Конкурсы для педагогов и детей

Сценарий литературного вечера для старшеклассников к 100-летию со дня смерти Толстого

Литературный вечер в школе, посвященный 100-летию со дня смерти Л.Н.Толстого. Сценарий
Цель: воспитывать чувство патриотизма, художественный вкус учащихся; пропагандировать любовь к Родине, истории и родной литературе; развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: журнальный стол, проектор, портрет писателя.
Музыка Слайд «Портрет Л.Н.Толстого»
В.1 Лев Николаевич Толстой… Как много в этом имени для русского человека!
В.2 Толстой принадлежит к числу величайших писателей мира.
В.1 Его отличали широчайшие познания в самых различных областях.
В.2 В истории и философии
В.1 Политэкономии, дипломатии и военном искусстве
В.2 Устном народном творчестве, музыке, живописи
В.1 И конечно же, в художественной литературе
В.2 Утверждение «гений –это труд» полностью относится к Толстому, который, по воспоминаниям современников, был беспощаден к себе.
В.1 «Это имя, - писал Александр Иванович Куприн, - было как будто магическое, объединяющее слово, одинаково понятное на всех долготах и широтах земного шара»
Слайд «Портрет А.И.Куприна»
В.2 И сегодня весь мир почтительно склонил головы, вспоминая, что 100 лет назад ушел из жизни этот великий мастер
В.1 Но с наибольшим трепетом вспоминаем Льва Николаевича мы, севастопольцы
В.2 Потому что этот человек защищал наш город в дни Крымской войны 1853-56 гг
В.1 Потому что воспел Севастополь в цикле своих рассказов.
В.2 Льву Николаевичу Толстому и «Севастопольским рассказам» посвящается…
Слайд «Портрет Л.Н.Толстого работы Дехтяревой»
В.1 Всмотритесь в мужественное, мудрое лицо великого русского писателя.
В.2 Есть что-то былинное, богатырское в его облике.
В.1 Невольно вспоминаются слова Ленина, сказанные о Толстом
Слайд «Портрет Ленина»
В.2 «Какая глыба, а? Какой матёрый человечище! Кого в Европе можно поставить рядом с ним? Некого»
В.1 Но во время Крымской кампании писатель выглядел совсем не так
Слайд «Л.Н.Толстой. Снимок 1856 г» (выходит Толстой и садится за журнальный столик, раскладывая бумаги)
В.1 На обратной стороне фотографии рукой Толстого написано:
Слайд «Надпись на фотографии»
Л.Н.Толстой «Прошу любить и жаловать: поручик артиллерии Лев Николаевич Толстой, двадцати семи лет отроду»
В.2 Так выглядел писатель, когда прибыл в наш город 7 (19) ноября 1854 г. . Шел второй месяц героической обороны Севастополя…
Слайд-шоу о Севастополе в 19 в
В.1 С Северной стороны перед ним открылась панорама раскинутого на холмах, разделенного бухтами города. Солнце освещало светлые здания, кое-где разрушенные обстрелами, из воды торчали мачты затопленных кораблей.
В.2 Вспоминая о чувствах, владевших им в те минуты, Толстой писал в рассказе «Севастополь в декабре»:
Л.Н.Толстой «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и, чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...»
В.1 Толстой намеревался издавать в Севастополе «Военный листок», чтобы содействовать улучшению дел в армии и противостоять лжи об этой войне.
Л.Н.Толстой «…Я просился в Крым отчасти для того, чтобы видеть эту войну… а больше из патриотизма», «война идёт не за город, а за родину»
В.2 Чтобы иметь на издание журнала деньги, писатель в 1854 г. продал родительский дом, находившийся в Ясной Поляне.
Слайд «Дом в Ясной Поляне»
В.1 Николай 1 издание журнала не разрешил.
В.2 Так появился замысел севастопольских рассказов.
Л.Н.Толстой «Напишу Севастополь в разных фазах..»
Слайд «Повести Л.Н.Толстого о Севастополе»
В.1 10 (22) ноября 1854 года 26-летний подпоручик артиллерии Лев Толстой был назначен младшим офицером в 3-ю легкую батарею 14-й артиллерийской полевой бригады.
В.2 Батарея в это время находилась в резерве и не принимала участия в боях. У Толстого появилось свободное время.
Слайд «Фотографии Севастополя 1854г.»
В.1 За несколько дней он сумел осмотреть весь город, побывать на бастионах и различных укреплениях, поговорить с рядовыми воинами и руководителями обороны.
Чтение отрывка из рассказа «Севастополь в декабре»
В.2 Свое мнение о Севастополе, моральном состоянии русских войск, их стойкости, историческом значении Севастопольской обороны Толстой изложил в письме брату Сергею Николаевичу в ноябре 1854 года:
Л.Н.Толстой «Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Мне не удалось ни одного раза быть в деле, но я благодарю Бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время».
В.1 В 1855 году, вскоре после Нового года, Толстой был переведен из 3-й батареи 14-й артиллерийской бригады в 3-ю легкую батарею 11 бригады, которая стояла на Бельбекских позициях, недалеко от Севастополя.
В.2 Лев Николаевич был разочарован своим переводом. Он рвался в бой, жаждал деятельности, искал применения своим силам и энергии, а оказался в тылу и в сражениях не участвовал.
В.1 В одну из своих поездок в Севастополь, в ночь с 10 (22) на 11(23) марта 1855 года, Толстой добровольно без разрешения начальства принял участие в ночной вылазке с Камчатского люнета под руководством генерала С.А.Хрулева.
Чтение отрывка из рассказа «Севастополь в мае»
В.2 Весной 1855 года, когда враг готовился к штурму и за 4-й бастион шли самые ожесточенные бои, сюда была переброшена 3-я легкая батарея 11-й артиллерийской бригады, в которой служил Толстой.
Л.Н.Толстой Это была большая изрытая площадка, окруженная со всех сторон турами (корзинами с землей), насыпями, погребами, землянками и платформами, на которых стояли чугунные орудия.
Слайд-шоу «Исторический бульвар»
Л.Н.Толстой «Впереди себя на крутой горе видите какое-то черное, грязное пространство, изрытое канавами, и это-то впереди и есть 4-й бастион».
В1 Подпоручик Л.Толстой дежурил на Язоновском редуте полтора месяца: с 1 (13) апреля по 14 (26) мая 1855 года, меняясь через четверо суток с другими офицерами батареи. Иногда из-за убыли офицеров приходилось стоять по две вахты подряд.
Л.Н.Толстой «Одно из двух, или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания»
В.1 4 августа 1855 г. состоялось сражение на речке Черной. Данное по воле царя, вступившего на престол и желавшего ознаменовать это событие победой, бессмысленное, оно было позорно проиграно.
Л.Н.Толстой «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, совершающемся передо мною и влекущем за собой погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества»
В.2 Армия и Толстой, принимавший в нем участие, были возмущены ненужностью боя. Это сражение окончательно решило судьбу Севастополя: город был оставлен противнику.
Слайд «Фотографии разрушенного Севастополя»
Л.Н.Толстой «Я плакал, когда увидел город, объятый пламенем, и французские знамена на наших бастионах»
В.1 О последних днях Севастополя 25-27 августа повествует рассказ «Севастополь в мае»
Чтение отрывка
В.2 Современники воспринимали «Севастопольские рассказы» как корреспонденции с театра военных действий, как правдивый исторический документ
В.1 Для нас это ещё и свидетельство героической судьбы родного города, напоминание об ужасах войны
Чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны»
В.1 Падение Севастополя оставило неизгладимый след в душе Толстого. В 1902 г во время тяжелой болезни, находясь здесь, в Крыму, Лев Николаевич в бреду повторял: «Севастополь горит! Севастополь горит!»
В.2 «За нахождение во время бомбардирования на Язоновском редуте четвертого бастиона, хладнокровие и распорядительность действий против неприятеля Толстой был награжден орденом св.Анны 4-й степени с подписью «За храбрость».
Слайд «Орден св.Анны»
В.1 Позднее он получил серебряную медаль «За защиту Севастополя» и бронзовую медаль «В память войны 1853-1856 гг.».
Слайд «Медаль «В память войны 1853-1856 гг»
В.2 Любовь к своей родине немыслима без любви к родной литературе
В.1 Без возрождения национального самосознания невозможно преодолеть нынешнее «смутное время»
Слайд «Фотография Л.Н.Толстого»
Л.Н.Толстой «Велика моральная сила русского народа… Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастий России, оставит надолго следы в ней…»
(Толстой собирает бумаги, разложенные на столике и уходит)
В.2 Только тогда люди с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных, когда будут помнить подвиг своих соотечественников
Музыка

Рекомендуем посмотреть:

Литературно - музыкальная гостиная, посвященная творчеству Есенина для 10-11 класса Литературный вечер для старшеклассников с презентацией. Конквистадор Николай Гумилёв Внеклассное мероприятие по литературе для 10-11 класса. Творчество Блока Сценарий городской краеведческой игры для школьников 5-7 класса
Конпект урока русского языка с презентацией. Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис", 5 класс
Опубликовано: 336 дней назад (7 января 2016)
Просмотров: 629
Рубрика: Сценарии
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!