Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Артикуляционная гимнастика для школьников

Моё нововведение № 1:
«Артикуляционная гимнастика».
Моей второй специальностью является «Логопедия», поэтому, когда я пришла работать в коррекционную школу VIII вида (в 2010 году), то решила так сказать поэкспериментировать: на уроках чтения и развития речи в 5 классе проводить артикуляционную гимнастику.
Для начала попросила детей принести карманные зеркала и объяснила значение этого фрагмента нашего урока:
-На уроке физической культуры, перед тем как начать бегать, что вы делаете?
-Разминку!
-Ну вот, и на уроке чтения, перед тем как начать читать, мы должны размять только не наши ноги и руки, а наш речевой аппарат. Для этого существует артикуляционная гимнастика.
В первый день мы выучили два упражнения: «заборчик» и «блинчик». Затем, каждый день мы повторяли уже выученные и добавляли по одному новому. На это у нас ушло примерно полтора месяца. В итоге ребята выучили:
1) Заборчик
2) Блинчик
3) Иголочка
4) Часики
5) Качели
6) Грибок
7) Гармошка
8) Лошадка
9) Рыбка
10) Хомячок
11) Половина хомячка
12) Задерживание дыхания
Первые восемь упражнений были взяты из книги Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – М.: Литера, 2007. Остальные 10-12 были личным изобретением.
Это нововведение было хорошо принято 5 классами коррекционной школы. Они с радостью выполняли упражнения и уже знали, что как только начался урок чтения и развития речи, необходимо доставать карманные зеркала.
Со второго полугодия было мною решено выбирать одного «учителя» для проведения гимнастики из учащихся класса. Он должен показать упражнение и проследить за правильностью выполнения классом.
Школьным логопедом была отмечена положительная динамика в развитии речи у учащихся этого класса.

Рекомендуем посмотреть:

Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы Дидактический материал к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Тучи» для 9 класса школ 8 вида Дидактический материал к балладе М.Ю. Лермонтова «Над морем красавица-дева сидит…» для 9 класса школ Дидактический материал к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» для 9 класса школ 8 вида

Похожие статьи:

Развитие мелкой моторики у детей

Сценарий выпускного в детском саду | Проговаривание чистоговорок
Опубликовано: 3584 дня назад (5 июня 2014)
Просмотров: 6796
+13
Голосов: 13
Инна Владиславовна Соколовская # 7 июня 2014 в 09:21 +29
В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс средней общеобразовательной школы с не сформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Такое речевое нарушение, к сожалению, не вызывает тревоги у многих родителей. Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Анна Алексеевна Вы представили очень интересный материал. Он будет очень полезен учителям начальных классов. Многие родители особенно в сельской местности не беспокоятся из-за незначительных недостатков произношения. Внимательно ознакомившись с вашим материалом, могу сказать, что Ваша гимнастика поможет длительно удерживать интерес ребёнка, поможет повысить мотивационную готовность детей, поддержит положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучить кровоснабжение артикуляторных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек. Спасибо за интересный материал.
Анна Алексеевна Игнатова # 7 июня 2014 в 17:14 +1
Спасибо, Инна Владиславовна, за положительный комментарий. полность солидарна с Вами в этом вопросе.
Наталья Александровна Хилимончик # 7 июня 2014 в 09:24 +4
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Положительная динамика в развитии речи у учащихся, это огромный плюс вашей работе и будущее детей в дальнейшей жизни. Успехов в работе.
Вера Викторовна Янченко # 7 июня 2014 в 12:49 +5
Здравствуйте Анна Алексеевна. Познакомилась с Вашим нововведением на уроках чтения и развития речи, очень интересная идея и полезная. Я сама работаю в коррекционной школе-интернат VIII вида воспитателем, на самоподготовках мы тоже используем различные варианты упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, особенно в младших классах. И я всегда приветствую любые нововведения для улучшения произношения дикции, речи, т. к. в коррекционных учреждениях такого типа присутствуют дети и с нарушением речи и без таких занятий трудно бывает порой работать. Спасибо за Вашу работу! Голосую! Удачи Вам!
Татьяна Юрьевна Борисова # 7 июня 2014 в 16:53 +2
Здравствуйте, Мне понравилось ваше занятие.Попробую позаниматься со своей внученькой. Она у меня щепелявит сильно.Пойдет в первый класс.+1
Татьяна Геннадьевна Битюгова # 7 июня 2014 в 17:08 +4
Как логопед, голосую за данное нововведение двумя руками! smile Как предложение: рекомендую после артикуляционной гимнастики произносить чистоговорку.
Анна Алексеевна Игнатова # 7 июня 2014 в 17:13 +2
Не поверите, Татьяна Геннадьевна, но именно так оно и есть. Можете посмотреть конспект урока чтения и развития речи https://ped-kopilka.ru/blogs/ana-aleksevna-ignatova/konspekt-uroka-po-chteniyu-i-razvitiyu-rechi-v-5-klase-shkoly-viii-vida.html
Татьяна Геннадьевна Битюгова # 7 июня 2014 в 19:54 +2
Посмотрела; вы - умничка! smile
Елена Скрябина # 9 июня 2014 в 09:48 +2
Анна Алексеевна, ваше нововведение полезное и нужное, сама работаю с детками с нарушением речи и упражнения эти используем, а вот ваши авторские хотелось бы посмотреть- любопытно. Может еще поделитесь, как добиваетесь автоматизации звуков, поскольку по опыту знаю, как детки с нарушением интеллекта плохо себя контролируют. +1
Анна Алексеевна Игнатова # 9 июня 2014 в 18:20 +1
Уважаемая Елена, гимнастику я использую лишь как в помощь школьному логопеду. Автоматизацией звуков не занимаюсь, т.к. я всё таки учитель русского языка и чтения (и развития речи).
Татьяна Николаевна Хусаинова # 10 июня 2014 в 11:38 +2
Анна Алексеевна Ваше нововведение полезно для детей. Ведь артикуляционная и дыхательная гимнастика помогает укреплять мышцы артикуляционного аппарата, развивает их подвижность, данные упражнения помогают и подготавливают аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков, ну и конечно правильное дыхание очень важно . А результатом такой работы будет и четкая дикция, плавное чтение, правильное звукопроизношение. Вы молодец. Голосую +1. Творческих успехов Вам.
Алла Викторовна Терехова # 10 июня 2014 в 14:08 +2
Для четкого произношения звука необходимы правильное положение и движение органов речи (артикуляция). Задача воспитателя — развивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать в глубь рта и т. д.), губ (умение их открывать, вытягивать вперед), регуляцию движений нижней челюсти. Решается она одновременно с формированием звукопроизношения.
Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, своевременно преодолевается возрастное физиологическое косноязычие, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.
Елена Алексеевна Бурлака # 16 января 2016 в 20:33 0
Здравствуйте. Я работаю психологом в детском саду, вторая специальность олигофренопедагог. Не понаслышке знаю как трудно работать с такими детками. Моя подруга как и Вы работает учителем в школе 8 вида, обязательно по рекомендую ей Ваши методы работы. Большое спасибо.