Конкурсы для педагогов и детей

Диагностика экологической воспитанности дошкольников в детском саду

Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста
Автор: Ганжурова Алеся Владимировна, педагог-психолог МАДОУ "Детский сад №86".
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию материал о диагностике экологической воспитанности дошкольников. Диагностический инструментарий описанный в данной статье, может быть использован для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Материал может быть интересен педагогам дошкольных учреждений.

В настоящее время в России широкое распространение получило диагностирование детей дошкольного возраста. Однако диагностика экологической воспитанности еще недостаточно разработана. Это обусловлено рядом проблем, например: необъективностью данных, полученных в ходе диагностики; нежелании ребенка принимать участие в диагностировании.
Как отмечают Р.С. Немов и В.В. Юрчук: «Диагностика – это совокупность знаний и методов, определяющая уровень развития человека (ребенка), его реальное в формировании его физических, психических и личностных новообразований» [1;237].
Диагностировать в экологическом образовании можно: усвоение дошкольниками знаний (без жесткой классификации – знать 5-6 растений и ни одним меньше); изменение поведения по отношению к окружающим объектам и мотивации поступков; приобретение и самостоятельную реализацию элементарных навыков природопользования; желание участвовать в посильной практической деятельности; эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей и объектам природы; способность видеть красоту окружающего мира; образное восприятие природы [2;15].
Главный вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа: допустимо ли уже в таком раннем возрасте делить детей по уровню экологической воспитанности? Ведь дети такие разные. Если ребенок, который раньше давил жуков и червяков, перестает это делать и старается наблюдать за ними, то для него это уже высокий уровень, хотя ребенок, может быть, и не назовет по требованию взрослого пять растений. Для другого ребенка, воспитанного на семейных традициях уважения к окружающему миру, высокий уровень должен быть другим.
За прошедшие несколько лет в области диагностики экологической воспитанности детей, накопились проблемы, которые активно обсуждаются как в психологическом, так и в педагогическом сообществе [5].
Проблема первая «Работа на перспективу».
Практически все авторы программ в этой области сходятся во мнении, что традиционные подходы к диагностированию здесь неприемлемы, хотя именно такой подход зачастую требуется от дошкольных учреждений, особенно работающих в экспериментальном режиме.
Сложность решения проблемы заключается в том, что экологическое образование закладывает основы экологического мировоззрения, которое должно определить поступки человека, его отношения с окружающей средой в течение всей жизни.
Проблема вторая «Необъективность данных».
Необъективность данных зачастую усугубляет условия, в которых диагностируется ребенок. Особенно осторожно следует относиться к разовым опросам, которые проводит незнакомый для них человек. Часто раскованные в обычной обстановке, хорошо развитые дети становятся робкими и молчаливыми, когда их с целью диагностирования вызывают по одному в методический кабинет для разговора с незнакомой «строгой» тетей.
Проблема третья «А я не хочу».
В начальной школе дети понимают, что диагностика это оценка их учебы, своеобразная контрольная работа, которую они стремятся хорошо выполнить.
У дошкольника такой мотивации нет, и он искренне не понимает, почему именно в тот момент, когда он собрался играть, его отвлекают, вынуждают отвечать на малозначительные для него вопросы.
Проблема четвертая «Слово и дело».
Как известно в дошкольном возрасте слово ребенка часто расходиться с его поступками. Поэтому дети могут давать прекрасные ответы на вопросы о том, что нужно делать в этой или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе. И только регулярные наблюдения воспитателя за ребенком позволяют заметить изменения в его поведении.
Рассматривая проблему экологической воспитанности детей дошкольного возраста, Н.А.Рыжова и ее коллеги разработали и апробировали ряд диагностических приемов, при этом выделив два направления диагностики – количественную и качественную. Количественная диагностика позволяет, прежде всего, оценивать знания ребенка. Цель качественной диагностики - отметить изменения в поведении ребенка и мотивацию его поступков, развитие эмоциональной сферы, активизации познавательных процессов [3].
Приведенные выше виды диагностики могут сочетаться с другими ее формами: играми; сочинением сказок; рассказами с ошибками; заданиями сказочных персонажей и т.п. При проведении любого вида диагностики педагог должен соблюдать следующие принципы:
1. Комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;
2. Изучение детей в деятельности и отношениях;
3. Изучение диагностирования не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в определении его проблемы;
4. Оценка развития с учетом данных истории жизни ребенка в ее конкретных условиях и обстоятельствах, открытость сделанного заключения для развития корректировки [4].
Список использованной литературы
1. Дерябо, С.Д.Экологическая педагогика и психология [Текст] /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996
2. Иванова, Г.Н.Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] /Г.Н.Иванова, В.К. Курашова. Из опыта работы. // Дошкольное воспитание. 2004 №7. С.3-67.
3. Рыжова, Н.А. Диагностика экологического образования дошкольников [Текст]: Новые подходы /Н.А.Рыжова // Управление ДОУ. 2007 №3. С.7-12.
4. Савельева, Н. В.Настольная книга педагога-психолога [Текст] /Н.В. Савельева.-Ростов-на-Дону: «Феникс»,- 2005. -236с.
5. Юдина, Е. С. Проблема диагностики в дошкольном образовании [Текст] // Е.С. Юдина. -2006 -№5. С.8-54.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Музыка природы в рисунках детей Мини-проект по экологическому воспитанию дошкольников Экологическое воспитание детей в детском саду

Похожие статьи:

Экологические праздники в ДОУ. Конспекты

Участник №4 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Праздничная программа ко Дню Победы - 9 мая для подготовительной группы детского сада | Конкурсная программа для девочек к 8 марта. Сценарий для 3 - 5 классов
Опубликовано: 628 дней назад (22 марта 2015)
Просмотров: 4978
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Юлия Владимировна Мещерякова # 28 июня 2015 в 16:31 0
Здравствуйте, Алеся Владимировна.
Познакомилась с предложенной Вами диагностикой экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Материал о диагностике экологической воспитанности дошкольников, описанный в данной статье, будет интересен педагогам дошкольных учреждений. Из прочитанной статьи видно, что диагностировать ребят в экологическом образовании можно, но нет однозначного ответа, допустимо ли уже в таком раннем возрасте делить детей по уровню экологической воспитанности, поскольку дети очень разные. Вами проведена грамотная подготовительная работа в изучении литературы по данному вопросу, указаны проблемы, которые активно обсуждаются в психологическом и педагогическом сообществе. Есть некоторые минусы в оформлении материала. Согласно требованиям сайта Учебно-методического кабинета одним из обязательных условий является написание цели и задач предложенного материала, причем цель отвечает на вопрос что?, а задачи – что делать?
Голосую +1. Удачи! С уважением, Ю.В.
Любовь Зайцева # 18 июля 2015 в 21:17 0
Алеся Владимировна! Мне интересен данный материал, поскольку я занимаюсь экологическим образованием дошкольников.Представлен список литературы по теме, необходимый для работы.Спасибо.