Конкурсы для педагогов и детей

Мастер – класс по рисованию для начальной школы. Фрактальный рисунок

Мастер - класс для младших школьников "Разноцветные кусочки" (фрактальный рисунок).

Автор: Огонькова Анна Сергеевна, воспитатель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2 г.о. Электросталь Московской области», г. Электросталь.
Мастер – класс рассчитан на работу с детьми любой возрастной категории. Может быть использован в работе с педагогами или родителями. Выполнив рисунок в данной технике, можно прекрасно украсить интерьер дома или подарить картину друзьям. Работая по данному мастер - классу, Вы получите массу удовольствия и испытаете творческий подъем!
Назначение: создание в технике «Фрактального рисунка» художественного произведения.
Задачи:
• знакомство с новой техникой рисования;
• развитие самовыражения и самопознания через творчество;
• расслабление и снятие эмоционального напряжения;
• создание коллективных или индивидуальных поделок;
• применение приёмов арт – терапии для коррекции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья;
• развитие мелкой моторики.
Фрактальный рисунок.
Авторы метода - Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов. Их методу фрактального рисунка уже более 20 лет. За это время с методом познакомились тысячи людей.
По книге авторов:
"Особенно значимым был день 14 июля 1991 г. К этому времени уже сложилась технология фрактального рисунка как теста.
Для его выполнения всем слушателям было предложено взять одинаковые листы ватмана (формат А4).
Чтобы исключить влияние сознания на рисунок, в момент выполнения всем тестируемым было предложено закрыть глаза. И, не отрывая руки от листа, в течение 45—60 секунд водить шариковой ручкой по листу, стараясь заполнить большую его часть.
На занятии присутствовало сорок девять человек — взрослые и дети. Самому старшему слушателю семинара было 56 лет, самому молодому — 6 лет.
Процесс выполнения рисунка с закрытыми глазами походил на удивительное таинство. Было любопытно наблюдать за тем, как все происходит.
Наконец положенные 60 секунд окончились. Все открыли глаза, посмотрели на свои рисунки, и в зале раздался дружный хохот. С тех пор такая реакция тестируемых повторяется уже в течение десяти лет.
То, что было изображено у каждого на листе, действительно вызывало смех. У всех рисунки были разные: у одних прямоугольные ячейки, у других треугольные, у кого-то линии плавные, а у кого-то угловатые, иногда сплошные петли и круги.
Затем слушателям предложили раскрасить полученный рисунок. Чтобы исключить осознанное влияние на выбор цвета, договорились: карандаши и фломастеры брать только с закрытыми глазами.
Когда все рисунки были закончены, участники семинара увидели целую галерею состояний человека».
Основа метода - принцип фракталов и фрактальности как таковой. Рисунок здесь считается продолжением человека, его малой частью, проекцией. И эта малая часть отражает большое целое - человека. Глядя на рисунок, можно диагностировать состояние его автора.
Для работы необходимо:
набор цветных карандашей, фломастеров и ручек как можно большего количества цветовых оттенков; лист ватмана формата А4; шариковая ручка черного или темно-синего цвета.
Притча «Карандаш»
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.
Пошаговый процесс работы:
1. Собираем необходимые материалы для работы.

2. Располагаем лист перед собой горизонтально. Устанавливаем шарик ручки в любой точке листа. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 45 – 60 секунд.

3. Закрыв глаза, выбираем карандаш. При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Если же ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали, тогда можно. Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо некоторое количество ячеек.

4. Закрыв глаза, выбираем следующий карандаш. Закрашиваем не соприкасающиеся ячейки.

5. Закрыв глаза, выбираем следующий карандаш. Закрашиваем не соприкасающиеся ячейки.




6. Наша картина «Разноцветные кусочки» готова.


7. Этот рисунок не только поможет снять эмоциональное напряжение во время творчества, позволит провести диагностику эмоционального состояния (Приложение 1), но и украсит интерьер. Ваша картина неповторима!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
РАСШИФРОВКА ФРАКТАЛЬНОГО РИСУНКА
1. АНАЛИЗ И РАСШИФРОВКА ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ ВО ФРАКТАЛЬНОМ РИСУНКЕ, НАЧИНАЕТСЯ С ЛИНИЙ.
Четко прочерченная линия — уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.
Нажим при проведении линии не везде одинаковый — чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.
Слабо прочерченные линии — болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе.
Резкие, угловато прочерченные линии — эмоциональное напряжение, стрессовое состояние.
Линии с плавными переходами — гармоничное, стабильное состояние.
Расположение линий по концентрическому кругу, кругообразный повтор в рисунке — склонность к навязчивым состояниям, неврозам.

2. РАЗМЕР И КОНФИГУРАЦИЯ РИСУНКА
Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) — с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой — склонность к эгоцентризму.
Средний размер (около 2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка — чаще всего это показатель уравновешенного характера.
Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, — нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания. Прямоугольная форма периметра рисунка — прямолинейный, зачастую сложный характер.
Конфигурация рисунка с причудливо выраженными "хвостиками" по его периметру — яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера.

3. ЯЧЕЙКИ. КОНФИГУРАЦИЯ И РАЗМЕРЫ.
Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) — говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.
Большое количество крупных ячеек — добрая открытая натура.
Большое количество средних ячеек — исполнительность, аккуратность, педантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.
Большое количество мелких ячеек — закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.
Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм — рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.
Большое количество геометрических форм — ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.
Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки — эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.

4. ПЯТНА
Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки — наличие качества "формирователя" событий (о чем человек думает, то и происходит).
Любое небольшое черное пятно — свидетельство начала изменения событий в настоящем времени.
Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета — энергетический голод (нежеланный труд, работа вхолостую).
Большое локальное темное пятно — острая проблема личного характера.

5. ХАРАКТЕРНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ АКЦЕНТЫ
Большие ячейки красного цвета — предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность.
Заметное количество красных пятен среднего размера — напряженность, неустойчивые эмоции.
Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета — долго не решаемые проблемы межличностных отношений.
Большое количество оттенков зеленого цвета — природная способность организма к саморегуляции.
Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета — тревожное состояние, агрессия, острый стресс.

6. ЦВЕТ
Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка — высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность.
Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета — говорят о значительной не востребованности природных особенностей.
- Лимонно-желтый — цвет педагога, учителя.
- Цыпляче-желтый — цвет "ретранслятора", передатчика информации, комментатора.
- Зеленый цвет всех оттенков - цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству.
Голубой — цвет спокойной энергии.
Синий и темно-синий — цвет холодной равнодушной энергии.
Сиреневый — цвет сильной энергии.
Фиолетовый — цвет фонтанирующей энергии.
Лиловый — цвет мощной, неуправляемой энергии.
Розовый — цвет теплой энергии.
Алый, малиновый — цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги.
Густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый - цвет силы, агрессивной энергии.
- Оранжевый цвет — цвет жизненной, сексуальной энергии.
- Светлые оттенки (золотистый, бежевый, охра, песочный) коричневого цвета — цвет чистой энергии, святой энергии.
- Коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).
- Темно-коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).
- Серый цвет — цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами — пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.
- Черный цвет — цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.

Рекомендуем посмотреть:

Рисование натюрморта в начальной школе поэтапно Рисование фруктов с пошаговыми фото для детей начальной школы. Мастер-класс Как нарисовать дельфина поэтапно с фото Контрастная живопись в начальной школе. Морской пейзаж пошагово с фото
Опубликовано: 362 дня назад (15 декабря 2015)
Просмотров: 1080
+3
Голосов: 3
Александр Семенович Жбанов # 15 декабря 2015 в 19:51 +2
Анна Сергеевна, здравствуйте! Неплохое начало для новичка! Будет еще лучше, если Вы выполните некоторые рекомендации. Напишите "Цель" мастер-класса. Боюсь, Вы переусердствовали с притчами, приложениями. Конечно же интересно и поучительно, но, если они скопированы с интернета, то это не поощряется. Лучше для этого посвятить отдельную статью. Удалите ссылку на другой сайт в конце материала, это запрещено.Удалите лишние знаки, типа  . Отредактируйте шрифт, лишних пробелов не должно быть. Сам мастер-класс очень даже хороший, все понятно, результат впечатляет! Примите голос! Удачи Вам, Анна Сергеевна!
Анна Сергеевна Огонькова # 17 декабря 2015 в 15:06 +1
Спасибо! Ошибки исправлю.
Анна Сергеевна Огонькова # 17 декабря 2015 в 15:21 0
Попробовала сейчас что - то изменить, но не смогла! Время на редактирование вышло! Не могу выполнить, к сожалению, Ваши рекомендации!Скажите,пожалуйста, я не могу теперь рассчитывать на Свидетельство о публикации?
Александр Семенович Жбанов # 17 декабря 2015 в 20:33 0
Сожалею, но все надо делать вовремя, на редактирование дается всего три часа после загрузки материала. Вы сразу не отреагировали на мои советы.....
Анна Сергеевна Огонькова # 21 декабря 2015 в 21:58 0
Спасибо за ответ! Теперь буду знать и постараюсь в следующий раз не опоздать
Ольга Станиславовна Средина # 15 декабря 2015 в 20:03 +1
Очень понравилась разработка. Особенно философская притча о карандаше. У меня в копилке такой еще не было!
Анализом рисунков я не занимаюсь специально - это прерогатива психологов. Но литературу тоже собираю. И по трактованию линий и по расшифровке цветовых предпочтений.
Чем-то подобным мы детьми занимались на магнитных досках. Рисовали с закрытыми глазами, а потом дорисовывали получившиеся каракули. Море фантазий и позитива!А в цвете делали так: я обводила 4 - 5 изображений различных животных, насекомых, птиц на А5 (пол-альбомного листа), а дети цветными карандашами разукрашивали каждое каким-либо цветом по желанию. Смысл - не в выявлении цветовых предпочтений, а в появлении неожиданных новых цветов при двойном или даже тройном наложении цвета на цвет.
Вам, безусловно - голос!
Анна Сергеевна Огонькова # 17 декабря 2015 в 15:09 0
Спасибо! Сама не один раз использовала этот рисунок с детьми, и каждый раз - хороший результат.
Любовь Петровна Питерская # 15 декабря 2015 в 22:16 +1
Анна Сергеевна, добрый вечер! Замечательный мастер-класс! С необычной техникой Вы нас познакомили и заинтересовали. С удовольствием голосую!
Ольга Александровна Соколова # 15 декабря 2015 в 22:33 +1
Анна Сергеевна ,с удовольствием посмотрела Ваш мастер-класс! Я работаю с детьми с ОВЗ. С удовольствием попробовала необычную технику рисования в своей дополнительной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми подготовительной группы. Детям очень понравилось. Действительно, эта техника способствует снятию эмоционального напряжения и коррекции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребят так увлекло рисование, что они используют его в любое свободное время. Большое спасибо!
Зоя Голованова # 17 декабря 2015 в 09:27 0
Спасибо за такую интересную статью. У нас в саду применяют данную методику, даже совместно с родителями, и действительно - это увлекательное рисование, а если еще включить спокойную музыку, расслабляющую, то задача:снижение эмоционального напряжения - будет решена. Приложение очень хорошее, я даже и не знала, что эти рисунки можно интерпретировать.
Тамара Михайловна Лавренко # 23 декабря 2015 в 11:44 0
Очень понравилась тема"Фрактальный рисунок".Спасибо, Вам,большое.Интересная притча про карандаш.
Анна Сергеевна Огонькова # 24 декабря 2015 в 10:22 0
Спасибо!!!!