Конкурсы для педагогов и детей

Развивающая психолого-педагогическая программа для детского сада. Средняя группа

Развивающая психолого-педагогическая программа для дошкольников «Я ЗВЕЗДОЧКА»
Принято:
Педагогическим советом МБДОУ детского сада № 423 г.о. Самара
Протокол № 2 от 19.01.2016 г.

Утверждаю:
Заведующий МБДОУ детским садом №423 г.о. Самара
______________ /Н.И.Машкова/
Приказ № 2 от 21.01.2016
Развивающая психолого-педагогическая программа «Я ЗВЕЗДОЧКА»

Автор – составитель: педагог-психолог Крюкова А.В.
Рецензент:
Заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук, кандидат психологических наук Сечкина О.К. г.о. Самара

Пояснительная записка.
Педагог-психолог современной ДОО создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. В современных условиях модернизации системы образования основной линией преобразований стало осуществление индивидуализированного подхода к каждому ребенку. Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Программа психолого-педагогической деятельности построена с учетом возрастных особенностей каждого возрастного этапа развития ребенка и основывается на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия).
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.).
- Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.).
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
•сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
•формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
•интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
•формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
•развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
•развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Программа основана на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научных положениях Л. С. Выготского, В. В. Давыдова о том, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка».
Ребёнок в своём развитии проходит несколько стадий, и в дошкольном возрасте игра выступает ведущим видом всей деятельности. Отечественные психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др. утверждают, что всестороннее развитие ребёнка происходит только в том случае, если он активно включается в игровую деятельность. Педагоги Н.Я.Михайленко, Ф.А.Фрадкина, З.В.Зворыгина, С.Л.Новосёлова, Н.Ф.Комарова и др. так же рассматривали игру как средство умственного, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.
Индивидуальность (от лат. «неделимое, особь») – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве развития общественно-исторической культуры («Психологический словарь»)
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Я.А Каменского чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностях.
К.Д.Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. Н.К.Крупская и А.С.Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе в развитие интересов и способностей детей.
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее и оригинальное развитие в практическом опыте и педагогическом учении В.А.Сухомлинского.
Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в трудах и других отечественных педагогов. Е.А.Аркин развивал данную проблему в физическом воспитании, Р.И.Жуковская- в игровой деятельности, А.П.Усова- в процессе обучения и умственного развития детей на занятиях. В работах Е.А.Флериной , Н.А. Ветлугиной, Н.П.Сакулиной рассматриваются методы и приёмы индивидуального подхода к детям при развитии их творческих способностей и дарований.
Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний психологии. Отечественные психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.АЛюблинская, Д.Б.Эльконин и др. занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.
Развитие личности это реализация самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Поэтому активность, инициативность, стремление к самореализации – сущностные характеристики личности.
Программа обеспечивает полноценное естественное развитие личности детей во всех видах деятельности: коммуникативно-личностной, познавательной, игровой, речевой и физическое развитие личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Цель: развивать личностные качества детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:

1.Развитие самооценки и формирование адекватного отношения к себе и другим.
2.Развитие личностной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у детей, познавательных и психических процессов воспитанников.
3.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников и педагогов.
Данная авторская Программа была разработана на основе использованных программ:
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. Психология личности т.2 // Под ред. Д.Я.Райгородского. М., 1988.
2. Комплексная оценка результатов освоения программы «от рождения до школы». Средняя группа / авт.- сост. Ю.А. Афонькина. Волгоград: Учитель, 2012.
3.Коррекция личностного развития дошкольников: пособие для воспитателей и детских психологов. Издательство: СФЕРА, ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2008.
4. Афонькина Ю.А. Комплексная оценка развития ребенка. Программа «Успех». Средняя группа. Волгоград: Учитель, 2012.
Диагностический инструментарий:
1.Методика «Лесенка» автор В.Г.Щур изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
2. Тест эмоциональных состояний. Метод цветовых выборов МЦВ — модифицированный восьмицветный тест Люшера. Используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. (Приложение 1)
3. Методика ДДЧ (Дом-Дерево-Человек) направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.
4. Анкетирование педагогов. Диагностика стилей педагогического общения / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.273-275 Модели педагогического общения / Акимова М.Н., Илькухин А.А. Самопознание – путь профессионального становления учителя. – Самара, 1994. (Приложение 2)
5. Анкетирование родителей воспитанников: «Выявление уровня знаний о ребенке» Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2006. (Приложение 3)
Рабочая Программа «Я звездочка» для детей 4-5 лет разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3.Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4.«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
Участники программы:
•Воспитанники средней группы (4-5 лет).
•Педагогический коллектив ДОУ.
•Родители воспитанников.
Сроки и этапы реализации:
1. Время проведения: первая половина дня с детьми, вторая половина дня с педагогами и родителями воспитанников.
2. Длительность занятий: 7 часов 20 минут (4 часа 20 мин с воспитанниками, 1 час 30 мин с педагогами и 1 час 30 мин с родителями воспитанников).
3. Периодичность занятий: 1- 2 раза в неделю с детьми, родителями воспитанников и педагогами.
4. Количество воспитанников: 15 детей.
5. Длительность реализации: программа рассчитана на 3 месяца (февраль, март, апрель).
Материально-техническое оснащение: видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов, звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозапись, компьютер, проектор, интерактивная доска, набор игрушек и настольных игр, набор материалов для детского творчества /строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, бумага, клей.
Методы и приемы, используемые в Программе:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- беседы;
- слушание музыкальных произведений;
- рисование;
- мини-конкурсы;
- семинары-практикумы;
- мастер-класс;
- тренинги.
Ожидаемые результаты НОД с воспитанниками:
Предполагаемые результаты реализации Программы «Я звездочка»:
- понимать свою индивидуальность, свой внутренний мир;
- развитие позитивного межличностного взаимодействие детей в группе, признание ценности и уникальности каждого ребенка, развитие умения вслушиваться в речь окружающих, выражать свои эмоции и чувства;
- по итогам реализации эмоционально-волевого блока программы с детьми 4-5 лет у воспитанников развиваются такие качества, как усидчивость, терпение, целеустремленность, развита мелкая моторика и повышена произвольность внимания.
Ожидаемые результаты работы с педагогами:
- повышение профессиональной компетентности воспитателей через «психологизацию образовательного процесса;
- определение стиля взаимодействия педагога с детьми как условие охраны и укрепления их психического здоровья.
Ожидаемые результаты работы с родителями воспитанников:
- повышение родительской компетентности по вопросам возрастных и индивидуальных особенностях детей, использовании приемов эффективного общения;
- повысить уровень знаний родителей о ребенке.
1 – Этапы взаимодействия с детьми
Диагностический.
Цель: определение уровня самооценки и эмоционального развития.
Методика «Лесенка» автор В.Г.Щур.
Тест эмоциональных состояний. Метод цветовых выборов МЦВ — модифицированный восьмицветный тест Люшера.
Методика ДДЧ (Дом-Дерево-Человек).
Формирующий
Первый блок занятий «Я и мои особенности».
Цель занятий этого блока – это осознание ребенком самого себя, собственной индивидуальности, развития внимания к себе, своим чувствам, переживаниям, повышение самоуважения.
Второй блок занятий «Я и мои эмоции».
Целью этого блока занятий – знакомство с эмоциями человека (радость, грусть, злость, страх, интерес, удивление, любовь), осознание собственных эмоциональных проявлений, понимание эмоционального состояния других людей.
Третий блок занятий «Я и другие».
Цель данного блока занятий, помочь ребенку увидеть и понять другого человека, партнера по игре и общению, формировать внимательное отношение к окружающим людям.
Заключительный
Цель: Закрепление положительных эмоций от проведенной совместной работы. Создание листовок «Моя - звезда»
2 – Этапы взаимодействия с педагогами
Диагностический.
Цель: определение стиля педагогического общения с воспитанниками. Анкетирование: «Стиль педагогического общения»
Формирующий
Цель: повышение уровня психолого – педагогической компетентности педагогов по вопросам инвидуализации. Информационные стенды; консультации (индивидуальные и групповые); круглые столы; семинары – практикумы; открытые занятия; памятки.
Заключительный
Цель: определение уровня эффективности проведенной работы, постановка новых задач и определение форм и методов для их реализации. Мастер классы.
3 – Этапы взаимодействия с родителями
Диагностический.
Цель: определение уровня знаний, знаний о ребенке. Анкетирование: «Уровень знаний о ребенке».
Формирующий
Цель: повышение компетентности родителей по вопросам формирования индивидуализации ребенка. Информационные стенды; родительские собрания; консультации (индивидуальные и групповые); семинары-практикумы выставки.
Заключительный
Цель: определение уровня эффективности проведенной работы. Мастер класс. Консультация.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «Я ЗВЕЗДОЧКА»

Цель программы: развивать личностные качества детей среднего дошкольного возраста.
Категория: воспитанники средней группы (4-5 лет).
Продолжительность: 4 часа 20 мин
№ Наименования тем Всего часов В том числе Форма контроля
теоретических практических
1. Диагностический этап 80 мни 20 мин 60 мин Мониторинг динамики развития
2. Формирующий этап 2 часа 40 мин 40 мин 2 часа Создание «звёздочек»
Рисунок «мое эмоциональное состояние»
3. Заключительный этап 20 мин 5 мин 15мин Создание листовок «Моя звезда»
Итого 4 часа 20 мин 65 мин 3ч 15мин
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКРЙ ПРОГРАММЫ «Я ЗВЕЗЗДОЧКА»

Цель программы: развивать личностные качества детей среднего дошкольного возраста.
Категория: воспитанники средней группы (4-5 лет).
Продолжительность: 3 часа 20 минут.
№ Наименования тем Всего часов В том числе Форма контроля
теоретических практических
Диагностический этап 80 мин 20 мин 60 мин Мониторинг динамики развития
Формирующий этап
1. «Я единственный на планете» 20 мин 10 мин 10 мин Рефлексия
2. «Я звездочка» 20 мин 10 мин 10 мин Создание «звездочек»
3. «Я уникальный» 20 мин 5 мин 15 мин Рефлексия
4. «Какие мы…» 20 мин 5 мин 15 мин Рефлексия
5. «Радость; хорошее настроение» 20 мин 5 мин 15 мин Рефлексия
6. «Мое настроение»20 мин 5 мин 15 мин Рефлексия
7. «Мой эмоциональный альбом»20 мин10 мин 10 мин Рисунок «мое эмоциональное состояние»
8. «Страна цвета» 20 мин 5 мин 15 мин Рефлексия
9. «Я и мои особенности» 20 мин 10 мин 10 мин Рефлексия
10. «Я и другие» 20 мин 5 мин 15 мин Рефлексия
11. «Что нас объединяет» 20 мин 5 мин 15 мин Рефлексия
Заключительный этап
12. «Озорная звездочка» 20 мин 5 мин 15 мин Создание листовок в виде звезд
Итого 3часа 20 мин 1час 2часа 20мин
Перспективный план взаимодействия с педагогами
Месяц Форма работы Тема
Февраль
Анкетирование «Стиль педагогического общения».
Семинар-практикум «Педагогическая этика общения: Воспитатель-ребенок».
Памятка «Организация сюжетно-ролевой игры»
Март Тренинг «Эмоционально-положительное отношение к детям. Развитие эмпатии».
Консультация «Каждый ребенок уникален и неповторим».
Буклет «О ФГОС дошкольного образования».
Апрель Семинар-практикум «Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка».
Мастер класс «Волшебные краски».
Консультация «Реализация в образовательный процесс принципа индивидуализации».

Перспективный план взаимодействия с родителями
Месяц Форма работы Тема
Февраль
Анкетирование Уровень знаний о ребенке.
Родительские собрания «Это должен знать каждый родитель».
Консультация Возрастные особенности детей 4 -5 лет.
Март
Семинар-практикум «Знаю ли я своего ребёнка?»
Памятка Что нужно знать родителям о ребенке…
Буклет «Полезные советы для родителей по воспитанию дошкольников».
Апрель Тематический тренинг для родителей «Индивидуальный подход в детском саду и семье».
Мастер класс «Талантливый человек талантлив во всем».
Консультация «Каждый ребенок уникален и неповторим».
Памятка «Почему дети разные…»
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «Я ЗВЕЗДОЧКА»
«ПЕРВЫЙ БЛОК ЗАНЯТИЙ Я И МОИ ОСОБЕННОСТИ».

1. «Я – ЕДИНСТВЕННЫЙ НА ПЛАНЕТЕ».
1.1. Упражнение – приветствие:
Я твой друг, (руки к груди)
И ты мой друг, (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся, (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся. (улыбаются)
1.2 Правила поведения в группе:
Помни о благодарности — говори «волшебные слова».
Помогай друзьям; делись с ними.
Умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее.
Не срывай злость на других.
Не ссорься по пустякам.
Не смейся над ошибками других, ты можешь ошибиться сам.
Умеешь сам — помоги товарищу.
1.3. Упражнение «Снежный ком».
Знакомство проходит в кругу. Первый участник (например, слева от психолога) называет свое имя. Следующий – повторяет его имя, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое имя. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.
1.4. Упражнение «Мое имя».
Психолог задает вопросы, а дети по кругу отвечают. В течении 5-7 мин приготовьте рассказ о своем имени.
Что ты знаешь о значении своего имени?
Тебе нравится твое имя?
Почему родители дали тебе это имя?
Как ты относишься к своему имени?
Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
Какие великие люди были названы твоим именем?
1.5. Разминка «Имя и качество».
Передавая из рук в руки мяч, дети называют свое имя и одно из своих
качеств, начинающихся с любой буквы, которая есть в эго имени, фамилии, отчестве. Если при выполнении задания группа не справляется, то психолог предлагает готовый перечень качеств. (Приложение 1)
Психолог обращает внимание на разнообразие качеств, несмотря на то, что все мы разные нам предстоит совместная работа.
1.6. Игра «Волшебная звезда».
История про Звездочку, которая жила на Земле. Звездочка очень хотела радовать кого-нибудь своим сиянием. Но как она ни старалась, на Земле ее никто не замечал. Тогда она решила обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему и спросила: “Почему никто не замечает моего сияния? И никто мне не радуется? Что я должна сделать, чтобы другие люди могли заметить мой свет?” В ответ на свой вопрос она услышала слова мудрого старца: “Сияние твоей звезды меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы свет твоей звезды радовал людей, тебе придется жить на небе и появляться только по ночам. Но там ведь холодно и страшно, ты не боишься этого?” “Я согласна”, — ответила Звездочка. Тогда волшебник в награду за ее смелость, желание дарить людям сияние своего света и радость окружил ее множеством других сверкающих звезд. А чтобы память о ней навсегда сохранилась на Земле, он сохранил ее изображение... Попробуйте отгадать где? (Ответ: в каждом из нас.)
Дети встают в круг. Сделайте круг таким тесным, чтобы, когда каждый из вас протянет руку к центру круга, получилась звезда. Эта звезда очень теплая, потому что она готова дарить свой свет, согревая сиянием своей доброты всех вокруг. Каждый из вас имеет собственный свет, но каждый из вас также принимает свет других. Все вместе вы составили одну большую звезду, свет которой гораздо ярче, чем свет каждого в отдельности. Почувствуйте рукой, которая направлена в центр круга, тепло этой звезды, а рукой, которая вытянута в другую сторону, — теплый свет, источаемый вашей собственной звездой. А теперь покажите мне, как ваша чудесная большая звезда медленно перемещается по небу». (Дети передвигаются очень маленькими шажками под музыку).
1.7. Рефлексия.
Дети передают друг другу клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что чувствует тот, кто держит клубок, какое у него настроение, какое упражнение ему понравилось больше всего.
1.8. Ритуал прощания.
2. Упражнение. «Я ЗВЕЗДОЧКА».
Цель: создать условия для осознания самоценности и уникальности.
2.1.Ритуал приветствия.
2.2.Презентация «Звездное небо».
Дети смотрят презентацию, педагог - психолог рассказывает. По окончанию презентации детям задаются вопросы.
Вопросы для детей:
На что похожи звезды?
Чем схожи люди и звёзды?
Чем отличаются люди от звёзд?
Чем отличаются люди друг от друга?
Что общего у всех людей?
2.3.Игра «Найди себе звёздочку».
Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, содействие сплочению детской группы.
Дети выполняют произвольные танцевальные движения под музыку. На счёт «три» дети объединяется в группы по три человека.
2.4.Упражнение «Я очень хороший».
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
Дети произносят слова с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети пришёптывают, затем проговаривают, затем кричат слова: «Я», «очень», «хороший».
2.5.Упражнение "Наш маленький кусочек неба".
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
Дети оживляют небольшой участок неба, прикрепив к нему звёзды, сделанные своими руками. Место расположения звезды дети выбирают по своему желанию.
Рефлексия: дети могут рассказать о своей звездочке - высоко или низко она находится на небе, видно ли ее с Земли, как она чувствует себя там и т. д.
2.6.Игра «Я могу!».
Цель: повышение самооценки.
Дети говорят, что они умеют хорошо делать, передавая друг другу мяч. Например: «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т. п.
Рефлексия: дети тихо-тихо произносят себе: "Я уникальный и неповторимый человек!"
2.7.Релаксационное упражнение «Космос».
Цель: снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.
Дети лёжа на ковре выполняют произвольные плавные движения под спокойную музыку, сопровождающуюся словами педагога- психолога.
Мы друзей хороших на Луне нашли.
Пригласили в космос их и летим.
Мы парим, как ласточки, в вышине.
Звёздами любуемся в тишине.
Ветерок - проказник вскоре прилетел.
Опустив на землю нас, нежно шелестел.
Рефлексия: хлопните в ладоши, если вам понравилось наше занятие. Какие игры и упражнения вам понравились больше всего? Что больше всего запомнилось?
2.8.Ритуал прощания.
3.Упражнение. «Я УНИКАЛЬНЫЙ».
3.1.Ритуал приветствия.
Цель: создание мотивации и настроя на совместную деятельность.
Дети встают в круг и произносят слова, выполняя движения.
Я твой друг, (руки к груди)
И ты мой друг, (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся, (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся. (улыбаются)
3.2.Упражнение « Я- хороший, я – плохой».
Сейчас вы постараетесь найти в себе индивидуальные положительные качества характера, которыми вы можете похвалиться и отрицательные черты и качества характера (от которых бы вы хотели избавиться.).
Выберите, пожалуйста, только те качества, которые присуще только вам (выбрать из конвертов и назвать). В конверте розового цвета находятся положительные качества характера, а в конверте зелёного цвета – отрицательные качества характера.
3.3. Упражнение «Снежинка».
Цель: снять эмоциональное напряжение, формирование чувства ценности других и самоценности, сплочение группы.
Сейчас, каждый из вас получит салфетку. Оторвите 4 кусочка в любом месте и любого размера, сложите её пополам и снова оторвите 4 кусочка в любом месте и любого размера. Разверните салфетку, и посмотрите, что получилось.
- Какие получились снежинки? (разные)
- почему получились такие красивые, необычные, интересные снежинки?
( потому, что выполняли задание каждый по-своему)
Каждый человек индивидуален. Качества, присущие только одному человеку, называются индивидуальными.
На свете нет абсолютно похожих людей. Каждый человек особенный, неповторимый.
Каждый человек представляет ценность! Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.
3.4. Релаксационное упражнение «Солнышко».
Цель: Развивать у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, развитие позитивного взаимодействия со сверстниками, обучение приемам расслабления.
Дети находят место на коврике и лежа превращаются в Солнышко и отдыхают.
3.5.Ритуал прощания.
4.Упражнение. «Я ЗНАЮ, Я УМЕЮ, Я СМОГУ».
Цель: формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», принятие детьми друг друга, Формировать адекватную самооценку.
4.1. Ритуал приветствия.
4.2 Упражнение « Я умею».
Все дети встают в круг и по очереди называют свое имя, и показывают, что они умеют, повторяться нельзя. Например: «Меня зовут Миша, я умею делать так…» и показывает хлопок, прыжок или еще что-то. Все стоящие в кругу должны сказать хором: «Его зовут Миша, он умеет делать так» и повторить то, что он показал. И так каждый по кругу!
4.3.Арт – терапия с музыкотерапией.
Групповое рисование. Под звучание музыки участники рисуют что хотят, передают соседу, дорисовывают до позитивного результата, пока рисунок не вернется к хозяину.
4.4. «Я умею, я могу, я люблю...» (самопрезентация).
Цель: осознание социального пространства личности, развитие эмпатии.
Психолог предлагает по кругу передать яркий шарик и назвать, что умеет делать ребенок или что может, или что любит.
Вот и подошло к концу наше занятие, и я предлагаю вам попрощаться по разному.
Дети встают парами. «Попрощаемся ладонями» (локтями, коленками, спинами, лбами и т.д.)
4.5. Релаксационное упражнение «Сотвори в себе солнце».
Цель: развивать у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, развитие позитивного взаимодействия со сверстниками, обучение приемам расслабления.
(упражнение можно проводить лежа на ковре или предложить детям принять удобную расслабленную позу).
Психолог тихим спокойным голосом говорит: «В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны)».
4.6. Ритуал прощания.
5. Упражнение. «КАКИЕ МЫ…».
5.1. Ритуал приветствия.
5.2. Упражнение «Волшебное озеро».
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.
Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Психолог. Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает воспитанникам вопросы:
— Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Психолог. Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
5.3. Упражнение «Похвали себя и других».
Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая — внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу.
Психолог. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.
Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: «А кроме того, я...» — и продолжить говорить комплименты в свой адрес.
Например, Саша говорит Вере: «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает: «А кроме того, я настойчивая, щедрая...» Затем Вера должна похвалить Сашу.
После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.
Рефлексия:
— Что ты чувствовал(а), когда говорил(а) комплименты другим участникам?
— Что ты чувствовал, когда тебе говорили комплименты?
— Легко ли было похвалить себя?
5.4. Упражнение «Ты — молодец, потому что...».
По кругу из рук в руки пускается мягкое игрушечное сердечко. Каждый, у кого в руках оказывается сердечко, обращается к герою по имени, говорит ему: «Ты — молодец, потому что...» – и называет какое-то положительное качество или полезное умение героя. В это время ведущий (психолог или классный руководитель) оформляет листок с солнышком, записывая все названные положительные качества ребенка на лучах солнца.
1.5.Релаксационное упражнение «Облака».
В небе синем к нам издалека
Приплывают белые облака.
Накрывают облака мягким одеялом…
Как приятно и легко
Всем ребятам стало!
Белой пеной облака нежно окружают,
В сон волшебный и прекрасный
Деток погружают.
Вот закрылись глазки – снятся детям сказки…
Облака плывут, плывут –
Отдых и покой несут…
Все ребятки отдохнули,
С боку на бок повернулись… потянулись –
И… проснулись!
До свиданья, облака, небо голубое,
Много – много, много раз
Встретимся с тобою.
5.6.Ритуал прощания.
II.ВТОРОЙ БЛОК НОД «Я И МОИ ЭМОЦИИ».
1. Занятие. «РАДОСТЬ; ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ».
Цели: развитие способности управлять своими эмоциями и умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.
1.1.Ритуал приветствия.
1.2.Беседа с детьми о радости.
Дети прослушивают музыкальный отрывок веселого произведения, после чего отвечают на вопросы психолога и самостоятельно рассуждают о том, что такое «радость».
– Какого характера музыка сейчас звучит?
– О чем вы думаете, когда слушаете эту музыку?
– Что чувствуете?
– Что хочется делать под такую музыку?
– Как вы думаете, что же такое «радость»?
1.3.Игра «Угадай и покажи настроение».
Дети двигаются под музыку по кругу вокруг выложенных на полу мимических картинок, с окончанием музыки каждый ребенок берет ту карточку, возле которой он остановился. Рассматривает картинку, определяет вид эмоции, изображенный на ней и показывает ее. (Игра проводится 2-3 раза).
1.4.Игра “Переодевалки”.
Детям предлагается игра как способ улучшения настроения: дети наряжают друг друга с помощью смешных украшений (бантов, париков, заколок и пр. атрибутов) и разглядывают себя в зеркале.
1.5.Игра “Художники”.
На изображенном во весь лист ватмана контуре человечка дети коллективно изображают веселое, радостное настроение, используя краски, цветные карандаши, фломастеры.
1.6.Релаксационное упражнение “Веселый торт”.
Дети с помощью психогимнастики проговаривают и показывают сюжет стихотворения:
Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь, как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек –
Непременно захохочет!
Дети “угощают” испеченным тортом гостей.
1.7.Ритуал прощания.
2.Игра «МОЕ НАСТРОЕНИЕ» (подбор разноцветных лепестков).
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.
2.1.Ритуал приветствия.
2.2.Мимические и пантомимические этюды.
Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
2.3.Упражнение « Цветное дыхание».
Определите для себя, какого цвета для вас спокойствие.
Вдыхаем «спокойствие». 1-2 мин. А тревога, беспокойство? Выдыхаем «тревогу».
Эта техника совмещает дыхание,как способ саморегуляции, и визуализацию- один из способов саморегуляции и оздоровления.
Визуализация (представление образов).Для эффективного использования данного метода важно иметь развитое воображение и уметь управлять своими зрительными образами.
2.4. Музыкальная игра «Капельки».
Цель: способствовать поднятию настроения и развитию чувства коллективизма.
Вот мы с вами и попали в Страну эмоций. Ой, что-то непонятное. Облако или туча??? (на карте).
Вот эта тучка, которая обозначена на карте! Она состоит из капелек. И я предлагаю вам на время превратиться в капельки этой тучки.
Давайте, быстрее мы соединим капельки между собой! Помните правила?
- Вы под музыку двигаетесь между собой. Когда музыка затихает, слушаете и считаете количество моих хлопков. Если я хлопну 2 раза, то вы объединяетесь в пары, если три раза хлопну - по три человека, если много хлопков – обнимаетесь все вместе.
2.6. Релаксация «Солнышко».
Цель: Развивать у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, развитие позитивного взаимодействия со сверстниками, обучение приемам расслабления.
Дети находят место на коврике и лежа превращаются в Солнышко и отдыхают.
2.7. Ритуал прощания.
3.Упражнение. «МОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ».
Цель: развитие эмоциональной сферы.
3.1.Ритуал приветствия.
3.2.Игра. На что похоже настроение?
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.
Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
3.3.Игра. Раз, два, три ... Настроение, замри!
Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимик.
Показать ребятам картинку с изображением людей в различных настроениях (грусть, обида, радость, злость и т.п.). Ребята по команде: «Раз, два, три ... Настроение, замри!» - изображают на лице определенное настроение.
3.4.Упражнение. Школа актеров.
Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики:
•Нахмуриться, как осенняя туча; рассерженный человек.
•Загрустить, как царевна Несмеяна; заболевший ребенок; ослик Иа.
•Злиться, как злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребенок, у которого отняли мяч.
•Испугаться, как заяц, увидевший волка; птенец, который выпал из гнезда; котенок, на которого лает злая собака.
•Улыбнуться, как кот на солнышке; хитрая лиса; мама; будто ты увидел чудо.
3.5.Релаксация. «Облака».
В небе синем к нам издалека
Приплывают белые облака.
Накрывают облака мягким одеялом…
Как приятно и легко
Всем ребятам стало!
Белой пеной облака нежно окружают,
В сон волшебный и прекрасный
Деток погружают.
Вот закрылись глазки – снятся детям сказки…
Облака плывут, плывут –
Отдых и покой несут…
Все ребятки отдохнули,
С боку на бок повернулись… потянулись –
И… проснулись!
До свиданья, облака, небо голубое,
Много – много, много раз
3.6.Ритуал прощания.
4.Упражнение. «СТРАНА ЦВЕТА».
Цель: учить определять эмоциональное состояние; развивать способность аргументировать свою точку зрения.
4.1.Ритуал приветствия.
4.2.Игра «Выбери нужное лицо».
Каждый участник игры получает набор карточек со схематичным изображением основных эмоций (радость, грусть, удивление, страх, гнев). Количество наборов карточек соответствует количеству игроков.
Взрослый, поочередно показывает играющим серию картинок. Каждая картинка сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка - дошкольника ситуацию. Лица персонажей картинки не прорисовано полностью, дан лишь общий контур головы.
Показав детям картинку, взрослый предлагает игрокам выбрать карточку, подходящую по сюжету персонажу, изображенному на картинке.
После выполнения задания начинается обсуждение.
4.3. Игра «Ветер дует…».
Участники стоят в кругу. Ведущий, начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того...» Продолжение фразы может быть таким:
•У кого светлые волосы.
•Кто в красной одежде.
•Кто любит смеяться.
•Кто высокого роста.
•И т. д.
Вывод: Наш мир удивительно разнообразный. Так же и мы – все разные, каждый уникален. Но есть то, что нас объединяет. Что объединяет всех нас?
4.4.Упражнение «Цветной круг».
Психолог: Наш мир удивительно разнообразный. Так же и мы - каждый уникален. А теперь я прошу, вас привяжите ленту к ленте вашего соседа. У нас получился замечательный разноцветный круг-символ того, что мы сейчас вместе, в одной команде. Попробуйте его немножко растянуть. Если ленты привязаны крепко, круг не развалится. Так и в команде важно единство, уверенность в каждом ее участнике.
4.5.Релаксация «Солнышко».
Цель: Развивать у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, развитие позитивного взаимодействия со сверстниками, обучение приемам расслабления.
Дети находят место на коврике и лежа превращаются в Солнышко и отдыхают.
4.6.Ритуал прощания.
III.ТРЕТИЙ БЛОК НОД «Я И ДРУГИЕ».
1.Упражнение. «Я И МОИ ОСОБЕННОСТИ».
Цель: способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств.
1.1.Ритуал приветствия.
1.2.«Конкурс хвастунов».
Взрослый предлагает детям посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, одна говорит: «Я - красивая», другой: «А я смелый», следующий: «А я доброжелательный», и т.п. Взрослый при этом подбадривает детей. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.
1.3.Игра. «Интервью»
Цель: способствовать повышению самооценки детей.
Ребенок-водящий становится Взрослым. Он встает на стул, ведущий помогает ему принять взрослую позу, соответствующее выражение лица. Затем ведущий становится «корреспондентом газеты или журнала» и берет у ребенка интервью, в котором рас¬спрашивает его о работе, семье, детях и т.п.
1.4. Упражнение. «Имя шепчет ветерок».
Цель: способствовать развитию самоуважения детей.
Психолог просит детей представить, что с ними хочет подружиться... ветерок. Он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко: «Ван-я-я, шур-шур-шур». Потом дети придумывают, как их мог бы позвать дождик или камешки на дороге.
1.5. Релаксационное упражнение «Космос».
Мы друзей хороших на Луне нашли.
Пригласили в космос их и летим.
Мы парим, как ласточки, в вышине.
Звёздами любуемся в тишине.
Ветерок - проказник вскоре прилетел.
Опустив на землю нас, нежно шелестел.
(лёжа на спине, полное расслабление туловища и конечностей,
рекомендуется спокойная, чуть слышная музыка).
1.6. Ритуал прощания.
2. Занятие. «Я И ДРУГИЕ».
Цель: Развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей.
2.1. Ритуал приветствия.
2.2. Упражнение. Понимаю других, понимаю себя.
«Давайте поздороваемся». «Как ты себя чувствуешь?» - развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого. «Мое настроение» - развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, развитие эмпатии. «Подарок на всех (цветик-самоцветик) - развитие чувства коллективизма, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. «Портрет самого лучшего друга» - развитие анализа и самоанализа. Прощание.
2.3. Волшебные средства понимания: интонация, мимика, пантомима.
Цель: Знакомство с интонированием речи: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.
«Давайте поздороваемся». «Этюд на различные позиции в общении» - прочувствование различных позиций в общении.
«Руки знакомятся». Руки ссорятся. Руки мирятся» - соотнесение человека и его тактильного образа; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
«Волшебные средства понимания»: мимика, пантомимика. «Кто тебя позвал, узнай» - развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа. Развитие эмпатии. «Интонация» - развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии. «Ролевое проигрывание ситуаций» - проработка, применение «волшебных средств понимания, развитие эмпатии «Маски» - умение различать мимику, самостоятельно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.
2.4. Упражнение. «Ты мой друг и я твой друг. Я тебя понимаю».
Цель: Развитие бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других. Развитие умения выражать свое настроение и чувствовать состояние другого.
«Давайте поздороваемся». Воспоминание о « волшебном средстве понимания». «Художник слова» - развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали; использование приемлемых, необидных слов, расширение активного словаря детей.
«Сделаем друг другу подарок» - развитие чувствования друг друга, понимание настроения другого, развитие эмпатии.
«Вежливые слова» - развитие уважения в общении, привычки
пользоваться вежливыми словами.
«Клеевой дождик» - развитие чувства коллективизма, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.
«Игрушки» - ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.
Ролевое проигрывание ситуаций - проработка «волшебных» средств общения.
«Школа улыбок» - развитие эмпатии, навыков культурного общения.
2.5. Релаксационное упражнение «Космос».
Мы друзей хороших на Луне нашли.
Пригласили в космос их и летим.
Мы парим, как ласточки, в вышине.
Звёздами любуемся в тишине.
Ветерок - проказник вскоре прилетел.
Опустив на землю нас, нежно шелестел.
(лёжа на спине, полное расслабление туловища и конечностей,
рекомендуется спокойная, чуть слышная музыка).
2.6. Ритуал прощания.
3. Упражнение «ЧТО НАС ОБЪЕДИНЯЕТ».
Цель: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.
3.1. Упражнение. «Я думаю, что нас объединяет...»
- Я думаю, что нас с вами объединяет очень многое. И сегодня мы об этом узнали. Чтобы еще раз подтвердить это, предлагаю сыграть в игру. Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас объединяет...» – и называет какое-то качество или признак. И тот, кто получит мяч, говорит: «Я согласен (согласна)» или «Не согласен (не согласна)». Этот участник продолжает игру дальше и бросает мяч следующему и т.д
3.2. Упражнение «Передай по кругу».
Цель: развивать координацию движений и воображение.
Дети садятся в круг. По кругу передается воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более старшими детьми можно играть, не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).
3.3. Игра «Встаньте все те, кто...»
Цель: формировать позитивную «Я - концепцию».
Ход игры. Дети сидят по кругу. Детям предлагается: «Встаньте все те, кто...
- любит бегать;
- любит сладкое;
- у кого есть сестра, И т. п.
3.4. Игра «Радостная песенка».
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.
- У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».
Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!
- Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.
3.5. Релаксационное упражнение «Прекрасное озеро».
Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
- Радостному настроению помогает расслабление.
Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.
3.6. Ритуал прощания.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЕНАЯ ЧАСТЬ.
4.«ОЗОРНАЯ ЗВЕЗДОЧКА».
Цель: повысить знание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми и тем самым гармонизировать развитие его личности в целом.
4.1. Ритуал приветствия.
4.2. Игра «Озорная звезда».
Игра «Озорная звезда». К одному из участников группы подходит «озорная» звезда, легко дотрагивается до кончика носа и говорит свое приветствие. Это ребенок, которого коснулись, должен подойти к другому и, коснувшись его кончика носа, пожелать свое приветствие. И так до тех пор, пока каждый не поздоровался». На экране меняется заставка (веселые звезды).
4.3. Упражнение «Вальс цветов».
Цель: научить детей осознавать свои эмоции и чувства.
Психолог: Дети я приглашаю вас в музыкальную гостиную для того чтобы Вы узнали, что музыка необыкновенная волшебница, она способна влиять на наши эмоции.
Посмотрите на звезды, они все разного цвета. Выберите звезду, которая вам больше всех понравилась (дети указывают на звезду, аргументируя, почему выбрали звезду именно такого цвета). (Приложение 4)
Теперь прослушаем музыкальные произведения, у них у всех разное настроение, потому что они звучат по-разному. Настроение и характер музыки меняется в соответствии с названием музыкального произведения.
Послушайте их внимательно, и скажите, какие чувства вызывает эта музыка (слушаем фрагмент). Музыка легкая, волнующая, прозрачная, нежная, танцевальная. Композитор, сочиняя эту музыку, хотел выразить звуками, нотами свое настроение, свои переживания.
Прослушав музыку, попытайтесь подобрать ту картину с пейзажем, которую вы считаете, наиболее подходящей под прослушанное музыкальное произведение (дети подходят к экрану выбирают картинки).
А теперь, давайте соединим наши выбранные разноцветные звездочки с картинами.
При проведении занятий, были использованы различные методы и приемы рассматривания картин:
1.Обращение к личному опыту детей – метод вызывания адекватных эмоций.
2.Беседа для активизации словаря по теме рассматриваемой картины.
3.Художественное слово с музыкальным сопровождением.
- При рассматривании картины:
•сравнение,
•акцентирование деталей,
•тактильно-чувственный метод,
•метод вызывания адекватных эмоций,
•метод оживления эмоций с помощью литературных образов,
•прием «вхождения» в картину.
Для закрепления понимания содержания картины задавались вопросы по содержанию картины, о расположении предметов на картине, на определение настроения картины, на определение цветовой тональности произведения.
4.5. Релаксационное упражнение «Сотвори в себе солнце».
Цель: развивать у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, развитие позитивного взаимодействия со сверстниками, обучение приемам расслабления.
(упражнение можно проводить лежа на ковре или предложить детям принять удобную расслабленную позу).
Психолог тихим спокойным голосом говорит: «В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны)».
4.6. « Моя индивидуальность».
Дети презентуют свои листовки, сделанные в виде звезд. Каждую звезду воспитанники украсили по собственному желанию. Внутри листовки дети поместили картинки, с которыми они ассоциируют себя (персонажи мультфильмов, предметы, животные и т.д.).
Семинар - практикум для воспитателей.
«Педагогическая этика общения: Воспитатель – ребёнок».
«Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленьким людьми» Т.Карлейль.
Позиции воспитателя по отношению к детям:
Существует 7 воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Все позиции представлены через образы, что позволяет легче понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.
Карабас-Барабас.
Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу, Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.
Мальвина.
Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым, ограничивая развитие способностей.
Красная Шапочка.
Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки, - предъявление своего натурально - ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель - Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных, предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия.
Позиции воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.
Спящая красавица.
Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку» т. е. перенимают друг у друга как «компетентность, так и «некомпетентность » как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 8-9 часов безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель - Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.
Наседка.
Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб, психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.
Снежная королева.
Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает такому же движению, т. е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления, сделать что-либо по собственному намерению. « Снежная королева, искусно воспитывает рабов и функционеров.
Мери Поппинс.
Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны. Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри, Воспитатель - Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.
Итак, из представленных 7 воспитательских позиций шесть не обеспечивают полноценного развития способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция Мери Поппинс приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка. А, как известно, полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удается занять позицию, способствующую этому развитию.
Правило № 1
Помогайте детям только тогда, когда они Вас просят,
даже, если считаете, что ребенок может и должен сделать это сам.
Правило № 2
Создавайте в повседневном общении радость от познания нового, от песни и игры, разделяйте с детьми эти минуты радости и полноты жизни.
Правило № 3
Доверяйте способностям детей, не требуйте единообразия, вселяйте в ребенка уверенность в своих силах, поддерживайте любые попытки сделать что-либо полезное.
Правило № 4
Найдите с каждым ребенком индивидуальный контакт и стиль общения, но у всех детей следите за порядком и справедливостью в отношениях, за равным соблюдением общих норм и правил жизни группы.
Эмоциональное отношение воспитателя к воспитанникам – важный фактор, влияющий на отношение детей к личности педагога три типа эмоционального отношения воспитателя к детям:
•поощряющее отношение, при котором у детей возникают переживания, созвучные переживаниям взрослого, они становятся особенно чувствительными к положительной оценке и сами побуждают педагога проявлять к себе эмоциональное отношение;
•формально-требовательное отношение, при котором дети отрицательно реагируют не только на педагога, но и на детский сад в целом;
•непоследовательный тип отношения, при котором значимость оценок воспитателя для детей резко снижается, они избегают прямых контактов со взрослым, не проявляют инициативы и активности в общении с ним.
«Киты» эффективности общения:
•Радушие ко всем детям в одинаковой степени. Каждому воспитаннику воспитатель способен поднять настроение, помочь в преодолении трудностей. Уже сам приход ребенка в садик сопровождается заботливым: «Как твои дела?.. Мы сегодня будем…» Упрямство, и непослушание в целом бесконфликтного ребенка может свидетельствовать о недоброжелательности в общении в группе.
•Уважительность.
•Воздействие не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу воспитанников – и поведение малыша, и его отношение к окружающим меняется к лучшему, если ему помогают не только осмысливать, но и эмоционально переживать собственные действия и поступки. Воспитатель задействует эмоциональное начало, когда он формирует доброжелательную атмосферу в группе, использует яркие примеры из жизни, использует ситуации в группе для побуждения детей к сопереживанию, сочувствию. Той же цели служит организация народных праздников, проведение в саду дней рождения.
•Внимание к индивидуальным особенностям детей – девочки более коммуникабельны, чем мальчики. У детей может быть различной способность к общению по причине разной психологической атмосферы в семьях.
•Согласованность принципов воспитателей и родителей.
•Работа над укреплением собственного авторитета – воспитатель должен оставаться непреложным авторитетом, как и родитель. А базируется этот авторитет на искренней вере ребенка в справедливость действий воспитателя, на желании подражать его действиям. Отсюда – требовательность взрослого к каждому своему шагу, который могут видеть и оценивать юные воспитанники.
Основные особенности отношения дошкольников к личности воспитателя:
•от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем к оценке его нравственных качеств;
•отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога, хотя в основном для дошкольников характерна положительная оценка личности педагога;
•с возрастом растет осознание детьми своего отношения к воспитателю;
•ролевой стереотип воспитателя в глазах детей характеризуется «ореолом роли», «ореолом непогрешимости», «ореолом сверхконтроля».
Фишечка!
•Утром воспитатель встречает детей приветливой улыбкой, постарается увлечь интересной игрушкой, а тем, кто болезненно переносит расставание с близкими, подготовит сюрприз.
•Привычное, домашнее для детей обращение - Сашенька, Игорек, а не холодно-официальное - Егоров Александр, Кириллова Наташа.
•У непосед стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.
•Содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, и для старших детей.
К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить.
Опора на положительные качества ребенка. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.
Если наш взгляд постоянно выражает любовь, доброжелательность, ребенок научится также смотреть на людей. Если же мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребенок приучается к такой же реакции.
Причина:
•Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушки, внимание).
•Плохое поведение может бать «нормой» - типичным для того, что ребенок видит дома.
•Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций.
•Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.
•Дети не знают другого способа получить, то, что они хотят.
Физический контакт - замечательная возможность для общения. Достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам. Все это укрепляет эмоциональное равновесие ребенка.
Как правильно общаться с ребёнком.
Следует одновременно сделать три вещи:
1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.
2. Создать в группе детского сада атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.
3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.
Помощь.
•Понимание.
•Предоставление детям самостоятельности.
•У них должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.
•Ясно объяснять детям, чего от них ждут.
•Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.
•Наказание только обостряет чувства ребёнка, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.
Хочется посоветовать для создания благоприятной атмосферы в группе придерживаться некоторых традиций. Например, отмечать дни рождения с единым сценарием для каждого именинника. Он может включать особые элементы костюма - плащ или корону именинника, красивый столовый п

Рекомендуем посмотреть:

Психологическая викторина для детей 10-14 лет Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста" Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа
Конспект НОД "Озорная звездочка". Развитие личностных особенностей детей 4-5 лет
Опубликовано: 83 дня назад (11 сентября 2016)
Просмотров: 234
+2
Голосов: 2
Татьяна Владимировна Калинина # 11 сентября 2016 в 21:40 0
Здравствуйте, Алёна Викторовна. Познакомилась с Вашей статьёй. Очень глубокая и кропотливая работа Вами проделана. Беру на вооружение Ваш опыт.
Алена Викторовна Крюкова # 13 сентября 2016 в 10:50 0
Спасибо.
Ольга Сергеевна Лаптева # 8 октября 2016 в 11:42 0
Интересная и полезная статья. Обязательно пополню свою капилочку v
Оксана Юрьевна Сотина # 21 октября 2016 в 14:49 0
Замечательная программа, проделана очень серьезная работа! Беру себе в копилочку! Голосую!