Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Зачем нужно и нужно ли портфолио школьника?

Папка, в которой собран экстракт жизни ученика, начиная нулевого класса или даже с детского сада, все то, о чем не сказали школьные оценки и краткие характеристики, – это и есть портфолио школьника. «На сегодняшний день у нас есть ЕГЭ, есть текущие оценки, которые дают представление об успеваемости, а есть портфолио, которое нужно, чтобы раскрыть ребенка как многостороннюю личность», – поясняет вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

Несмотря на то, что впервые тема школьных портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 году, этот документ все еще вызывает много вопросов, и школы относятся к нему по-разному: где-то родителей и учеников в общем порядке буквально принуждают заводить портфолио, а где-то оставляют свободу выбора.

В большинстве случаев все сводится к банальностям: в нарядную папку складываются краткая биография (или автобиография) ребенка и его похвальные грамоты.

Более продвинутые родители и учителя скачивают готовые бланки из интернета. А не так давно портфолио для школы появились в книжных магазинах, торгующих учебными пособиями. Примерно за 100 рублей можно купить готовый шаблон, и некоторые школы пошли именно по этому пути: родителям сообщают название издательства, фамилию автора, и все ученики создают портфолио одинакового образца.

Однако есть версия портфолио, одобренная Минобрнауки, которую разрабатывала специальная группа экспертов в области образования – «Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы» (документ в целях ознакомления без труда можно по соответствующему запросу найти в сети).

«Российский стандарт мы составляли на основании уже имеющихся зарубежных образцов: в Европе и Америке эта практика уже давно и успешно используется. К примеру, возьмем портфолио ученика начальной школы в Англии. Там могут лежать его успешные работы по математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Там же лежит его исследовательский проект о том, как он выращивал на подоконнике луковицу и аудиозапись его выступления в защиту этого проекта. Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе. В первую очередь, портфолио – это продукт какой-то деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», – поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта.

Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.

На самом деле с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

«Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа – плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, – говорит Виктор Болотов. – Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем».

Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении.

Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно – из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», – поясняет Марина Пинская.

Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны.

«Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», – считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр Пименов. В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», – объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу.

«Но таких школ, где портфолио прописано в уставе – единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», – уверяет Пименов.

В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация тем не менее настаивает на составлении портфолио, ее требования незаконны.«Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», – советует Александр Пименов.

Рекомендуем посмотреть:

Портфолио ученика начальной школы Портфолио - дневник достижений ученика начальной школы Портфолио группы детского сада Портфолио ученика средней школы (для девочек) + (для мальчиков)
Рособрнадзор утвердил новый порядок подготовки тестов ЕГЭ | Правительство РФ расписало, как наказывать школьников
Опубликовано: 3684 дня назад (19 марта 2014)
Просмотров: 34721
+3
Голосов: 3
Татьяна Владимировна Смирнова # 25 марта 2014 в 18:24 +1
Портфолио - это хороший стимул роста ребенка, как личности. Но при поступлении в ВУЗ необходимы результаты ЕГЭ и аттестат!
Ale # 31 января 2016 в 08:11 0
Высокопоставленные подонки, которые, копируя стандарты западной системы образования, делают обязательными данные "портфолии", похожи на обезъян с цацками: нуачо, у иностранцев есть, значит и у нас должно быть!! Сволочи, верните советскую систему образования! Не разрешают кураторы из-за океана? Ах ну да, именно поэтому ваши дети не учатся в школах, жизнедеятельность которых вы сидя в кабинетах определяете. Надеюсь вы будете гореть в аду.
Евгения # 21 февраля 2016 в 10:47 0
Поддерживаю вас! После жалобы завучу на учителя начальных классов и как она ведет уроки, а точнее, никаких знаний ноль, эта тварь стала ребенку не просто занижать оценки, а ставить 2 и 3, хотя ранее было 4 и 5...Это 3й класс.
Дмитрий # 5 февраля 2017 в 14:50 0
"Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе." Это в первом то классе,ага. А если он ничего не захочет о себе говорить? Если он из детдома? Да и какое кому дело до достижений МОЕГО ребёнка, ублюдки информаторов готовят. Распаляют нарциссизм. Это добром не кончится...
Анна # 7 апреля 2017 в 00:56 0
Мы устали заниматься бесполезными проектами. У меня обычный ребенок, без особых достижений. Просто учится в школе на 4 и 5, занимается боксом для себя, без особых достижений, успешно изучает английский язык с помощью бабушки. участвовал в олимпиадах, но особых достижений не показал. Объявили о том, что нужно вести портфолио, где необходимо представит "достижения" - ребенок закомплексовал, что у него нет особых "достижений", а у других детей есть. Для чего это нужно? Эти "обязаловки" в школе по заполнению каких-то документов, где необходимо куазывать всю подноготную семьи, чуть ли не с указанием номеров банковских карт, срочные обязательные регистрации на сайте ГТО (хотя регистрация процедура добровольная). Беспредел какой-то!