Конкурсы для педагогов и детей

Конпект урока русского языка с презентацией. Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис", 5 класс

Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». 5 класс
Цель: проверить уровень сформированных знаний, умений и навыков по теме «Синтаксис и пунктуация»; повторить изученные пунктограммы; систематизировать полученные знания; закрепить материал; повышать мотивацию к изучению русского языка; развивать речь учащихся; обогащать словарный запас.
Оборудование: презентация, синтаксическое лото, карта сказочной страны "Синтаксис"
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания: чтение сочинений «Страна Синтаксиса и Пунктуации».
На доске карта страны с обозначенными на ней городами: Однородные члены, Обращение, Вводные слова, Прямая речь и т.д.
- Что изучает раздел грамматики синтаксис? Пунктуация?
Слайд 1.
К истории слова. Слово «пунктуация» произошло от латинского слова «точка», «синтаксис» восходит к латинской приставке «син», обозначающей совместимость, совокупность (близка по значению приставке со-), и слову «таксис», этот военный термин означает «колонна, построение, место в строю»; учёные приспособили этот термин к грамматике, т.к. грамматический строй языка требует четкости и порядка.

- Можно ли обойтись без знаний постановки знаков препинания?
Слайд 2. Казнить нельзя помиловать.

2.Синтаксическая разминка: списать текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки), расставить знаки препинания, составить схему предложения.
Слайд 3
За(е,я)вили зап.тые
Мы особы зан.тые
(Не)обходит.ся без нас
Ни диктовка ни ра(..)каз.
Самопроверка работы выполняется по образцу, написанном на доске, или по тексту слайда.
Слайд 4.
Заявили запятые:
«Мы особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ». А: «П».

3.Терминологический диктант:
- предложения, содержащие сообщения (прямая речь),
- разговор двух и более людей (диалог),
- предложение, содержащее повышенную интонацию (восклицательное),
- слово или группа слов, с которыми к кому-либо обращаются с речью (обращение),
- слово, объединяющее однородные члены предложения (обобщающее),
- предложение, в котором есть хотя бы один второстепенный член (распространенное),
- предложение, в котором есть оба главных члена (двусоставное),
- слово или группа слов, выражающие отношение говорящего к высказыванию или указывающие на порядок мысли, источник сообщения (вводное).

Одновременно с терминологическим диктантом у доски учащийся выполняет синтаксический разбор предложения, составляет его схему, объясняет классу.
Наступила осень и потянулись на юг стаи перелётных птиц
(Повеств., невосклиц., ССП, 1)двусост., нераспр.,2) двусост., распр.)

Слайд 5. Буратино
Физпауза. Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся,
Повернулся, обернулся,
Ногу правую поднял, ногу левую обнял,
Сел за парту, не упал!
4. Игра «Синтаксическое лото»
Перед каждым учащимся лежит карточка с пятью предложениями на изученное правило. Учитель (или ученик) называет изученную пунктограмму, ученики находят в карточках предложения с такими знаками препинания и закрывают их подготовленными фишками. Выигрывает тот, кто раньше других (правильно!) закроет свою карточку. Хорошо усвоившие данную тему учащиеся могут быть экспертами – проверять правильность выполнения задания.

Образец карточки
Мальчик, говорят, очень способен к
математике
Мальчик, как тебя зовут?
Трава была зелёная и сочная, потому что шли
частые дожди
Шустрые синички, сойки, суетливые
воробьи – все они прилетали к кормушке Сказки – это произведения устного народного творчества.

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.
Дождь, однако, не прекращался.
Всё было непривлекательно: серое небо, пасмурные дали, низкий остров.
Чтение – вот лучшее учение. - Ты готов к уроку? – спросил учитель.
- Да.
- Иди к доске.

Образец фишек.
Знаки препинания в предложениях, содержащих диалог
Тире между подлежащим и сказуемым Знаки препинания в сложном предложении
Знаки предложения в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения
Знаки препинания в предложениях с прямой речью

5. Исправить ошибки, восстановить справедливость, то есть правильность смысла и пунктуации. Предложения написаны на доске или демонстрируются с помощью слайда.
Слайд 5.
Когда я вечером шел с грохотом и шумом, мимо промчался поезд.
Поезда тут говорят: старожилы ходят очень давно.
Девочка села на скамейку, которая находилась в сквере и ждала подругу.
В нашей деревне много рогатого скота: лошадей, кур, свиней.
- Все ли здесь?
- Нет, здесь только Ваня, Миша, Маша, Настя, Дима еще не пришли.

- К чему могут привести подобные курьёзы? Зачем нужно владеть навыками постановки знаков препинания?

6. Работа с текстом.
Прочитайте текст. Перескажите. К какому типу речи он относится? Какова тема текста? Озаглавьте его.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. ИЛИ: напишите изложение.
Слайд 6.
У кажд… ученика наверное есть сундучок где хр.нятся сокровищ. школьников.
В узеньких отд.лениях ждут своей очереди и.ти на работу полезные вещи к.рандаш? руч.ка ластик. Они об.зательно пот.ряются если их хранить без сундуч.ка. Имя его извес.но всем. Это пенал. Называет.ся он так в честь пёрышек которые там прятали. На латинском языке ПЕРО будет «пенна». Пенал это перохранилище. Раньше в нём лежали только перья но потом туда стали класть и другие предметы для письма и рисования. А название сохранилось.

Взаимопроверка происходит по образцу, написанному на доске или слайде.
Слайд 7.
У каждого ученика, наверное, есть сундучок, где хранятся сокровища школьников.
В узеньких отделениях ждут своей очереди идти на работу полезные вещи: карандаши, ручка, ластик. Они обязательно потеряются, если их хранить без сундучка. Имя его известно всем. Это пенал. Называется он так в честь пёрышек, которые там прятали. На латинском языке ПЕРО будет «пенна». Пенал это перохранилище. Раньше в нём лежали только перья, но потом туда стали класть и другие предметы для письма и рисования. А название сохранилось.

Ребята выставляют друг другу оценки (нормы оценок даются учителем)
Слайд 8. Нормы оценок

Домашнее задание: подготовиться контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация», индивидуально (сильным ученикам): подготовить устно рассказ о происхождении слов КАНИКУЛЫ, ЛИЦЕЙ, ПОРТФЕЛЬ.
Презентация на тему: Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Литературный вечер для старшеклассников с презентацией. Конквистадор Николай Гумилёв | Сценарий литературного вечера для старшеклассников к 100-летию со дня смерти Толстого
Опубликовано: 357 дней назад (12 декабря 2015)
Просмотров: 1400
+1
Голосов: 1
Валерий Григорьевич Вершинин # 13 декабря 2015 в 20:50 0
Анна Павловна! Мне понравился ваш конспект: упражнения с выдумкой способствуют закреплению темы, развивают внимание и орфографическую зоркость в непростой теме "Синтаксис". Хорошо, что приводите этимологию слова. Примите мой голос
Чайковская Елена # 25 декабря 2015 в 19:28 0
Анна Павловна,здравствуйте. Я очень заинтересовалась вашим уроком. Спасибо. В такой непростой теме прослеживается ваше творчество и любовь к предмету. Спасибо.