Конкурсы для педагогов и детей

Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у студентов

Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у студентов
В настоящее время человек придает особое внимание культуре безопасности жизнедеятельности. В России ежегодно происходит свыше 50000 аварий, число погибших варьируется около 35000 человек, 270000 получают травмы различной степени. В 80% случаев причиной ДТП является несоблюдение правил дорожного движения, как пешеходам, так и водителям транспортных средств. Также в России происходит большое количество пожаров причиной является не осторожное обращение с огнем. В современном обществе наблюдается рост заболеваний СПИДом, алкоголизмом, наркоманией, зависимости от табакокурении, пренебрежение правилами культуры поведения в обществе, семье, личной гигиены и здорового образа жизни - это и является следствием отсутствия культуры жизнедеятельности.
Стремление создать систему образования, способную адекватно решать стоящее перед обществом задачи, является одним из приоритетных направлений современной государственной политики. Компонентом такой системы должно стать образование в области безопасности жизнедеятельности человека и общества [2].
Любая деятельность потенциальная опасна. Самые строгие меры и законы не могут снизить потери общества и государства, если не будут создать условия для развития культуры безопасности поведения, поощрения и формирования безопасности личности.
Основной причиной возникновения катастроф — отсутствие культуры безопасности.
Воспитание культуры безопасности у студентов закономерно входит в состав педагогического процесса вуза, реализуется в педагогической практике как компонент и функция педагогического процесса. Культура безопасности человека включает содержательно-процессуальный (качества личности, направления базовой культуры личности – мировоззрение, нравственность и т.д., компоненты деятельности, способствующие безопасности человека и общества) и функциональный (самосовершенствование безопасной жизнедеятельности; присвоение и совершенствование культуры безопасности общества; прогнозирование, профилактика и минимизация ущерба от вредных и опасных факторов жизнедеятельности; использование социальных факторов защиты; создание безопасных условий жизнедеятельности; противодействие негативному влиянию социальных и природных факторов, контркультуры деструктивности на направленность и содержание безопасной жизнедеятельности) аспекты [1].

Воспитание культуры безопасности включает следующие аспекты: формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), специальную теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества). Важным направлением является формирование культуры безопасности жизнедеятельности в социуме. Под культурой безопасности жизнедеятельности в социуме понимается такое состояние развития личности, которое характеризуется осознанным отношением к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, практической деятельностью по снижению социальных рисков, развитостью психологических и духовно-нравственных качеств, владение нормами безопасного и продуктивного поведения в социуме, ведение здорового образа жизни, развитостью умений пользоваться информацией [2].


В качестве компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в социуме выделяются следующие:
1. Ценностно-мотивационный: ·Осознание жизни как главной ценности; ·Осуществление жизнедеятельности, сохраняющей биосферу как фундамент жизни; ·Осуществление созидательной жизнедеятельности в благоприятной среде обитания, в гармонии с окружающим миром, в рациональном потреблении его ресурсов; ·Обеспечение личной безопасности как условие сохранения собственной жизни; ·Обеспечение безопасности окружающих как условие межличностного взаимодействия · Отсутствие склонностей к риску; ·Стремление к жизненному успеху и совершенству; ·Потребность в личной независимости и свободе (политической, религиозной, экономической, физической); ·Стремление к минимизации рисков и возможных опасных и чрезвычайных ситуаций; ·Готовность к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при столкновении с вредными и опасными факторами жизнедеятельности; ·Развитие готовности действовать в опасных (сложных, трудных, экстремальных) ситуациях с элементами информационной неопределенности, помех, неожиданных препятствий; ·Развитие готовности к безопасному поведению при выполнении различных социальных функций: студента, семьянина, производственника, гражданина, военнослужащего и т.д.; ·Гордость за свою страну и свой народ; ·Стремление предвидеть и предупредить вредные и опасные факторы, преодолеть с наименьшими потерями (если предупредить не удалось), уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов; ·Стремление к овладению системой знаний о безопасности, совершенствованию практического опыта, личностных качеств для безопасной жизнедеятельности, творческому самостоятельному применению правил и норм безопасности.
2. Когнитивный (знания):
·Опасные ситуации, которые могут возникнуть дома, на улице, в образовательном учреждении, их возможные последствия;
·Опасные ситуации, которые могут возникнуть на природе;
·Опасные ситуации, возникающие на технических объектах и производствах, их возможные последствия; ·Опасные ситуации, связанные с жизнью социума, их возможные последствия; ·Опасные ситуации, связанные с использованием транспорта
·Правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций возможных в социуме; ·Правила безопасности при активном отдыхе в природных условиях и туризме; ·Основные последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; ·Организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ · Основные положения нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности в РФ;
·Имеющийся опыт по обеспечению безопасности и действиям в случае оказания в опасных или чрезвычайных ситуациях;
·Основы самообороны и возможности использования мировоззренческих, нравственных, психологических, правовых, физических, коммуникативных, интеллектуальных, информационных, экономических, политехнических, медицинских, эстетических и иных средств обеспечения безопасной жизнедеятельности в социуме. 3.Деятельностный (умения и навыки):
·Предвидеть возможные опасные ситуации в социуме; ·Принимать решения по действиям в случае возникновения опасных ситуаций; ·Проектировать свое поведение в случае возникновения опасных ситуаций в социуме; ·Ориентироваться на местности по местным признакам;
·Пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;
·Использовать различные средства обеспечения безопасной жизнедеятельности; ·Пополнять знания об опасности и безопасности;
·Предвидеть и предупреждать воздействие вредных и опасных факторов;
·Уменьшать отрицательные последствия вредных и опасных факторов;
·Помогать другим людям в опасных ситуациях; ·Проектировать возможные опасные и чрезвычайные ситуации
·Продуктивно общаться; ·Учиться на опыте других в обеспечении безопасности и передавать опыт безопасного поведения;
4.Рефлексивный: ·Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к низкой эффективности (или даже полному провалу) деятельности без возникновения опасных ситуаций, вредных для человека и общества последствий; ·Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к ущербу в виде упущенной выгоды, экономическим потерям;
·Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к возникновению опасных ситуаций, угрожает человеку потерями в форме травм, болезней, нанесением морального и иного вреда непосредственным участникам деятельности; ·Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых угрожает человеку физической гибелью, возникновением опасных и экстремальных ситуаций, угрожающих человеку и обществу; ·Способность анализировать опасные ситуации, свои действия в них; ·Стремление к формированию привычек, способностей, убеждений, необходимых для профилактики и преодоления многих опасных ситуаций, таких как: готовность к разумному риску, готовность к коллективным действиям в случае опасности, умение обратиться за помощью при опасности и т.д.; ·Совершенствование личностных качеств и способностей, необходимых для профилактики и преодоления практически любых опасных ситуаций: уверенность в себе, смелость, осторожность, способность прогнозировать опасности, готовность к преодолению страха, волнения, готовность к адекватному самоконтролю в опасных условиях и т.д.; ·Способность к адекватному пошаговому и прогностическому самоконтролю при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, а также по выходу из опасной ситуации. 5. Креативный: ·Способность предлагать варианты решения проблемы выхода из опасной ситуации в социуме, в том числе и воображаемой;
·Способность представлять в воображении возможные опасные ситуации дома, на улице, в природной среде; ·Способность проектировать возможные опасные ситуации и минимизировать риски попадания; ·Способность предлагать нестандартные варианты действий в опасной ситуации, связанной с деятельностью социума;
Сформированность компонентов культуры безопасности жизнедеятельности у студента, будущего специалиста (бакалавра), по нашему мнению, снижает риски, которые возникают на первых порах профессиональной деятельности, позволяют более безболезненно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности .
В заключение хотелось бы отметить, что степень и соразмерность названных компонентов в итоге определяют уровень сформированности культуры безопасности в социуме. Это, в свою очередь, является необходимым условием для осуществления будущими педагогами профессиональной деятельности. В основе данной деятельности должна быть заложена идеология создания безопасных и комфортных условий для обучающихся, формирование у них компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в процессе передачи им имеющегося собственного опыта по обеспечению безопасности в современном социуме.студенты с разными интересами, уровнем подготовки, состоянием здоровья и физического развития, поэтому главной задачей ВУЗа является обеспечение благоприятной прихологической атмосферы и исключить предпосылки нарушения безопасности жизни и здоровья.
Литература
1. Балашов, А.В. Педагогические условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности будущих менеджеров в вузе: автореф.дис. канд. пед. наук./ А.В. Балашов. Йошкар-Ола, 2007. - 22с.
2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних спец. учеб. заведений / С.В. Белов и др..; Под общ.ред.С.В.Белова. 5-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. шк., 2011. - 423 с.

Рекомендуем посмотреть:

Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Внедрение инновационных технологий в процесс обучения и преподавания с целью повышения уровня саморе Тьюторское сопровождение молодых специалистов Профессиональные деформации учителя и пути их преодоления

Похожие статьи:

Положение о научном обществе в школе

Положение о школьной предметной олимпиаде

Положение о школьной предметной неделе

Положение о центрах дополнительного образования в общеобразовательном учреждении

Требования к программе дополнительного образования детей

Опубликовано: 955 дней назад (28 апреля 2014)
Просмотров: 3806
0
Голосов: 0
Трусов Александр Анатольевич # 29 ноября 2014 в 18:29 0
Спасибо, очень интересный материал.