Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия НОД в подготовительной группе. Моя малая Родина

Непосредственно Образовательная Деятельность
Сценарий совместного мероприятия «Алтайский край-частица моей малой родины»
ЦЕЛЬ: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю; воспитание чувства гордости, уважения и любви к своей малой родине.
ЗАДАЧИ: Создать условия для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края; знакомить дошкольников с историческим, культурным географическим своеобразием родного села; развивать бережное отношение к родному селу, его достопримечательностям, природе; воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Ход занятия
Дети торжественно входят в зал под музыку песни М.Евдокимова «Алтай», в руках держат колоски пшеницы.
Ведущий. Читает стихотворение Л.Дайнеко под музыку
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
Для ивушки плакучей, нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки, опушки нет родней.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья.
У каждого на свете есть Родина своя.
Дети читают стихотворение «Мой любимый Алтай»
Раскинулись степи Алтая
И вширь, и в длину далеко,
Посмотришь, как будто нет края
Лишь солнце палит высоко.

Гляжу я на наши просторы,
Любуюсь – какая земля!
Покрытые новым убором
В хлебах утопают поля.

И места нет более краше,
Любимый, цветущий мой край,
Ты – житница Родины нашей,
Ты – золото наше, Алтай.
Ведущий:
Ребята, сегодня мы продолжим разговор о нашем крае. Более 70лет тому назад образовался Алтайский край. Алтай и Алтын – эти два слова похожи между собой. Алтыном в старину называли золото. Алтай – золотой край.
Ребята, вы хотите посмотреть и услышать легенду о создании Алтая? Тогда давайте внимательно послушаем эту легенду.
Дети смотрят видеоролик «Легенда об Алтае»
- Мы посмотрели, какой наш край богатый – всё это природные богатства. Но самое главное богатство – это люди, проживающие в этом крае. Наш край многонациональный.
•Почему мы так говорим?
В нём проживают украинцы, немцы, казахи, армяне, но основное население – это русские, со своей культурой, бытом, традициями.
С давних пор люди знали, что наш край очень богат.
- Чем же богат наш край? Об этом и пойдёт сегодня речь.
Наша Родина богата
И Алтай наш славится
Мёдом, хлебом, облепихой
Катунью – красавицей!

Наш Алтай очень красивый
Катунь – светлая вода
Кто приедет в края наши –
Не уедет никогда!
Песня «Наш край» (То берёзка, то рябина…)
Стук в дверь.
Ведущий: Ребята, кто-то к нам стучится в дверь… Заходи, гость дорогой!
( входит Лесник).
Лесник: Здравствуйте, здравствуйте! А вы меня узнали? Да, я – Лесник. Живу в лесу, в своём волшебном царстве. А сегодня решил прийти к вам в гости, т.к. мне птицы – царицы донесли, что вы сегодня беседуете о моём золотом крае – Алтае. А как же вы без меня? Ведь в моём царстве столько зверей, птиц. Вы ведь, наверное, и не знаете, какие животные обитают в алтайских лесах и полях?
Ведущий: Вот ты Лесник и ошибаешься, детки хорошо знают животных своего края, правда, ребята? Давайте с вами их назовём .
(волк, лиса, бобр, лось, заяц, косуля, марал, соболь, олень…)
Ну, что убедился?
Лесник: Молодцы, детишки! А давайте я с вами поиграю в игру «Кто лишний». Вы должны прослушав названия животных, определить, какое животное не живёт у нас на Алтае. Ну что, готовы? Тогда слушайте внимательно.
Волк, белка, обезьяна, барсук
Заяц, соболь, кенгуру, медведь
Олень, ёж, лиса, верблюд
Косуля, марал, лошадь, лось.
Молодцы, ребятки! А вы знаете, некоторые люди порой бывают так жестоки по отношению к животным. Очень часто они уничтожают их для своих целей: из шкур шьют шубы, шапки, из рогов делают украшения. Постепенно животных остаётся всё меньше и меньше. Люди стали задумываться: как остановить это безобразие.
- Как вы думаете, что они придумали? ( Правильно они создали Красную книгу).
- Почему именно красную? ( это цвет тревоги, надвигающейся опасности. Внимание, остановись, не губи природу!)
- А каких животных заносят в Красную книгу? (редких, исчезающих).
В нашем алтайском крае тоже есть своя Красная книга. (показ иллюстраций: соболь, марал, лось, выдра, северный олень, дрофа, лебедь).
Ребята, а вы знаете, сколько у меня красивых деревьев в лесу растёт.
Ведущий: А давай, лесник, у ребят спросим, может они знают, какие деревья растут на Алтае?
(берёза, дуб, клён, тополь, кедр, осина, сосна, ель, ива…)
Лесник: Мой дом не только красив, он ещё и кормит, и лечит. А что в лесу можно собирать? (грибы, ягоды, лекарственные травы).
А вот я сейчас и проверю, знаете ли вы лекарственные растения. В своём кузовке я припас для вас загадочки. Слушайте внимательно.
1.Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу я в карманчик
Бывший… (одуванчик)
•А что вы знаете об одуванчике?
« в медицине на Руси его считали «жизненным эликсиром». Соком молодого одуванчика лечили и выводили тёмные пятна на коже и веснушки»
2.На лесной опушке
Стоят подружки
Платьица белены
Шапки зелены. ( берёзка)
•А кто сможет рассказать о пользе берёзки?

«давным – давно, берёза приносит пользу человеку. Это знаменитый берёзовый веник в бане и берёзовый дёготь, который лечит раны, язвы, ожоги и разные кожные заболевания».
3. Путника друг –
Скромный, невзрачный листок
Ты на пораненный палец
Влажной заплаткою лёг
Многим у нас невдомёк
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног. ( подорожник).
« Если на ранку положить листик подорожника, то ранка быстро заживёт».
4.Если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар
Придвинь себе кружку, в которой дымится
Душистый отвар. ( ромашка)

5.Первоцвет весенний
Жёлтенький цветок
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.
Первоцвет весенний
Ключик от весны
Ни тебе ли снятся золотые сны?
Будь же осторожен
Не сорви его
Мягкого, душистого
Друга моего. ( мать –и- мачеха)
« Мать – и – мачеха – лекарственное растение. Настойка из листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях».
Лесник: Ну, что ж молодцы, порадовали меня своими знаниями.
Ребята, на земле так мало остаётся мест, где растут такие удивительные растения. Давайте будем беречь, и охранять их!
1.Дерево, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
2.Природу не уродуй
Природу не обидь.
Родился человеком
Так надо им и быть!
Лесник: Ну что, ребятки, у вас мне очень интересно, но мне пора домой возвращаться. Меня уже совсем заждались жители моего лесного царства. А вам большое спасибо за ваши знания. Я обязательно пришлю вам подарочек из леса, вы будете ждать?
Ну, тогда до свидания.( Лесник уходит).

Ведущий: Когда говоришь «Алтай» - то представляешь себе степи и леса, горы и голубые горные озёра, быстрые реки.
На Алтайской земле текут около 5тысяч рек. Наиболее крупные из них Обь, Катунь, Бия, Алей, Чумыш, Чарыш и другие. Обь относится к числу самых больших рек земного шара. Её длина 5410км. Обь образуется от слияния рек Катуни и Бии.
•Ребята, а давайте представим себя в роли рек Катунь и Бия, которые сольются в одну большую реку Обь?
Дети под музыку шума воды, с лентами голубого и зелёного цвета исполняют импровизацию движения рек.
•А теперь, давайте посмотрим, какая существовала легенда об этих реках.
Просмотр видеоролика «Реки Алтая»
Ребята, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наш Алтайский край. В нашем крае очень много городов, сёл, деревень.
•Какие из них вы знаете? (ответы детей)
•Как называется столица Алтайского края? (Барнаул)
Поэтому этот город на карте обозначен крупной звёздочкой?
•Кто сможет показать его на карте?
•Знаете, почему он так называется?
Когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – «Волчье озеро». А может кто-то догадался, почему это озеро так называлось? (в этих местах водилось много волков).
Ведущая.
Славен наш Алтай лесами,
Славен удалью речной,
Песней славится, стихами
И частушкой озорной.
Дети поют алтайские частушки

На Алтае мы живём
Вкусны шанежки печём
И частушек много знаем
Все сейчас для вас споём.

Яровое, Яровое,
Ой, солёная вода.
Кто купался в Яровое
Не забудет никогда.

Яровое, Яровое
Кто тебя пересолил?
Буду очень я доволен,
Если вас повеселил.

По Оби – реке широкой
Лодка с парусом плывёт
У мальчишки нос курносый
Аж до неба достаёт.

На Алтае есть село
Кулунда зовётся
Тому жить у нас легко
Кто всегда смеётся.

Мы алтайские частушки
Вам пропели от души
Хороши наши частушки?
Чем же мы не хороши!

Равнина, равнина, ни яра, ни пади,
Равнина на север, равнина на юг,
Как будто гористую землю разгладил
Горячий, гигантский утюг.

Здесь воду качают полынные ветры,
Бежит на поля ледяная вода.
Здесь смотришь и видишь на сто километров
Полсотни туда и полсотни – сюда.

В Алтайском крае много степей. В нашем районе их называют Кулундинскими степями. А название их произошло от слова «кулун» - т.е. жеребёнок, потому что когда-то здесь, в Кулундинских степях паслись стада лошадей.
•Скажите, а где мы с вами живём? (в селе)
•Как оно называется? (Кулунда)
•Покажите на карте то место, где мы живём?
Ведущий.
В родных степях стоишь ты, как картина
Моя любимая, родная Кулунда
Пусть говорят, что есть места красивей,
Но я - то знаю – это ерунда!

Кулунда, ты конечно не Москва
Может ты чуть – чуть похуже,
Может улицы поуже.
Ты, как мать на всех одна
Нам другая не нужна!

Пускай у нас нет рядом океана
Пускай пески, а не зелёная тайга.
А я - то знаю, что Кулунды красивей
Ты не найдёшь нигде и никогда!
•Ребята, а какие достопримечательности Кулунды вы знаете? (больницы, школы, д.сады, дом культуры, музей, мемориал славы, церковь, парк, стадион, школа искусств, спортивная школа, загс…).
Правильно, а теперь давайте посмотрим на красоты нашего села со стороны.
Просмотр видеоролика «Моя Кулунда»
Дети читают стихотворение «Кулунда – любимое село» Света Ляпина
Кулунда – любимое село,
Улица, где детство пролетает.
Лето, что так манит нас жарой,
Утро, птичка весело запела…

Зимы с вьюгами, весна и тёплый дождь,
Небо осенью немного потускнеет
Но нигде в России не найдёшь
Места, что красивей и роднее.

Кулундинские поля – простор и тишь.
Ночь – прохлада, звёзды, месяц светит
А весной капель польётся с крыш,
И скворец ей песнями ответит.

Кулунда… на протяженье лет
Пусть растёт и набирает силы.
На село пусть солнца льётся свет,
Пусть останется оно навек любимым!

Стук в дверь.
Ведущий. Ребята, кто это к нам ещё пожаловал? Ой, тут кажется корзинка для кого-то и записка.
«Дорогие ребята! Я, как и обещал, передаю для вас подарочек. Думаю, что мои птицы-царицы доставят его во время. Спасибо вам за то, что любите природу и её богатства. До свидания! Ваш Лесник».
(Угощение шоколадными грибочками и орешками)

Рекомендуем посмотреть:

Чистое слово День самоуправления в школе Беседа с детьми по теме: Зимушка-забавушка Методы обучения
Конспект ООД в подготовительной группе. Путешествие в прошлое
Опубликовано: 682 дня назад (23 января 2015)
Просмотров: 1548
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Галина Васильевна Старкова # 23 января 2015 в 18:28 +1
Добрый вечер Анна Ивановна. Прекрасная разработка мероприятия. Очень важно приобщать детей с малых лет к истории родного края и родной страны в целом. Голосую за ваш материал. Успехов в творческих делах. с уважение Галина
Надежда Анатольевна Халимуллина # 25 января 2015 в 08:24 +1
Анна Ивановна! Я уверена, что после таких занятий дети, когда вырастут, вернутся на свою малую Родину. Очень много хороших стихов о родном крае Вы использовали в своём конспекте. Много познавательного материала, игр, которые активизируют детей. Ведь через игру проходит всё наше обучение. Если бы Вы ещё добавили фото или картинки, чтобы это можно было увидеть наглядно, то было бы совсем хорошо.