Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка в 10 классе по подготовке учащихся к ЕГЭ

Урок русского языка в 10 классе по подготовке учащихся к ЕГЭ
Тема: Систематизация знаний и совершенствование речевых умений и навыков, повышение уровня орфографической и пунктуационной грамотности.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации изученного.
Цели как деятельность учеников: извлекать, преобразовывать и соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, схема, таблица, ключевые слова); анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; определять разные типы и виды орфограмм с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать условия выбора написаний.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
I. Работа с текстом. Прочитайте тексты. Назовите тему анализируемого текста, основную мысль. Сформулируйте вопросы, которые возникли у вас после прочтения текста. Найдите в тексте существительные и местоимения, которые связывают соседние предложения; назовите слова и обороты, которые соединяют смысловые части текста.
1. ПОДАРКИ НОВОГО СВЕТА
1) Помимо необъятных земель за океаном (о необъятности имели тогда еще смутное представление и сам адмирал Христофор Колумб, и его повелитель, испанский монарх), сначала Испания, а потом и весь мир получили множество диковин. 2) Среди даров Нового Света Старому есть блага сомнительные, например, табак.3) Но есть продукты, ставшие незаменимыми томаты, картофель, кукуруза, индейка. И еще каучук, каноэ, гамак…
4) Индейцы, увиденные с колумбовых судов, подплывали к ним на выдолбленных из целого древесного ствола лодках каноэ. 5)Некоторые, выдолбленные из гигантских стволов, способны были нести от ста до ста тридцати людей.
6) Приметили спутники Колумба и сети из древесных волокон – «амака», в которых спали индейцы и которые подвешивались обычно над тлеющими угольями костра; тепло, да и дымок отпугивает мошкару.7) Отвязанная, амака превращалась в объемистый сетчатый мешок, в котором удобно нести скарб бродячего охотника.8) Моряки сразу оценили легкость и прочность амаки – гамака, который, наверное, был первым индейским изобретением, позаимствованным европейцами: в тесноте матросского кубрика он не занимал места на полу, как койка; его удобно свернуть, в одну минуту повесить…
9)Другие «пришельцы» из Нового Света внедрялись в Европу с большим трудом.10) Стоит лишь вспомнить тот же картофель, да и помидоры не сразу завоевали признание, но зато завоевали признание, но зато завоевали навсегда…
11)Древние индейские слова табак, маис, каноэ, гамак стали обычными и привычно звучащими для нас.
(Из журнала)
2. ТОМАТ. КАКАО. ШОКОЛАД
1) Знаете ли вы по-ацтекски хоть одно слово? 2)Вы скажете, что даже на вопрос, кто такие ацтеки, не сразу ответишь. 3) А между тем у нас есть слова, пришедшие из самых отдаленных экзотических языков и «обжившиеся» в нашем языке.
4) Во время второй мировой войны австралийские и американские войска вели бои против японцев, захвативших Новую Гвинею. 5)Американцы были буквально поражены тем, что многие слова папуасов, населявших остров, звучат совершенно по-русски: гвозди, сапог, спички, тапор (топор), бритва, гугрус (кукуруза), арбус (арбуз). 6)Оказалось, что выдающийся русский исследователь Н.Н. Миклухо-Маклай в 1871-1872 и 1876-1877 годах жил здесь среди папуасов на берегу, носящем теперь его имя. 7)Папуасы полюбили ученого, дружили с ним. 8)Он впервые познакомил их со многими вещами и с их русскими названиями, потом вошедшими в папуасский язык.
9) Переходя из языка в язык, слова иногда совершают длительное путешествие.
10) Вместе с новыми вещами идут и новые слова, называющие эти вещи. Когда к нам впервые попали ананасы, с ними прибыло (из языка гуарани, из Бразилии) и слово «ананас».
11) Правда, большинство таких «заморских» слов приходило к нам не прямо, а через посредство французского (куда они часто приходили из испанского) и других западноевропейских языков.
12) Много таких слов переходило к нам книжным путем – из описаний дальних путешествий.
13) Из карибских диалектов у нас слово «гамак» и «ураган»; из перуанских – «кондор», «ягуар», из малайских – «бамбук» и «саго», из языка кечуа – «хина».
14) А на вопрос, с которого мы начали заметку, знаете ли вы какое-нибудь ацтекское слово, мы ответим за вас: да, знаете – томат, какао, шоколад.

Ацтеки - индейский народ Мексики.
(Из газеты)
I. Обобщение и систематизация изученного.
Задания для закрепления и систематизации знаний по подготовке к ЕГЭ.
Синтаксис
1) Выпишите номера предложений (текст 1,2) с вводными словами.
2) Выпишите номера предложений (текст 1,2) с причастными и деепричастными оборотами.
3) Выпишите номера сложносочиненных предложений из текста 1 с союзной и бессоюзной связью.
Морфология. Словообразование.
1) С помощью какого суффикса исторически образовалось слово мальчик, если словообразовательная цепочка выглядит так:
малый – малец – мальчик?
2) Ученые утверждают, что существительное - самая большая по объему часть речи. Как вы думаете, почему в нашем языке так много существительных? Обоснуйте свою точку зрения.
Грамматика
Исправьте ошибки в употреблении слов и предложений.
1. Благодаря шторму сети были унесены в море.
2. Более лучшие показатели у первой бригады.
3. Андрей подошел к мальчику, и я увидел, что он побледнел.
4. Большая половина декабря была снежной.
5. Начиная с конца зимы у белки кончаются припасы.
6. В этих лесах водится много птиц, заросших мелким кустарником.
Графика. Орфография.
1) Найдите в текстах слова с орфограммой «Буквы е-и в корнях с чередованием». Объясните написание слов.
2) Прочитайте словосочетания. Какие виды орфограмм можно в них выделить?
Четко сформулированные выводы, тренироваться по-прежнему, заученный ответ, расспрашивать о путешествии, бесконечное разнообразие, безграничное пространство, ни разу не оглянувшись, доклад длинноват, отредактировать сатирическую заметку, пройденные километры, грамматическая ошибка, рассказать о заседании редколлегии, объявить конкурс на лучшую фотографию.
II. Работа в группах.
Класс делится на 3 группы. Учащимися выполняются задания по формированию следующих познавательных и коммуникативных УУД:
- преобразовывать информацию из одной формы с другую (вопросы, таблица, связный текст), выбирать наиболее удобную форму фиксации информации.
- производить отбор и систематизацию материала.
- осуществлять анализ, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических операций.
- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
- адекватно использовать речевые средства для решения учебных познавательных задач.
- осуществлять речевой самоконтроль.
Первая группа (первый ряд)
Подготовьте вопросы для интервью с известным путешественником Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (текст 2).
Вторая группа (второй ряд)
Составьте диалог, который должен произойти в туристическом бюро (вам предлагают несколько маршрутов, рассказывают об их преимуществах, о достопримечательностях называемых стран; выберите страну и обоснуйте свой выбор).
Третья группа (третий вариант)
Выскажите свои пожелания человеку, который едет отдыхать. Используйте устойчивые формулы общения.
После выполнения заданий (10 минут) класс слушает несколько вариантов работ. Оценивают ответы выступавших ученики. Исходя из этих оценок все остальные самостоятельно оценивают свои работы (прием самооценивания).
III. Итоги урока.
Что получило самый яркий эмоциональный отклик на уроке?
IV. Домашнее задание.
Представьте такую ситуацию, когда вы должны заменить учителя младших классов на один урок. На основании предложенных текстов составьте рассказ, который заинтересовал бы третьеклассников.

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка для учащихся 10 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида по Мастер – класс по русскому языку 9-11 класс Мастер – класс по русскому языку 9-11 класс. Лингвистический анализ текста

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка для 10 класса. Имя числительное

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе для учащихся коррекционной школы VIII вида

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему: «Заполнение почтового конверта»

Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку «Стилистика и культура речи» (10-11 класс)

Опубликовано: 425 дней назад (11 октября 2015)
Просмотров: 1763
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!