Конкурсы для педагогов и детей

Проекты по краеведению как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Проект "Я люблю Катайск".
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель высшей категории: Плотникова Анна Евгеньевна
МКДОУ комбинированного вида №2 «Берёзка» города Катайска Курганской области
Описание материала: Данные материалы помогут педагогам ДОУ определить основные направления и содержание работы по ознакомлению с родным городом как средством по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
Исходя из этого, моя работа по ознакомлению детей с родным городом – Катайском. Мною был выбран и реализован проект «Я люблю Катайск» с детьми старшего дошкольного возраста. Данным проектом я хочу привлечь внимание к родному городу, к знанию малой родины и его влиянию на патриотическое воспитание дошкольниковне только детей, но и их родителей, педагогови специалистов ДОУ.
«Знать – не значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому важно не только знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Катайск в дошкольном возрасте, постоянно укрепляя и обогащая эти знания через различные виды деятельности, вовлекая родителей, но и прививать любовь и уважение к своему краю, воспитывать патриотов своей страны.
Данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
ПРОЕКТ "Я ЛЮБЛЮ КАТАЙСК"
«Я узнал, что у меня
Есть родина моя:
И пролесок, и дорожка,
Важен мне мой городок,
Домик, солнце надо мною
-
Это все мое, родное!»
О важности приобщения ребёнка к любви к своей Родине никто не спорит, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за свою страну, в которой ты живёшь. Поэтому детям уже с дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своей страны, своего родного города. Именно знание истории родного города, его исторических и культурных центров, уважение и гордость к живущим в нем людей поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к истории и культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
Исходя из этого, моя работа по ознакомлению детей с родным городом – Катайском, по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, традициям семьи, детскому саду, улицам города, городу Катайску, его достопримечательностям;
– воспитание уважения к людям, родившимся и выросшим в Катайске, труду людей, живущих рядом;
– развитие интереса к русским народным традициям и промыслам Катайцев;
– формирование глубоких знаний о своём родном городе (Курганская область, город Катайск, река Исеть, главная улица – Ленина, другие улицы города);
– обогащение знаний о культурном и историческом наследии Катайска;
– расширение представлений о достопримечательностях малой родины;
– знакомство детей с символами свой Родины и Катайска (герб, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к людям, живущим рядом;
– знакомство с историческими, известными людьми города Катайска.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, экскурсии по родному городу, знакомство с людьми разных профессий.
Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-мегаполисом. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым!
Мною был разработан и внедряется долгосрочный проект, посвящённый Катайску – городу, который является Родиной моих воспитанников: «Я люблю Катайск».
Данным проектом я хочу привлечь внимание к родному городу, к знанию малой родины и его влиянию на патриотическое воспитание дошкольниковне только детей, но и их родителей, педагогови специалистов ДОУ.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому важно начать знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Катайск в дошкольном возрасте, постоянно укрепляя и обогащая эти знания через различные виды деятельности, вовлекая родителей. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Родители, по результатам анкетирования на начальном этапе, имели недостаточно знаний о своем городе, не уделяли достаточного внимания данному вопросу, считая его неважным, полагаясь на детский сад. Дети не владели достаточной информацией о родном городе, а не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. В связи с этим актуальность данной проблемы очевидна. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, были сформулированы цель и задачи, прогнозируемые результаты.
Цель:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, своей малой родине – городу Катайску.
Задачи:
-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике Катайска;
-Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края;
-Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям.
-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
- Привитие любви и заботы к природе, птицам и животным родного края.
Участники: дети 5-6 лет (старшая), родители, педагоги ДОУ.
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации: 1 год.
Прогнозируемые результаты:
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях.
- Сформированность устойчивого интереса к родному городу.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному проекту.
- Реализация проекта должна позволить повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Катайска, поможет сформировать стойкую любовь и привязанность к родному городу, заботливое отношение к природе и всем животным, живущим рядом.
Данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение. Следовательно, данная тема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников, которые стали активными участниками нашего проекта.
В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом: « История города Катайска», «Мой любимый город», «Символы Катайска», «Улицы города», на которые были приглашены родители.

2) Совместные мероприятия с семьями воспитанников:
- творческая гостиная «Традиции моей семьи», где дети совместно с родителями сделали поделки из разноцветного солёного теста. Детской фантазии не было предела: распустились цветы невиданной красоты, запорхали яркие бабочки, ожили милые божьи коровки, открылись волшебные шкатулки, сердечкам, кулончикам, брошам не было конца. А в завершении был раскрыт рецепт «Волшебного теста». Нам очень приятно было видеть добрые и нежные улыбки родителей, счастливые глаза детей от совместной деятельности. Хочется отметить результат данного мероприятия: многие родители заинтересовались и вечера с использованием «тестопластики» стал одним из любимых вечерних занятий и традиций в семье. А в детском саду разработана программа по дополнительной кружковой деятельности, где мы с детьми с удовольствием занимаемся творчеством;

- военно-патриотическая игра «Зарничка», где наши папы и дедушки совместно с воспитанниками проявили свои лидерские и спортивные качества «молодого бойца», отметили, что в Катайске работают защитники ( в полиция, в ГИБДД, в Нацгвардия) и они рядом – они – наши папы.

3) Совместные мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста:
- была издана стенгазета «Будущий защитник Отечества»;
- впереди изготовление открыток и поздравления ветеранов с 9 Мая, приуроченная к Дню Победы.

4) Экскурсии по городу.
Мы с детьми посетили культурные и исторические места и достопримечательности нашего города:
- в первую очередь мы посетили музей, где была проведена очень интересная беседа о городе Катайске и Катайских защитниках Отечества, которых помнят, которыми гордятся.

- детская библиотека, где нам показали большой детский выбор книг по разным направлениям, красочно и доступно рассказали о детских книгах, журналах, о пользе чтения, пригласили записаться в детскую библиотеку. Далее нас пригласили в читальный зал, где дети с удовольствием посмотрели книги, послушали рассказ о их разнообразии (исторические, энциклопедии, книжки-малышки, развивающая литература, волшебные книги). Оказалось, что в читальном зале можно не только почитать и посмотреть книги, но и поиграть… Нам показали разные виды театра, что очень привлекло наших дошкольников. Также мы были удивлены предложением, посещать «Творческие вечера», где с детьми занимаются оригами, ДПИ, изготовлением поделок. Показали детям поделки их сверстников. Мы увидели неподдельный интерес в глазах ребят. Некоторые дети стали активными посетителями;


- посещение «Пожарной части №26 города Катайска» стало незабываемым событием в жизни группы. Нас встретила старший сержант внутренней службы Ольга Александровна. Она нам рассказала о профессии пожарного, важности соблюдения правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде, об устройстве пожарной машины, пожарном снаряжении. И, конечное, всё показали и дали потрогать. А некоторые мальчишки уверенно заявили, что они бы очень хотели в будущем стать настоящими пожарниками!


- экскурсия на почту. Детей встретила приветливая почтальон. Она рассказала о работе почты и её сотрудниках. Детям показали, как правильно заполнять почтовую корреспонденцию, марки, рассказали, как почтальоны разносят почту и даже предложили отправить кому-нибудь посылку, что мы с удовольствием и сделали! Нас провели по рабочим помещениям почты, показали, где храниться корреспонденция, письма, посылки, показали машину для выгрузки почты в служебную машину. Отправленная нами посылка благополучно была доставлена почтальоном в детский сад на следующий день.

- дом культуры «Лучезар» - центр постоянных культурных мероприятий района. Мы часто посещаем с детьми театральные представления и культурные мероприятия, проводимые для детей.

- "Центр русской культуры" постоянно удивляет нас своими выставками и детскими праздниками. Мы стали их постоянными посетителями.

- стадион «Труд» - любимое место детей для спортивных игр и развлечений, где были организовано спортивное мероприятие «Быстрее, выше, сильнее» с традиционным чаепитием.

- «Катайский лес зимою». Что может быть лучше зимнего леса! И наши дети вместе с родителями были приглашены в рамках «Выходного дня» на прогулку в лес. А какая прогулка по зимнему лесу без лыж?! Дети увидели красоту зимнего леса, насладились общением с родителями и друг другом на лоне природы.
В дальнейших планах посетить места работы родителей наших воспитанников: Катайский насосный завод, Администрацию района и города, ГИБДД и отдел Росгвардии Катайского района, где работают родители наших воспитанников.

5) Пополнение развивающей среды. В группе создан уголок патриотического воспитания, альбомы «Мой город Катайск», «Моя улица».

6) Выставки детских работ «Город моей мечты», «Мой город, дороже которого нет»

7) Знакомство с известными людьми города Катайска (поэтами, художниками, хореографами, людьми искусства). Дети уже познакомились с талантливым хореографом - Мартюшевой Олесей Владимировной и её блестящим коллективом «Вектор», в который входят и дети из нашей группы. Мы посмотрели занятие самой младшей группы коллектива. Олеся Владимировна рассказала нам о коллективе, любви к танцам, о том что это не только красивые выступления, но и каждодневный труд и упорные тренировки. Дети попробовали выполнить некоторые танцевальные упражнения совместно с «Векторовцами». Можно отметить, что дети изъявили желание танцевать и выступать на сцене.
В дальнейших планах встреча с известным тренером по баскетболу Сенниковой Ниной Васильевной (Детская спортивная школа), которая ведет секцию, набирая детей с 5 лет и тренером по лёгкой атлетике Нагейкиной Анной Владимировной (Манеж). А также встречи с творческими людьми и людьми искусства.

8) Экологические акции:
- «Поможем бездомным животным», в рамках которой детьми вместе с родителями были собраны все необходимые для животных корма, игрушки, миски для кормления и другое и переправлено в приёмник для бездомных животных.
- «Покорми птиц». Дети с родителями изготовили разнообразные кормушки, которые были развешаны, как на территории детского садика, так и на территории всего города Катайска, в местах, доступным для кормления зимующих птиц.
- Экологическая акция «Чистый город», приурочена к 1 Маю. Родителям с детьми предложено очистить район родника от мусора. Предложение принято с восторгом.

9) Программа выходного дня с посещение катка на стадионе «Труд»: «Всей семьёй на каток», где семьи активно провели свой досуг, наслаждаясь природой и общение друг с другом.

10) Беседы: «С чего начинается Родина», «За что я люблю Катайск».

11) Выставки детско-родительских работ «Мой город», где дети совместно с родителями изготовили макеты домов, школ, детского сада «Берёзка», автозаправок, ДК «Лучезар», вокзала и других зданий города Катайска. Из зданий и сооружений ребята имеют возможность выстраивать город Катайск по своим чертежам и схемам, по своему замыслу, обыгрывая свои постройки. Они вспоминают, где они были, где что расположено в их родном городе, совершать экскурсии по своей памяти.

12) Консультации: «Как воспитать патриота», «Какую литературу читать (старший дошкольный возраст)».

13) Фотовыставки: «Моя малая Родина», «Наши экскурсии».

14) Районный конкурс молодых семей по патриотическому воспитанию Семья Качалковых приняла участие в районном конкурсе презентаций «Я люблю Катайск», целью которого являлось активизировать внимание родителей по данному вопросу.

15) Дети старшей группы стали активными участниками конкурсов и олимпиад различных уровней. Телякова Юля стала победительницей международной олимпиады «Моя Родина – Россия» для дошкольников информационно-образовательного ресурса «Шаг вперед».

Хочется особо отметить возросшую заинтересованность родителей по данной теме. Они активно участвуют в наших мероприятиях, посвященных городу Катайску, экскурсиях, выставках конкурсах, предлагают свою помощь в организации и проведении новых форм работы, подают новые идеи в развитии патриотического воспитания через ознакомление с родным городом. Родителями были предложены акции «Поздравь героя», «Посади дерево», конкурс презентаций «Дом, где я родился», конкурс проектов «Катайск будущего», выставка рисунков «Герб Катайска глазами детей», досуг чтецов «С любовью о Катайске», игра-квест «Где находиться памятник?». Мы обязательно примем к сведению эти оригинальные предложения.
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Катайска доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Уже сейчас можно отметить видимые результаты: все дети без особого труда называют название города, района, домашний адрес, знает достопримечательности города, где они расположены, могут узнать их по фотографиям, называют 4 - 5 улиц, площадь; могут объяснить символику Катайскского герба. Проявляют интерес к родному городу.
Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.

Рекомендуем посмотреть:

Творческое выступление по безопасности дорожного движения для старших дошкольников Развитие у старших дошкольников певческих способностей Конспект НОД по художественному конструированию. Подготовительная группа Педагогический проект в старшей группе на тему «Мы - за здоровый образ жизни»
Участник №12 профессионального конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка» на тему «Сценарии праздников, развлечений, мероприятий и классных часов» c 20 января по 20 апреля 2017 года
Проект по гражданско – патриотическому и правовому воспитанию детей старшей группы ДОУ
Опубликовано: 171 день назад (4 февраля 2017)
Просмотров: 755
Рубрика: Проекты
+1
Голосов: 1
Ольга Васильевна Власова # 30 марта 2017 в 12:45 0
Анна Евгеньевна, спасибо вам за ваш проект, очень содержательный, подробный, интересный. в проекте отражена плодотворная работа педагога, представлены различные формы работы. проект познавательный, актуальный, дети должны знать историю своего города, свои корни, свое настоящее и будущее. видна огромная работа воспитателя как с детьми, так и с родителями. педагог смог заинтересовать, заставить полюбить свой родной город, - и у него это прекрасно получилось!