Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Родительский клуб в школе. Азбука семейного общения

Описание целей и задач:
Цель: создание пространства для успешного взаимодействия родителей и детей с целью формирования родительских компетенций, гармонизация детско-родительских отношений в семье и профилактика семейного неблагополучия.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста;
2. Расширить знания родителей о психологии семейных отношений;
3. Способствовать установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства родителя с ребенком.
4. Развивать коммуникативную компетентность родителей при общении с ребенком.
5. Способствовать изменению внутрисемейных стереотипов в процессе взаимодействия родителей с детьми.
6. Развивать способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми.
7. Научить родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций при взаимодействии с детьми.
8. Усовершенствовать психолого-педагогическую культуру родителей.
Методы:
1. Анализ литературы по теме.
2. Организационные:
а) сравнительный,
б) комплексный.
3. Наблюдения, сбор и анализ данных, психолого-педагогические.
Описание и обоснование проекта.
Постановка проблемы.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.
Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Воспитание детей — это проблема, которая не перестанет быть актуальной до тех пор, пока существует человечество. Меняются времена и подходы в воспитании, появляются новые теории. Но проблем в каждой конкретной семье почему-то не становится меньше.
Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения так же ориентирован на становление и развитие личности выпускника, однако, стоит помнить о том, что школа должна, лишь, помочь достичь максимума личностного развития. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей.
Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на психологическое благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие. А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая «кумира в семье», ситуация, создающая «золушек» в семье). В целом, можно сказать, что проблемы детско-родительских отношений изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.
Все вышеперечисленное нами отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности, на основании этого создание клуба «Азбука семейного общения», направленного на гармонизацию детско – родительских отношений является актуальным, это подтверждает так же место расположения МБОУ СОШ № 187, которая находится внутри жилого массива и является социокультурным его центром.
Описание проекта.
Организатор проекта педагог - психолог Мальцева А.А.
Для реализации проекта на начальном этапе проводится пилотажный эксперимент, необходимый для выявления родителей и детей с низкой коммуникативной компетентностью, проблемных семейных отношений и семейной ситуации в целом, стоит отметить, что он проводится с согласия участников и на добровольной основе.
На основе данных, полученных при помощи банка психодиагностических методик, мы выделяем «группу риска», членам которой впоследствии рекомендуется вступить в клуб, а так же тем семьям, в которых дети состоят на внутришкольном учете, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Стратегии проекта:
1. добровольность участия в проекте родителей и детей, конфиденциальность сведений об участниках;
2. использование разнообразных форм проведения встреч с участниками проекта;
3. расширение сфер действия проекта по типу «снежного кома».
Формы работы родительского клуба «Азбука семейного общения»
1. круглый стол
2. беседа
3. психологическая гостиная
4. дискуссии;
5. тренинги
6. деловые игры
Ожидаемый результат:
Родители:
1. Заинтересованное отношение родителей к жизни группы и школы в целом;
2. Развитие партнерских отношений с ребенком;
3.Конструктивные способы общения с ребенком.
Дети:
1. Улучшение коммуникативной компетентности;
2. Улучшение показателей речевого развития детей;
3. Появление умения правильно оценивать ситуацию, спокойно воспринимать требования взрослого и адекватно на них реагировать;
4. Наличие положительного эмоционально-окрашенного отношения к групповому взаимодействию.
Педагог:
1. Повышение профессиональной компетентности;
Форма работы - групповая. Количество участников групп 10-15 человек, возможность формирования до 10 полнокомплектных групп.
Возможные риски в реализации проекта:
Охват небольшого количества родителей в реализации проекта, вследствие их низкой активности и заинтересованности.
Оценка эффективности проекта: эффективность проекта возможно оценить в количественном отношении – данные психологической диагностики и качественном – на основе анкетирования, отзывов родителей.

Родительский клуб – необходимая социальная площадка на пути решения проблем семейного воспитания, укрепления детско-родительских отношений. Участие членов семьи в мероприятиях клуба «Азбука семейного общения» способствует возникновению желания и умения об-щаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций.
Консультирование родителей строим на принципах:
— создания доверительных отношений;
— взаимоуважения;
— заинтересованности консультантов;
— компетентности;
— формирования у родителей установки на самостоятельное решение проблемы.
Список используемой литературы:
Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. 160с.;
Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. / С.И. Голод – Спб.: Речь, 2002.;
Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие / Т.В. Румянцева - Спб.: Речь, 2006.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в школе. Педагогическое сопровождение родителей для активного участия в процессе образования Сценарий семинара для родителей «Права ребёнка» Сотрудничество школы и родителей Исследовательская работа в начальной школе

Похожие статьи:

Работа с родителями в начальной школе. Из опыта работы

Деловые игры в работе с родителями

Сотрудничество классного руководителя с родителями старшеклассников

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями старшеклассников в школе

Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей. Доклад

Родительский клуб в школе | План – конспект арт - терапевтического занятия для младших школьников
Опубликовано: 3442 дня назад (25 октября 2014)
Просмотров: 3881
+1
Голосов: 1
Татьяна Теодоровна Щукина # 25 октября 2014 в 15:13 0
Мне понравился проект!Прописаны четко и цели,задачи и проблема!Вообще в наше время,всё то,что касается взаимоотношений родителей и детей приветствуется.Проект прям по ФГОСУ,спасибо за интересно поданный материал!
Анна Александровна Мальцева # 25 октября 2014 в 16:31 0
Спасибо) подобных проектов на просторах интернета конечно хватает,я отвечу на все вопросы с удовольствием
Наталья Николаевна Липатова # 25 октября 2014 в 17:58 0
здравствуйте, вы затронули очень актуальную тему. спасибо.