Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Если ребёнок не любит читать. Что делать?

Мой ребёнок не любит читать

«Мой ребёнок не любит чтение. Как заставить его читать?» — переживают родители. Действительно, как? Универсальный совет один: нужно заинтересовать книгой.

Рассмотрим способы, как этого добиться. Для начала напомним об умении читать. Оно далеко от привычного складывания письменных знаков, когда глаза «бегают» по буквам, из букв вечно выходит какое-нибудь слово, и всякое слово что-нибудь да «значит».

Настоящее чтение происходит совсем по-другому: как возникло написанное, зачем поведал автор свою историю, что нам необходимо увидеть, почувствовать, продумать и усвоить. Ведь книга уходит к читателю, неизвестному, далекому. Уходит без автора. Он оставляет читателя со своей книгой наедине. Сам читатель должен добыть смысл из прочитанного. За него никто не сделает этого: иначе книга пройдёт мимо него.

Настоящее чтение требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Надо чувствовать сердцем, проникнуть в глубину авторского замысла, отождествляться с незнаемым. Только при этом условии читателю откроется то важное и значительное, над чем трудился писатель.

Читать — значит искать и находить. Читатель словно отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это творческий процесс. Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Оно побеждает одиночество, разлуку, эпоху.

По чтению можно узнать человека. По словам И.А. Ильина, каждый из нас есть то, что читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что вычитываем из прочитанного.

Книга создает новую, художествен­ную реальность, бесконечно расширяет жизненный опыт за счет опыта чита­тельского, даёт возможность прожить много-мно­го жизней, перечувствовать и передумать много-много судеб.

Итак, что же нужно предпринять для развития интереса к чтению? Совместный выбор книги, совместное чтение вслух, просмотр киноверсий книг до или после чтения, хорошие учителя в школе.

Начните с малого: возьмите за правило читать каждый вечер перед сном, перечитайте с ребёнком те книги, которые сами читали в детстве, заведите домашнюю библиотеку, дарите книги по поводу и без повода, обсуждайте прочитанное, запишитесь в библиотеку, приобретите электронную книгу-читалку.

Поучителен опыт писате­ля В. Короленко, пережитый им в гимназиче­ские годы. Его чтение в то время, по его признанию, было развлечением и приучало смотреть на литературу как на за­нимательное описание того, чего, в сущно­сти, не бывает. Порой он прикидывал по­ступки и разговоры книжных героев к условиям окружающей жизни и находил, что никто и никогда так не поступает и не разго­варивает.

Но вот в классе появился учитель В. Авдиев. Он прочитал «Два помещика» из «Записок охотника» И.С. Тургенева, прочитал так, что гимназисты в этот день уносили с собой огромное и новое впечатление. «Ме­ня, — пишет Короленко в "Истории моего со­временника", — словно осияло». Он увидел в простых словах настоящую, не приукрашенную правду, поднимающую над буднями и открывающую жизненные шири и дали. Стоило Авдиеву «преподать» новое произведе­ние, как гимназисты «кидались» его читать. Педагог в общении с читателями оживил интерес уча­щихся собственным интересом, делился с ними любовью к тем произведениям, о кото­рых вёл речь.

В основе интереса детей лежит сопереживание — особого рода воображение, позволяющее разделить с героем любое чувство: радость, тревогу, боль. Читателю предлагается мысленно представить себя в тех обстоятельствах, в которые его вместе с героями поставил писатель, и смотреть на мир, на поступки и взаимоотношения с людьми с этой точки зрения.
Что читать? К каким книгам возникает интерес?
С одной стороны, интерес к тому, что окру­жает ребёнка, к поступкам ровесников в обстоятельст­вах, близких к тем, в каких приходится действовать юному читателю.

С другой – интерес к тому, что никогда не случится, но принять участие в этом очень хочется. Конечно, речь идёт о  приключенческих, фантасти­ческих, исторических книгах. «Три толстяка» или «Два капитана» — книги очень известные и, как говорится, на века.

Сегодня большинство литературных произведе­ний экранизировано. И фильмы не уступают книгам, по которым они сняты. Кажется, зритель-читатель должен предпочесть кино- и мультфильмы. Но он выбирает книги. Посмотреть фильм проще и быстрее, чем прочитать произведение. И все же... Кни­га — это моя книга: я таким ви­жу героя, такими слышу его слова, так понимаю его поступки. И все это без подсказок режиссёров, актеров и художников.

Есть такие ребята, кто читает везде и всюду, не успеешь отвернуться – он уже с книжеч­кой сидит и пребывает в состоянии полного блаженства. Причём это не связано с культурным уровнем семьи, с жиз­ненными пристрастиями окружающих.

Есть и такие, кто, прочитав, обязательно посмотрит кино­версию. Кино рассчитано на совместное восприятие, а чтение — всегда встреча один на один, что-то очень личное.

Литературный образ дает беско­нечную свободу истолкования, и поэтому все читающие книги с детьми — родители и учи­теля — должны, прежде всего, обращать внимание на то, что ребёнок почувствовал, что пережил, что подумал в тот или иной момент чтения.

Необходимо использовать каждый удобный случай для того, чтобы убедить юного читателя в том, что граница, отделяющая литературу от реальнос­ти, прозрачна. Идёт мама с ребёнком по весеннему лугу и  говорит ему: «Посмотри, какие уди­вительные цветы, прямо, как у поэта, помнишь, в стихах, которые мы учили, — "Колокольчики мои..."» Или отец, оценивая рассказ сына, замечает: «Ну, это, вообще, базаровский прагма­тизм».

Родители  своим примером показывают значимость литературных образов и ситуаций для понимания действительности и приобретения юным читателем опыта жизни.

С детства необходимо при­вивать мысль: я хороший гражданин, потому что я хороший читатель, культурный человек. Конечно, без внутренней мотивации — читаю, потому что мне интересно читать — далеко не уе­дешь. Однако можно незаметно подавать инициативу и формировать привычку. Вот, например, мамина похвала: «Какой ты у меня моло­дец, ты прочитал и понял взрослую умную книж­ку!»

Многие дети увлекаются чтени­ем потому, что без книжки в семье жить невозможно: чи­тают в любую свободную минуту мама, папа, де­душка — короче, все окружающие. Тогда и заставлять никого не нужно!

Рекомендуем посмотреть:

Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма» Как развивать фантазию у ребёнка Техника безопасности для дошкольников при занятиях творчеством

Похожие статьи:

Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей

Арт-терапия для детей

Сказкотерапия для дошкольников

Что означает Арт - терапия

Студия арт-терапии «Беби – АРТ»

Чем опасно нервное истощение? | Внеклассное мероприятие для старших классов по теме: 23 февраля и 8 марта
Опубликовано: 3711 день назад (17 февраля 2014)
Просмотров: 3298
+7
Голосов: 7
Марина Александровна Горбачева # 18 февраля 2014 в 08:26 +1
спасибо, очень интересная и познавательная статья)))
Татьяна Павловна Герасимова # 18 февраля 2014 в 09:34 +1
Здравствуйте, Алена! Вы затронули злободневную проблему smile 4 года работаю в школе и все это время пытаюсь найти способы решения этой проблемы - дети совершенно не хотят читать sad Я им уже и в красках сюжеты расписывала, и книги давала почитать, но куда им до дополнительного чтения, уроки-то не делают.
Анжела Викторовна Данилина # 18 февраля 2014 в 13:07 +1
Очень актуальная тема для современных школьников в эпоху всеобщей компьютеризации! Спасибо за содержательную статью!
Лилия Масагутова # 18 февраля 2014 в 14:57 +1
Замечательный материал!Спасибо, Алена за интересную и актуальную статью!Творческих успехов!
Алёна Логинова # 18 февраля 2014 в 14:59 +1
Коллеги, я с вами полностью согласна, что тема актуальная и очень злободневная. Я работаю учителем русского языка и литературы и, конечно, я не могу не говорить об этой проблеме! Конечно, мы, учителя, стараемся всякими способами, ухищрениями заинтересовать детей в чтении, но увы... Почему же всё так?! Да просто мы в одиночку эту проблему не решим, без помощи (в первую очередь родителей)мы ничего не добьёмся.
Елена Викторовна Юдина # 19 февраля 2014 в 14:13 +2
Очень интересная статья, поучительная! Если  вся семья дружит с книгой. то и проблем у ребенка с чтением просто не будет... Родители сами должны показывать пример детям..
Анна Юрьевна Бекасова # 19 февраля 2014 в 16:54 +1
Очень интересная статья, если с малых лет прививать любовь к книгам вместе с родителями сообща, можно добиться высоких результатов. желаю вам дальнейших успехов.
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 19 февраля 2014 в 23:14 +2
Полностью согласна с выводом автора статьи Аленой Снигиревой: в читающей семье будут расти читающие, любящие книгу дети. До сих пор помню, как родители читали нам с братом перед сном: мама обычно останавливалась на самом интересном месте, чтобы мы с нетерпением ждали следующего вечера, гадали, придумывали возможные варианты развития событий, а папа безудержно смеялся, читая нам "Денискины рассказы" В. Драгункина, даже не замечая, что мы уже уснули. Читали вслух, обсуждали, вместе писали сочинения, оформляли семейные стенгазеты к различным праздникам, сочиняли домашние стихи. У родителей была собрана богатая библиотека, к одному из новогодних праздников подарили им 2 тома "Угрюм-реки", а они нам "Двенадцать стульев", "Золотого теленка" Ильфа и Петрова, "Русь изначальную". Книги для меня всегда - лучший подарок, как бы ни подшучивали над этой фразой современники. Нехватку чтения начинаю ощущать физически, как голод или жажду.
Мария Александровна Дискантова # 4 марта 2014 в 15:55 +2
Алена, хочу выразить благодарность за данный материал,
очень важная тема Вами затронута не могу не согласиться с коллегами. Согласна от и до, в читающей семье- читающие дети. Но к моему глубочайшему сожалению у родителей нет времени на занятия с детьми дома, не говоря уже о прочтении какого нибудь произведения. Все вертится вокруг интернета. Дети уже в 2-3 года играют в приставки, а дети 6-7 лет уже сами решают чем заниматься им, сидеть за компьютером или читать книгу. ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПРОЧЛИ НЕ ТОЛЬКО ПЕДАГОГИ, НО И РОДИТЕЛИ. и ПРИНЯЛИ КАКИЕ ТО МЕРЫ ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ ТАКОГО УВЛЕКАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ КАК ПРОЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ.
Валентина Николаевна Мельникова # 7 марта 2014 в 00:08 +1
Алена! Ваша статья очень актуальна!
Необходимость чтения книг детям не вызывает сомнения – знакомить малышей с миром знаний следует начинать как можно раньше. Не нужно читать детям наспех, не принуждайте его к чтению, так как такой подход может навсегда отбить интерес к чтению.  Также нужно учитывать психоэмоциональное состояние ребенка, его настроение, суточные биоритмы. Чтение книг должно приносить удовольствие и родителям, и детям.
+1
С праздником!
Алёна Логинова # 25 марта 2014 в 21:00 0
Валентина, совершенно с вами согласна.
Aнна # 11 апреля 2019 в 10:48 0

я тоже задавалась этим вопросом. мы все неосознанно совершаем много ошибок в воспитании детей. советую прочесть,  мне эта статья помогла научить ребенка любить книги