Конкурсы для педагогов и детей

Литературный вечер для старшеклассников с презентацией. Конквистадор Николай Гумилёв

Сценарий литературного вечера, посвященного 130-летию со дня рождения Николая Гумилёва. КОНКВИСТАДОР. РЫЦАРЬ НА ЧАС
В.1 В 2016 году исполняется 130 лет со дня рождения очень интересного и необычного поэта.
Слайд1. Портрет Гумилева

В.2 Яркого представителя поэтов Серебряного века, Николая Степановича Гумилёва.
Музыка на стихи Гумилёва. На сцену выходит Гумилёв.
Слайд 2.Гумилёв

Гумилёв. Как конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам.
Порою в небе смутном и беззвездном
Растет туман… но я смеюсь и жду,
И верю, как всегда, в мою звезду,
Я, конквистадор в панцире железном.
И если в этом мире не дано
Нам расковать последнее звено,
Пусть смерть приходит, я зову любую!
Я с нею буду биться до конца
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую.
Гумилёв берёт книгу стихов, листает, стоя в сторонке.

В.1 Экзотический, оригинальный поэт, конквистадор, рыцарь на час.

В.2 Его имя было под строжайшим запретом долгие 60 лет.

В.1 Даже хранение портрета Гумилёва было веской причиной для ареста.

В.2 Потому, что в 1921 году Н. Гумилёв был расстрелян за участие в «таганцевском» контрреволюционном заговоре.

В.1 В заговоре Николай Степанович не участвовал. Он знал о нём и не поставил в известность власти.

В.2 Фактически Гумилёв был расстрелян за недоносительство. Ему было 35 лет.

Гумилёв. Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.
Он мог стать вашим тоже и не стал,
Его вам было мало или много,
Должно быть, плохо я стихи писал
И вас неправедно просил у Бога.

В.1 Друг Гумилёва, Сергей Маковский писал
Слайд 3. С.Маковский
Сергей Маковский Гумилев-поэт - явление многогранное, его поэзия сложна, как вся создавшая ее эпоха, когда многое начиналось в России и многое навсегда кончилось. В Гумилеве было много противоречивости, лучше сказать двойственности: легкомысленным озорством просвечивает его трагичная неудовлетворенность, рисовкой, подчас цинизмом, окрашены нежнейшая лирика и драматические поэмы, и даже воинская его доблесть. И всегда грусть, часто несознательная, подспудная, сквозь иронию, насмешку и бравурную похвальбу, в мажорном ключе - затаенное предчувствие гибели.
И только Судьба, только она одна – больше Поэта, потому что может быть и посмертной. Особенно если при жизни не была исчерпана даже наполовину.

В.2 Маковскому посвятил поэт своё стихотворение «Я верил, я думал»
Слайд 4. Храм
Гумилёв. Я верил, я думал, и свет мне блеснул наконец;
Создав, навсегда уступил меня року Создатель;
Я продан! Я больше не Божий! Ушел продавец,
И с явной насмешкой глядит на меня покупатель.
Летящей горою за мною несется Вчера,
А Завтра меня впереди ожидает, как бездна,
Иду… но когда-нибудь в Бездну сорвется Гора.
Я знаю, я знаю, дорога моя бесполезна.
И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны — поэт, чародей,
Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье.
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно — колокольчик фарфоровый в желтом Китае
На пагоде пестрой… висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.
А тихая девушка в платье из красных шелков,
Где золотом вышиты осы, цветы и драконы,
С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов,
Внимательно слушая легкие, легкие звоны.

В.2 Давайте же вместе приподнимем завесу тайны и погрузимся в ту необыкновенную эпоху Серебряного века.
Песня на стихи Гумилёва «Храм твой, Господи, в небесах»

В.1 Николай Степанович Гумилев родился ночью в семье флотского врача, в Кронштадте, сотрясаемом именно в эти часы штормом.

В.2 Старая нянька, глядя на разыгравшуюся 3 апреля 1886 года бурю, простодушно увидела в этом некий своеобразный знак, сказав, что у родившегося « будет бурная жизнь».
Слайд 5. Детская фотография Гумилева

В.1 К пяти годам Николай умел читать и писать. Любил рисовать и сочинять, мечтал о путешествиях, выделяя из прочих предметов географию.

Гумилёв. Моё детство было до странности волшебным... Я жил в каком-то мною самим созданном мире, еще не понимая, что это мир поэзии…

В.2 В 1901 году Гумилёвы переехали в Тифлис. А 8 сентября 1902 года в «Тифлисском листке» появилась первая публикация Николая Гумилева, поэту было 16.

Гумилёв. Детство – самая главная, самая важная часть жизни. У поэта непременно должно быть очень счастливое детство. Или очень несчастное. Но никак не скучное, среднее, серое… Тогда уже во мне возникло желание воплотить
мечту мою,
Будить повсюду обожанье.
В сущности, это ключ к пониманию меня. Меня считают слишком сложным, но это неправильно – я прост. Вот когда вы меня хорошо узнаете, вы поймёте, до чего я прост…
Слайд 6. Портрет Гумилева

В.1 Стихи Гумилева совершенно непохожи на обычную русскую поэзию: они ярки, экзотичны, фантастичны, всегда в мажорном ключе и господствует там редкая в русской литературе нота — любовь к приключениям и мужественный романтизм.

В.2 Уже в 1905 году девятнадцатилетний поэт выпускает первый свой сборник – «Путь конквистадоров».
Слайд 7. Сборник «Путь конквистадоров»

Гумилёв. Я верно болен - всё на сердце туман.
Мне скучно всё - и люди, и рассказы.
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган.
Мой предок был татарин косоглазый
Или свирепый гунн. Я веяньем заразы,
Через века дошедшей, обуян.
Я жду, томлюсь, и отступают стены...
Вот океан весь в клочьях белой пены,
Закатным солнцем залитый гранит
И город с голубыми куполами,
С цветущими жасминными садами..
Мы дрались там... Ах да, я был убит.

В.1 Его стихи были провидческими… По ним, как и по стихам других талантливых поэтов, можно было предугадать тернистый путь автора.
Песня «Это было в те года» («Любэ»)

В.2 В 1906 году Гумилев едет в Париж и учится в Сорбонне.
Слайд 8. Гумилев в Париже

В.1 Как творческая, так и личная жизнь Николая Степановича в Париже было довольно насыщенной: клуб русских художников, издание собственного журнала «Сириус», подготовка новой книги – « Романтические цветы».
Танец (атмосфера начала ХХ века – фокстрот)

В.2 Но всё же всё сильней и сильней влечет его домой, в Россию, и он едет в Севастополь, в Царское Село, в Березки, в Слепнево, в Петербург; в Москву – к Брюсову
Фоном звучит русская народная музыка

В.1 В Киев – к Анне Андреевне Ахматовой
Слайд 9. Ахматова и Гумилев

В.2 Анна Ахматова и Николай Гумилев познакомились в Царском Селе.
Появляется Ахматова, Гумилёв берёт её за руку.

В.1 Тонкая стройная девушка долго не хотела замечать надменного и нескладного юношу с лицом, далеким от представления о красоте.

В.2 Три года длились его объяснения в любви и повторялись ее отказы, после одного из которых Гумилев пытался покончить с собой.

Гумилёв. Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о Вас, о Вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: «Она»,
И вновь душа пьяна и смятена.
Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжёт.. нет, мне не спать,
а ждать.
И крадучись я подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну,
Вон там, у клумб, Вы мне сказали: «Да»,
О, это «да» со мною навсегда
И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет,
Что ваше «да», ваш трепет у сосны.
Ваш поцелуй — лишь бред весны и сны.
Гумилёв отходит в сторону.

Ахматова. Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений.
Песня «О тебе» (Ю.Вайханский)
Он так любит меня, что даже страшно.
Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты, в своих путях всегда уверенный
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.

В.1 В апреле 1910 года она, наконец, дала согласие на брак, тогда же вышла третья поэтическая книга Гумилёва – «Жемчуга»
Слайд 10. Сборник «Жемчуга»

Ахматова: Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, не знаю, но кажется мне, что люблю.
Гумилёв выходит
Гумилёв: Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал – забавницу,
Гадал – своенравницу,
Веселую – птицу – певунью.

Ахматова. Гумилёв – моя судьба, и я по¬корно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной.
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
…А я была его женой.
Гумилёв и Ахматова расходятся в разные стороны
Слайд 11.Ахматова и Гумилев.

В.2 Валерия Срезнев¬ская писала: «Конечно, они были слишком свободными и большими людьми, чтобы стать парой воркующих "сизых голубков" Их отношения были скорее тайным едино¬борством».

Ахматова. Я обещала, что никогда не помешаю ему ехать, куда он захочет. Ещё до того, как поженились, обещала. Заговорили об одном нашем друге, кото¬рого жена не пускала на охоту. Н. С. спросил: «А ты бы меня пускала?» - «Куда хочешь, когда захочешь».
Сегодня мне письма не принесли:
Забыл он написать или уехал;
Весна как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли...
Слайд 12. Африка
В.1 Через полгода после женитьбы Николай Гумилев отправился в Абиссинию. Тихий дом стал ему тесен.

В.2 Жажда романтики, путешествий по далекой Африке оказались еще более сильной страстью. А сердце плакало нежностью…
Слайд 13. Жираф
Песня «Жираф» (Ваенга)

В.1 Василий Немирович-Данченко вспоминал, что как-то Гумилев приехал к нему после путешествия

Гумилёв. Нет ли в ваших коллекциях или библиотеке рисунков, сделанных африканскими дикарями?

Немирович-Данченко. Зачем вам?

Гумилёв. Я пишу географию в стихах... Самая поэтическая наука, а из нее делают какой-то сухой гербарий. Сейчас у меня Африка - черные племена. Надо изобразить, как они представляют себе мир.

Немирович-Данченко. Я не знаю, что вышло из этого... Он не только как поэт сам увлекался часто даже странными идеями, нет. Он умел зажигать и окружающих, случалось, совсем не свойственным им энтузиазмом. Аудитории, в которых он неутомимо выступал как лектор, проникались его восторженностью и героизмом. Если бы существовала школа исследователей и авантюристов (в благородном значении этого опошленного теперь слова!), я не мог бы указать для нее лучшего руководителя.

В.1 Немало сделал он и как дипломат, а чего стоят « Африканский дневник» и книга стихов «Шатер» - замечательное описание дальней земли.

Гумилёв. Оглушенная ревом и топотом,
Облаченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы.

В.2 Серебряный век стал таковым потому, что понимал поэзию не как личную творческую самореализацию, а как дело общее, требующее постоянных дискуссий, столкновений.

В.1 И Гумилев, возвращаясь из Африки, создаёт собственное поэтическое объединение.

В.2 Так в 1911 году в Петербурге возник «Цех Поэтов».
Слайд 14.Цех поэтов

В.1 К какому-нибудь строго определенному литературному лагерю оно не примыкало, было поэтически беспартийно. Просто — собирались, читали стихи, судили о стихах.

В.2 Посетителями этого первоначального «Цеха» были: Блок, Сергей Городецкий, Николай Клюев, Алексей Толстой, Гумилев.

В.1
Были и совсем молодые, едва начинающие поэты: Георгий Иванов, Мандельштам, Нарбут и жена Гумилева — Анна Ахматова.

В.2 Однажды Вячеслав Иванов, подмигивая, предложил сочинить Гумилеву платформу
Слайд 15. Вячеслав Иванов
Иванов. Вы вот нападаете на символистов, а собственной твердой позиции нет! Ну, Борис, Николаю Степановичу сочини-ка позицию...
Слайд 16. Андрей Белый
Белый. С шутки начав, предложил Гумилеву я создать "адамизм"; и пародийно стал развивать сочиняемую мной позицию; а Вячеслав, подхвативши, расписывал; выскочило откуда-то мимолетное слово "акмэ", острие:

Иванов. "Вы, Адамы, должны быть заостренными".

Гумилёв (не теряя бесстрастия, сказал, положив нога на ногу) Вот и прекрасно: вы мне сочинили позицию - против себя: покажу уже вам "акмеизм"!
Белый и Иванов уходят.
В.1 Акмеизм - это нелепое слово было впервые иронически произнесено символистом-противником, а новая школа вызывающе приняла его, как название.

В.2 И группа молодых людей провозгласила новое направление, которое, как ей казалось, должно прийти на смену отживающего свой век символизма
Слайд 17. Гумилев
В.1 Уверенный в том, что поэтический дар – не от Бога, что писать стихи может любой, если его этому обучить, Гумилев создает именно цех.

Гумилёв. Я верил, я думал, и свет мне блеснул наконец;
Создав, навсегда уступил меня року Создатель;
Я продан! Я больше не Божий! Ушел продавец,
И с явной насмешкой глядит на меня покупатель.
Летящей горою за мною несется Вчера,
А Завтра меня впереди ожидает, как бездна,
Иду… но когда-нибудь в Бездну сорвется Гора.
Я знаю, я знаю, дорога моя бесполезна.
И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны — поэт, чародей,
Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье.

В.2 Одним из яростных оппонентов акмеизма становится появившийся почти одновременно с ним футуризм.

В.1 Футуристы считали себя революционерами в искусстве, непримиримыми противниками буржуазного общества, его морали и эстетики.

В.2 Особенно агрессивен футуризм стал с появлением талантливого лидера - В.Маяковского, одного из авторов листовки-манифеста с известным уже в литературных кругах названием «Пощечина общественному вкусу».

В.1 Корней Чуковский писал
Слайд 18.К.Чуковский
Чуковский. Все сломать, все уничтожить, разрушить и самому погибнуть под осколками - такова его (футуризма), по-видимому, миссия.

В.1 Маяковский очень хотел познакомиться с Гумилёвым, и их знакомство состоялось в 1912 году. Этому событию предшествовала забавная история.

В.2 Когда Николаю Степановичу передали, что молодой поэт Маяковский хочет с ним познакомиться, Гумилёв ответил

Гумилёв. Ничего против такого знакомства не имею, но только, если Маяковский не будет говорить дурно о Пушкине.

В.1 Вскоре знакомство двух поэтов состоялось.
Слайд 19. В.Маяковский
Маяковский. Я!

Гумилёв. Кто - я?

Маяковский. Я: Владимир Маяковский

Гумилёв. А Владимир Маяковский - кто?

Маяковский. Я!

В.2 О русском "конквистадоре" современники писали, что он верил в свою миссию поэта-реформатора, обладая при этом неистовым самолюбием.

В.1 Маяковский же обладал самолюбием не меньшим.
Слайд 20. Гумилев
Гумилев Пусть будет стих твой гибок, но упруг,
Как тополь зеленеющей долины,
Как грудь земли, куда вонзился плуг,
Как девушка, не знавшая мужчины.
Уверенную строгость береги:
Твой стих не должен ни порхать, ни биться.
Хотя у музы легкие шаги,
Она богиня, а не танцовщица.
И перебойных рифм веселый гам,
Соблазн уклонов легкий и свободный,
Оставь, оставь накрашенным шутам,
Танцующим на площади народной.
И выйдя на священные тропы,
Певучести, пошли свои проклятья.
Пойми: она любовница толпы,
Как милостыни, ждет она объятья.

Маяковский Я – поэт
я разницу стёр
Между лицами своих и чужих.
И когда, ощетинив в лицо усища-веники,
Толпа навалилась,
Огромная,
Злая,
Я встал на четвереньки и залаял.
Слайд 21. Маяковский и Гумилев
Гумилёв. Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.

В.2 Гумилев был человек простой и добрый. Лишь в тех случаях, когда дело касалось его взглядов на жизнь и на искусство, он отличался крайней нетерпеливостью.

Гумилёв. И я в родне гиппопотама,
Одет в броню моих святынь,
Иду торжественно и прямо
Без страха посреди пустынь.

Маяковский. Я хочу быть понят своей страной!
А не буду понят, так что ж,
По родной стране, пройду стороной,
Как косой дождь...

Гумилев. Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!

Маяковский: Хотите – буду от мяса бешеный.
И, как небо, меняя - тона,
Хотите -
буду невыразимо нежен, –
не мужчина, а - облако в штанах!

В.1 В ответ на эти необычайные предложения зал восторженно загрохотал.
Звук аплодисментов стихает.

В.2 Акмеисты были оскорблены и обижены.

В.1 Ведь ничего подобного не происходило на «их» выступлениях.

В.2 Ни Гумилёву, ни Блоку, ни Кузьмину не устраивали таких сумасшедших, неистовых оваций.
Акмеисты отворачиваются, отходят в сторону.

Маяковский
: Мертвецы какие-то. Хлам! Все до одного, без исключения.
Маяковский уходит со сцены.

В.1 Позже Гумилёв заметил

Гумилёв: А ведь Маяковский очень талантлив. Тем хуже для поэзии. То, что он делает – антипоэзия. Жаль, очень жаль…

В.1 В 1912 году Гумилёв едет с Ахматовой в Италию, у них рождается сын, идёт подготовка к очередной экспедиции в Абиссинию, которая состоится в 1913 году.
Слайд 22. Семейное фото
Гумилёв. Я не знаю этой жизни — ах, она сложней
Утром синих, на закате голубых теней
Я всю жизнь отдаю для великой борьбы,
Для борьбы против мрака, насилья и тьмы.
Но увы! Окружают меня лишь рабы.
Недоступные светлым идеям умы.

В.2 Стихи Гумилёва высоко ценил Александр Блок

В.1 На книге, подаренной Гумилеву, он написал:
Слайд 23. А.Блок
Блок. «В подарок Гумилеву, чьи стихи я читаю не только днем, когда не понимаю, но и ночью, когда понимаю». Странный поэт Гумилев. Все люди ездят во Францию, а он в Африку. Все ходят в шляпе, а он в цилиндре. Ну, и стихи такие. В цилиндре»

Чтецы. Не по залам, не по салонам
Темным платьям и пиджакам —
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.

Я люблю, как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.

И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый
Протестантский прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: Вставай!

Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда,
Все, что смешит ее, надменную,
Моя единая отрада.

Победа, слава, подвиг бледные
Слова, затерянные ныне,
Гремят в душе, как громы медные,
Как голос Господа и пустыне.

Всегда ненужно и непрошенно
В мой дом спокойствие входило;
Я клялся быть стрелою, брошенной
Рукой Немврода иль Ахилла.

Но нет, я не герой трагический,
Я ироничнее и суше,
Я злюсь, как идол металлический
Среди фарфоровых игрушек…

В.2 В 1914 г. Гумилев, единственный из русских писателей, пошел на фронт солдатом (в кавалерию).
Слайд 24.Гумилев на фронте.

В.1 Принимал участие в кампании августа 1914 г. в Восточной Пруссии.

В.2 Был дважды награжден Георгиевским крестом – так оценили его бесстрашие, поистине легендарную храбрость и мужество, о котором затем говорили все без исключения мемуаристы.

В.1 Гумилёв был смелым, отважным разведчиком

В.2 В 1915 г. он был произведен в офицеры
Слайд 25. Война
В.1 Гумилёв писал с фронта о том, что война — это отвратительно, что это бессмысленная бойня, что он полез заниматься не своим делом.

Гумилёв. Пишу тебе из грязнейшей и зловоннейшей чайной. Все эти три месяца, которые был здесь, я участвовал в боевых охранениях, в разведках, и опасность щекочет мою душу с тем же чувством, какое испытывает старый пьяница перед бутылкой очень крепкого коньяка…

В.1 Он обращался в письмах к жене

Гумилев. Дорогая моя Анечка, я уже в настоящей армии. Раненых немало, а раны все какие-то странные: ранят не в грудь, не в голову, как описывают в романах, а в лицо, в руки, в ноги...

В.2 15 декабря 1915 года вышла в свет новая книга стихов Николая Гумилева – «Колчан»
Слайд 26. Сборник «Колчан»

В.1 По замыслу автора, «Колчан» должен был, видимо, собрать в себе « стрелы» -стихи, передающие состояние человека на войне.

Гумилёв. Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.

А «ура» вдали — как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это — мирное селенье
В самый благостный из вечеров.

И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.

Тружеников, медленно идущих,
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.

Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.

Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!»

В.2 В 1917 г. Гумилёв был откомандирован в русские части в Македонии, но большевистская революция застала его в Париже.
Слайд 27. Революция

В.1 В 1918 г. возвращается в Россию, в немалой мере из авантюризма и любви к опасностям.

Гумилёв. Я охотился на львов и не думаю, что большевики много опаснее

В.2 К этому времени многие уже покинули или собирались покидать Россию; Гумилев возвращается на родину, идя навстречу первой волне эмиграции.
Слайд 28. Россия, 1918

В.1 В расцвете творческой активности Николай Гумилев прибыл в послереволюционный Петроград, добившись разрешения на въезд в Советскую Россию через Норвегию.

В.2 Возвратившись в 1918 году в Петроград, Гумилев энергично включается в тогдаш-нюю бурную литературную жизнь, от которой уже длительное время был оторван войной.

В.1 Он читает лекции в Институте истории искусств, ведёт занятия в студии «Живое слово», в Пролеткультуте.

В.2 Он открыто говорит о своих монархический пристрастиях и словно не замечает разительных перемен в стране.

В.1 На просьбы друзей быть поосторожнее говорит, что не собирается притворяться, а в случае чего его всегда защитит имя.
Слайд 29. Церковь

В.2 Гумилёв верит в Бога ревностно. Те, кому случалось гулять с ним по Петербургу, часто замечали: когда начали разрушать храмы, и была атака на религию, Гумилев считал необходимым креститься на каждый крест, который видел на каждой церкви.

Гумилёв. Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Слайд 30. Небеса
В.1 Гумилёв занял очень наивную позицию.

В.2 Он говорил своим друзьям, что с большевиками нужно быть откровенным.

Гумилёв. Я их не люблю, они это знают. И между нами нет ничего непонятного.

В.2 Его поведение было таким вызывающим.

Гумилёв. Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.

Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трем мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик, — конечно тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?

Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят — зеленная, — знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.

В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковер ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла!

Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шел представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий,
И за мостом летит на меня
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.

Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить.

В.1 Он тяжело переживал распад привычного мира.

В.2 Он тяжело переживал распад семьи.

В.1 Но напряженнейшая творческая работа помогла ему залечить душевную рану.
Слайд 31. Ахматова и Гумилев.

Гумилёв. Застонал я от сна дурного (или песня «Отрада» (Ничего не надо:
И проснулся тяжко скорбя; ни тебя, ни счастья не хочу) Малинин)
Снилось мне- ты любишь другого
И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.

Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам темным
Как по руслам высохших рек.

Вот стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.

В.2 Ахматова тоже страдала глубоко. А она жаловалась:

Ахматова. ...Рассветает. И над кузницей
Подымается дымок.
А со мной, печальной узницей,
Ты опять побыть не мог.
Для тебя я долю хмурую,
Долю-муку приняла.
Или любишь белокурую,
Или рыжая мила?
Как мне скрыть вас, стоны звонкие!
В сердце темный, душный хмель.
А лучи ложатся тонкие
На несмятую постель.

Гумилёв. Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним.
Я уеду далеким, далеким
И не буду печальным и злым.

Ахматова. Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Песня на стихи Гумилёва «От слов любви не отрекаюсь» (Ж.Бичевская)

В.1 В год развода Анна Андреевна подарила Гумилёву сборник стихов «Белая стая» с надписью:

Ахматова (протягивает книгу Гумилёву). Моему дорогому другу Н. Гумилёву с любовью (отходит в сторону и читает)
И когда друг друга проклинали
В страсти раскаленной добела,
Оба мы еще не понимали,
Как земля для двух людей мала,
И что память яростная мучит,
Пытка сильных — огненный недуг! —
И в ночи бездонной сердце учит
Спрашивать: о, где ушедший друг? (уходит)

В.2 Каждый из них пошёл навстречу своей трагедии.

В.1 Гумилёв печатает новые стихи, повторно издает ранние сборники. Старается выжить, несмотря на голод и разруху, царящие в стране.

В.2 Работает в издательстве «Всемирная литература», куда был привлечен Горьким и где заведует французским отделом.
Слайд 32. Афиша
В.1 Организует несколько издательств, воссоздает «Цех поэтов», руководит его филиалом — «Звучащей раковиной»; создает петроградское отделение «Союза Поэтов», став его председателем.

В.2 В эпоху войны и военного коммунизма гибнет мир, умирает акмеизм.

В.1 В сущности, оказалось, акмеизм держался на личной дружбе и сплоченности участников. Война и политика нарушили связи, акмеистов раскидало далеко друг от друга. Вокруг Гумилева собиралась новая молодежь.

Гумилёв. Я вожусь с малодаровитой молодежью, не потому, что хочу сделать их поэта-ми. Это конечно немыслимо - поэтами рождаются, - я хочу помочь им по человечеству. Разве стихи не облегчают, как будто сбросил с себя что-то. Надо, чтобы все могли лечить себя писанием стихов...
Слайд 33.Цех поэтов
В.2 Владислав Ходасевич вспоминал

Ходасевич. Я обиделся на Мандельштама, который не сказал мне о возобновлении «Цеха поэзии»

Мандельштам (засмеялся) Не сказал потому, что и нет никакого "Цеха". Блок, Сологуб и Ахматова отказались. Гумилеву только бы председательствовать. Он же любит играть в солдатики. А вы попались. Там нет никого, кроме гумилят.

Ходасевич. Позвольте, а сами-то вы что же делаете в таком "Цехе"?

Мандельштам (сделал очень серьезное лицо) Я пью чай с конфетами.

Ходасевич. Позже в «Доме искусств» (Диске) я встретил Гумилева.

Гумилёв. Я решил воскресить «Цех Поэтов».

Ходасевич. Ну, что же, в добрый час.

Гумилёв. Сегодня у нас второе собрание. Я «кооптирую» Вас в члены «Цеха». Я это делаю на правах самодержавного синдика.

В.1 Через час в маленькой столовой «Диска» началось собрание «Цеха». Гумилев председательствовал.

В.2 Присутствовавшие читали новые стихи. Среди них выделялся Нельдихен.

В.1 Молодой поэт был уверен, что открывает «новые горизонты» и читал:

Нельдихен. Женщины, двухсполовиноаршинные куклы,
Хохочущие бугристо-телые,
Мягкогубые, прозрачноглазые, каштановолосые,
Носящие всевозможные распашонки и матовые висюльки-серьги,
Любящие мои альтоголосые проповеди и плохие хозяйки —
О, как волнуют меня такие женщины!..

В.2 И прочее, в том же роде. Слушатели улыбались. Они не покатывались со смеху только потому, что успели нахохотаться раньше: лирические излияния Нельдихена уже были в славе.
Слайд 34. Гумилев

В.1 После чтения Гумилев произнес очень серьезным тоном

Гумилёв. Глупость доныне была в загоне, поэты ею гнушались, никто не хотел слыть глупым. Это несправедливо: пора и глупости иметь голос в хоре литературы. Глупость — такое же естественное свойство, как ум, и ее можно развивать, культивировать.

В.2 И припомнил два стиха Бальмонта:

Гумилёв. Но мерзок сердцу облик идиота,
И глупости я не могу понять, —
Сам бы я не хотел быть глупым, но я не вправе требовать ума от Нельдихена. Свою глу-пость он выражает с таким умением, которое дается не многим умным. А ведь поэзия — это и есть умение. Следовательно, Нельдихен — поэт, и я обязан это засвидетельствовать.

В.1 В 1920г. Гумилев пишет
Слайд 35. Картина "Думы"

Гумилёв. К искусству творить стихи прибавилось искусство творить поэтический облик, слагающийся из суммы надевавшихся поэтом масок. Их число и разнообразие указывает на значительность поэта, их подобранность – на его совершенство.

В.1 Первые шаги на пути жизнетворчества были сделаны Гумилевым еще в детстве.

В.2 В 10 лет его «поразили слова из Евангелие «Вы Боги», и он решил самосовершенствоваться

В.1 Как утверждал Георгий Иванов, девиз Гумилёва и в жизни и в поэзии был - "всегда линия наибольшего сопротивления".

В.2 Это мировоззрение делало его в современном ему литературном кругу одиноким, хотя и окруженным поклонниками и подражателями, признанным мэтром и все-таки непонятым поэтом.

В.2 Наперекор пиитическому унынию большинства русских поэтов, Гумилев хотел видеть себя "рыцарем счастья".

В.1 Так и озаглавлено одно из предсмертных его стихотворений

Гумилёв. Как в этом мире дышится легко!
Скажите мне, кто жизнью недоволен,
Скажите, кто вздыхает глубоко,
Я каждого счастливым сделать волен.

Пусть он придет! Я должен рассказать,
Я должен рассказать опять и снова,
Как сладко жить, как сладко побеждать
Моря и девушек, врагов и слово.

А если все-таки он не поймет,
Мою прекрасную не примет веру
И будет жаловаться в свой черед
На мировую скорбь, на боль - к барьеру!
Слайд 36. Гумилев

В.2 Замечательный поэт, известный путешественник, профессор Николай Гумилев был арестован 3 августа 1921 года по подозрению в участии в таганцевском заговоре.

В.1 Опровергая официальную версию советских властей о причастности Гумилёва к контрреволюционному заговору, В.И. Немирович-Данченко вспоминал:
Слайд 37. В.Немирович-Данченко

Немирович-Данченко. Николай Степанович не раз говорил мне:

Гумилёв. На переворот в самой России - никакой надежды. Все усилия тех, кто любит её и болеет по ней, разобьются о сплошную стену небывалого в мире шпионажа. Ведь он просочил нас, как вода губку. Нельзя верить никому. Из-за границы спасение тоже не придёт. Большевики, когда им грозит что-нибудь оттуда – бросают кость. Ведь награблен-ного не жалко. Нет, здесь восстание невозможно. Даже мысль о нем предупреждена. И готовиться к нему глупо. Всё это вода на их мельницу.

Немирович-Данченко. Незадолго до своего ареста Гумилёв ещё раз говорил со мной на эту же тему:

Гумилёв. Ждать нечего… Я удивляюсь тем, кто составляет сейчас заговоры... Слепцы, они играют в руки провокации. Я не трус - борьба моя стихия, но на работу в тайных организациях я теперь бы не пошёл.

В.2 Речь не о тайне «дела» Гумилева – речь о трагедии народа, о судьбе русской интеллигенции, неотъемлемой частью которой был Гумилев, о насилии.

В.1 Вот строки из его поэтического завещания «Мои читатели», написанного в год смерти.
Слайд 38. Автограф Гумилева

Гумилёв. Когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать что надо…

А когда придет их последний час,
Ровный, красный туман застелет взоры,-
Я научу их сразу припомнить
Всю жесткую, милую жизнь,
Всю родную, странную землю.

И, представ перед ликом Бога
С простыми и мудрыми словами,
Ждать спокойно его суда.

В.1 27 августа были опубликованы расстрельные списки, в которых значился и Николай Гумилёв.
В.2 Он был расстрелян вместе с еще шестьюдесятью привлеченными по этому делу.

Гумилёв. Я не прожил, я протомился
Половину жизни земной,
И, Господь, вот Ты мне явился
Невозможной такой мечтой. (Гумилёв тушит свечу и уходит)

В.2 Русский писатель Алексей Толстой писал
Слайд 39. А.Толстой

Толстой
. Смерть всегда была вблизи него, думаю, что его возбуждала эта близость. Он был мужественен и упрям. В нем был постоянный налет печали и важности. Он был мечтателен и отважен - капитан призрачного корабля с облачными парусами. В нем соединялись мальчишество и воспитанность молодого человека, кончившего с медалью царскосельскую гимназию, и бродячий дух, и непреклонный фанатизм будущего создателя Цеха поэтов.
Я не знаю подробностей его убийства, но зная Гумилева, - знаю, что стоя у стены, он не подарил палачам даже взгляда смятения и страха. Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель, поэт... Хмурая тень его, негодуя, отлетела от обезображенной, окровавленной, страстно любимой им Родины...

В.1 В марте 1922 года петроградский орган "Революционное дело" сообщил такие подробности о казни участников дела профессора Таганцева:
Слайд 40.Портрет заключенного Гумилева

В.2 "Расстрел был произведен на одной из станций Ириновской ж[елезной] д[ороги]. Арестованных привезли на рассвете и заставили рыть яму. Когда яма была наполовину готова, приказано было всем раздеться. Начались крики, вопли о помощи.

В.1 Часть обреченных была насильно столкнута в яму, и по яме была открыта стрельба. На кучу тел была загнана и остальная часть и убита тем же манером. После чего яма, где стонали живые и раненые, была засыпана землей".

В.2 Георгий Иванов приводит слова Сергея Боброва (в пересказе М. Л. Лозинского) о подробностях расстрела Гумилева:

В.1 " - Да... Этот ваш Гумилев... знаете, шикарно умер. Я слышал из первых рук (т. е. от чекистов, членов расстрельной команды). Улыбался, докурил папиросу... Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление. Пустое молодечество, но все- таки крепкий тип. Мало кто так умирает..."
Слайд 41. Свеча

Песня на стихи Гумилёва «И вот мне приснилось, что сердце моё не болит» (БГ)

Чтецы (читают под музыку Чайковский «Времена года»)
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Презентация на тему: Николай Гумилёв

Рекомендуем посмотреть:

Литературно - музыкальная гостиная, посвященная творчеству Есенина для 10-11 класса Литературно-музыкальная гостиная, 8-9 класс. Русская старина Сценарий литературного вечера для старшеклассников к 100-летию со дня смерти Толстого Внеклассное мероприятие по литературе для 10-11 класса. Творчество Блока

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие для старшеклассников. История русского казачества

Урок мужества в школе. Память экипажа подводной лодки «Курск»

Конпект урока русского языка с презентацией. Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис", 5 класс
Опубликовано: 362 дня назад (12 декабря 2015)
Просмотров: 2478
Рубрика: Сценарии
+1
Голосов: 1
Валерий Григорьевич Вершинин # 13 декабря 2015 в 21:03 0
Анна Павловна! Примите мой голос за разработку сложнейшей и интереснейшей темы Возьму себе в заметки, чтобы ознакомиться с материалом более основательно.
Чайковская Елена # 25 декабря 2015 в 19:32 0
Прелесть. Замечательно. Огромная и кропотливая работа. Очень хочу поприсутствовать на этом мероприятии. Спасибо.