методы формирования новых умений
Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.

Методы обобщения и систематизации изученного
• Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт;
• Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.

Методы контроля результатов обучения
• Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.
• Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.
• Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.
• Машинные: тест.

Методы стимулирования учебной деятельности
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:
конспект урока и его обоснование
Приложение № 11а

Приемы обучения в технологии развития критического мышления


Приемы мотивации и целеполагания на стадии Вызова

Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:
• Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)
• Дерево предсказаний
• Ключевые слова
• Перепутанные логические цепочки
• Верные и неверные утверждения
• Вводный вопрос

Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:
• Вопросительные слова
• Тонкие и толстые вопросы
• Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)
• РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)
• Создание кластера
• Корзина фактов


Приемы работы с текстом на стадии Содержания

Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:
• ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше)
• Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал          вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)

Организация информации с помощью схем:
• Кластер
• Фишбоун
• Понятийное колесо
• Граф
• Денотатный граф
• Пирамида
• Лестница
• Цепочка
• Лекция-визуализация

Организация и осмысление информации с помощью таблиц:
• Сводная таблица
• Т – таблица
• Сюжетная таблица
• Таблица для перекрестной дискуссии
• ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
• Таблица «Синтез»
• Мышление под прямым углом
• Бортовой журнал

Остановки в чтении текста или в устном рассказе для осмысления прочитанного (услышанного) и прогнозирования дальнейшего содержания текста:
• Чтение с остановками (с прогнозированием)
• Продвинутая лекция


Приемы организации рефлексии на стадии Размышления

Устные формы рефлексии:
• Беседа по пометкам
• Беседа по вопросам
• Интервью участника событий

Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):
• Резюме
• Эссе
• Синквейн
• Диаманта
• Хокку
• Телеграмма
• Благодарность
• РАФТ

Графические формы рефлексии:
• Образ темы
• Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.)
• Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»)

Использованная литература:
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически/ Издание 2-е. - СПб.: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
3. Зиар-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

Рекомендуем посмотреть:

Что такое ИКТ Цели применения ИКТ на уроках истории Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня

Похожие статьи:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Секреты идеальных волос
Опубликовано: 1127 дней назад (5 ноября 2013)
Просмотров: 43055
+14
Голосов: 14
Таисия Олеговна Василенко # 10 декабря 2013 в 18:51 +3
Очень кратко и ясно все изложено о методах обучения.
Татьяна Анатольевна Лаврентьева # 28 марта 2014 в 23:47 +2
Материал пригодится для аттестующихся грамотно составить конспект урока. Мне точно пригодится, спасибо
Наталия Владимировна Ярмоленко # 28 июля 2014 в 11:25 0
Четкая и ясная картина. Отличное пособие для рабооты. Спасибо!
Людмила Николаевна Стебенькова # 19 октября 2014 в 22:05 +1
Важным в технологии развития критического мышления является следование трем фазам: вызов, пробуждение (ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, моти­вировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы), осмысление (идет непосредственная работа с инфор­мацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют со­хранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным), рефлексия (на этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается).Технология дает возможность реализации творческого начала ребенка, зовет его к высотам истин!
Мила Кузьмина # 19 октября 2014 в 22:15 0
Алена, спасибо вам за актуальный и полезный материал! Вы всегда своевременно подбрасываете необходимую публикацию. Уверенна, что многие заинтересуются к составлению конспекта современного урока в свете требований ФГОС второго поколения. Материал беру на вооружение, чтобы "подарить" коллегам.
Ирина Сергеевна Колядина # 20 октября 2014 в 17:01 0
Здравствуйте! Действительно полезный материал для учителя ,который работает по ФГОС. Молодцы.
Татьяна Леонидовна Богданова # 26 октября 2014 в 08:35 0
Спасибо! Сконцентрирован весь необходимый теоретический материал для построения урока по ФГОС. И для аттестации пригодится.
Марина Алексеевна Корнилова # 22 ноября 2014 в 15:45 0
Здравствуйте! Нынче я обучаю 1 класс по ФГОС, поэтому испытываю затруднения. Спасибо за краткий, но основательный теоретический материал, который обязательно использую в своей практике.
Фатыма Агзямовна Гмызова # 14 февраля 2015 в 16:07 +1
Спасибо за ценный материал. В настоящий момент во всех школах России главной темой для обсуждения является ФГОС. Изучается теория, проводятся семинары, открытые уроки..... Все хотят постичь секреты данного явления ФГОС. Из перечисленных приёмов открытия нового знания я активно использую приём "Fishbone"(рыбная кость) на уроках английского языка. Поверьте, очень эффективный приём технологии критического мышления. Проверено на практике. Считаю, что надо больше делиться опытом работы по ФГОС на страницах сайта.Получайте мой голос!
Валерий Григорьевич Вершинин # 29 марта 2015 в 19:19 +1
Алёна! Спасибо за вашу работу. Это нужный материал, особенно, для молодого специалиста Беру себе на заметку для дочерей и внучек.Примите мой голос.
Елена Александровна Конышева # 3 июля 2015 в 11:06 0
Добрый день! Нужнейший материал! Соглашусь с предыдущим комментарием, что для молодого учителя-это особенно полезная, актуальная информация. Изложено четко, кратко, на примерах. Беру на вооружение! Голосую.
Татьяна Серафимовна Мелехина # 5 октября 2015 в 07:36 0
Добоое утро. Всех с Днем учителя! Внимательно прочитала информацию в Вашем блоге. Доступно, лаконично. Спасибо за огромный поток информации по ФГОСам, очень ценный материал.
Ольга Андреевна Ильичева # 23 октября 2015 в 12:43 +1
Добрый день! Вы поделились очень полезной информацией по ФГОС. Все очень доступно и понятно. Спасибо огромное!
Марина Михайловна Сосевич # 2 ноября 2015 в 13:41 0
Здравствуйте. Благодарю за полезную и так необходимую информацию по ФГОС. Ваш материал пригодится для грамотного составления уроков. Спасибо.
Ирина Львовна Барро # 6 ноября 2015 в 20:50 0
Здравствуйте! Спасибо за полезный теоретический материал. Изложен в доступной форме. Пригодится на практике.
Ирина Александровна Щаева # 17 ноября 2015 в 10:53 0
Спасибо огромное за информацию по ФГОС. Никогда не лишне заглянуть в справочник по составлению современного урока.
Елена Юрьевна Яблокова # 21 ноября 2015 в 15:49 0
Спасибо! я воспользуюсь - это очень актуально!
Тамара Борисовна Вершинина # 13 августа 2016 в 08:58 0
Здравствуйте, Алёна! Вы представили материал, который показывает основные пути работы учителя по программе ФГОС. Спасибо большое! Беру себе в закладки.+голос.
Марина Сергеевна Грачёва # 27 августа 2016 в 16:54 0
Ваша тема актуальна на сегодняшний день. Спасибо за доступность.
Людмила Васильевна Гоголева # 27 сентября 2016 в 16:37 0
Алена, здравствуйте.Присоединяюсь ко всем комментариям по поводу вашей работы. На мой взгляд очень доступно изложено и логично. Возьму на вооружение, И то, что я еще не использовала в своей работе, попробую применить в ближайшее время. Спасибо.
Елена Геннадьевна Гогина # 1 октября 2016 в 20:45 0
Алена! Спасибо за вашу работу. Доступно и лаконично. Очень полезная и актуальная информация. Тоже возьму на вооружение.
Ангелина Николаевна Васильева # 17 октября 2016 в 20:19 0
Здравствуйте! Полезный материал, необходимый для новичков, а также аттестующих!Спасибо за огромный поток информации по ФГОСам, очень ценный материал.Творческих успехов вам!