Конкурсы для педагогов и детей

Конспект открытого урока по развитию речи в 1 классе. Новый год

Конспект открытого урока по развитию речи в 1 классе по теме "Новый год в нашей стране".
Автор: Амоскова Анна Дмитриевна, учитель-логопед
Место работы: ГКОУ ЛО "Павловский центр "Логос", п.Павлово, Кировский район, Ленинградская область.
Описание: данный конспект урока может быть использован не только учителем начальных классов на уроке развития речи, но и воспитателем (учителем) во внеурочной деятельности (в учреждениях интернатного типа), воспитателем ДОУ в качестве НОД. Главной направленностью этого урока является патриотическое воспитание учащихся.
Цель: знакомство учащихся с традициями и обычаями празднования Нового года в нашей стране.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с обычаями и традициями празднования Нового года в нашей стране;
- расширять представлений детей об окружающем мире;
- работать над согласованием слов в словосочетаниях и предложениях;
Развивающие:
- развивать речь учащихся;
- развивать внимание, память,мышление, воображение и фантазию;
Воспитательные:
- воспитывать умение выполнять инструкцию, действовать по образцу;
- воспитывать интерес к природе, наблюдательность, любознательность;
- воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать умение терпеливо выслушивать ответы друг друга;
Коррекционные:
- коррекция артикуляционной моторики;
- совершенствование правильного звукопроизношения.
УУД:
Личностные умения:
- формирование познавательных мотивов - интереса к новому; способность адекватно судить о причинах своего успеха;
- стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений;
Регулятивные:
- понимание и принятие учащимися коррекционных задач, поставленных педагогом;
- готовность к преодолению трудностей;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
Предметные:
- составлять грамотное предложение из 4-5 слов.
Познавательные:
- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- готовность к принятию и решению коррекционных и познавательных задач;
- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
Коммуникативные:
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение договариваться, находить общее решение практической задачи.
Форма урока: фронтальная.
Технологии: развивающее обучение, обучение на коммуникативно-познавательной основе.
Тип урока: беседа, рассказ (урок - получение новых знаний).
Ведущий метод: вербальный метод.
Оборудование: компьютерная презентация с картинками, интерактивная и магнитная доски, изображение снеговика на магнитной доске, посылка от Деда Мороза (конверт с письмом, загадки, карточки с лабиринтом, детали снежинки для каждого ребенка, сундучок с подарками), изображение ёлки на магнитной доске, картинки с изображением различных игрушек на магнитах, белые снежинки, синие снежинки, клей, карандаши.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята. Как вы заметили, сегодня к нам на урок пришли гости и они хотят посмотреть, как вы занимаетесь и возможно сегодня на уроке они, как и вы, узнают что-то новое.
2. Артикуляционная гимнастика, самомассаж.
Учитель: Ребята, вспомните какое сейчас время года? А зимой какая стоит погода? (холодная), а что часто дует зимой?(ветер). Давайте мы с вами изобразим ветерок (губы трубочкой, подуть на ладошку). Какой сейчас у вас ветерок? Правильно, холодный. Давайте же мы с вами погреемся - губки рупором и выдыхаем воздух на ладошки? Какой теперь у вас получился ветерок? Правильно, теплый. А теперь посмотрите на своего соседа по парте и улыбнитесь ему, пожелайте ему удачи на сегодняшнем уроке. Молодцы, а чтобы нам совсем согреться в этот зимний денек потрем ручки, потрем носик, ушки, шейку.
Ну что же, мы согрелись теперь можно и поработать.
3. Вводная часть.
Учитель: Какой приближается праздник? Недавно на занятии в библиотеке вам рассказывали о том, как празднуют Новый год в других странах мира, а на этом уроке мы поговорим о том, как отмечают Новый год в нашей стране.
4. Основная часть урока. Беседа с детьми, рассказ учителя.
При данном рассказе учителя желательно использовать слайды с картинками которые можно найти в любом интернет источнике (изображения Деда Мороза, его одежды, посоха, Снегурочки, вида вотчины Деда Мороза, комнат его дома)В процессе рассказа необходимо побуждать высказывания детей и их рассуждения. Например задавать вопросы (Чем украшают ёлку? Как вы считаете почему комнат в доме 12? и тому подобные)
Учитель: Кто подскажет,какого числа мы отмечаем Новый год?
А вот традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России всего три столетия назад. Так решил наш император, Пётр Первый, и издал такой указ.
В Древней Руси Новый год праздновался в середине декабря, когда день и ночь были равны по длине(22 декабря). Люди жгли большие костры, огонь которых символизировал солнечный свет. Наши предки словно призывали солнце светить все ярче и ярче. Круглый новогодний пирог - каравай - по форме тоже напоминал солнце. В древности изготовление каравая превращалось в языческое таинство - его пекли избранные люди. Они проводили священные ритуалы и использовали предметы, которые как считалось обладали волшебством..
В канун праздника славянские девушки убирали в доме. Выметая мусор, они следили, не попадется ли им хлебное зернышко - это обещало им жениха.
Дети, наряженные козами, коровами и другими животными, ходили по дворам и пели "колядки". В древности это были магические заклинания для благополучия в домах. Хозяева щедро раздавали детям подарки, ведь отказать им было нельзя. Дети изображали молодой год, и тот, кто не одаривал колядующих, мог будущий год прожить в нужде и страданиях.
На Руси считалось, что, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому в этот день старались не делать тяжелую и грязную работу, надевали самую красивую одежду, накрывали богатый стол.
В нашей стране главным символом Нового года считается ёлка, причем она так и называется новогодняя ёлка, которую украшают различными игрушками, бусами, гирляндами. Каждый украшает ее на свой вкус. Считать ёлку – новогодним деревом также решил для нашей страны Петр Первый. По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели. Интересно, что первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. Разные плоды обозначали что-то свое.
Конечно же, на новый год не обойтись и без подарков. В нашей стране подарки кладут под новогоднюю ёлку.
Но есть еще что то, без чего не обойтись на празднике Нового года. Ведь кто то должен зажечь огоньки на елке, и кто то приносит подарки детям.
Что же это за волшебник такой?
Ну конечно это Дед Мороз.
Российский Дед Мороз имеет густые серебристые волосы и длинную седую бороду. Одет Дед Мороз в длинную шубу, по щиколотку или по голень. Шуба, должна быть красной, расшитой серебром и отороченной лебединым пухом или белым мехом. Шуба подпоясана белым поясом с красным орнаментом.
Под шубой у Деда Мороза белые льняные рубашка и брюки, украшенные белыми рисунками.
На голове у Деда Мороза - красная шапка, расшитая серебром и жемчугом. Форма шапки – полуовальная. Никаких помпонов, бубенчиков; оторочка шапки - белым мехом или лебединым пухом, с треугольным вырезом надо лбом. На руках - трехпалые белые перчатки или варежки, расшитые серебром. На ногах - серебряные или красные сапоги с приподнятым носком, каблук небольшой, скошенный, или вовсе отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые валенки.
В руках у Деда Мороза - посох, хрустальный или серебряный, с витой ручкой, который завершается изображением звезды, месяца…
Вместе с Дедом Морозом везде появляется Снегурочка. Это одетая в белые одежды девушка, на голове у нее - восьмилучевой венец, шитый жемчугом и серебром. Снегурочка символизирует застывшие воды.
Передвигается наш Дед Мороз на тройке лошадей в санях, или на северных оленях. Может и пешком пройтись, осматривая свои владения.
Ребята, но ведь Дед Мороз не исчезает после нового года, он просто отдыхает. Значит где то у него должен быть дом?
А живет наш Дед Мороз в одном из городов России, в городе – Великий Устюг.
Но этот дом появился у него не так давно, до этого дед мороз путешествовал по свету, часто жил в лесу, наводил там порядок. И приходил в города только на новый год, а ведь с дедом морозом хотели пообщаться многие дети, и не только в праздник. Тогда дед мороз решил, сто надо ему жить, где то в одном месте, чтобы дети смогли приехать к нему или написать ему письмо. И вот тогда то и появился у деда мороза дом. Да не просто дом – а целые владения, которые называются вотчина деда мороза.
Дом у Дедушки Мороза большой и волшебный, гостеприимный и уютный. Каждый, кто в Дом попадает впервые, диву дается и с восхищением понимает, что это и есть тот самый дом, в котором детство живет, в котором снежинками сверкающими на стенах переливаются детские воспоминания, а в волшебной музыке слышатся самые дорогие сердцу сказки для детей, а самые любимые детские игрушки глаза радуют.
Дом недаром волшебным нарекли, потому как и душа у него есть. И кажется, живет он своей особенной жизнью и даже не всегда помалкивает: потрескивают стены его - зимой от мороза, и ночами летними, когда крыша медная за день прогревается и своим теплом с теремом делится. Весной же дом дождями робкими и росой первой умывается, а осенью листва да иголки облетевшие шуршат по стенам дома – словно сказки нашептывают. И есть у Дома свой характер, свой норов.
Дедушка Мороз очень мудрый и хозяйственный волшебник. Потому в Доме его комнат ровно 12. И хотя в комнатах этих часто перемены случаются – порядок в них поддерживается всегда.
5. Физминутка.
Учитель: Вот такой вот рассказ у нас про Новый год и Деда Мороза получился.А раз мы с вами так долго смотрели на доску давайте отдохнем немного.
- зарядка-разминка для глаз;
- Физминутка
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

6. Сюрпризный момент, продуктивная деятельность учащихся.
Учитель: Ребята, а пока вы на уроках были, нам посылка пришла. Я ее не открывала пока, давайте же посмотрим от кого она.
Открываем посылку. Достаем конверт.
Учитель: Ребята, а письмо то к нам пришло из Великого Устюга. Как вы думаете от кого оно? (Ответы детей) Правильно, давайте же прочитаем, что там дед Мороз нам написал.
Чтение письма.
«Здравствуйте, дети! Слышал я тут от синички, что была в ваших краях да ко мне залетела, что занятие у вас будет про Новый Год, да про меня – Деда Мороза. И решил я вам подарок маленький прислать – сундучок с гостинцами. (Из посылки достается сундучок, пробуем открыть – не открывается)
Только чтобы подарки получить, нужно мои задания выполнить. Ну что, попробуете справится? (Ответы детей)
1 задание.
Отгадать загадки:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима)

Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки.
Руки - сучки.
Холодный, большой,
Кто я такой?
(Снеговик)

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке.
(Снежинки)

Зима на крыши серые
Бросает семена -
Растит морковки белые
Под крышами она.
(Сосульки)

Мы купили вешалку
С звездою на макушке.
Повесили на вешалку
Не шапки, а игрушки!
(Елка)

Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные... (игрушки)

Какая игрушка
Стреляет, как пушка?
(Хлопушка)

И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая
Пятикрылая... (звезда)

На дворе снежок идет,
Скоро праздник... (Новый год)

2 задание. (Развитие согласования прилагательных с существительными).
Учитель(читает письмо): Говорила мне синичка, что в классе у вас стоит елочка не наряженная, украсьте ее, сделайте новогодней, праздничной. А когда будете вешать игрушки, называйте их и говорите какого они цвета.
(Дети по одному подходят к елке и вешают на нее игрушки со словами: «Я повешу на елку красный шарик; я повешу на елку коричневую шишку» и т.д.)

3 задание.
Учитель(читает письмо): Чтобы сундучок открылся, надо к нему дорожку найти. Пройдите лабиринт от мальчика до сундука, нарисуйте дорогу (Можно использовать любую картинку с лабиринтом).
(Дети работают парами).

4 задание.
Учитель (читает письмо): А еще синичка сказала мне, что у вас в школе проходит выставка, посвященная Новому Году. Сделайте мне доброе дело, сделайте поделку на выставку, я вам даже и заготовки прислал.
(Детям выдаются из посылки конвертики с заготовками поделки «Снежинка», дети делают самостоятельно по инструкции учителя. При необходимости учитель помогает индивидуально).

7.Итог урока, рефлексия детей.
Учитель: Давайте теперь попробуем открыть наш сундучок, когда все задания выполнены.(Пробуют, сундучок открывается. Детям раздают подарки от Деда Мороза).
Учитель: Ребята, а посмотрите на доску. У нас на доске, целое занятие просидел и смотрел как вы работаете Снеговик. А ведь у нас в комнате жарко, снеговик уж совсем приготовился растаять, давайте ему поможем – если вам занятие понравилось, возьмите синюю снежинку и прикрепите ее рядом со снеговичком, а если занятие не очень понравилось, то возьмите и прикрепите рядом со снеговиком белую снежинку. (Дети крепят на доске вокруг снеговика снежинки).
Учитель: Молодцы, ребята, теперь наш снеговик не растает. Давайте же с вами вспомним о чем мы говорили на уроке.
Дети отвечают, учитель может направлять детей по необходимому для него пути задавая дополнительные вопросы по рассказанному материалу.
Учитель: Молодцы ребята, вот сколько нового и интересного вы сегодня узнали. А наше занятие окончено, гирлянду из снежинок мы отнесем на выставку, скажите нашим гостям до свидания и можете выходить из класса.
Дети прощаются с гостями.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по «Развитию речи и коммуникации» в 0 классе коррекционной школы Конспект урока по развитию речи в 1 классе коррекционной школы VIII вида Конспект занятия кружка "Развитие речи", 1 класс Эссе ученика 4 класса. Моя гордость

Похожие статьи:

Классный час. Государственные символы России, 4 класс

Классный час в 3-4 классе. Воспитание любви к Родине

Конспект классного часа на тему: Мир для 3 класса

Литературно-музыкальная композиция по мотивам поэмы Симонова для начальной школы. Сценарий

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Лермонтов «Бородино»

Опубликовано: 704 дня назад (5 января 2015)
Просмотров: 1798
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!